Запятая между однородными членами, соединенными союзами
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

технологическая карта открытого урока по русскому языку в 4 классе "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 15 
ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ, СОЕДИНЕННЫМИ СОЮЗАМИ
 

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятием «однородные члены предложения», с их особенностями; способствовать формированию умения находить однородные члены в предложении, обосновывать правила пунктуации при интонации перечисления и одиночном союзе «и»; развивать речь, наблюдательность, орфографическую зоркость, память, внимание, мышление; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с особенностями однородных членов; научатся находить однородные члены в предложении; обосновывать правила пунктуации при интонации перечисления и одиночном союзе «и»; составлять предложения с однородными членами по рисунку; выполнять синтаксический разбор предложения

Метапредметные УУД

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках, проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте предложения на тему «Золотая осень».

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Читают предложения.

(См. РМ, Приложение 2.)

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную

цель и задачу. Дополнять, уточнять выс-

– Прочитайте предложения. Какие пропущенные буквы вставили? Объясните свой выбор.

– Какие главные члены предложения подчеркнули?

– Перестройте каждое предложение так, чтобы однородные члены были соединены перечислительной интонацией (без союзов). Где поставили запятые?

Читают предложения, объясняют орфограммы.

Засвистал, защелкал в кустах соловей.

 стоял хвойный лес.

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

– Запишите названия осенних месяцев, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

Выполняют чистописание.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Работа

над словами

с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Отгадайте загадку:

Он груз пассажира, готовый к отправке,

Не нужен в пути – на хранение сдашь,

Прибудешь на место – без спешки, без давки

Получишь обратно свой ценный … (багаж).

(См. РМ, Приложение 3.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «багаж»

П

Б

А

Г

А

Ж

К

Е

Т

Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Составляют предложения с этим словом

казанные мнения

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Отгадайте ребус. Объясните, что означает слово-отгадка.

– Рассмотрите схему на доске. Составьте по ней предложение. Что необычного в этом предложении? (Это предложение с однородными членами, которые соединяются перечислительной интонацией и союзом «и».)

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня на уроке будем учиться ставить знаки пре-

пинания в предложении с однородными членами

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «запятая».

Запятая – 1) Знак препинания, употребляемый для выделения и разделения слов, групп слов или предложений; 2) перен. устар. Препятствие, помеха, затруднение.

Составляют предложение по схеме:

На дереве сидели белка, дятел и сова

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме


Продолжение табл.

1

2

3

4

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 39)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте задание. Рассмотрите условные обозначения однородных членов.

– В чем сходство и различие каждой пары предложений?

– Когда между однородными членами ставится запятая?

– Когда между однородными членами запятая не ставится?

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. 

Сравнивают пары предложений.

– Предложения имеют одинаковое строение. В первом предложении однородные члены соединены перечислительной интонацией. Во втором предложении – с помощью союза «и».

– Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союза), то запятая между ними ставится.

– Если два однородных члена предложения соединены союзом «и», то запятая между ними не ставится

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Первичное закрепление знаний. 

Групповая работа с деформированным предложением.

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. Организует работу с деформированным предложением.

– Осенью облака плывут низко, они становятся серыми. Вот и у нас, кажется, начался дождь, но дождь этот не простой: он состоит из слов и знаков препинания.

– Составьте предложение, запишите в тетрадь.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Составляют предложение из слов и знаков препинания, записанных на «капельках дождя»: «леса», «ковром», «опавших», «осенью», «из», «листьев», «парки», «скверы», «покрыты», . , , !.

Работают в группах. Записывают предложения.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной задачи


Продолжение табл.

1

2

3

4

Расставляют знаки препинания.

Осенью леса, парки, скверы покрыты ковром из опавших листьев.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 40)

– Прочитайте. Спишите, расставляя, где нужно запятые.

– Объясните постановку запятых. Каким членом предложения являются однородные члены?

– Прочитайте предложения с правильной интонацией.

– Объясните значение слов «саквояж» и «багаж»

Читают задание. Списывают текст, расставляя запятые. Объясняют постановку запятых. Отвечают на вопрос.

Читают предложения с правильной интонацией.

Объясняют значение слов «саквояж» и багаж». Работают со словарем. (См. РМ, Приложение 4.)

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 42).

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Прочитайте. Рассмотрите условные обозначения однородных членов.

– Как соединены однородные члены в данных предложениях?

– Что можете сказать о постановке знаков препинания в данном случае?

– Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Знание каких правил помогло вам выполнить это задание? (Частица «не» пишется отдельно с глаголами. Безударные гласные необходимо проверять.)

– Чем сходны данные предложения? Подчеркните в них однородные члены предложения.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Делают вывод.

– С помощью союзов «а», «но».

– Между однородными членами перед союзами «а», «но» всегда ставится запятая.

Выполняют запись в тетради.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Зазнайство не возвышает человека, а унижает.

Месяц светит, но не греет.

Кошка спит, а мышку видит.

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному


Продолжение табл.

1

2

3

4

Какими союзами соединены однородные члены?

(См. РМ, Приложение 5.)

эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Работа в тет-

ради (зада-

ние 45).

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте задание. Назовите сказку. (Русская народная сказка «Кот, дрозд и петушок».)

– Вставьте пропущенные буквы и, где нужно, запятые.

– Подчеркните во 2-м предложении главные члены. Выпишите из него словосочетания.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Подбирают проверочные слова.

Записывают предложение и словосочетания.

(См. РМ, Приложение 6.)

Работа в тет-

ради (зада-

ние 46).

– Прочитайте задание.

– Составьте загадки из слов так, чтобы отгадками были выделенные слова.

– Запишите составленные загадки.

Записывают загадки.

(См. РМ, Приложение 6.)

Работа в тет-

ради (зада-

ние 47)

– Прочитайте задание. Вставьте в предложения пропущенные союзы («а», «и», «но») и, где нужно, запятые.

– Найдите предложения с однородными сказуемыми. Подчеркните в них грамматическую основу

Составляют предложения.

(См. РМ, Приложение 6.)

VII. Итог уро-ка. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет. Продолжают высказывания:

•  Я приобрел…

•  Я научился…

•  Урок мне показался…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности


Окончание табл.

1

2

3

4

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

•  Для меня было открытием то, что…

•  Мне показалось важным…

•  Материал урока был мне…

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 48 в рабочей тетради, упражнение 43 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запятая между однородными членами предложения при одиночном союзе» (закрепление). 4 класс

Урок закрепления полученных  знаний. Цели. 1. Создание условий для закрепления правописания знаков препинания между однородными членами предложения при одиночном союзе.2. Развитие навыков са...

СВЯЗЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ И БЕЗ СОЮЗОВ. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Учащиеся знакомятся с правилом постановки запятых между однородными членами без союзов и перед союзом и; развивают умение находить однородные члены в предложении; совершенствуют навыки работы в группа...

СВЯЗЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ И БЕЗ СОЮЗОВ. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Учащиеся знакомятся с правилом постановки запятых между однородными членами без союзов и перед союзом и; развивают умение находить однородные члены в предложении; совершенствуют навыки работы в группа...

Конспект урока "Предложения с однородными подлежащими, сказуемыми. Употребление запятых между однородными членами". 4 класс. УМК «Планета знаний»

Конспект содержит задачи, планируемые результаты, к каждомуэтапу урока- задачи по развитию УУД....

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами....

Конспект открытого урока русского языка: "Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Составление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Тип урока - Решение частных задач, развитие речи.Педагогическая задача - Создать условия для составления текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»; совершенствовать умен...