Технологическая карта урока письма
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Башкова Наталья Николаевна

Знакомство с прописью, с правилами письма 

УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_1.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 1
Знакомство с прописью, с правилами письма

Педагогическая цель

Создать условия для выявления уровня развития ручной моторики (кинетической основы движений)

Тип урока

Постановочный, диагностика

Планируемые
результаты
(предметные)

Самостоятельно выполняют задания и упражнения на развитие ручной моторики («Покажи пальчики», «Крестики», «Игра на рояле», «Кулак – ребро – ладонь», «Пальчики здороваются»); овладевают первоначальными представлениями о правилах речевого этикета; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач

Личностные
результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; используют мотивацию к творческому труду, к работе на результат

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимают оценку.

Познавательные: самостоятельно выполняют задания и упражнения на развитие ручной моторики («Покажи пальчики», «Крестики», «Игра на рояле», «Кулак – ребро – ладонь», «Пальчики здороваются»); используют речевые средства для решения коммуникативных задач; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, строят рассуждения.

Коммуникативные: слушают собеседника, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют собственную точку зрения; осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих

Основное содержание темы, понятия
и термины

Сила и выносливость пальцев рук – залог успешной деятельности; упражнения: «Покажи пальчики», «Крестики», «Игра на рояле», «Кулак – ребро – ладонь», «Пальчики здороваются»; правила речевого этикета в ситуациях общения, ручная моторика, мелкие мышцы пальцев рук

Образовательные

ресурсы

1. Развитие мелкой моторики и речи у детей 3–7 лет : диагностический журнал / авт.-сост. Н. Л. Стефанова. – Волгоград : Учитель, 2012.

2. Предметные картинки с изображениями козы, работающего кузнеца.

3. Сигнальные карточки (красного и синего цветов).

4. Аудиозапись р.н.м. «Во кузнице…»


Сценарий урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма
контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока

Фронтальная, индивидуальная

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга.
Учитель проверяет готовность к уроку. Читает стихотворение:

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Внимательно
слушают, дают внутреннюю установку на урок

Индивидуальный. Проверка готовности к уроку

II. Контрольно-диагностический

Фронтальная; беседа;
словесный

Учитель читает текст стихотворения, сопровождая его движениями:

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой – парень с душой,

Палец указательный – господин влиятельный,

Палец средний – тоже не последний.

Палец безымянный – с колечком ходит чванный,

Пятый – мизинец, принес вам гостинец.

– Сколько у человека пальцев на руке?

– Скажите, как зовут каждый пальчик? Покажите свои пальчики.

– Пальчики должны уметь трудиться. Это важно для того, чтобы успешно заниматься различными
видами продуктивной деятельности.

– Сегодня на уроке мы проверим, насколько ваши пальчики готовы к серьезной работе

Отвечают
на вопросы:

– Пять.

– Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец

Внимательно
слушают, формулируют ответы на вопросы

1. Выполнение упражнения «Покажи пальчики»

Фронтальная, индивидуальная, парная; наглядно-демонстрационный, практический

Учитель загадывает загадку:

Подойди ко мне поближе:

Малыша я не обижу.

Поиграй со мной минутку,

Я бодаюсь только в шутку!*

Учитель демонстрирует предметную картинку
с изображением козы.

– Оказывается, вы можете сделать «козу» из пальцев рук.

Учитель дает указания к выполнению упражнения:

– Положите руки перед собой, сжав кисти рук
в кулак. Одновременно вытяните указательный
палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук.

– Наверное, часто родители, забавляясь с вами,
играли в «козу». Предлагаю вам поиграть в игру «Идет коза рогатая»

Отгадывают
загадку.
(Коза.)

Рассматривают предметную картинку с изображением козы.

Выполняют упражнение

Слушают, анализируют содержание загадки,
проводят ассоциации, рассматривают картинку с изображением козы.

Строго следуют инструкции учителя, самостоятельно выполняют движения: поочередное и совместное вытягивание указательного пальца и мизинца правой (левой) руки

Индивидуальный. Выполнение диагностического упражнения. Заполнение индивидуальной «карты знаний»: (отметить объем движений
(полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность (нормальная, заторможенная, двигательное беспокойство), координацию движений (нормальная, некоординированные движения), способность

 Физкультминутка

Коллективная. Практический

Игра «Идет коза рогатая».

Учащиеся разворачиваются лицом друг к другу. Каждый из сидящих в паре учеников поочередно делает из пальцев рук «козу», точно следуя порядку выполнения движений. Те ученики, которые сделали «козу», повторяют слова учителя, сопровождая текст движениями:

«Идет коза рогатая за малыми ребятами (девчатами)».

Затем начинает водить возле сидящего напротив
ученика «рогами»:

«Забодаю, забодаю, забодаю!»

Произносит слова быстро, «бодая» ученика,
сидящего напротив

Выполняют
движения физкультминутки

Взаимодействуют друг с другом в процессе игрового общения

к переключению движений

2. Выполнение упражнения «Крестики»

Фронтальная, индивидуальная; практический

– Следующее упражнение называется «Крестики».

Учитель дает указания к выполнению упражнения:

– Положите руки перед собой тыльной стороной ладони вниз. Поместите указательный палец на средний, а потом наоборот, сначала на правой руке,
а затем на левой

Выполняют упражнение

Внимательно
слушают, строго следуют инструкции учителя, самостоятельно выполняют движения: поочередное наложение указательного пальца на средний на правой,
затем на левой
руке

Индивидуальный. Выполнение диагностического упражнения. Заполнение индивидуальной «карты знаний»

 3. Выполнение упражнения «Игра
на рояле»

Фронтальная, индивидуальная; практический

Учитель дает указания к выполнению упражнения:

– Положите руки перед собой тыльной стороной
ладони вниз. Поочередно сгибайте и разгибайте пальцы правой и левой руки, начиная с большого,
затем с мизинца

Выполняют упражнение

Внимательно
слушают, строго следуют инструкции учителя, самостоятельно выполняют
движения: поочередное сгибание и разгибание пальцев правой и левой руки, начиная с большого пальца, с мизинца

Индивидуальный. Выполнение диагностического упражнения. Заполнение индивидуальной «карты знаний»: (отметить объем движений, координацию движений, самостоятельность выполнения (полная, с помощью), сопутствующие движения 
(есть, нет)
, леворукость (есть,
нет)
 

4. Выполнение упражнения «Кулак-ребро-
ладонь»

Фронтальная, индивидуальная; беседа; наглядно-демонстрационный, практический, словесный

Учитель дает указания к выполнению упражнения.

– Положите руки перед собой внутренней стороной ладоней друг другу. Одновременно изменяйте положение кистей рук: одна (правая) сжата в кулак, другая (левая) – с распрямленными пальцами, затем наоборот: левая сжата в кулак, правая – с распрямленными пальцами.

– Что напоминают вам эти движения?

Учитель демонстрирует иллюстрацию с изображением работающего кузнеца.

– Почему кузнец изображен таким сильным,
большим?

– Чем работает кузнец?

– Предмет, на котором кузнец кует, называется
наковальней.

– Какие движения тяжелым молотом совершает
кузнец? Покажите эти движения

Выполняют упражнение.

Отвечают
на вопросы:

– Работу
кузнеца.

Рассматривают иллюстрацию

с изображением работающего
кузнеца.

– Кузнец выполняет очень тяжелую работу.

– Он работает тяжелым
молотом

Внимательно слушают, строго следуют инструкции учителя, самостоятельно выполняют движения: поочередное сжимание
и разжимание пальцев правой и левой руки; формулируют ответы на вопросы, рассматривают иллюстрацию с изображением работающего кузнеца

Индивидуальный. Выполнение диагностического упражнения. Заполнение индивидуальной «карты знаний»

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Учащиеся выполняют упражнение под музыкальное сопровождение (р. н. м. «Во кузнице…»)

Выполняют
движения физкультминутки

Координируют действия с темпом музыки

5. Выполнение упражнения «Пальчики здороваются»

Фронтальная, индивидуальная; беседа; практический, словесный

Учитель дает указания к выполнению упражнения:

– Положите руки перед собой, развернув кисти рук внутренними сторонами ладоней к себе. Поочередно касайтесь четырьмя пальцами большого пальца сначала на правой руке, затем на левой и на обеих руках.

– А вы знаете, что здороваться – это значит желать другому человеку здоровья. Как вы здороваетесь? Покажите.

К доске выходят два ученика и демонстрируют форму обращения и поведения в соответствующей речевой ситуации

Выполняют упражнение.

Решают речевую ситуацию:
при встрече
со взрослым
человеком употребляют слово «здравствуйте»; при встрече со сверстником – «привет», «здравствуй»
(допускаются
поклоны и легкие взмахи кистью руки)

Внимательно
слушают, строго следуют инструкции учителя, самостоятельно выполняют движения: поочередное касание четырьмя пальцами большого
пальца на правой руке, затем на левой и на
обеих руках. Соблюдают
правила взаимодействия со сверстниками
в процессе ситуации общения,
знают и умеют применять правила речевого этикета

Индивидуальный. Выполнение диагностического упражнения. Заполнение индивидуальной «карты знаний»

III. Рефлексивно-оце-ночный

Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный

– Чем вы занимались на уроке?

– На что были направлены задания и упражнения?

– Где могут пригодиться выносливость и сила
пальцев рук?

– Какие качества помогли вам в выполнении
заданий?

– Какое задание вызвало у вас затруднение?

– Кто доволен своей работой на уроке? Покажите сигнальную карточку красного цвета.

Дома рассказать о том, что делали на уроке; поиграть с родителями (сестрой, братом) в те игры,
которые больше всего понравились

Отвечают
на вопросы:

– На уроке выполняли задания
и упражнения.

– Задания и упражнения
направлены
на развитие
пальцев рук: их выносливость
и силу.

Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока письма.Тема: "Письмо строчной буквы [а]".УМК "Перспектива" 1 класс.

УМК Перспектива 1класс. Обучение грамоте (письмо). Тема: "Письмо строчной буквы а". Технологическая карта урока и презентация урока....

Технологическая карта урока письма. Тема урока. Письмо букв С, с

Технологическая карта урока письма.Тема урока.  Письмо букв С, с...

Технологическая карта урока письма "Письмо заглавной буквы Й"

В помощь учителю начальных классов для проведению уроков письма в первом классе, обмен опытом....

Технологическая карта урока. Письмо. Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж. Жи пиши с буквой и.1 класс

Конспект урока. Обучение грамоте.Письмо строчной и заглавной букв Ж,ж. Жи пиши с буквой и....