Имя прилагательное как часть речи
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

Урок – закрепление. 3 класс.

Цели: повторить и обобщить знания об имени прилагательном  как части речи ; совершенствовать речевые умения и навыки; воспитывать любовь к русскому языку  и поэзии  А.С Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi._3_klass.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имя прилагательное как часть  речи».

   

Урок – закрепление. 3 класс.

 Цели: повторить и обобщить знания об имени прилагательном  как части речи ; совершенствовать речевые умения и навыки; воспитывать любовь к русскому языку  и поэзии  А.С Пушкина.

                                      Ход урока.

Организационный момент.

Определение темы и задач.

Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству А.С.Пушкина.

Назовите сказки, которые написал  А. С. Пушкин.

Какие они? ( Волшебные, добрые, справедливые.)

На какой вопрос отвечают слова,  которые помогли нам охарактеризовать сказки А. С. Пушкина?

Кто  догадался  и может сформулировать  тему  урока!

Сегодня на уроке   мы будем говорить об имени прилагательном,

вы должны вспомнить все, о чем узнали  на предыдущих  уроках.

                            На доске.

Добро всегда побеждает зло.

Это девиз  любой сказки.

Запишите этот девиз  в тетради.

Запишите слова, подчеркните орфограммы.

Кораблик, лебедь, старик, рыбка, яблочко, лоб, князь.

Знакомы вам эти слова? Откуда они?

Определение роли прилагательного в тексте.

Восстановите текст. Подчеркните имена прилагательные волнистой чертой.

Постой, -

Отвечает ветер………,

Там, за речкой…..

Есть ………гора,

В ней …….. нора;

В той норе, во тьме ………,

Гроб качается……….

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того…….. места,

В том гробу твоя невеста.

Слова для справок: буйный,  тихоструйной, высокая, глубокая, печальной, хрустальный, пустого.

Спишите пушкинский отрывок из сказки, вставляя пропущенные имена прилагательные.

Текст напечатан каждому ученику индивидуально.

Какова роль имен прилагательных в тексте?

(Они делают текст более выразительным, живописным, более точно передают свойства и качества предметов).

Как проверить правильность написания окончаний имён прилагательных. (По вопросам.)

Проверочная работа.

С чего  начинается  любая волшебная русская сказка?

Происходит беда- испытание. Если герой ее с честью проходит, то получает награду.

Пришло  время и вас испытать, а наградой будут хорошие оценки.

Послушайте и запишите словосочетания прил. + сущ ,. которые вы услышите по ходу чтения. Определите род, число и падеж имён прилагательных.

« Как взмолится золотая рыбка».

«У самого синего моря».

«Воротился старик  ко старухе.

Что же он видит? Высокий терем».

«Они жили в ветхой землянке».

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство».

«Не хочу быть черной крестьянкой»..

«Пошёл старик к синему морю».

«Видит на море чёрная буря».

«На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто».

Когда говорят: «Останешься у разбитого корыта»?  (Когда кто – то  не ценит того, что имеет, и требует у другого всё больше и больше, не испытывая при этом благодарности.)

Из какой сказки вы услышали отрывки?

Что вы можете сказать о форме имён прилагательных?

(Имена прилагательные стоят в том же роде, числе, падеже, что и имена существительные, к которым они относятся.)

Проверка выполнения задания.

Ученики читают выписанные словосочетания, называя род, число и падеж имён прилагательных.

Определение синтаксической роли прилагательного.

Запишите предложение.

                      Гвидон в синем море  убил злого коршуна.

Подчеркните  грамматическую основу предложения, разберите по членам предложения  и по частям речи.

Один ученик работает у доски с комментированием.

Каким членом предложения  является имя прилагательное?

(Прилагательное чаще всего бывает определением.)

Все вы читали «Сказку о царе  Салтане» А.С. Пушкина. Вспомните, как описывается там схватка злого волшебника, принявшего облик коршуна, с царевной - лебедь.

     

                        Бьется лебедь средь зыбей,-

                        Коршун носится над ней.

В действительности, как  утверждают специалисты, коршун никак не может напасть на лебедя. Схватиться с лебедем могли ястреб, сокол или орел. Почему же Пушкин написал коршун?

Произнесите слово коршун? Какие ассоциации у вас возникают?  Вспомните выражение «налетел коршуном».

В народном фольклоре коршун является воплощением   злого,  страшного.

В годы войны фашистские самолеты называли «черными коршунами», а наших истребителей  «ястребами», а летчиков «соколами». Слова ястреб,  орел звучат в фольклоре благородно. Орел, хоть и хищник, но «царь» птиц. Орел-птица  гордая , смелая, величественная. Не зря про человека – героя говорят - «Орел!».    

Лексическая работа.

Игра «Зеркальце».

Глядя в зеркальце – опиши себя.

Игра «Художник».

Я знаю, что вы очень любите рисовать. Давайте порисуем, но мы будем рисовать не красками, а с помощью имен прилагательных. Давайте нарисуем царевну - лебедь

На доске:

 Царевна – лебедь - скромная, благородная, образованная, уважительная, верная, добрая…

Вот  как русский художник Врубель  изобразил царевну- лебедь на своей картине. Одна красота родила  другую. (Иллюстрация)

Художники любили иллюстрировать сказки Пушкина, потому    что  Пушкин был мастер описания.

Домашнее задание.

У меня в руках вкусное, румяное яблочко.

 

                     И к царевне  наливное,

                     Молодое, золотое,

                     Прямо яблочко летит….

Из какой  это сказки?

А получит это яблочко  тот, кто лучше всех справится с заданием.

Задумайте предмет, опишите его с помощью имен прилагательных.

Сделайте это в стихах.

   Например.

Какой предмет  я задумала?  (яблоко)

Медвяное, красное,

круглое¸ прекрасное.

Итог урока.

Обобщим знания по теме урока.

Прилагательное – это ……

Можно использовать стишок.

Имя прилагательное

Очень занимательное.

Его вопросы чей? какой?

Запомнит ученик любой…

Оно обозначает

Признаки предметов.

И без существительного

 

Не   живет при этом.

Разнообразит   нашу речь,

Предмет распространяет.
Без него нам не прожить –

Это каждый знает.

Рефлексивная деятельность  на уроке.

    Я приобрёл -

    Я научился  -  

    Я понял, что -

    Было трудно –

    Было интересно –

  Читайте сказки! Добро всегда победит зло!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...