Знатоки фразеологизмов
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

значимость использования занимательного материала в активизации мыслительной деятельности учащихся и интереса к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_turnir_na_konkurs.docx118.29 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока - турнира

 Тема «Знатоки фразеологизмов».

Аблемова Румия Ханжяровна

МОУ – СОШ с. Полековское Марксовского района

Учитель начальных классов

Предмет: русский язык

Класс: 4.

Цель: создать условия для обобщения и систематизации умений и навыков ( применять фразеологизмы в речи).

Задачи:

Обучающие:

- формируем умение составлять предложения с использованием фразеологизмов;

– формируем умение правильного применения фразеологизмов в речи.

Развивающие:

– развиваем  умение наблюдать, анализировать, делать обобщения, сравнивать;

– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам).

Воспитательные:

– формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, работать в группе.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации  знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: карточки, компьютер, проектор.

Структура и ход  урока:

  1. Приветствие  учителя.

- Я рада приветствовать вас на турнире знатоков фразеологизмов. В нём  примут участие 2 команды. Победителя турнира определит компетентное жюри в составе… (представляются члены жюри).

- Итак, команды готовы? Объявляю начало первого тура.

  1. Первый тур  

Представление команд:  название, девиз.

  1. Второй тур. Разминка  Загадки для команд.

                     I

   1.По полю ходила –

Клювиком водила.

II    

1.Человечки чёрные,

      Умные, учёные.

Стёжечку оставила-

Точечку поставила.

(Ручка)

2.   На странице я стою,

Всем вопросы задаю.

Согнут я всегда в дугу-

Разогнуться не могу.

(Вопросительный знак)

  3. Вверх тормашками торчу!              

   Восхищаюсь,

   Возмущаюсь

   И кричу!

(Восклицательный знак)

Друг за другом стали в ряд,

Молча с нами говорят.

(Буквы)

2.На крохотное ушко

Похожа завитушка.

Велит нам постоять чуть-чуть

И отправляться дальше в путь.

(Запятая)

 3. Я маковой крупинкой

     Упала на травинку,

     Остановила вас -

     Закончила рассказ.

         (Точка)

                                                                          

            

    IV.   Третий тур

- Замените выражения словами, которые отвечают на вопрос как?

I

Капля  в море (мало)                                                                                                        

Без сучка и задоринки (хорошо)

День за днём (постепенно)

Как снег на голову (неожиданно)

В темпе (быстро)

Как дома (свободно)

Как зеницу ока (заботливо)

II

В одну минуту (быстро)

Всей душой (сильно)

Как по маслу (легко)

Рука об руку (вместе)

На скорую руку (быстро)

Битый час (долго)

Шаг за шагом (постепенно)

  1. Четвёртый тур

- Замените выражения близкими по смыслу глаголами:

                   I

- Болеть душой (волноваться)

- Брать за душу (волновать)

- Держать в уме (помнить)

                          II

- Попасть в точку (угадать)

- Дрожать как осиновый лист (мёрзнуть)

- Бить тревогу (беспокоиться)

  1. Пятый тур

- К данным выражениям подберите синонимы из колонки справа  (на карточках):

                  I

 Золотые руки

Закрывать глаза

Плечом к плечу

Одним словом

                 II

Как снег на голову

Капля в море

Один на один

Бить баклуши

Короче говоря

Бок о бок

Мастер на все  руки

Смотреть сквозь пальцы

С глазу на глаз

Лодыря гонять

Кот наплакал

Неожиданно

  1. Шестой тур.

 

-  Каждой команде выдаются карточки, на которых записаны  вопросы. Ответить на них, подобрав данные  фразеологизмы (разыграть диалог).

 

                                               I

  1. Твой друг живёт близко от тебя?

          _________________________________________

   

  1. Ты давно изучаешь английский язык?

_________________________________________

  1. Ты часто встречаешься с нашими бывшими учениками?

_________________________________________

(Нет, от случая к случаю.  Нет, без году неделя. Да, в двух шагах от моего дома.)

                                             II

  1. Бабушка любит свою внучку?
  2. По – твоему, твой друг хорошо потрудился?
  3. Скажи, Никита неправду говорил о том, что видел?

(Да, он кривил душой. Да, она в ней души не чает. Нет, он палец о палец не ударил.)

  1. Седьмой тур

Капитаны, пришла пора скрестить шпаги.  К каждому рисунку подобрать фразеологизм.

Задание капитану I команды. Слайды

                                               

(сесть в калошу)                        (водить за нос)

Задание капитану II команды.

( крокодиловы слёзы)                          (спустя рукава)

  1. Итог

- Вот и закончился наш турнир. Хочу поблагодарить вас за активное участие, за отличное знание родного русского языка. По выражению В.Г. Белинского, фразеологизмы  составляют «народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство». Изучайте русский язык. Заключительное слово предоставляется жюри.

Награждение.

Литература:

  1. Учебно – методическое издание «Я иду на урок в начальную школу».

Редактор – составитель Козлова Маргарита Анатольевна, 2001

  1. Источники картинок:  http://images.yandex.ru/yandsearch?text

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".

Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....

«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово".  УМК "Начальная школа 21 века"....

Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...

РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС  Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....

Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.

Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...