Формирование орфографической грамотности в области правописания безударных гласных в корне и универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС НОО.
методическая разработка по русскому языку по теме

Ромаданова Елена Владимировна

Эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию навыков правописания безударных гласных в корне у младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romadanova_e.v.docx565.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                   «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Формирование орфографической грамотности           в области правописания безударных гласных            в корне и универсальных учебных действий                   в соответствии с ФГОС НОО.

      Учитель начальных классов:

Ромаданова Е. В.

Когалым

2013 год

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы правописания безударной гласной в корне …………...3-4

Глава 2. Подготовительная работа ……………………………………………………….. 4-7

2.1. Подготовительная работа к обучению правописания безударных гласных в период обучения грамоте

2.2. Работа над ударением

2.3. Упражнения, направленные  на тренировку в постановке ударения

Глава 3. Работа над правилом правописания безударной гласной в корне ……………7-16

3.1. Становление грамотности на втором году обучения

3.2. Понятие «родственные слова»

3.3. Ступени работы над обозначением безударных гласных звуков

3.4. Работа по предупреждению ошибок

Заключение ………………………………………………………………………………  15-16

Приложения

Введение

Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что:

  1. орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;
  2. письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре.

Общепризнанным является то, что хорошо развитые речевые навыки, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Считается, культура речи «одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека». Исходя из содержания ФГОС НОО очень важно вооружить ученика  такими универсальными действиями, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. А для этого необходимо изменить способ обучения, нацелить образовательный процесс на формирование УУД, что означает совокупность действий учащихся, обеспечивающих их социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний.  На технологическом уровне происходит системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Учитель не даёт новое знание в готовом виде, а организует  «открытие» его самими детьми. Это определяет успешную самореализацию ученика сначала в учёбе, а затем и в жизни: умение ставить перед собой цели, самостоятельно находить пути их достижения, умение планировать и организовывать свою деятельность, корректировать и адекватно оценивать её результаты, умение вырабатывать и реализовывать согласованное решение, работать в команде, обосновывать свою позицию и понимать позицию других и многое другое. 

Правописание безударных гласных - одно из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые старались найти оптимальные методы позволяющие формировать у учащихся прочные навыки правописания слов с безударными гласными. Однако и до настоящего времени эта проблема остаётся актуальной, поскольку, как показывает практика, больше всего ошибок в работах учеников связаны с явлением безударности гласного.

Такая проблема есть и в моей практике и на протяжении последних лет я особое внимание уделяю поиску наиболее эффективных приёмов работы для достижения более успешных результатов в этой области. При написании работы мною поставлена цель: обобщить опыт работы по формированию орфографической грамотности в области правописания безударных гласных в корне, а так же   познавательных и регулятивных УУД.

Я определила следующие задачи:

1) выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию навыков правописания безударных гласных в корне у младших школьников и проверить их на практике;

  1. определить алгоритм проверки безударных гласных в корне;
  2. выработать систему работы по предупреждению ошибок на данное правило.

Глава 1. Теоретические основы правописания безударных гласных

в корне.

В обучении правописанию безударных гласных в корне слов учителя  начальной школы достигли значительных успехов. Вместе с тем, в работе младших школьников встречаются ошибки, вызванные либо неумением учащихся найти объект правила (ученик не может выделить, например безударную гласную или корень слова), либо неумением пользоваться правилом (ученик не может подобрать однокоренные слова вследствие малого запаса слов, не может изменить слово так, чтобы безударная гласная стояла под ударением, подбирает в качестве проверки не однокоренные слова, а слова близкие по звучанию слова: слизал сметану - лез, посидел на скамейке - сед).

Обучение правописанию безударных гласных будет успешным в том случае, если учитель чётко определит для себя теоретические основы данной темы.

В основе правила правописания безударной гласной в корне слова, как и многих других орфографических правил, лежит фонематический принцип русской орфографии, в соответствии с которым «одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции».

Опираясь на данный принцип, надо показать, что при написании нельзя доверять произношению. Следовательно, надо научить детей определять, в какой морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить проверочные слова.

Известный учёный Михаил Львов выделяет этапы, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

  1. Увидеть орфограмму в слове;
  2. Определить вид: проверяемая или нет, если да, то в какой грамматикоорфографической теме относится, вспомнить правило;
  3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа, вида орфограммы;
  4. Определить «шаги», ступени решения и их выполнение по намеченному тану — поэтапно, по «шагам».

5. Решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6. Написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, ученики достаточно успешно справляются с заданием - вставить пропущенные буквы, но допускают ошибки в соответственном тексте (при записи этих слов под диктовку). Объяснить эту ситуацию не трудно: чтобы вставить букву надо лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своём тексте, им нужно поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать, орфограммы, именуемое «орфографической зоркостью», считается важнейшим, базовым орфографическим умением.

Как пишет Михаил Ростиславович Львов, «отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность  является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьники не видят орфограммы в процессе письма».

Глава 2. Подготовительная работа

2.1 Подготовительная работа к обучению правописания безударных гласных в период обучения грамоте.

Подготовительную работу я начинаю в I классе с первых уроков обучения письму чтению. Программа I класса предоставляет учителю для такой подготовки богатые возможности. С учётом возрастающей трудности, расширяющегося объёма знаний и прохождения программного материала она распределяется в такой последовательности:

Практическое знакомство с ударением

Ударная гласная пишется, как слышится (фонематическое письмо). Графическое обозначение ударного гласного на письме.

Наблюдение над произношением учителя.

Установка факта подвижности в русском языке.

В ударном и безударном слоге пишется одна и та же гласная.

Сравнение написаний гласных в ударном и безударном слоге одних и тех  же слов (оса – осы, шар - шары).

Выделение безударных гласных.

Опасность смешения букв, обозначающих один и тот же звук. Необходимость проверки безударных гласных.

Подбор фонетического образца путём замены единственного числа множественным и наоборот по образцу. Подбор нескольких проверок по смысловому сближению. Первые практические шаги по составлению групп родственных слов при подборе нужного слова.

Знакомство с родственными словами, признаки родственных слов, значение, графический образ корня.

Единообразие части родственных слов (корня). Подведение к пониманию морфологического принципа нашего письма на примере главной морфемы.

Сопоставление ударных и безударных гласных в общей части родственных слов, выделение среди них проверяемых и проверочных слов.

Гласные звуки и буквы.

Опасность смешения букв, обозначающих один и тот же гласный звук (повторение). Изменение значения слова в связи с заменой букв (дым – дом)

Выбор нужной буквы, обозначающей гласный звук. Работа над отдельными словами и группами родственных слов.

Ударные и безударные гласные

Итоги наблюдений за написанием безударных гласных, необходимость написания последних.

Тренировка путём подбора опорных форм: а) замены единственного числа множественным и наоборот; б) подбора родственных слов, отвечающих на разные вопросы; в) образования новых родственных слов с помощью суффикса.

2.2 Работа над ударением.

Первой ступенью к выработке навыка правописания безударных гласных корня является ударение, и обучать различению ударения надо одновременно с обучением грамоте. Уже на первых уроках обучения грамоте я практически знакомлю учащихся с ударением. Активная роль принадлежит учителю (можно кружки- кружки, кружки из которых пьют и кружки, стрелки (у часов) и стрелки, что стреляют). Учащиеся наблюдают за произношением учителя и с его помощью устанавливают, что при чтении слов, один слог произносится сильней. На уроке я сообщаю детям, что под ударением гласный звучит отчётливо и пишется так, как слышится.

Начиная изучение безударных гласных, необходимо сначала помочь ученикам уяснить суть ударения - его смыслоразличительную роль в слове: таре´лка - это слово, а «та´релка» или «тарелка´» - не слова, нет таких слов в русском языке. Ребёнок вдруг сталкивается с явлением разрушения слова, а от чего оно разрушается - непонятно. Вроде прочитываются те же буквы, произносятся всё те же звуки, а слова нет. И, оказывается, очень интересно вместе с учителем докопаться до сути этого явления и обнаружить, что во всём виновато ударение. Ударение становится близким и понятым ученику в своей сути, и теперь он готов к переключению на формальную сторону явления. Произнося слова, меняя в них ударения, дети приучаются определять ударный  гласный звук и обозначать ударение на письме. Затем нужно привлечь внимание детей к факту разного произнесения одного и того же звука в ударной и безударной позиции. Сравнивая звучания двух позиций, нужно подвести детей к выводу, что под ударением звук слышится яснее, чётче и, кроме того, соответствует написанной букве. Одновременно они осознают факт безударности: звук в безударной позиции произносится менее отчётливо и не соответствует написанию.

Начатое практическое знакомство с ударением продолжается до конца учебного года, но время на этот вид работы постепенно сокращается, меняется и приём распознавания ударения в слове: от наблюдения за речью учителя к постановке ударения в написанных словах и фразах.

Этой работе отвожу на каждом уроке 2-3 минуты. На первых порах даю детям готовые графические образцы. На доске заранее записываются пары слов: норы - н_ра, мал - м_ла, нос - н_сы. Учащиеся называют ударный слог в слове из правого столбца. Потом безударный; говорят, какая гласная в нём пропущена. Ученик ссылается на ударный образец, потому что начинает понимать, что в безударном слоге одного и того же слова пишется та же гласная, что и в ударном.

По мере знакомства с новыми звуками и обозначающими их буквами будет пополняться словарь учащихся новыми словами с проверяемыми безударными гласными и их опорными формами.

На этой стадии обучения очень важно строгое соблюдение порядка следования операций, выполняемых под руководством учителя: поставь знак ударение, найди безударный гласный, проверь написание. Впоследствии, когда у учащихся достаточно разовьётся речевой слух и воспитается орфографическая зоркость, первая операция отпадает, а две другие будут проходить почти одновременно. Вторая будет немедленно ответной реакцией на первую, а пока нужны все три и все должны быть расчленены, должны определять определённую функцию. Первая сигнализирует: «ищи безударную гласную», вторая - «остановись и подумай, правильно ли ты её нашёл», третья - «проверяй».

Самая трудная операция - вторая - обнаружение орфограммы. Выработка этого навыка - процесс длительный. Начинается он с периода обучения грамоте под непосредственным руководством учителя, продолжается до конца года.

Для тренировочных упражнений из имеющегося списка беру 3-4 двухсложных слова, как с  безударными, так и с ударными гласными в первом слоге, который и будет контролироваться учащимися (о чём их предупреждаю заранее). Классу даю такие задания:

  1. На слух определить, в каком слоге гласная произносится сильнее? Слабее?
  2. Списать с доски или с азбуки слова и в каждом из них поставить знак ударения. Безударную гласную, если она находится в первом слоге, подчеркнуть.
  3. Сначала про себя по слогам. Потом вслух прочитать записанные на доске слова, назвать те из них, в которых безударный гласный находится в первом слоге. Списать слова, подчеркнуть безударные гласные.
  4. Сначала про себя по слогам. Потом шёпотом прочитать слова, записанные на доске. Списать в тетрадь только те из них, в которых в первом слоге гласный безударный, подчеркнуть букву в первом слоге и записать их в тетрадь.
  5. Самостоятельно найти на доске слова с безударными гласными.
  6. В продиктованном по слогам предложении поставить знак ударения, безударные гласные подчеркнуть.
  7. Записать под диктовку слова (чтение орфографическое), пропуская гласные в первом слоге, если на них не падает ударение.

2.3 Упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения в словах.

1.Слуховые упражнения:

  1. покажите ударную гласную в словах;
  2. назовите в предложении все ударные гласные;
  3. соотнесите слова со схемой.

2.Упражнения на списывание:

  1. спишите слова, обозначьте ударение;

- спишите слова, поставьте ударение над выделенными словами.

3. Упражнения творческого характера:

  1. выпишите слова, имеющие три слога, поставьте ударение;
  2. составить словосочетание с данными словами, поставить ударение;

- допишите продолжение подходящим по смыслу словом, поставьте ударение.

Во всех случаях работа заканчивается коллективным подбором проверочных слов и вставкой букв, если они пропущены. От одного вида заданий к другому перехожу постепенно, только тогда, когда вижу, что дети подготовлены к его выполнению. На каждом уроке этой работе отводится не более 2-3 минуты. Учащиеся за это время успевают записать и разобрать 2-3 слова. Проверяя тетради, я обращаю внимание на усвоение правильной постановки ударения, на развитие навыка обнаружения безударных гласных. И только когда подавляющее большинство учащихся будут находить безударные гласные, простые слова с этой орфограммой можно вводить в диктанты, маленькие творческие работы.

Проведённая предварительная работа, по распознаванию места ударения, обнаружению безударных гласных и подбору под руководством учителя близких по значению слов для проверки этих гласных, подготавливает учащихся к усвоению представления о единообразном написании общей части родственных слов. Практически учащиеся уже имеют навык в сближении слов по смыслу при подборе проверочных слов для безударных гласных, так что совершенно новым для них является лишь термин «родственные слова».

Глава 3. Работа над правилом правописания безударной гласной в корне.

3.1.Становление грамотности на втором году обучения.

Психологические проблемы становления грамотности на втором году обучения связаны с переходом детей от развёрнутых форм эгоцентрической речи к свёрнутой форме внутренней речи.

Эгоцентрическая речь, развёрнутая ребёнком для себя, проговаривается ребёнком во внешнем плане, и ребёнок отчётливо слышит все звуки языка. Внутренняя речь, также обращена к себе, проговаривается во внешнем плане, и ребёнок проговаривает только стечения согласных звуков, гласные во внутренней речи редуцируются, с этим связано ухудшение грамотности во втором классе. Так как гласные звуки не произносятся, то они и не дифференцируются, с этим связана замена гласных или их пропуск. Кроме этого, если с ребёнком не поработать над смысловым чтением и выделением слов из текста, то при переходе из устной и эгоцентрической речи к внутренней речи, ребёнок при письме под диктовку не всегда может разделить стечение согласных звуков на слух, что приводит к не дописыванию слов, их соединению.

3.2. Понятие родственные слова.

Следующие понятия, необходимые для формирования навыка правописания безударных гласных, - «корень», «однокоренные родственные слова». Уже с первых дней обучения детей целесообразно давать задание подбирать слова, относящиеся к одному понятию. К примеру предлагаю текст: «Дети пошли в лес. Лесная дорожка привела их к домику лесника. За домиком лесника начинался молодой лесок».

Прошу детей найти родственные слова, похожие по смыслу (лес, лесная, лесник, лесок). Объясняем с детьми смысл каждого слова, сравниваем, выясняем. От какого слова «родились» все остальные. Проводим аналогию с семьёй: родственники выглядят по-разному, но есть во внешности, в характере что-то общее. Слова, похожие по смыслу и имеющие общую часть в написании, тоже родственники — родственные слова.

Теперь можно написать эту «семью» слов на альбомном листе, выполнив возле каждого слова рисунок:

Рисунок «лес»

Лесная

Лесник

Лесок

        В последствии, когда в тексте встречается другое родственное слово из этой семьи, его вносят в это семантическое гнездо. Иногда даю детям задание поискать родственные слова в написанной «семье» слов в книгах. Когда слово найдено и его увидели в книге все дети, оно дописывается в семантическую группу. Перед записью каждого слова обязательно выясняется его лексическое значение.

        Для формирования понятия родственных слов даю задания:

- Найти родственные слова в отрывке из художественного произведения Н. Подлесовой. «Это было осенью. Проснулся зайчонок и побежал посмотреть на осенние лужицы.  Прибежал он к тому месту, где вчера лужицы были. Но вместо них сверкал голубой ледок. Решил зайка покататься. Он разбежался и немного прокатился».

- К существительным подобрать однокоренные прилагательные, глаголы и наоборот (термины не называю).

После наблюдения за написанием нескольких рядов родственных слов дети замечают общую часть. Мы называем её корнем, проводим аналогию «корень растения – корень слова», выясняем, как принято обозначать корень слова. Родственные слова теперь называются однокоренными. Поскольку значение слова заключено в его корне, дети учатся выделять корни в каждой группе семье родственных слов. Именно выделение семантической компоненты слова, помогает детям проверить безударную гласную в корне слова. В дальнейшем обращаем внимание на единообразное написание корней в одном семантическом ряду. Корень каждой семьи выписываем на отдельную карточку, прикрепляем к данной семантической группе. В процессе наблюдения за правописанием гласной в корне обращаем внимание на то, что только такие гласные, как А, О, Е, И, Я, в слабой позиции вызывают затруднения при письме. Для проверки правильности написания изменяем слово до перехода гласной в сильную позицию.

Шумит дремучий лес. В лесу живёт лесник. Он любит наблюдать за старым лисом. Лис петляет по лесу, ищет добычу.

Дети должны найти родственные слова, выделить корень. Обращаю внимание детей на то, что в словах «лесник», «в лесу» слышим корень (лис), а в слове «лес», хорошо, слышна гласная, так как она находится под ударением. Проверить можно любым родственным словом, где безударная гласная перейдёт в сильную позицию.

К концу первого года обучения ученик  должен уметь:

- правильно ставить ударение;

- различать ударные и безударные гласные звуки;

- находить слова с безударной гласной в корне слова;

- выбрать подходящее проверочное слово из ряда однокоренных слов;

- записать слово правильно.

Для формирования  навыка правописания безударных гласных в корне слова необходимо развивать у каждого ребенка способность владеть словом, понимать его значение. В результате формируются следующие универсальные учебные действия:

   Личностные:

Ученик научится проявлять познавательную инициативу в изучении данного предмета.

  Регулятивные:

Научится  контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

   Коммуникативные:

Научится сотрудничать с товарищами в классе, учителем, родителями.

  Познавательные:

Научится:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- выполнять  тестовые задания;

- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения   или правильный ответ;

- строить логическую цепь рассуждений

Для контроля уровня сформированности данных УУД использую тесты (Приложение-1)

Во втором классе начинается непосредственное изучение темы «Проверяемые безударные гласные в корне слова». Эта работа продолжается в течение всего второго года обучения и закрепляется в последующем. Главное в обучении правописанию - решение орфографической задачи. Её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. 

Для работы с родственными словами во II классе использую следующие

корни: -вед -, дел-, бол -, вар, вод-, вред -, встреч-,  глаз -, горб -, гор -,  гриб -, гряз -, гуд -, -дед -, дожд-,  дом -, дым -, дум -, двор -, ел-,  звер-,  звен -, земл-, зим -,зуб игр-, кос-, коз -, корм -, крик -, лес -, лен -, лис-, лист -, мед-, мест-, мор-, мост-, мяс-, нос-, пил-, пис-, рыб-, ряд-, спеш-, свет-, син-, слеп, сол-, сор-, стар-, стекл-, , толст-, трав-, ход-, цвет-, цен-, час-, числ-.

Подавляющее большинство корней подобраны с таким расчетом, чтобы при составлении групп родственных слов, можно было понаблюдать за написанием гласных, находящихся в слабой и сильной позиции.

При знакомстве с родственными словами ставятся следующие цели:

- научить детей находить общую часть в группе родственных слов;

- обратить внимание на единообразное написание гласных и согласных в корне

независимо от того, в какой фонетической позиции они находятся;

- добиться осознанного понимания признаков родства слов и предупредить

- ложные аналоги, основанные на звуковом сходстве корней;

- попутно закрепить навыки распознавания частей речи по вопросам;

- обогатить словарь учащихся.

В соответствии с этими целями я подбираю типы упражнений:

1. Списать родственные слова, обозначить условными выделениями общую часть.

2. Прочитать, назвать общую часть родственных слов и пропущенную букву устно подобрать проверочные слова. Списать, вставляя пропущенные буквы, обозначить общую часть родственных слов.

3. К данному слову подобрать родственные слова, обозначить общую часть.

4. Списать родственные слова, обозначить общую часть, к каждому слову устно поставить вопрос.

5. Прочитать записанные на доске слова, списать первое слово, приписать к нему только родственные слова.

6. К слову, отвечающему на вопрос что? подобрать родственные слова, отвечающие на вопросы, какой? что делает?, обозначить общую часть.

7. Сначала списать слова, отвечающие на вопрос что? потом - на вопрос что делает? и на конец, на вопрос, какой? Общую часть родственных слов выделить.

8.К словам с безударной гласной подобрать родственные слова с ударной гласной.

9.Записать предложения под диктовку, найти в них родственные слова.

Если в предполагаемых для различного списывания группах родственных слов не пропущены буквы, я даю учащимся дополнительные задания: обозначить ударения, подчеркнуть безударные гласные, подобрать проверочные слова.  После знакомства с родственными словами подготовка к созданию базы для выработки навыка правописания проверяемых безударных гласных идет на более высоком уровне. В своей работе использую различные упражнения, направленные на различение ударной и безударной гласной, на формирование умения подбирать проверочные слова.

В этот период правило правописания безударных гласных в корне слов, проверяемых ударением, изучается уже на морфологическом уровне. Такой переход становится возможным в связи с изучением состава слова. Тема является продолжением той работы, которая уже проводилась в I классе на простейших примерах. Во П классе я обращаю внимание детей:

а)        на выделение учащимися в словах не только безударного гласного звука, но и безударного слога;

б)        на осознание учащимися факта несовпадения звука и буквы;

в)        на умение обнаруживать в тексте орфограммы, т.е. безударные слоги, безударные гласные;

г)        на быстроту реакции у детей в изменении слов: «к_са - косы, р_са - росы»

В результате многократных повторов таких сочетаний проверяемых и проверочных слов в памяти детей формируются ассоциации, школьники даже в слабой позиции фонемы уже слышат ее по аналогии с сильной позицией.

3.3. Ступени работы над обозначением безударных гласных звуков.

Обнаружение безударных гласных сопровождается работой над печатным текстом: путем наблюдений дети выясняют, как в практике письма принято обозначать безударные гласные. Зная уже способ проверки безударных гласных, дети обобщают наблюдения и таким образом подготавливаются к усвоению правила теории. Проводятся такие виды работы: а)        наблюдение над словами, где гласные - под ударением, сопоставление этих слов с теми словами, где эти же гласные становятся безударными: «волна – в_лны, стрелы  стр_ла». Анализируя такие пары слов, второклассники указывают ударные и безударные слоги. Важно сосредоточить внимание детей на словах с сильными позициями гласных; б) обнаружение слов, которые подлежат проверке по данному правилу. Необходимо, чтобы дети быстро обнаруживали такие слова в тексте, который они читают, воспринимают на слух или употребляют в самостоятельно составленном тексте, в сочинении и изложении. Тренировка в обнаружении орфограмм идет по трем линиям: чтение, восприятие на слух, употребление в собственной речи; в) подборка проверочных с лов: «н_жи - нож, р_ка - речка»; не надо создавать у детей иллюзию, будто для проверки безударных гласных обязательно менять форму числа, как в большинстве упражнений учебника. Поощряю учащихся, которые приводят нестандартные проверочные слова, и тем более не одно, а 2-3 слова. Произношение проверяемого и проверочного слова вместе формируют ассоциации словообразовательного (или формообразовательного) типа: возникновение в памяти учащегося слова, например: «сосна», где звук [о] безударный, непроизвольно, по ассоциации воспроизводит в его памяти и слово «сосны»; вместе со словом «начали» по ассоциации вспоминается и слово «начало», так формируется фонетический слух; г) решение, какой буквой следует обозначать безударный звук, записать слова, самопроверка.

Алгоритм проверки безударного гласного на уровне возможностей II класса - до введения понятия «корень слова» и «родственные слова»:

1шаг: Произнести проверяемое слово. Есть ли в нем гласные в безударных слогах? Если есть - какие они? А, о, е, и - нужно проверять. У, ы, ю, я - проверять не надо. 2шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением. Произнеси слово вместе, выдели ударный слог. 3шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением. Проверь написанное.

Ошибки на это правило происходят: во-первых, потому, что у детей слаба орфографическая зоркость; они не замечают слов, где необходима и возможна проверка; во-вторых, у них мал запас проверочных слов, они не успевают или не умеют изменять слово нужным образом, подбирать проверочные слова.

3.4. Работа по предупреждению ошибок.

Осознанное усвоение школьниками грамматического материала зависит и от характера тренировочных устных и письменных упражнений, выполняемых с целью закрепления, расширения и углубления знаний, умений и навыков. Учебники и другая дополнительная литература предоставляют широкие возможности для использования на уроках разнообразных тренировочных и обучающих упражнений.

В своей работе использую различные типы упражнений, которые содействуют воспитанию внимания учащихся и предупреждению ошибок:

  1. Подобрать родственные слова к данным корням и словам: дол и даль, мир и мера, лизать и лезть, менять и мина, сидеть и седеть, спешу и спишу.
  2. К каждому из данных слов подобрать только родственные:

а)        лето, летать: летчик, летний, полет, летом, пролетать;

б)        вода, водитель: водичка, проводить, водяной, проводник, подводный, подводить.

  1. Какое слово неродственное? Почему? Записать только родственные, выделить корень.

а)        менять, сменить, заменить, мина;

б)        волны, вол, волнистый, волноваться;

в)        изба, избушка, избаловать, избенка.

4. Можно ли проверить одно слово другим? Если нет, то почему?

Силач — села, кроить — край, пороть — пара, катать — кот, травить — травка, махать - мох. Подобрать такое слово, которое было бы проверочным.

5. Прочитать записанные на доске близкие по смыслу слова: определить родственные ли они. Если нет, то почему? Назвать безударные гласные; проверить их.

Кидать, швырять, бросать. Боялся, ругался, робел. Упал, свалился.

  1. К данным словам подобрать слова, близкие по смыслу. Родственные ли они?

Доктора (врачи), кони (лошади), рыть (копать), плакать (рыдать).

  1. Прочитать, назвать пропущенные буквы, списать, вставляя их.

Смысл слов, различающихся одной безударной гласной (спешу - спишу, вела - вила, мячи - мечи и др.), и соответственно их написание выясняется только в словосочетании или предложении, которые учащиеся получают в готовом виде или придумывают самостоятельно, например:

1. Записать под диктовку или списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы: Cп_шy в кино, сп_шу упражнение, се ла гнездо, се ла с дороги, резиновые м_чи, стальные м_чи.

  1. Составить предложение со словами: спешу - спишу, посидела - поседела.

3. Прочитать слова, назвать пропущенную гласную; устно подобрать слова для проверки; списать, вставляя пропущенные буквы: Ж_ры, ж_ лток, ж_ра, ж вой, ж лтеть.Ч_сы, ч_рвяк, ч тать, ч_ртить. Ш_сты, ш_рина, ш_ры, шалить, ш_пот, ш_стой.

При закреплении правописания безударных гласных я обращаю внимание на изменение места и увеличение количества орфограмм при изменении формы слова и усложнении его состава.

Правописание безударных гласных повторяется при изучении последующих тем. Это достигается путем подбора специальных упражнений.

I. Упражнения, направленные на формирования умения выделять безударную гласную в корне слов.

1. Слуховые упражнения:

  1. Назовите в словах безударную гласную в корне. Объясните, как проверили.
  2. Послушайте загадку, назовите слова с безударной гласной в корне: Я над речкой лежу, оба берега держу.

- Укажите безударную гласную в: а) корне и суффиксе, б) корне и приставке.

- Приведите, примеры с определенным корнем (мес-, лист-) с определенной приставкой и суффиксом.

- Укажите количество слов с безударной гласной в данном тексте:

  1. Упражнения творческого характера.
  1. Выпишите из текста однокоренные слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, выделите корень;
  2. Выпишите из группы слов слова с ударной гласной в корне;
  3. От данного корня образуйте слова с безударной гласной в корне;
  4. В какой группе слов указаны все безударные гласные в корне

а) слезать, слежка, летит; б) слезать, следить, слетать; в) перелезет, наследил, долететь;

  1. Составить небольшой рассказ или несколько предложений на определенную тему, употребив слова с безударными гласными а, о, е; объяснить, как они могут быть проверены;
  1. Упражнения на списывание.
  1. К выделенным словам подберите однокоренные, укажите корень, подчеркните безударные гласные;

4.Различные виды выборочных диктантов;

5.Ведение словарика употребительных корней содержащих возможные безударные гласные;

П. Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочные

слова путем подбора однокоренных слов.

  1. Устные упражнения.
  1. Прочитайте загадку (пословицу), назовите слова с безударной гласной в корне и проверочные однокоренные слова: На шесте — дворец ; во дворце — певец. А зовут его ... (скворец).
  2. К данному слову подбери однокоренные слова с ударной гласной в корне;
  3. Образуйте однокоренные слова с указанным суффиксом; - ок -, - очк -, -к-.
  4. Какая группа слов нуждается в проверке? Почему? Назовите проверочные слова.
  1. Упражнения творческого характера.
  1. Выпишите из текста однокоренные слова, найдите среди них проверочные и проверяемые;
  2. Составьте предложения из слов с безударными гласными по вопросам: что? какие? куда? Что делают?
  3. Из слов, записанных на доске, составьте предложение, подберите проверочные слова;
  4. Подберите однокоренные слова, составьте предложения со словами;
  5. Измените словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы: м_ховая шапка - шапка из меха
  6. Подчеркните проверочные слова;
  7. Измените данные словосочетания, чтобы получилось слово, отвечающие на вопросы: что делать? Что сделать? Напишите проверочное слово: Заниматься чтением — ч_татъ (...)
  8. Определите, какую гласную в корне проверяли: Трепещет — тр_п_тали
  9. К данным словам придумайте слова с противоположным значением, укажите проверочное слово: Д_шевый (...) - ...  (...). Маленький (... )-        ... (...)

3. Упражнение на списывание.

  1. Спишите, подчеркните безударную гласную в корне и проверочное слово:

Дорога ила в гору. Гористая местность была мне хорошо знакома. И горный воздух был особенно чистым и приятным.

  1. Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне, припишите проверочные однокоренные:

В лесу есть низина. Там у лисы нора. В норе пятеро лисят.

  1. Спишите предложение, вставляя подходящие по смыслу слова: За окном прокричал (г_л_систый) петух. 
  2. Ш. Упражнения, направленные на формирование умения выбирать проверочное слово с ударной гласной в корне.
  1. Упражнения на списывание
  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, припишите из скобок нужное проверочное слово: П_ляна (поля, полюшко).
  2. Спишите, подчеркните среди группы однокоренных слов нужное с ударной гласной в корне: Садик, сад, садовник, садочек.

2.Упражнения        творческого характера

  1. Из двух слов выберите проверочное, запишите, вставляя пропущенную безударную гласную: Следом, следы — насл_дил.
  2. Выберите из слов проверочные и запишите их к данному корню (слова диктует учитель): -мест-,.местечко, местный. ... мер-, замерять, мерка, ...(Приложение 18)

При работе над безударными гласными во П классе дети пользуются памятками:

  1. Поставь ударение. 2) Подбери несколько родственных слов. 3) Выдели корень и гласную, которую надо проверить. 4) Подбери проверочное слово. 5) Проверь работу.

В результате в конце года происходит формирование следующих УУД:

-личностные (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом);

-регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция);

-познавательные (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера);

-коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем, родителем или сверстниками).

Для контроля и оценки их сформированности по данной теме, использую тесты.  (Приложение - 2)

Выполняя предложенные тесты, ученик получит возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности,   

Проверка безударных гласных в III классе также переходит на морфемную, морфологическую основу: безударные гласные в корне слова проверяются путем подбора родственных, однокоренных слов. У третьеклассников уже есть опыт поиска безударных гласных в слове — на основе звукобуквенного анализа слов, выделение ударных и безударных слогов. Самое главное в правописании безударных гласных - это умение их заметить (орфографическая зоркость). Здесь определенную роль играют опознавательные признаки орфограммы: отсутствие ударения; гласные звуки [о], [а], [и], [э]; место в слове - корень.

Работа над безударными гласными на морфемной основе с привлечением однокоренных слов как проверочных требует постоянного обогащения словаря, его активизации, формирования словообразовательных ассоциативных связей. Требуется быстрота подбора проверочных слов; медлительность в этой работе приводит к отставанию учащихся.

В III классе основными приемами работы учащихся являются следующие:

а) обнаруживание в тексте слов с орфограммами данного типа - безударными гласными на основе опознавательных признаков орфограмм, указание их места - в корне слова; звукобуквенный и акцентный анализ (выделение ударного гласного), тренировка орфографической зоркости;

б) морфемный анализ слов;

в) словообразовательные упражнения;

г) использование «орфографического словарика» для уточнения написания трудных, непроверяемых слов, выработка привычки пользоваться словарем;

д) построение алгоритмов проверки безударных гласных в корне слова с участием самих учащихся, с повышающейся степенью их самостоятельности;

е) «свертывание» алгоритма, постепенный переход к сокращенным рассуждениям по алгоритму.

Слова с двумя безударными гласными в корне, несомненно, вызывают затруднения учащихся: усложняется алгоритм проверки, ведь нужно подбирать, два проверочных слова. Облегчает поиск и обнаружение таких слов достаточно надежный опознавательный признак - сочетание «оро», «ере», «оло», «еле» полногласия. Количество слов с двумя безударными гласными невелико, они запоминаются детьми: голова,        борода, береговой, зеленеть, золотой, сторона, середина, шелестеть, молодой, воробей, черепаха        , пелена, молоко,        города, молоток, воротник. Расширяется число и виды упражнений, в которых комментируется не один тип орфограмм, а любые, включая даже незнакомые.

В III классе не только закрепляется, но и углубляется представление учащихся о знакомых словах, их составе и значении. Это достигается за счет включения в упражнения слов с новыми суффиксами. Берутся простые по своему составу четырех-, трех морфемные слова, но наряду со знакомыми суффиксами (- ов-, -ев-, -от-, -ист-,ок-, -ек-, -ик-,) в них появляются новые (-ость-, -есть-, -чив-, -лив-, -чат- и др.), графический образ которых постепенно, без дополнительной затраты времени закрепляется в памяти учащихся.Знание этих суффиксов служит дополнительным признаком распознавания частей речи (-изн-, -от-, -ость-, -есть-, -тель - суффиксы существительных, -чив-, - лив-, -чат - прилагательных), способствует лучшему усвоению безударных гласных корня. Ведь учащиеся не находят в новых словах знакомого корня потому, что учитель не всегда обращает внимание на изменение морфемного строения слова. Систематическая работа в этом направлении благотворно скажется на усвоении правописания безударных гласных и повышении орфографической грамотности вообще.

Для контроля и оценки усвоенного материала использую тесты  (Приложение - 3)
Тема «Безударные гласные в корне» в
IV классе предполагает изучение трех видов

1) гласные, проверяемые ударением (расширение лексики по сравнению с 3 классом, закрепление изученных ранее слов);

2) гласные, непроверяемые ударением (расширение лексики по сравнению с 3 классом, закрепление изученных ранее слов);

3) чередующиеся гласные (знакомство, более подробное  изучение в 5 классе.

-определять причины различия безударных гласных;

-применять разные способы проверки проверяемых гласных;

-находить среди предложенных правильно подобранные проверочные слова;

-составлять алгоритм проверки гласных и обосновывать свой ответ;

-уметь классифицировать корни с безударной гласной;

-анализировать языковой материал и систематизировать его. (Приложение - 4)

Заключение.

Обучение правописанию безударных гласных представляет определенные трудности для детей, которые можно преодолеть при помощи указанных выше упражнений, наглядности, игровых моментов, систематической работы над темой в течение всего периода обучения. От умений школьников быстро и правильно производить разбор слов по составу, определять в сопоставляемых словах корень, устанавливать безударную гласную, подбирать проверочное слово, соотносить написание гласной в корнях проверочного и проверяемого слов, во многом зависит уровень сформированности навыка правописания.

Мой опыт работы позволяет сделать вывод, достичь наиболее успешных результатов грамотности возможно при использовании наиболее эффективные форм, приёмов, методов по выработке и формированию навыков правописания безударных гласных в корне, при использовании алгоритма проверки безударных гласных в корне, систематической работе по профилактике предупреждения ошибок

При сравнительном анализе допущения ошибок за каждый год обучения, с учётом ежегодного усложнения заданий, видно, что половина учащихся улучшили свои показатели в правописании безударных гласных в корне.

Во 2-ом классе - в начале года допускали ошибки 42 % учащихся, в конце - 13% учащихся.

В 3-ем классе - в начале года - 71% учащихся, конце - 38%.

В 4-ом классе - в начале года - 88% учащихся, в конце 38%.

В заключении хочется отметить, что работа над правилом правописание безударных гласных в корне слов не должна быть ограничена только им. Полностью сформировать навык по данной теме можно лишь в том случае, если рассматривать данное правило в системе с другими правилами. По-настоящему грамотный ученик не просто умеет записывать слово, он ещё чувствует, когда слуху можно доверять, а когда нужно его проверять. А потому важно учить не только тому, как решать орфографические задачи (упражнения с пропуском букв), но ещё и тому, как замечать замаскированные, «лукавые» задачи.

        

Приложение – 1.

Тест.

Ударение

  1. Отметь слово в котором правильно поставлено ударение

               ре´ка               шля´па             спасибо´

2. Отметь слово, в котором правильно подчеркнут ударный слог

              гроза             кошка         сосед        весна

  1. Отметь слово с ошибкой

                волна ´                 сосна´                        Лена´

  1. Отметь слова, в которых ударение падает на первый слог

                 звезда                        сало                 щенок

                травка                       реки                  вода

  1. Отметь слово, которое нужно вставить в предложение. Помни об ударении!

Мама варит … .

уху´                                     у´ху

  1. Отметь слово, которое нужно вставить в предложение. Помни об ударении!

Комар подлетел к … .

уху´                                     у´ху

  1. Отгадай ребус, запиши словарное слово

Введи ответ:

Результаты тестирования

                                                                                                                                Оценка

Правильных ответов

Набранных баллов

Тест

Однокоренные слова

  1. Выбери правильное утверждение

Однокоренные слова – это слова близкие по смыслу

Однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем

Однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем и близкие по смыслу

  1. Отметь однокоренные слова

соль                солнечный                   солить                     солёный

  1. Отметь лишнее слово

 лёд                  след                     следить

  1. Отметь строчку родственных слов

Ночь, ночка, заночевать

Речь, река, речушка

Моряк, морской, морж

  1. Отметь лишнюю строчку

Зимовать, зимний, зима.

 Весна, весенний, весло

 Ход, выход, переход.

  1. Допиши однокоренное слово

Садовый образовано от слова …

Введи ответ:

  1. Подбери однокоренные слова к слову вода

водный

жидкость

водичка

газировка

наводнение

Результаты тестирования

Оценка

Правильных ответов

Набранных баллов

Тест

1.  Как проверить безударную  гласную в корне  слова?

а) Запомнить написание всех слов.

б) Надо изменить слово или подобрать родственное так, чтобы безударный гласный стал ударным.

в) Записать, как слышится.

2. Отметь проверочное слово к слову  коза

козлёнок              козлята                     козы

3. В каких словах безударная гласная в корне может быть проверена, словом слон?

слонёнок                прислониться                  слониха                   заслонить

4. Какая буква пропущена в слове с…сна

о                  а

5. В каком слове допущена ошибка?

часы                  вада                    подарок

6. Рассели слова на полянки к домикам:  тр…ва       м…ряк     с...ды    м…ря

А

                           

О

                               

Результаты тестирования

                                                                                                                                                                            Оценка

Правильных ответов

Набранных баллов

Тест

Проверяемые безударные гласные Е-И

  1. Отметь проверочное слово к слову  стрела

стрелка                 стрелять

  1. В каких словах безударная гласная в корне может быть проверена, словом свет?

светло               ветви                     весы                  осветить

  1. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

 река - речка

лесной -лесник

стена – стены

  1.  Какая буква пропущена в слове сл…ды

е                     и

  1. В каком слове допущена ошибка?

 река

ленивый

лесичка

  1. Рассели слова на полянки к домикам:  зв…зда          гр…бы          пл…чо            з…ма

Е

                     

И

                           

Результаты тестирования                                                                                                                                                                                                                                      Оценка

Правильных ответов

Набранных баллов

Тест.

Правописание безударных гласных.

  1. Отметь слова, в которых правильно поставлено ударение

сло´во             утро´       спаси´бо            кни´га               пче´ла

  1. Отметь слова,  в которых правильно подчеркнут ударный слог

собака              берёза                пчёлы            пчёлы                лето   

  1. Вставь в предложения нужные слова. Помни об ударении!

Собака сидит у …………………….                  

У рубахи был вышит  ……………..…

ворот           ворот

  1. Отметь строчки родственных слов

солнечный, солнышко, соль

гора, горка,  горный,  горе

перо, перышко, пернатый, перевод

обида, обидчик, обидный, обидеть

ударение, ударный, ударить, удар

  1. Допиши слово, чтобы стало понятно значение слов

Дождливый  – образовано от слова….

Введи ответ:

  1. Вставь пропущенную букву

нож  - н…жи

врач  - вр…чи

врач  - вр…чи

  1. Найди слова с ошибкой

гребы               зерно                  стрела                зема                   тишина

  1. Из ряда слов выбери слово, которое будет проверочным к слову медовый

медовик                 мед                       медный

  1. Отметь лишнее слово

полёт               лето                    летучая                      летательный

  1.  Отметь лишнее слово

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу.

Введи ответ:

Результаты тестирования

Оценка

Правильных ответов

Набранных баллов

Тест.

Правописание безударных гласных

1.Отметь слова, в которых правильно поставлено ударение

гроза´             дворо´вый                   холо´д                    са´док                      цве´ток

  1. Отметь слова,  в которых правильно подчеркнут ударный слог

дерево            бегемот                 сосульки               сосульки                  конфета   

  1. Вставь в предложения нужные слова. Помни об ударении!

В парке я видел …………………….  

В яйце есть желток и  ………..…

белок                            белок

  1. Отметь строчки родственных слов

Высокий, сок, сокол

Холодный, холодок, холод

Добро, добрый, доброта

Болото, болеет, болтун

Тишь, утихать, тихоня

  1. Допиши  однокоренное слово

Введи ответ:

  1. Вставь пропущенную букву

к … рмить                   сн … гурочка

хв ...  лить                   кр  …  чать

  1. Найди слова с ошибкой

содовник              гроза                    асенний                      страна

горка

  1. Из ряда слов выбери слово, которое будет проверочным к слову грачиха              

грачата                    грач                      гранат

  1. Отметь лишнее слово

веточка                светлый                  осветить                    свет

  1.  Отгадай загадку, запиши словарное слово.

Если б не было его.

Не сказал бы ничего.

Введи ответ:

Результаты тестирования

Оценка

Правильных ответов

Набранных баллов

Приложение – 2.

Тест.

Проверяемая безударная гласная в корне слова (2 класс).

  1. В каком ряду верно «закончено» правило:
    а) «Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …

б) чтобы на согласный падало ударение

в) чтобы после согласного стоял гласный

г) чтобы после согласного стоял гласный или согласный звук [Н].

д) чтобы на гласный падало ударение

  1. В каком слове можно проверить безударный гласный в корне слова, изменив форму слова?

ковёр              шалун              волна              свисток

  1. Найди неправильно написанные слова

освищение

рябина

радители

провадник

беляк

петнистый

3. Какое слово соответствует схеме слова «походка»  

входы              осенний                пересадки                    домики

  1. В какой строке в словах в корне две проверяемые безударные гласные?

положить             гороховый                   переделать                 заколосится

  1. В какой строке во всех словах в корне пишется проверяемая безударная гласная –я-?

ст.пной    кр.вой     пр.мой

ч.тать   пл.сать    м.чтать

м.сной   загл.нул   р.бой

п.тёрка   мес.ц    гр.да

6. Напишите, какую букву надо вставить:               Я долго  сл…зал  с крыши.

Введи ответ:

Результаты тестирования

Оценка

Правильных ответов

Набранных баллов

Приложение – 3.

Тест

«Слова с безударной гласной в корне» (3 класс)

  1. Прочитай внимательно высказывание. Вспомни орфограмму «Безударные гласные в корне слова».

Безударные гласные в корне слова необходимо проверять! Для этого:

1)   Измени форму слова (нет…)

2)   Подбери однокоренное или родственное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Допиши ответ:

Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал…

Введи ответ:

  1. Отметь буквы, которые необходимо проверять, если они стоят без ударения

а                     о                       и                     у                       е                       я

  1. Отметь слова с безударным гласным звуком в корне

заварка            садовый          лесной          пятнистый         подставка      заносит

  1. Отметь проверочные слова к слову «просвистел»

свистулька         свистун             свист               засвистел           посвист            свистнул

  1.  Найди слово с безударной гласной буквой е

осмелеть          зак.петь             уд.вить          пров.рять             ож.вать               проб.жал

  1. Найди слова с безударной гласной буквой а

в.зить             к.рмить             т.щить                тр.вянистый            д.лёкий                    н.чной

  1. Укажи слово, в которых нет буквы безударного гласного звука в корне

гора                  горец                      гористая                         горища

  1. Отметь букву, которую надо написать в слове «т.жёлый»

е                      я                         и

9. Отметь способ проверки букв безударного гласного звука в корне

а) Изменить  форму слова

б) Разобрать слово по составу

в) Обозначить ударение

г) Подобрать однокоренное слово

10.   Распредели слова в 2 столбика:  к.тались,  б.льшой , кр.льчата , пр.вдивый , в.здушный,  др.жать,  стр.на,  сдовый,  п.лезный,  тр.стник.

а

о

Тест.

по теме «Две безударные гласные в корне слова» (3 класс).

  1. Прочитай информацию до конца:

Слова с двумя безударными в корне слова проверяют, подбирая родственное (однокоренное слово).

Например: голодать – голод, голодный

Запиши слово, которое должно быть в предложении:

Чтобы проверить слово с двумя безударными гласными, нужно подобрать   …   слово.

Введи ответ:

  1. Отметь правильное утверждение

а) Однокоренные слова – это слова, близкие по смыслу  

            б) Однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем

            в) Однокоренные слова – это слова, у которых есть корень

            г) Однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем и близкие по смыслу

     3.  Отметь проверочные слова для слова говорить

говор         заговор      проговорить       разговор    разговорчивый

  1. Отметь проверочные слова для слова молодой

молодость    молодёжь       молодиться              молоденький             молодильное

  1. Отметь проверочные слова для слова веселить

развеселиться        весело         весёлый               весёленький               повеселиться

  1. Найди и запиши из предложения слово с двумя безударными гласными (форму слова не меняй)

В ущелье не проникал луч золотого дня.

Введи ответ:

  1. Каким словом можно проверить орфограмму в корне?

лебединый                   лебедёнок                            лебёдушка

  1. Отметь строчку с лишними словами

а) Холодать, голодать, дорожать

б) Зеленеть, золотить, вечереть

в) Зеленеть, золотить, вечереть

г) Соловьи, сторона, борода

        9.   Отметь слова с ошибками

грибешок         деривянный     воронята       ракотал          молодец               холодильник

10.Напиши, сколько ошибок ты нашел в тексте:

Где бодрый серп гулял и падал колас,

Теперь уж пусто всё – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной барозде.

Введи ответ:

Тест.

Смысловые безударные гласные.

  1. Отметь слова, которые звучат одинаково

         сто´ит         посидеть           водит            поседеть             стои´т                   водить

  1. Отметь родственные слова к слову зап.вать  в словосочетании зап.вать песню

         певчий              пение           питьевой            запить            запевала

  1.  Какое слово будет проверочным к слову сп.ши в словосочетании сп.ши с доски

писать           спешка               списывать              письмо

  1. Вставь нужную букву

Пол . скать бельё                          Пол . скать щенка

  1. Вставь нужную букву

Зак . лю булавкой                           Зак . лю здоровье

  1. Вставь нужную букву

Прим . рять платье                     Прим . рять друзей

  1. Каким словом можно проверить орфограмму в корне слова в словосочетании

 отв.рить дверь?

отворяет                варка                  отворить                створка

      8. Выбери слова, для которых слово  жить будет проверочным

а) Прож.вать пищу

б) Прож.вать в городе

в) Наж.то за долгие годы

г) Заж.вать бумагу

д) Изж.вать  материал

е) Выж.ть из дома

       9. Прочитай текст. Запиши цифрой, сколько ошибок ты нашёл

Остановись! Посиди и вспомни, какую книгу ты читал недавно. Отвари дверь в мир интересного и увлекательного. Спиши открыть что-то новое для себя. Встречай день, открывая книгу и запивая бодрую песню.

Введи ответ:

10.Отгадай шараду. Запиши отгадки через запятую

С И недолго сделать кошке,

Если есть сметана в плошке.

С Е  же делать нелегко,

Коль забрался высоко.

Подсказка:

…    сметану - … с крыши

Введи ответ:

Результаты тестирования

Оценка

Правильных ответов

Набранных баллов

Приложение – 4.

Тест

«Безударные гласные, проверяемые ударением» (4 класс)

  1. Отметьте способы проверки букв безударных гласных звуков в корне

а) Изменить форму слова

б) Разобрать слово по составу

в) Обозначить ударение

г) Подобрать однокоренное слово

  1. Отметьте слова, которые соответствуют орфограмме «Проверяемые безударные гласные в корне слова»

магазин                          обдумывать                              пришёл

поговорить                  объединённые                           очарованный

  1. Укажите слова, в которых нет безударного гласного в корне

горушка       горец         гористая        горища                    горный                       горка

  1. Отметьте слова, для которых проверочным является слово страшный

страх      

страшила

устрашение  

страшненький

страшилка

 страховая (компания)

  1. Найдите слова с буквой И в корне

Заскр…пит

 Просв…леть

Истр…бить

Проп…щать

Расп…сать

Раскв…таться

  1. Укажите слово с буквой О безударного гласного в корне

Хв…стливый

К…ренастый

Д…лёкий

Охр…нять

Пр…бежать

Прок…тить

  1. Укажите слово с буквой Я безударного гласного в корне

Поч…рнел

По…вление

Ст…мнело

Приз…млился

Съ…добное

Т…снение

  1. Укажите слова с буквой Е безударного гласного в корне

Л…нейка

Загл…денье

Огл…нись

Л…п…тать

Л…пить

Обл…ниться

  1. Отметьте слово с безударным гласным в корне, соответствующее схеме: ∩^□

Загадка

Смелый

Головастый

Засветло

Подставка

Подставка

  1. Найдите проверочные слова к слову опоздавший

Опоздал

Опоздание

Поздно

Запоздалый

Позднее

Поздновато

Результаты тестирования

Оценка

Правильных ответов

Набранных баллов

Тест

«Безударные гласные, проверяемые ударением» (4 класс)

  1. Отметьте проверочные слова

 Бр..сать

 Подбр..сить

Забр..шенный (дом)

Бр…сание (мяча)

  1. Отметьте слово, в котором букву безударного гласного в корне нельзя проверить ударением.

Белила

Председатель

Спортсмен

Светлячок

  1. Отметьте строку, в которой все слова проверочные

Пл…скать, пл…щется, плеск

Попл…скать, попл…скивает, пл…скать

Пл…щется, пл…ск, попл…скивает

  1. Отметьте слова, в которых произношение расходится  с написанием

Г…л…воломка

Разъ…динить

Прол…тает

Выйти

Св…тлый

Зам…чать

  1. Отметьте неверно написанные слова

разъерённый

проподать

покраснел

вытощила

ядовитый

оплатить

  1. Отметьте слово с буквой А безударного гласного в корне

М…крица

Под…вать

М…лчание

Нак…рмить

В…лноваться

 В…сток

  1. Отметьте строку с правильно подобранным проверочным словом

Изложить-ложка

Вязание-обвяжет

Скрепить-крепление

Частица-час

  1. Отметьте ряд, в котором все слова включают букву безударного гласного в корне, проверяемую ударением

а) Бельчата, ежонок, волчонок, воронёнок, слонёнок

б) Светёлка, объединение, собрание, известие, травинка

в) Косится, тропинка, травинка, берёзонька, соринка

г) Задрожала, подарила, заворчала, распилил, закричал

  1. Отметьте пару слов с неверно подобранным проверочным словом

а) Примирить - мирный

б) Преподаватель – дать (знания)

в) Скрипеть - скрипит

г) Увлекательно - увлечь

  1. Отметь слова с буквой безударного гласного в корне, которую нельзя проверить ударением

К…слота

Б…лизна

Д…ректор

К…пяток

Л…жебока

К…злёнок

Результаты тестирования

Оценка

Правильных ответов

Набранных баллов

Тест

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне

  1. Отметь верные утверждения

а) Букву безударного гласного в корне слова проверяют ударением: изменяют слово или подбирают однокоренное слово так, чтобы этот гласный оказался ударным.

б) Написание слов с безударными гласными, которые нельзя проверить  ударением, следует уточнять по орфографическому словарю и запоминать.

в) Букву безударного гласного в  корне слова никогда не проверяют ударением.

2.   Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне слова?

а) Слов с двумя безударными гласными в русском языке нет

б) Изменить форму слова

в) Подобрать родственное слово

г) Проверять дважды, подобрав два проверочных слова к каждому безударному гласному

д) Подобрать такое  проверочное слово, чтобы оба гласных стояли под ударением

 

3.  Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне слова?

      а) Слов с двумя безударными гласными в русском языке нет

      б) Изменить форму слова

      в)  Подобрать родственное слово

     г) Проверять дважды, подобрав два проверочных слова к каждому безударному         гласному

     д) Подобрать такое  проверочное слово, чтобы оба гласных стояли под ударением

4.  Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных гласных в корне.  Запиши номера в нужном порядке

а) Под ударением слышится гласный …
б) Ставлю безударный гласный под ударение.
в) Пишу ту же гласную в безударном слоге.
г) Слышу в корне слова безударный гласный …

5. Отметьте слова с двумя безударными гласными в корне

Громоздкий

Нагромождать

Огромный

Говорить

Рокотать

Хохотать

  1. Отметьте слова с двумя безударными гласными в корне

         Прокатить

         Деревянный

        Похолодало

        Закалённый

       Переливались

       Сторожевая

  1. Отметьте строчки, в которых правильно подчёркнуты проверочные слова

Молод, молоденький, молодеть, молодняк

Похолодание, холода, холодильник, холодный, холод

Вечереет, вечер, вечерний, вечеря, вечерок, вечера

Полосатый, полосы, полоска, полосочка

Борозда, бороздка, бороздить,

Небеса, небесный, поднебесный, небо, небом

  1. Отметь строки, где есть однокоренные слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

Охлаждение, похолодать

Поздороваться, здравие

Голосистый, безгласный

Голова, головушка

Краткий, короткий

Разредить, разрядить 

  1. Найдите слова с ошибками. Исправь ошибки  и запиши слова через запятую.

Моладёжь, каласок, говорить, старониться, посерибрить, деревянный, сторонушка, полосатый.

Результаты тестирования

Оценка

Правильных ответов

Набранных баллов


Тест

Слова с безударными   гласными (написание корней с чередованием, написание паронимов, написание корней, зависящих от значения слова)

  1. Отметьте строки, где правильно подчёркнуты проверочные слова.

Зач…стили дожди - часто, чистый

Прим..рять фуражку – мерить, мирить, мир

Отв…рить калитку – вор, вар, отвар

Пол…скать бельё – ласка, полощет, поласкать  

Зап…вал квасом – пил, пел, запел, запил

Нак…лился докрасна – наколется, раскалённый, раскалить

  1. Отметить парное слово к слову «собирать» с чередующейся гласной

собираю

собрать

соберу

собранный

  1. Отметить парное слово к слову «пловец» с чередующейся гласной

пловчиха

плавучий

плов

ловко

  1. Отметить парное слово к слову «отскочить» с чередующейся гласной

отскачет

скачет

кочки

вскочить

  1. Отметить слово с гласной О в корне

Отск…чила

Прил…скать котёнка

Отв…рить морковь

Раск…лённый

  1. Отметьте слова с гласной Е в корне

Сл…зать сметану

Обж…гает 

С…деть на краю 

Расст…лить

Выч..сть 

Выч…тать

  1. Отметьте слова с гласной О в корне

Притв…рить дверь

Ск…ковая лошадь 

Откл…ниться назад

Нак..лоть ногу

Кр…тчайшее создание 

Кр…тчайшее расстояние

  1. Отметьте слова с ошибками

Проредить морковь

Разредить ружьё 

Посвятить фонарём

Посветить брату

Укротитель 

  1. Найди ошибки в словах. Запиши слова в исправленном виде   через запятую.

          Посвятить жизнь, накалоть дров, енот-полоскун, запивать  громко, развевается флаг, развевается быстрее всех,  смериться с успехом, смериться силами.

Введи ответ:

Результаты тестирования

Оценка

Правильных ответов

Набранных баллов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС...

Роль здоровьесбережения в формировании универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС в начальной школе.

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и...

«Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»

«Методическая разработка учебных заданий,направленных на формирование универсальных учебных действийв соответствии с требованиями ФГОС»Задания для закрепления пройденного и оценки деятельности себя и ...

Формирование орфографической зоркости в процессе закрепления навыка правописания безударной гласной в корне слова

Открытое индивидуальное занятие с учеником 4 класса по коррекции дисорфографии...

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС

Согласно приказу Министерства науки и образования РФ№ 373 от 6 октября 2009 г в школах России введен в действие новый образовательный стандарт – ФГОС.  Ориентация ФГОС на реализацию деятель...