Запятая между однородными членами предложения при одиночном союзе» (закрепление). 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Боголепова Ирина Александровна

Урок закрепления полученных  знаний. 

Цели. 1. Создание условий для закрепления правописания знаков препинания между однородными членами предложения при одиночном союзе.

2. Развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля.

3.Воспитание чувства товарищества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zapyataya_mezhdu_odnorodnymi_chlenami_predlozheniya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Запятая между однородными членами предложения при

             одиночном союзе» (закрепление). 4 класс.

Цели. 1. Создать условия для закрепления правописания знаков препинания между  

           однородными членами предложения при одиночном союзе.

  1. Развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля.
  2. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование: карточки с предлогами, союзами, местоимениями; опоры; пословицы,  предложения; схемы предложений; карточки с текстом, тест, «Дорога к 5».    

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Запись даты и вида работы.
  3. Минутка чистописания.

На доске:

И, он, под, или, да, за, но, я, с, мы, а.

- Прочитайте слова, записанные на доске.

- На какие 3 группы можно их разделить?

(Союзы: и, или, да, но, а; местоимения: он, я, мы; предлоги: под, за, с).

- Сегодня на минутке чистописания мы повторим написание союзов.

На доске:

- Из чего состоит 1 узор? (Из чередования союзов и «мертвой петли» между ними).

- На что нужно обратить внимание при письме? (Безотрывное письмо, чередование союзов, высоту и длину петель).

- Пишите, пока не устанет рука.

- Из чего состоит 2 узор? (Из чередования союзов и петли, описанной вокруг них).

- На что нужно обратить внимание при письме? (Безотрывное письмо, чередование союзов, высоту букв).

- Пишите, пока не устанет рука.

     

  1. Словарная работа.

На доске:

Захотел м . дведь мёда                и к . орабль не идет.

К . пуста любит воду                да вспомнил про пчёл.                                                                                да х . рошую п . году.

                                        да рыбка х . роша.

- Слева на доске записаны начала пословиц, а справа – конец пословиц.

- Как вы думаете, что нужно сделать? (Нужно восстановить пословицы и вставить пропущенные буквы).

- Составьте и запишите пословицы. Выделите ловушки.

Проверка.

  1. Составление пословиц. (Фронтальная проверка).

- Какие пословицы вы составили?

- Как вы понимаете их смысл?

- Кто не допустил ни одной ошибки при составлении пословиц?

  1. «Ловушки». (Взаимопроверка).

- Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте правильность написания словарных слов. Исправьте ошибки карандашом.

- Кто не допустил ни одной ошибки?

- Кто 3 слова написал правильно?

- Отметьте на «Дороге к 5» свое местонахождение после словарной работы.

  1. Знаки препинания. (Фронтальная работа).

- Что общего в этих пословицах? (В них есть однородные члены предложения).

- А какие члены предложения называются однородными? (Однородные члены предложения – это члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одну и ту же роль в предложении).

- И где же в этих пословицах однородные члены предложения?

- Как связаны между собой однородные члены предложения в этих пословицах? (Они связаны интонацией перечисления и союзом да).  

- Проверьте еще раз, нет ли ошибок в записи пословиц? (Есть. В 1 пословице перед союзом да нужно поставить запятую).

- Почему? Ведь и в 1 пословице, и во 2 однородные члены предложения связаны одинаковым союзом да; а вы говорите, что в одном случае ставится запятая, а в другом нет? (В 1 пословице да = но, а во 2 – да = и).

- Докажите, что в этих пословицах союз да употребляется в разных значениях.

  1. Актуализация опорных знаний. (Опоры)

- Только эти союзы могут связывать однородные члены предложения? (Нет. Еще могут связывать союзы и, или, но, а).

- Где мы с ними сегодня уже встречались? (На минутке чистописания).

- В каких случаях между однородными членами предложения ставится запятая, а в каких нет? (Правило + вывешиваются опоры).

  1. Постановка темы и учебных задач.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Запятая между однородными членами предложения при одиночном союзе).

- Какие учебные задачи можно перед собой поставить?

(1. Учиться находить однородные члены предложения.

 2. Тренироваться в постановке знаков препинания между однородными членами предложения.

 3. Узнать насколько я сегодня приблизился к 5 по этой теме.)

- А кто или что может помочь нам решить эти задачи?

  1. «Мы - писатели».

- Начнем решать поставленные задачи со следующего задания.

На доске:

В роще птицы поют.                                (В роще птицы поют и щебечут.)

В роще птицы щебечут.

Он написал рассказ?                                        (Он написал рассказ или песню?)

Он написал песню?

- Составьте из каждой пары предложений предложения с однородными членами и соедините их с помощью союзов. Выделите однородные члены предложения.

        2 ученика выполняют это задание с обратной стороны доски.

Проверка.

Игра «Согласен – не согласен».

- Почему в этих предложениях не поставили запятые? (Правило).

- Отметьте свое местонахождение на «Дороге к 5».

Физминутка.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять!

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело!

  1. «Закончи предложения».

На доске:

Дождь прошел (земля не намочить).

Скворцы бегали по снегу (находить мало корм).

- Раскройте скобки и закончите предложения, вставляя союзы а и но.

Проверка. (По образцу).

- Какое предложение соответствует этой схеме?

- А этой?

- Почему в этих предложениях перед союзами а, но поставлены запятые? (Правило).

- Кто правильно расставил знаки препинания?

- Отметьте свое местонахождение после выполнения данного задания.

  1. «Найди ошибку».

- Прочитайте текст, записанный на листах бумаги.

- Что вы заметили? (Неправильно расставлены знаки препинания).

- Почему?

- Поставьте запятые там, где считаете нужным.

Проверка.

Ученики хором читают стихотворение, где поставили запятые – хлопают в ладоши.

Текст.

Играют дети в руках девчурки,

Нарядная там кукла в клетке,

Ручной щегол поёт салфетки,

Там на столе лежат коньки,

К зиме готовят нам очки,

Лежат для бабушки тетрадки,

Всегда содержатся в порядке.

- Отметьте на своем пути свое местонахождение, после выполнения данного задания.

  1.  Тестирование.

- Не только вам, но и мне хотелось бы узнать, насколько близко вы находитесь к 5 по данной теме сегодня. Поэтому я предлагаю вам выполнить тест по данной теме, и он покажет, как вы усвоили данную тему. А результаты ваши и мои мы сравним завтра.

1 вариант.

1. Выпишите номера однородных членов предложения.

      1         2            3                 4            5        6

Пришел конец сугробам, гололедице и сосулькам.

___________________________________________

2. Укажите номера слов, после которых нужно поставить запятую.

  1       2         3          4      5    6         7          8

Мы рубим валим пилим и колем сухие деревья.

__________________________________________

   1       2         3             4         5        6

Эта работа была интересная но трудная.

__________________________________________

1     2       3        4      5       6           7

В долг брать легко да платить тяжко.

__________________________________________

     1         2       3          4      5        6

Маша съела арбуз дыню или яблоко?



2 вариант.

1. Выпишите номера однородных членов предложения.

      1            2            3           4            5           6        7

Мороз заморозит воду, построит мостки через речки.

___________________________________________

2. Укажите номера слов, после которых нужно поставить запятую.

         1           2         3            4            5           6        

Пичужки кормят учат оберегают своих птенцов.

_________________________________________

    1   2    3       4         5      6      7          8

Вода в реке была теплая но очень мутная.

__________________________________________

     1          2      3   4     5      

Месяц светит да не греет.

__________________________________________

     1             2            3          4        5        6

Артем прочитал басню рассказ или сказку?

________________________________________

- В задании №2 обязательно выполнить нужно 1 и 2 предложения, остальные по желанию.

  1. Итог урока.

- В каких случаях между однородными членами предложения ставится запятая, а в каких нет?

     12. Домашнее задание.

«Волшебный черновичок» с. 27 № 5, 7, 8.

Составить по схемам предложения с однородными членами.

     13. Рефлексия.

Игра «Сели – встали – встали выше».

Своими действиями ученики дают ответы на вопросы учителя.

- Какое настроение у вас сейчас?

- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

- Насколько вы поняли тему сегодняшнего урока?

- Насколько вы устали?

- Насколько вы достигли поставленных целей?

- Насколько вы сегодня продвинулись к 5 по данной теме?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СВЯЗЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ И БЕЗ СОЮЗОВ. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Учащиеся знакомятся с правилом постановки запятых между однородными членами без союзов и перед союзом и; развивают умение находить однородные члены в предложении; совершенствуют навыки работы в группа...

СВЯЗЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ И БЕЗ СОЮЗОВ. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Учащиеся знакомятся с правилом постановки запятых между однородными членами без союзов и перед союзом и; развивают умение находить однородные члены в предложении; совершенствуют навыки работы в группа...

Конспект урока "Предложения с однородными подлежащими, сказуемыми. Употребление запятых между однородными членами". 4 класс. УМК «Планета знаний»

Конспект содержит задачи, планируемые результаты, к каждомуэтапу урока- задачи по развитию УУД....

Запятая между однородными членами, соединенными союзами

технологическая карта открытого урока по русскому языку в 4 классе "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами....

Конспект открытого урока русского языка: "Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Составление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Тип урока - Решение частных задач, развитие речи.Педагогическая задача - Создать условия для составления текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»; совершенствовать умен...