«Различение основных категорий слов (называние предметов)» урок письма в 4 классе
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

 

Тема: «Различение основных категорий слов (называние предметов)» 4 класс.

Цели: 1. Формировать навык выделять из всех слов слова предметы и ставить к ним

           вопрос: кто? или что?  Учить образовывать слова  родственники от  слова.

           предмета.

           2. Развивать и корригировать устную и письменную  речь, умение правильно

           ставить вопрос к словам предметам, развивать внимание.

           3. Воспитывать интерес к слову.

Оборудование и материалы: цветик – семицветик, листы со словами: мяч, рыжая, белка, новый, прыгает, резиновый, стоит, трактор, скачет;  таблицы опоры «Слова предметы:  Кто? Что?», запись на доске вопросов Кто? Что?; Какой? Какая? Какое?; Что делать? Что делал? Что сделал?; магниты; слово ТРАКТОР с иллюстрацией;  диск «Игры и задания»; проектирование на экран задания Б по закреплению материала; тесты, сигнальные карточки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Различение основных категорий слов (называние предметов)» 1 класс.

Цели: 1. Формировать навык выделять из всех слов слова предметы и ставить к ним

           вопрос: кто? или что?  Учить образовывать слова  родственники от  слова.

           предмета.

           2. Развивать и корригировать устную и письменную  речь, умение правильно

           ставить вопрос к словам предметам, развивать внимание.

           3. Воспитывать интерес к слову.

Оборудование и материалы: цветик – семицветик, листы со словами: мяч, рыжая, белка, новый, прыгает, резиновый, стоит, трактор, скачет;  таблицы опоры «Слова предметы:  Кто? Что?», запись на доске вопросов Кто? Что?; Какой? Какая? Какое?; Что делать? Что делал? Что сделал?; магниты; слово ТРАКТОР с иллюстрацией;  диск «Игры и задания»; проектирование на экран задания Б по закреплению материала; тесты, сигнальные карточки.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности уч-ся к уроку. Психологический настрой на урок.   – Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по - моему вели.

Вели ребятам грамотно писать, быть внимательными и активными на уроке.

  1. Развитие фонематического слуха: А) – Произнесите, как тикают часики?

                       (тик – так).

- Улыбнулись, приоткрыли рот и показали язычком, как двигается маятник в часах (артикуляция).

- Назовите 1 звук в слове ТИК (т/).

- Какой он? ( согл., мягк., парный, глух.)

- Назовите 1 звук в слове ТАК (т).

- Охарактеризуйте его.

- Какой буквой обозначаем звуки Т/ и Т на письме? (тэ).

                Б) Игра «Хлопочки».

- Если в слове вы услышите мягкий звук Т/ - хлопните в ладоши:

тигр, телефон, лопата, помыть, нитка, пушистый, темный, трактор, тележка.

(на экран проектируются слова с мягким звуком Т/: тигр, телефон и т.д.)

- Почему в этих словах звук Т/  звучит мягко?

     3. Пальчиковая гимнастика: - Подготовим наши пальчики к письменной работе.

                                                Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

  1. Минутка чистописания: Тт

        _____

        Тамара Темрюк

 - Почему слова Тамара, Темрюк написаны с заглавной буквы?

  1. Словарная работа:  - Отгадайте загадку:

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет –

Семь плугов тащит.  Что это?  (Трактор)

Карточка со словом ТРАКТОР (+ иллюстрация).

Это новое словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся.

- Что обозначает это слово? (с/х машина, которая пашет, боронит землю и др.).

- Произнесем  слово так, чтобы  определить ударную  гласную. Назовите непроверяемую безударную гласную. Запомните написание этого слова. Произнесем это слово вместе по слогам. Повторите его про себя.

- Образуйте от этого слова новые слова предметы и слова признаки (тракторист, тракторный).

- Запишем новое словарное слово, и слова, которые мы образовали в одну строчку. Поставьте устно вопрос к каждому слову.

- Составьте предложение со словом трактор.

    6. Сообщение темы и целей урока: Сегодня мы  будем говорить о словах  

                          предметах, учиться ставить к ним  вопрос и выделять их из других                

                          категорий слов.

  1. Работа по теме урока: А) (на доске  прикреплены листы со словами:  мяч,  

                      рыжая, белка, новый, прыгает, резиновый, стоит, трактор, скачет).

                     - Раздели слова на три группы: 1 – слова предметы (кто? что?)

 2 – слова признаки (какой? какая? какое?) 3 – что делать? что делает? что сделает?

 - Посмотрите на слова 1 столбика. Поставьте вопрос к каждому слову. (Это (что?) мяч. Это (кто?) белка. Это (что?) трактор).

- Почему к слову белка вы поставили вопрос кто? (ответ детей).

- Люди, животные, птицы, рыбы – отвечают на вопрос кто?

- Придумайте еще слова, которые отвечают на вопрос кто?  (что?)

(запись на доске и в тетрадях: Это кто? Белка, …, … .

Это что? Мяч, …,  …. .)

      Разминка для глаз (слайд).

         Б) Работа по учебнику: стр. 114, № 2

      Физкультминутка: Отдых наш - физкультминутка.

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли (потянулись).

Сели – встали, сели – встали –

Ванькой - встанькой словно стали.

  1. Закрепление материала: А) (проектирование на экран. «Игры и задания».  

Русский язык.). Слайд 1.  – Внимательно рассмотри  предметы каждой группы. Поставь вопрос к каждой группе.

Слайд 4. Выдели лишний предмет.

               Б) – Составь и запиши предложения из данных слов:

1) Из, вышел, рыжий, конюшни, конь. (Запись предложения)

- О ком говориться в предложении. Поставьте вопрос к слову конь. Есть ли в этом предложение родственное слово к слову конь? Назовите в предложении слово, обозначающее  признак  предмета.

2) Во, береза, дворе, высокая,  растет.

- О ком говориться в предложении. Поставьте вопрос к слову береза. Назовите в предложении слово, обозначающее  действие  предмета.

               В) Индивидуальная работа по тестам.

Стр. 67, задание 39  №2.

Проверка выполненных тестов (1 уч-ся зачитывает слова, отвечающие на вопрос  кто?   2 уч-ся – на вопрос что?).

  1. Подведение итога урока, оценивание уч-ся.
  2.  Домашнее задание: стр. 113 (сказка о возникновении слов предметов, признаков и действий.)
  3.  Тренинг «Наше настроение».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2 класс. Учитель: Мастранская Ольга Николаевна. 4 класс. Учитель: Рехтина Лилия Викторовна Различение основных категорий слов (название предметов)

Слайд 2

Произнесите, как тикают часики? Улыбнитесь, приоткройте рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводите из одного уголка рта в другой. Часики

Слайд 3

Почему в этих словах звук Т/ звучит мягко? тигр телефон помыть тёмный тележка

Слайд 4

Минутка чистописания .

Слайд 5

трак тор , , , , Тракт о р, тр а кт о рист, тракт о рный.

Слайд 6

Имя существительное Очень удивительное Отвечать оно должно На вопросы кто ? и что ?

Слайд 7

Кто? Что? Одушевлённые слова предметы отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа . Неодушевлённые слова предметы отвечают на вопрос что? и обозначают предметы, явления природы, события .

Слайд 8

Составь и запиши предложение из данных слов: Из, вышел, рыжий, конюшни, конь.

Слайд 9

Составь и запиши предложение из данных слов: Во, береза, дворе, высокая, растет.

Слайд 10

Проверь !

Слайд 11

что? кол капля дверь мак дом кто? кот цапля зверь рак сом П р е в р а щ е н и я Замените одну букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос кто?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова - признаки предметов. 2 класс УМК "Школа России"

Данный урок является первым в теме «Имя прилагательное». Урок построен так, что дети самостоятельно под руководством учителя формулируют определение новой части речи. Для активизации познаватель...

Конспект урока по теме: "Начальная форма слов-названий предметов" 2 класс

Урок по русскому языку по теме "Начальная форма слов-названий предметов"...

Разработка урока-презентации «Слова, обозначающие предметы».3 класс.

Цели урока: 1) Учебная : учить различать  слова, отвечающие на вопрос кто? что?, употреблять их в устной и письменной речи.2) коррекционно-развивающая: коррекция и развитие  произвольного мы...

Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в словах- названиях предметов; формирование умения находить в словах окончания.Планируемые результат...

Конспект+презентация урока по русскому языку "Окончания слов-названий предметов" 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс...

Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...