открытый урок по русскому языку "Слова обозначающие действия предметов" 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Сабитова Рафися Гафаровна

Урок по русскому языку во  2 классе на тему "Слова ,обозначающие действия предметов ".Программа "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по русскому языку

«Понятие о словах, обозначающих

действие предмета»

2 класс

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной  информации по теме « Глагол», применяя её в знакомой и новой учебной ситуации.

 Задачи:

  1. Образовательные: Создать условия для:
  • осознания и осмысления детьми задач, приводящих к формированию понятия  «глагол»;
  • углубления представлений учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих действия предметов;
  • распознавания учащимися новой части речи;
  • закрепления умения правильно ставить вопросы к словам.

2. Развивающие:  Создать условия для:

1) расширения зоны ближайшего развития учащихся;

2) развития:

  • мыслительных операций классификации,  анализа, сравнения, обобщения; познавательных способностей учащихся;
  • навыков грамотного письма;
  • коммуникативных и рефлексивных навыков.

          3. Воспитательные:  Создать условия для воспитания:

  • интереса к предмету;
  • учебной активности;
  • культуры труда на уроке;

4. Здоровьесберегающая: Создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся через:

  • эмоциональный настрой на урок;
  • оздоровительные упражнения для снятия утомляемости;
  • наблюдение за правильной посадкой учащихся.

Методы ведения урока:

  • частично-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • парная;

       индивидуальная.

Приёмы активизации познавательной деятельности:

  • самоцелеполагание;
  • самоконтроль;
  • самооценка и взаимооценка;
  • самокоррекция.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран,  картинки на зимнюю тему, карточки для индивидуальной работы, учебник русского языка для 2 класса Т.Г. Рамзаева.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Чистописание

Письмо буквы М,м.

-Дети, сели правильно ,тетрадка на парте лежит наклонно ,соблюдаем высоту букв,наклон .

-Что вы знаете про эту букву?(Она согласная, звонкая ,непарная,может быть и мягкой и твёрдой.)

2. Минутка поэзии.

- Дети, посмотрите на эту картинку.(Слайд№1.)

- Зима.

По ветвям гуляет

дедушка – мороз,

иней рассыпает

по ветвям берез.

3. Словарно-орфографическая работа.

- Посмотрите на рассыпанные буквы.

                                     

                                              М

                                  О                         З

                                            О                            

                                                       Р

- Какое слово можно составить из них? (мороз)

- Какое это слово?(словарное)

- Давайте запишем его с новой строчки с маленькой буквы.

- Сколько слогов в этом слове? (два)

- Сколько букв? (пять)

- Сколько звуков? (пять)

- Сколько гласных? (две)

- Сколько согласных? (три)

4. Повторение пройденного материала.

- Прочитайте пословицы о морозе.(Слайд№2)

Береги нос в сильный мороз.

Мороз не велик, а стоять не велит.

- Запишите первую пословицу, но при этом вы должны вставить некоторые буквы.

Береги нос в сил_ный моро_.(Слайд№3)

- Какую букву вы вставили в слове сильный? (ь)

- Какую роль он выполняет в этом слове? (обозначает мягкость предшествующей согласной)

- Какую букву вы написали на конце слова мороз? (з)

- Докажите (морозы, морозит).

- На какой вопрос отвечает слово мороз? (Что?)

- Что обозначают слова, отвечающие на вопросы Кто? или Что? (предметы, имена существительные) 

5. Работа над новым материалом.

- Прочитайте слова, которые вы видите на экране(Слайд№4)

блестит

летит

снежинка

сверкает

- Какое слово лишнее? (снежинка)

- Почему? (обозначает предмет, все остальные слова обозначают действие предмета)

- На какой вопрос отвечает слово снежинка? (Что?)

- Что делает снежинка? (блестит, летит, сверкает)

- На какой вопрос отвечают эти слова? (Что делает?)

- Давайте запишем предложение о том, что делает снежинка. (Снежинка блестит, летит, сверкает.)

- Поставьте запятые между словами, обозначающими действие предмета.

- Посмотрите на экран(Слайд№5) и проверьте, так ли вы написали предложение.

- Посмотрите, сколько изящных снежинок на доске. Они приготовили вам сюрприз. Для этого надо повернуть снежинки обратной стороной.

(на каждую снежинку наклеена буква – ГЛАГОЛ)

- Что обозначает глагол?

Вывод на экране(Слайд№6)Слова отвечающие на вопрос Что делает? называются глаголами.

- А, только ли на такой вопрос отвечают глаголы?

На экране вопросы:(Слайд№7)

Что делать?

Что делает?

Что делал?

Что будет делать?

Что сделал?

Что сделает?

6. Физминутка.

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замерз,

Надо ножками потопать

(Топают ногами,)

И ладошками похлопать.

(Хлопают себя ладонями по плечам.)

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

(Поднимают руки над головой.)

Будем их ловить руками

(Делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

И покажем дома маме.

(Вытягивают руки ладонями вверх, как будто протягивая что-

то.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

(Разводят руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги,

(Ходьба на месте с высоким подниманием колен.)

Мы идем, идем, идем (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом.

(Дети садятся на свои места.)

- Какие действия вы выполняли? (Мы топали,хлопали,поднимали руки.)

- Что обозначают эти слова? (действия предметов, глаголы)

- Теперь снова за работу.

- Как сказать одним словом?

Хозяин лесной

просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Сильный ветер со снегом? (Метель)

На дворе горой,

а в избе водой.

(Снег)

- Будем записывать эти слова в левый столбик с маленькой буквы.

- Что написали на конце слов медведь и метель? (ь)

- Что он обозначает? (мягкость предшествующих согласных)

- Какую букву написали на конце слова снег? (г)

- Докажите. (снега)

- Давайте подберем к словам записанным в левый столбик слова, обозначающие действие предмета.

                                Медведь                       спит

                                Метель                         метет

                                Снег                           кружится

- Какая орфограмма встретилась в слове кружится? (сочетание ЖИ)

- Что обозначают слова первого столбика? (предметы, имена существительные)

- Что обозначают слова второго столбика? (действия предметов, глагол)

7. Работа с учебником.

Стр. 130-131, упражнение 251.

 - Отгадайте загадку.

То по лесу кружит,

то в поле свистит,

но мы не видали,

каков он на вид.

В открытые окна

нежданно влетит,

то что-то прошепчет,

то вдруг загудит.

(Ветер)

-Найдите слова, которые называют действия предметов. (кружит, свистит, не видали, влетит, прошепчет, загудит)

- На какие вопросы они отвечают?

- Спишите первое четверостишие. Подчеркните слова, обозначающие действия предметов двумя чертами.

На экране вывод:

Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы Что делать?, Что делает?, Что делал?, Что будет делать?, Что сделал?, Что сделает? – это глаголы.

- Приведите примеры глаголов на любую тему.

Работа с карточками.

У каждого учащегося карточка.

- Соедините линией предметы с действиями, которые они выполняют.

заяц

снежок

еж

деревья

мороз

спят

прыгает

трещит

сверкает

уснул

снегирь

птицы

снег

сугробы

волк

улетели

намело

скрипел

рыщет

клюет

Трем ученикам я дала карточки с заданиями повышенной трудности.

  1. Найдите и укажите глаголы.

В декабре снег покрыл землю, наступила настоящая зима.

Белка от мороза спряталась в зимнее гнездо.

  1. Найдите и укажите глаголы.

Вьюги намели большие сугробы снега.

Ель накинула снежную шаль.

Деревья и кусты укрылись хлопьями снега.

3.      Найдите и укажите глаголы.

Мышка выскочит на снег, оставит бусинки следов и опять спрячется под снег к себе.

Мороз сковал реку льдом.

Работа по учебнику.

Стр.131, упражнение 252 (устно).

- Найдите слова, которые обозначают действия предметов.

8. Развитие речи(работа парами: на партах сюжетные картинки про зимние игры детей)

- Составьте предложения о зимних играх  по картинкам. (устно)

9. Подведение итога урока.

10. Оценки

11. Домашнее задание.(Слайд №8)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4-м классе. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Этот урок является продолжением изучения темы «Как связываются слова друг с другом в речи?».Тип урока - решение частных  задач. На уроке ученики наблюдают и делают выводы, что взаимной ...

Открытый урок по русскому языку в 1-ом классе по теме " Знаки препинания в конце предложения".

Данный урок был представлен на семинаре учителей ВАО города Москвы в 2009 году при обучении детей разных национальностей в одном классе и получил высокую оценку педагогов....

Открытый урок по русскому языку "Имя прилагательное" 2 класс.

Самоанализ открытого урока по русскому языку, проведенного в 2 А классе по теме: « Имя прилагательное».  23 января 2012 годаМушникова О.А. МОУ Гимназия № 18. Конспект урока по теме...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «Б» классе учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 Яковлевой Л.В. Тема « В гостях у частей речи»

Тема « В гостях у частей речи»Цель:·         Формировать умение распознавать части речи.·         Совершенствовать умени...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.» учитель начальных классов Тотикова И.Х.

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова,формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.Тип урока: открытие новых  знаний.Задачи:...