Урок русского языка в классе-комплекте (2/4 классы)
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Урок русского языка в классе-комплекте (2/4 классы) - сценарий урока и презентация. Тема урока во 2 классе: Закрепление по теме: "Безударная гласная в слове", тема урока в 4 классе: Закрепление по теме: "Склонение имён существительных".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Резниченко Елена Ивановна,

МБОУ ОШИ ООО ЗАТО г. Североморск

учитель начальных классов

Открытый урок русского языка

в классе-комплекте (2, 4)  компенсирующего обучения

Тема. 2 класс 

Закрепление по теме: «Безударная гласная в слове».

4 класс

Закрепление по теме: «Склонение имён существительных». 

Цель:  (2 класс) обобщить знания детей о правописании безударных  гласных в корне, формировать умение подбирать проверочные слова, развивать орфографическую зоркость, внимание, речь  учащихся, корректировать память, произвольное внимание, логическое мышление, двигательную сферу на основе аналитико-синтетической деятельности, зрительное  восприятие, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Цель: (4 класс) закрепить знания у обучающихся о  падежах, падежных окончаниях,   склонениях имён существительных; развивать  навыки грамотного письма; корректировать память, произвольное внимание, логическое мышление, двигательную сферу на основе аналитико-синтетической деятельности, зрительное  восприятие, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: учебник, тетрадь, доска, карточки с загадками, карточки со словосочетаниями, медиаустановка, снежинки, иллюстрация снеговика.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Психологический настрой на урок.

Учитель:

Прозвенел звонок веселый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

  1. Сообщение темы и цели урока (1-й слайд презентации).

2 класс 

Закрепление по теме: «Безударная гласная в слове».

4 класс

Закрепление по теме: «Склонение имён существительных». 

  1. Разминка.

Учитель:  - Прикрыли глазки и мысленно сказали: «На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё видят. Уши чутко слушают и всё слышат. Голова хорошо работает».

- Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок!

- Прежде чем мы запишем число и классную работу в тетрадь, давайте  разогреем наши пальчики, выполнив пальчиковую гимнастику. - А теперь откроем тетради, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме.

2 класс! Запишем  цифрами дату: 22 декабря.

4 класс! Запишем словами: Двадцать второе декабря.

Все дети пишут:  Классная работа.

Пропишите буквы и сочетания букв по образцу. Покажите сигнал.

  1. Словарная работа.

Учитель: Слова спокойно жили в книжке,

                  Но книжку вдруг прогрызли мышки.

                  От слов начала откусили

                  И книжку в норку утащили.

2 класс (слова написаны на доске)

…роз, …бята, …рока, …рошо, …ведь.

4 класс (слова написаны на доске)

...рога, ...поги, …роз, …рона, …рёза.

Учитель: Ребята! Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные слоги. Закончив работу, покажите сигнал.

(По одному ученику работают у доски, используя карточку с записанными слогами).

2 класс, поставьте в словах ударение, поделите на слоги вертикальной чертой.

Вопрос для 4 класса: какой частью речи являются записанные вами слова?

Слад №2

Какие грамматические категории имеет имя существительное?

(дети называют)

Какие категории являются постоянными?

Что такое склонение?

2 класс! Как называется гласный, на который падает ударение?

               Он находится в сильной позиции? Какой гласный находится в                     слабой позиции?

  1. Закрепление знаний по изученным темам.

Учитель: Ребята, отгадайте загадку.  (3-й слайд презентации)

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?

 Учитель: правильно, зима. Мы сегодня весь урок будем говорить о зиме, зимних месяцах и зимних забавах.

Вопрос для 2 класса. Какую букву нужно написать в слове зима? Докажите.

Как проверить безударный гласный в слове?

(ответы детей)

2 класс: запишите в тетрадь слово зима. Поставьте ударение, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный, напишите проверочное слово.

4 класс: найдите имя существительное в единственном числе. Запишите это существительное в словосочетании.

 Обучающиеся записывают: пишет мелом.

Учитель: определите падеж и склонение имени существительного.

Учитель: кто закончит работу, покажите сигнал.

4 класс! У вас на партах лежит карточка с другой загадкой. Прочитайте загадки, отгадайте. Запишите загадку в тетрадь. Определите падеж и склонение.

  Появился во двор…
          Он в холодном декабр… .
      Неуклюжий и смешной
       У катка стоит с метлой.
         К ветру зимнему привык

                                                   Наш приятель ...

                                                              (                                     )

2 класс в это время работает с тренажёром у компьютера (по цепочке) – 4–й слайд презентации

Поставь знаки ударения в словах.

Кликни по ударной гласной кнопкой мыши.

Учитель: запишите одно слово в тетрадь, подчеркните безударный гласный.

               - Как проверить безударный гласный в слове? 5-й слайд презентации

Физминутка «Снеговик» (стихотворная)

Раз – рука, два – рука, лепим мы снеговика.

Три, четыре, три, четыре, нарисуем рот пошире.

Пять – найдём морковь для носа, угольки найдём для глаз,

 Шесть – наденем шляпу косо, пусть смеётся он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь – мы сплясать его попросим.

Девять, десять – снеговик,

Через голову кувырк. Ну и цирк!

Задание для 2 класса на карточках. Зачеркните «лишнюю» букву. Поставьте ударение.

                           х (а, о) лмы

                           н (а, о) га

                           м (а, о) ря

                               р (е, и) ка

                               сл (а, о) ны

Учитель: 2 класс, запишите слова со своей карточки в тетрадь, поставьте ударение, подберите проверочные слова.

4 класс в это время упражняется на тренажёре «Склонение» 6-й – 10-й слайды  презентации

Физминутка для глаз (использую элементы системы В.Ф.Базарного

( круги по углам класса))

Учитель: садитесь. Дети 4 –го класса, у вас на партах лежат карточки с  написанными словосочетаниями. Прочитайте их. Найдите словосочетания с  именем существительным 1 –го склонения в Д.п. Запишите словосочетания в тетрадь. 

играли на площадке

помогали бабушке

мечтали о прогулке

шли  по улице

подошли к деревне

вышли из деревни

Учитель: ребята 2-го класса сейчас будут работать по цепочке у компьютера, находим ошибки в выделении безударной гласной.                     (слайд №11)

(Проверка, оценивание учеников 4 класса)).

Учитель: Ребята! Посмотрите на иллюстрацию. Прочитайте текст (слайд №12)

Выберите подходящее название из предложенных мною или подберите своё. Какие  орфограммы пропущены?

2 класс,  запишите восклицательное предложение.

 4 класс, запишите предложение, в котором говорится о снежке. Определите падеж и склонение существительных.

(Проверка, оценивание детей).

2 класс! Какую букву вставили в слово зима? Почему? Как проверить безударный гласный в слове?

Учитель: Ребята,  отгадайте ещё одну загадку.                  (слайд №13)

Покружилась звёздочка

                                            В воздухе немножко,

                                            Села и растаяла

                                            На   ладошк…  .

(ответы детей)

  1. Итог урока.

2 класс! Как проверить безударный гласный в слове?

4 класс! Какие грамматические категории имён существительных вы сегодня выделяли? Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

( слайд №14)

  1. Рефлексия.

Учитель:

  1. Что наиболее важным было на уроке?
  2. Какая информация представляется ценной для вас?
  3. Что нового было для вас?

  1. Итог урока.

Учитель: Ребята! Наш урок закончен. Послушайте домашнее задание. Каждый из вас получит карточку с подобным заданием, которое вы сегодня выполняли на уроке.

Список литературы.

  1. Примерная программа начального общего образования. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения.
  2. Рабочая программа по русскому языку. Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа - интернат основного общего образования ЗАТО г. Североморск.
  3. Рамзаева Т. Г. Учебник «Русский язык» для 4 класса, ч. 1, 2, М.: «Дрофа», 2007 г.
  4. Соколова Т.Е. Персональный компьютер на уроках в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.
  5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / Уроки русского языка в 4 классе. – М.: ЗАО «Премьера», ООО «Издательство АСТ», 2006.
  6. Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи / О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. – М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Слова - признаки", 1 класс

Урок русского языка по теме "Слова - признаки". 1 класс...

План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.

Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий, 2 класс Морское путешествие. Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление).

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий,  2 классМорское путешествие.Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление). Цели и задачи уро...

Урок русского языка "Обобщение знаний о глаголе" 4 класс., урок кубановения "Быт казака" 3 класс. Внеклассное занятие "Путешествие по Стране Здоровья".

Обобщение знаний о глаголе: изменение глагола по временам, лицам, числам, спряжение, употребление глагола в речи. Материал урока основывается на произведениях Ф.С. Пушкина.На уроке кубановедения учащи...

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».

Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...