Обобщение опыта по теме "Развитие связной речи и формирование личности с опорой на индивидуальные особенности слабослышащих учащихся"
учебно-методический материал (русский язык, 1 класс) по теме

Данный опыт отражает формы, методы и приёмы обучения по грамматике слабослышащих учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formir_gramm_stroya.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

 

Обобщение опыта по теме:

«Развитие связной речи на уроках грамматике и формирование  личности с опорой на индивидуальные особенности слабослышащих учащихся»

      Учитель начальных классов

Белгородской специальной

(коррекционной)

общеобразовательной

                                                 школы – интерната № 23

                                                       II ,III ,IV и VI видов

Корякиной Натальи Васильевны

2013г.

Цель: создать условия, при которых развивается  у учащихся   разносторонний подход к слову,  речи, к пониманию особенностей написания слова,употребление в речи предложений.

Задачи:  свободно правильно выражать свои мысли в устной и письменной  форме, воспитывать культуру общения ,обучать планировать свое высказывание, обучать умению использовать на практике полученные теоретические знания, совершенствовать связную монологическую речь, приближаясь к нормам литературного произношения.

Актуальность и перспектива опыта.

         Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем речевого развития слабослышащих детей.

         В современной сурдопедагогике выделяются два этапа формирования грамматического строя речи.

         Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутьё.

         На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.

         Однако речевое развитие слабослышащих детей имеет ряд специфических особенностей, которые и определяют методику работы по формированию грамматического строя речи. Эти особенности могут быть исправлены только в результате специально организованной практической работы.

         Выделяются три типа уроков формирования грамматического строя речи:

  1. уроки знакомства с новым материалом (с новым видом грамматического общения);
  2. уроки закрепления практических грамматических умений;

уроки повторения и контроля усвоения грамматических обобщений и практических умений.

         Наиболее значимыми для формирования практических грамматических умений являются уроки закрепления, предполагающие автоматизацию и конкретизацию изученных грамматических закономерностей и обобщений в системе тренировочных упражнений.

         Освоение ребенком грамматического строя языка происходит на основе грамматической структуры предложений и в виде усвоения грамматических категорий, характеризуемых наличием определенного значения.

         В первую очередь ребенок усваивает категории с отчетливо выраженным конкретным значением (например: единственное и множественное число существительных, образующее по аналогии от общей основы и легко воспринимаемое наглядно).

         Категории, выражающие отношения, вызывают у ребенка определенные трудности в усвоении и правильном использовании. Например: падежи первоначально для ребенка являются лишь носителями определенных синтаксических значений, а их второстепенное значение усваивает позднее. Различие падежных форм начинается с противопоставления именительного падежа и винительного и родительного падежей. Дательный падеж появляется несколько позже. Творительный падеж появляется после 2-х лет и до 6-ти лет остается не вполне усвоенным.

         Определенные трудности у ребенка вызывает использование в речи предлогов. Это объясняется тем, что предлоги, дифференцируя значения падежей, в речи встречаются не часто, во многих случаях они вообще отсутствуют, а беспредложные функции падежей являются наиболее распространенными. Это приводит к пропуску падежных предлогов там, где он и должны быть.

         Эти ошибки, характерные для формирующего грамматического строя речи, свидетельствуют о том, что решающим фактором в усвоении ребенком грамматического строя  является функция морфологического строения элементов языка, связанная с семантикой.

Определенные трудности возникают у ребенка и при усвоении грамматической структуры сложного предложения, что также связано с недостаточным осознанием семантического значения некоторых союзов (например: употребление одного союза вместо другого, ошибки в расположении союзов придаточного предложения «когда», «потому что», «если», «хотя» и т д). В дальнейшем, по мере понимания ребенком смысловой стороны высказывания и усвоения им грамматической структуры сложного предложения, эти ошибки встречаются все реже.

Теоретическое обоснование

В учебной практике начальных классов массовой школы для развития мышления и речи, учащихся в процессе изучения грамматики используются различные формы и способы активизации их мыслительной и речевой деятельности.

         Одной из основных форм закрепления грамматических умений и навыков являются грамматические упражнения.

         Отклонения в грамматическом строе речи слабослышащих детей  характеризуются многочисленными ошибками в воспроизведении структуры предложения и в оформлении грамматических связей слов. Это проявляется в замене предложения словом или рядом слов, что наиболее характерно для учащихся 2 отделения. Другой характерной ошибкой является пропуск некоторых членов предложения.

         В своей речи слабослышащие учащиеся часто допускают ошибки в грамматических связей слов. Это ошибки на согласование существительного и прилагательного, существительного и глагола, которые обычно проявляются в отсутствии или смешении родовых или падежных окончаний существительных и прилагательных, временных и видовых форм глаголов.

         Наибольшие трудности у слабослышащих детей вызывает употребление в речи наречий, местоимений и предлогов, так как эти части речи являются наиболее абстрактными, что затрудняет их понимание и правильное использование детьми.

         Нарушение грамматического строя речи слабослышащих детей связано как с особенностями их слухового восприятия, так и со своеобразием развития мышления. Допускаемые ими ошибки связаны не только с недослышанием отдельных морфем, но и с трудностями в понимании отвлеченных понятий и обобщений.

         Поэтому для полноценного развития слабослышащих детей необходимо специально организованное обучение, центральное место в котором отводится обучению языку.

         В школьной программе процесс практического овладения грамматическим строем языка расчленяются на два основных этапа:

         - овладение отдельными грамматическими закономерностями (1-3 классы),

         - систематизация основных грамматических закономерностей (4-5 классы).

         На первом этапе слабослышащие учащиеся знакомятся с закономерностями употребления в связной речи основных грамматических категорий существительного (род, падеж, число), а также с наречиями и числительными. У учащихся формируются навыки построения предложения и одновременно, уточняется значение морфологических признаков слов, входящих в предложение.

         На втором этапе происходит систематизация основных грамматических закономерностей, в ходе которой учащиеся начинают осваивать соответствующие грамматические обобщения, на основе которых дается характеристика частей речи.

Новизна опыта

  Практическое овладение грамматическими закономерностями слабослышащими учащимися происходит в условиях комплексной работы, где понимание основных грамматических закономерностей отрабатывается на уроках развития речи, а систематизация и введение их а активную речь учащихся осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя языка.

         Выделяются несколько типов упражнений в зависимости от объема образуемой структуры и использования и развития различных умственных действий.

         Упражнения на образование грамматической формы по контексту:

  1. дополнение предложения данными словами,
  2. дописывание окончания у контрольных слов,
  3. самостоятельное дополнение предложения.

         Составления предложений:

  1. составление предложения на наглядной и словесной основе,
  2. составление предложений на словесной основе,
  3. составление предложений по данному слову без вопроса,
  4. составление предложений по вопросной схеме,
  5. составление предложений на наглядной основе.

          Упражнения на образование словосочетаний:

  1. образование словосочетаний из данных слов,
  2. образование словосочетаний по данному слову и вопросу,
  3. самостоятельное образование словосочетаний.

         Задание на выделение и определение грамматической формы и грамматических категорий:

  1. определение и выделение грамматической формы по вопросам к словам, выставленным в предложения,
  2. определение и выделение грамматической формы по вопросам к дополненным предложениям или к предложениям, составленным по картинке,
  3. определение грамматической формы по вопросам или словосочетаниям, выделенным в контексте или в отдельных предложениях,
  4. выделение и определение грамматической формы из словосочетаний, предложений или контекста поданному вопросу.

         В современной методике школы слабослышащих выделяют три типа уроков формирования грамматического строя языка:

  1. уроки знакомства с новым материалом (с новым видом грамматического обобщения);
  2. уроки закрепления практических грамматических умений и навыков;
  3. уроки повторения и контроля усвоения практических умений и навыков.

         Основное содержание уроков закрепления составляют тренировочные упражнения, позволяющие на практике закрепить теоретические знания учащихся, получаемые на уроках развития речи и на уроках знакомства с новым материалом. На каждом конкретном уроке учащимся предлагается определенная система тренировочных упражнений, соответствующая задачам, решаемым на данном уроке. Система упражнений включает в себя систему заданий внутри каждого вида упражнений, например:

         «Вставь слова, измени окончания. Поставь вопросы к этим словам и к глаголам» - 3 класс;

         «составь два предложения из данных слов. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос кто? Что сделала? Что будет делать?» - 2 класс. При подборе видов упражнений и вариантов заданий к ним необходимо соблюдать их последовательное усложнение как внутри урока, так и во всей системе уроков закрепления в течение учебного года.

         Другим требованием к подбору упражнений является учет индивидуальных особенностей учащихся, уровня их общего и речевого развития.

         Выделяют семь групп тренировочных упражнений, шесть из которых наиболее широко используют на уроках закрепления.

         Группы упражнений:

         1-я группа – упражнения на смысловое комбинирование. Их цель - проверка понимания учащимися грамматических закономерностей и конструкций;

         2-я группа – упражнения на выделение изучаемых грамматических форм (постановка вопросов к членам предложения и словосочетания, выписывание слов из словосочетаний и предложений по вопросу или словесной схеме и т. п. ). В 3,4 и 5 классах в эту группу упражнений включается определение рода, числа и падежа существительных и прилагательных, времени глагола;

         3-я группа – упражнения, предполагающие образование грамматической формы по аналогии (дополнение таблиц);

         4-я группа -  упражнения на «образование грамматической формы по контексту». Наиболее широко используются три основных варианта упражнений этой группы:

  1. дописывание окончаний у контрольных слов в предложениях;
  2. дополнение предложений данными словами;
  3. самостоятельное дополнение предложений;

         5-я группа – упражнения на конструирование словосочетаний. В школьных учебниках предлагается много видов таких упражнений, но чаще всего встречаются два вида:

  1. составление словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову;
  2. самостоятельное дополнение предложений;

         6-я группа – упражнения на конструирование предложений. В одной группе выделяют несколько подгрупп (по использованию наглядной и словесной основ):

  1. составление предложений на комбинированной основе (по картинке и вопросной схеме, предложения по картинке и деформированному тексту, по картинке и вопросу к ней и т.п.);
  2. составление предложений только по словесной основе (изданных слов, по опорным словам, по контексту, по вопросу с данным словосочетанием и т.п.);
  3. составление предложений только на наглядной основе (по картинке, по серии картин). Эта подгруппа упражнений используется на уроках закрепления реже, чем другие подгруппы;

         7-я группа -  упражнения на дополнение и конструирование связных текстов с использованием грамматического материала. Эти упражнения обычно используются на уроках повторения и контроля.

         Кроме знания грамматического материала, при выполнении этой группы упражнений от детей требуется осмысление содержания незнакомого текста. Поэтому эти упражнения представляют собой значительную трудность для детей.

         Учащиеся 1 отделения в основном владеют связной речью, но в силу своих слуховых особенностей допускают нарушения в грамматическом оформлении предложений. Поэтому задачей раздела «Формирование  грамматического строя речи» является накопление и уточнение словарного запаса, практическое формирование навыков построения предложений с одновременным уточнением значений входящих в них формослов.

         Учебный материал, усвоенный на уроках формирование  грамматического строя речи, учащиеся должны уметь практически использовать в своей повседневной учебной и бытовой речевой деятельности.

         Учащиеся 2 отделения почти не владеют связной речью. Степень снижения слуха не позволяет им самостоятельно овладеть грамматической структурой языка. Поэтому главной задачей раздела «Формирование  грамматического строя речи» во 2 отделении является практическое овладение языковыми грамматическими закономерностями и использование их в связной речи. Эта задача последовательно решается на трех уровнях:

  1. понимание отдельных словосочетаний, выражающих определенные значения;
  2. употребление их в связной речи;
  3. систематизация (обобщение) языковых фактов.

         Таким образом, в процессе обучения у учащихся постепенно формируются грамматические обощения, автоматизируется навык правильного использования в самостоятельной речи грамматических закономерностей. речевые умения, приобретенные на уроках формирование  грамматического строя речи, должны автоматизироваться в повседневной учебной и внеклассной речевой практике учащихся.

         Сроки овладения грамматическим  строем речи соответствуют этапам обучения и решаемым задачам на каждом конкретном этапе (см. Таблицу).

Таблица: этапы формирования грамматического строя речи:

Этапы

Задачи обучения

Классы

1

Овладение отдельными грамматическими закономерностями

1-3

2

Систематизация основных грамматических закономерностей

4-5

 

Технология опыта.

         На первом этапе обучения программа раздела «Формирование  грамматического строя речи» включает в себя 17 основных тем, распределенных по годам обучения и четвертям каждого учебного года. Расположение всех основных тем в учебной программе строится на базе первой изучаемой детьми темы «Понятие о предмете и действии и его выражение в языке» (1 класс, 2 четверть). Вся система изучаемых в дальнейшем понятий опирается на знания, полученных учащимися при изучении этой темы. Вся система понятий планируется таким образом, что основой каждого последующего понятия является предыдущее, уже осмысленное и усвоенное учащимися понятие. результатом такого планирования является последовательное усложнение и расширение изучаемого материала. Эту последовательность К.Г.Коровин наглядно отразил в схеме:

СХЕМА 1

Понятие о предмете

и действии

Понятие о переходности

 действия на предмет

Понятие о выражении

пространственных

отношений

СХЕМА 1

Понятие о орудийности

 действия

Наиболее объемные из 17-и основных тем подразделяются на ряд подтем, изучаемых в определенной последовательности в зависимости от их сложности и места в программе всего раздела. Например, тема «Понятие о способах выражения пространственных отношений» состоит из одиннадцати подтем, изучаемых на протяжении всего первого этапа обучения, (т.е. с 1 по 3 класс). Тема «Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке» содержит в себе шесть подтем, последовательно изучаемых во 2 и 3 классах:

Предложения со словами, обозначающими признаки предметов

  1. словосочетания прилагательных с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа – 2 класс, 1 четверть;
  2. словосочетания притяжательных прилагательных, с существительными в именительном падеже – 2 класс, 2 четверть;
  3. словосочетания прилагательных, с существительными в дательном, винительном и творительном падежах –2 класс, 3четверть;
  4. словосочетания порядковых числительных с  существительными в именительном падеже – 2 класс, 3 четверть;
  5. словосочетания притяжательных местоимений, с существительными в именительном падеже – 2 класс, 3 четверть;
  6. словосочетания прилагательных, с существительными в винительном, творительном и предложном падежах (уточнение пространственных отношений, в словосочетаниях с предлогами в, на ,под, за) –3 класс, 4четверть. Эта тема является одной из наиболее сложных для понимания и усвоения слабослышащими детьми и такое последовательное ее изучение позволяет учащимся более полно осознано овладеть соответствующими особенностями грамматического оформления предложений.

В программе раздела «Формирование грамматического строя речи» отражены как теоретические, так и практические задачи обучения. Решение этих задач происходит на специфических уроках формирование грамматического строя речи, широко представлены в современных учебниках русского языка для 2 и 3 классов 2 отделения школы слабослышащих.

        Упражнения на смысловое комбинирование представлены в большинстве, изучаемых во 2 классе основных грамматических тем. Это наиболее легкий вид упражнений. В учебнике русского языка упражнения  1 группы обычно предлагаются в начале работы над понятием для проверки его понимания учащимися и для закрепления уже пройденного материала. Например, при изучении темы «Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражение в языке» учащиеся выполняют такое упражнение: «Вставь слова и напиши предложения».

Зина,… Васе картину указкой. Женя,… дом карандашом. Тома,… маме письмо шариковой ручкой. Витя,… стол тряпкой. Нина, … таблицу кнопкой.

(нарисуй, вытри, напиши, прикрепи, покажи)

        Выполняя это упражнение, дети тренируются в смысловом комбинировании предложений со словосочетаниями в значении орудийности действия, уточняют смысловое значение глаголов повелительного наклонения.

        Упражнения на выделение изучаемых грамматических форм используются также при изучении всех грамматических понятий. упражнения этой группы имеют большое значение для  закрепления представлений о грамматических понятиях и закономерностях. Данные упражнения предполагают осмысленное выделение изучаемых грамматических форм и категорий слабослышащими учащимися, что исключает механическое запоминание. Например, при закреплении понятия о выражении временных отношений предлагается следующее упражнение:

«Прочитай. Выпиши из текста слова, которые отвечают на вопросы что делают? Что делал? Что делали?»

        Это упражнение позволяет не только практически закрепить у учащихся умение определять по данному вопросу грамматические категории времени и числа глаголов, но и уточнить семантическое значение временных отношений.

        Широко представлены упражнения на выписывание словосочетаний по вопросной схеме (Прочитай. Выпиши словосочетания: какой? + что? и  какие? + что? и т. д.)  на постановку вопроса к выделенным словам (Прочитай. Поставь вопросы к выделенным словам). Упражнения на постановку вопроса к словам встречается как самостоятельное упражнение, и как дополнительное задание в упражнении другой группы, например: «Спиши предложения, вставь слова. Поставь вопросы к этим словам.

Мама будет . . .  грибной суп. Бабушка . . .  картошку. Зина . . . кастрюлю.

Кастрюля . . .  будет на плите.

(почистила, стоять, варить, вымыла)».

        Такое упражнение с дополнительным заданием позволяет закрепить представления учащихся о временных отношениях не только при подборе нужного по контексту слова, но и при осознанной постановке вопроса к выбранному слову.

        Упражнения, предполагающие образование грамматической формы слова по аналогии используются в 62% всех основных грамматических понятий, изучаемых во 2 классе. Задания на изменение грамматической формы слов по образцу, например:

«Измени и напиши слова:

вытирает – вытирается                . . .  - умывается

причесывается -. . .                         одевает - . . . » и т. д.

        Упражнения этой группы позволяют автоматизировать навык образования новой грамматической формы слова по аналогии с данными изменениями. Так, в приведенном примере учащиеся закрепляют умение образовывать возвратную форму глаголов.

        Упражнения на «образование грамматической формы слова по контексту»:  для практической работы учащимся предлагаются различные варианты упражнений этой группы, например:

«Спиши предложения, допиши окончания».

        В зале висят красн… флажки.

        Деревянн… ложка упала на пол.

        На окне висят длинн. . .  , широкие… шторы

        Нов… учебники лежат в шкафу.

Выполняя этот вариант упражнений, учащиеся закрепляют умение образовывать грамматическую категорию числа имен прилагательного, дописывая окончания у контрольных слов в предложении.

        Второй вариант упражнений этой группы представляет собой дополнений предложений данными словами, изменяя их окончания, например: «Спиши предложения. Вставь слова, измени окончания».

        Третий вариант упражнений предполагает самостоятельное дополнение предложений, например:

«Допиши предложения».

Ученик вытирает доску … .

Женя постучал в дверь … .

Учитель прикрепил картинку … .

Валя рисует дом ….

        Упражнения на конструирование словосочетаний. Эти упражнения предлагаются в четырёх основных темах. Максимальное количество упражнений этой группы используется при изучении темы «Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке». Упражнения этой группы условно разделяются на 2 вида.

        К первому относятся упражнения на образование словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову, например:

«Составь и напиши словосочетания что? + какие?».

Яблоки сладкие, . . .  .

Брёвна . . .  .

Ремни . . .  .

. . .   синие,  и т.д.

        Такие же упражнения предлагаются  и  при изучении темы «Понятие о способах выражения пространственных отношений», например:

«Напиши словосочетания что делает? + куда?  Что делает? + откуда?».

Вешает на . . .  .,

Снимает с . . .  

Ставит на . . .   .  и т.д.

        Второй вид упражнений этой группы – самостоятельное дополнение словосочетаний и согласование слов в словосочетаниях, способствует активизации и расширению словаря учащихся. Дети должны самостоятельно подобрать нужные части речи, отвечающие на заданный вопрос, например:

«Дополни словосочетания»:

                Что?                какому?                кому?

                                    ?

Даёт                 . . .                . . .                         . . .

                Что?                каким?                чем?

Рисуе        т        . . .                 . . .                        . . .

        Наиболее распространенными упражнениями являются упражнения на конструирование предложений. Существуют различные варианты заданий, например:

Составь и запаши два предложения со словами:

Вечером, на, читал, утром, Гриша, мама, вчера, уходит, сказку, работу

(по деформированному тексту);

Составь предложения со словами: рисую, помогаешь (с заданным словом);

Придумай и напиши предложения по схемам: кто? + что делает? + что?,

что? + что делали? + где?,  кто? + что делали? + где? (по вопросной схеме);

Составь и напиши два предложения со словосочетаниями: старшему брату, маленькой лопатой (сданными словосочетаниями) и т.д.

        Упражнения этой подгруппы используются при изучении и закреплении всех основных тем 2 класса, так как их содержание является наиболее соответствующим задачам формирование грамматического строя речи у слабослышащих учащихся.

Упражнения на составление предложений на комбинированной основе представляют собой вторую по частоте использования подгруппу. В основном они предлагаются в виде упражнений на составление предложений по картинке и вопросам к ней, например:

Рассмотри картинку. Ответь письменно на вопросы: куда залез кот? Откуда? Бежит кот? И т.д.

Задача учащихся в этом упражнении – подбор правильного предлога и конструирование предложений по вопросу и картинке с этим предлогом (тема «Понятие о способах выражения пространственных отношений»).

        Упражнения на смысловое комбинирование предлагаются в 50% изучаемых основных тем и их количество по сравнению с другими группами упражнений невелико. Большая часть упражнений 1 группы используются при закреплении изученного материала по темам «Понятие о выражении временных отношений» и «Понятие и способах выражения пространственных отношений». Все упражнения этой группы включают в себя дополнительные задания по постановке вопросов к данным словам. Это побуждает учащихся осознанно выбирать нужные грамматические формы.

        Упражнения на выделение изучаемых грамматических форм широко используются во всех изучаемых основных темах. Постоянное использование упражнений этой группы позволяет учителю автоматизировать у учащихся умение выделять требуемую грамматическую форму слова по вопросу или вопросной схеме, определять род, число, падеж имен существительных и прилагательных, временные формы глаголов и т.д., например:

«Выпиши глаголы, определи времена глаголов»;

«Прочитай. Выпиши слова, отвечающие на вопросы где? и куда?»;

«Прочитай. Поставь вопросы к выделенным словам».

«Прочитай. Выпиши словосочетания что делает? + в + каком? + где?».

Упражнения на образование грамматической формы слова по аналогии встречаются в основном в виде таблиц, например:

Дополни и запиши таблицу

Единственное число:

что?                        нож, молоток (мужской  род)

что делает?                чем?                

 режет                        . . .

забивает                        . . .   и т.д.

Затем учащиеся дополняют такие же таблицы с существительными женского  и среднего рода, единственного и множественного числа:

Множественное число:

что?                        утюги, топоры (мужской род)

что делают?                чем?

гладят                        . . .

колют                        . . .

        Дополняя таблицы, учащиеся тренируются в образовании новых грамматических форм слов, проводя под руководством учителя наблюдения за изменениями грамматических форм слов по аналогии.

        Упражнения на «образование грамматической формы слова по контексту» по частоте использования в учебнике для 3 класса занимают 1 место и в различном количестве представлены во всех основных темах, например:

«Спиши предложения, допиши окончания»,

«Спиши предложения, измени окончания слов в скобках» (дописывание окончаний у контрольных слов в предложении);

«Вставь слова, измени, где нужно, окончания» (дополнение предложения данными словами);

«Вставь слова в предложения» (самостоятельное дополнение предложений).

Упражнения этой группы позволяют учителю развивать и закреплять умение учащихся самостоятельно образовывать требующуюся по контексту грамматическую форму слова.

        Упражнения на конструирование словосочетаний встречаются в 75% изучаемых основных тем. Половина упражнений группы сосредоточена в теме «Понятие о выражении сопровождения и совместимости действия». В практической работе над данным понятием преобладают упражнения на составление словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову, например:

«Составь и напиши словосочетания что делает? + чем?, что делает? + с чем?, что делает + без чего?

Подметает . . .  ,

ест пирог с . . .  ,

несет тарелку с . . .  »;

«Составь и напиши словосочетания что делают? + что?, и что делают? + чем? (с существительными мужского рода во множественном числе)

гладят (что?) . . .  ,

гладят (чем?) . . .  ,

колют (что?) . . .  ,

колют (чем?) . . .   .»

        Затем учащимся предлагаются такие же упражнения с существительными женского и среднего рода. Таким образом, учащиеся усваивают законы словосочетаемости глаголов с родовыми категориями имен существительных множественного числа в винительном и творительном падежах.

        Упражнения на конструирование предложений предлагаются для практической работы со всеми изучаемыми грамматическими понятиями.

        - конструирование предложений на комбинированной основе (по картинкам и вопросам к ним).

        - конструирование предложений только на словесной основе, например:

«Составь и напиши предложения со словосочетаниями: бежит по дороге, подошел к сосне» (с данными словосочетаниями);

«Составь и напиши предложения с предлогами по, к по схемам: кто?+  что делает? + куда?,  кто? +  что делает? +  где?»( по вопросной схеме);

«Составь и напиши предложения со словами: перешли,  мы,  по, через, бревну, ручей; старушке, пионер, улицу, помог, через, перейти» (по деформированному тексту); и т.д.

        Благодаря этим упражнениям на уроке происходит практическое закрепление навыка конструирования предложений, у учащихся формируется умение грамматически правильно строить предложения.

Учащимся 2 класса в конце 3 четверти на уроке закрепления изученного материала по теме «Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке» была предложена следующая система тренировочных упражнений.

        В начале урока дети выполняли упражнение на дополнение словосочетаний по опорному слову и вопросу. Нужно было выбрать табличку с прилагательным, согласующим с данным на доске с существительным в роде и числе:

                        + что?                                    + что?                              +что?

___________мяч                             ___________береза                _________небо

___________дом                             ___________скамейка        _________солнце

___________куст                     ___________лента                _________дерево

Таблички с именами прилагательными были выставлены на наборном полотне. Трое детей, выполнявших задание у доски, прикрепляли выбранные таблички под нужной схемой. Остальные дети выполняли упражнение в тетради. Более слабым учащимся были предложены карточки, в которых им было нужно дописать окончания прилагательных. Затем учащиеся дали оценку деятельности детей, работавших у доски (устно). В ходе обсуждения дети объясняли выбор той или иной таблички с именем прилагательным.

        Следующим упражнением было упражнение на дополнение таблицы по аналогии. Детям были розданы карточки с таблицей, в которой надо было дописать окончания имен прилагательных по аналогии с данным образцом:

КАКОЙ (-АЯ, -ОЕ)?

КАКИЕ?

большой

длинный

красн…

деревянная

кругл…

узкая

широкое

глубокое

стеклянн…

большие

длин…

красные

деревянные

круглые

узк…

широкие

глубок…

стеклянные

 

Это упражнение дети выполняли самостоятельно, учитель помогал им при возникновении каких-либо затруднений.

        При выполнении следующего упражнения учащиеся разделились на пары («сильный-слабый»), в которых более сильный ученик помогал своему товарищу выполнять задание. Детям нужно было выписать из текста учебника словосочетания какой (-ая, -ое, -ие)? + что?, какому? + что? и написать над словами вопросы.

        Следующее упражнение было дано в игровой форме. Игру проводил «маленький учитель», который показывал остальным детям различные предметы. Детям нужно было назвать имена прилагательные, характеризующие данный предмет по цвету, форме размеру, материалу, вкусу и т.д. во второй части игры «маленький учитель» называл характерные признаки, а дети угадывали предмет.

        В конце игры дети составляли и записывали предложения со словосочетанием угаданного предмета и его признака:

ЗАГАДКА: Большое, красное, круглое, сладкое . . . (яблоко)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ: В вазе лежит большое, красное яблоко.

        В 3 классе на уроке закрепления изученного материала по теме «Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке» учащимся была предложена система тренировочных упражнений.

        Для выполнения первого упражнения учащимся нужно было списать с доски текст из 4-х предложений, подчеркнуть прилагательные и определить их род. Для слабых учащихся  были даны опорные таблички с родовыми окончаниями прилагательных:

После выполнения упражнения детям было предложено объяснить, почему были подчеркнуты данные слова и по каким признакам определен род этих слов.

Заданием следующего упражнения было самостоятельное дополнение словосочетаний по вопросной схеме и опорным словам. Это упражнение учащиеся выполняли устно, по желанию заполняя таблицы на доске:

ЧТО ДЕЛАЕТ? + В + КАКОЙ? (-УЮ, -ОЕ)? + КУДА?

Кладет в  . . .  корзину

Ставит в . . .  сарай

Наливает в . . .  блюдце

ЧТО ДЕЛАЕТ? + ПОД + КАКОЙ? (- УЮ, - ОЕ)? + КУДА?

Катит под . . .   шкаф

Лезет под . . .   кровать

Прячет под . . .   кресло

ЧТО ДЕЛАЕТ? + НА + КАКОЙ (-УЮ, -ОЕ)? + КУДА?

Накрывает на . . .   стол

Наклеивает на . . .   бумагу

Смотрит на . . .   дерево

Выполняя это упражнение, учащиеся самостоятельно подбирали имена прилагательные, соответствующие пространственным отношениям, выраженным предлогами, и согласовывали их с именами существительными в роде и числе.

        В следующем упражнении детям было предложено дописать окончания имен прилагательных по контексту и поставить к ним вопросы. Это упражнение выполнялось самостоятельно в тетрадях по учебнику. По окончании работы учащиеся вслух зачитывали дописанные слова и вопросы к ним.

        Очередное упражнение предполагало составление учащимися 5-ти предложений на комбинированной основе (по сюжетной картине «Весна» и вопросам к ней).

        На доске была вывешена большая картина и написаны вопросы к ней. Учащимся были розданы опорные карточки с родовыми окончаниями имен прилагательных.

        В ходе работы один ученик отвечал на вопрос, остальные дети поднимали карточку с соответствующим окончанием имени прилагательного.

ВОПРОСЫ ПО КАРТИНЕ «ВЕСНА»:

Какая наступила весна?

Какое небо изобразил художник?

В каком ручейке мальчик пускает кораблик?

За какой бабочкой бежит щенок?

В последнем предложении детям нужно было составить предложения из четырех-пяти слов с данными словосочетаниями:  в березовой роще; молодые листочки; на зеленой траве.

        Словосочетания были написаны на доске, учащиеся составляли предложения в тетрадях. Слабым учащимся были даны карточки с опорными словами: дети, гулять, на, дерево, распустились, они, весело, играть.

Урок по грамматике в 1 классе

Тема:  «Связь слов в предложении».

Цель:  Тренироваться в установлении связи слов между сказуемым и обстоятельством, отвечающим на вопрос куда?

Накапливать в речи образцы словосочетаний, состоящих из сказуемого и обстоятельства.

Практический выбор или изменения формы слова для соблюдения норм управления.

Следить за произношением и развивать слуховое восприятие

Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование: таблички, карточки с заданием, картинки

Ход урока:

I Оргмомент.

/Был звонок на урок/

/Будет второй урок/

/Урок русского языка/

/Вы готовы к уроку?/

II  План урока.

 Послушайте, план урока

 (план урока дается с опорой на таблички)

/Будем составлять словосочетания/

/Будем писать диктант/

/Будем составлять предложения/

/Будем играть/

/Будем говорить хорошо/

III Минутка чистописания

    - Прочитайте

а,    о,   у,   и,   с

Какая буква лишняя? Почему?

/Откройте тетради. Напишите гласные/

 IV Диктант.

 /Будем писать диктант/

Наступила весна. Ярко светит солнце.  Тает снег.  Бегут ручьи.  На улице тепло.  Ребята играют в прятки.

        (Дети проверяют диктант друг у друга и делают отчет).

        - У Жени  нет ошибок. (и т д)

        - Что мы делали?

        - Мы писали диктант.

 V Фонетическая зарядка

- Говорите хорошо звук [с]

(Образец учителя)

с  

сло

слово

словосочетания

Будем составлять словосочетания

 VI Дополните словосочетания (устно)

Положили куда? (на что?)        

Села куда?  (на что?)

Пошел куда?  (во что?)

Положила куда?  (во что?)                                   картинки

Поставил куда?  (к чему?)

Подошел куда?  (к чему?)

- Придумайте предложение со словосочетанием

VII Физминутка

Будем играть

 Игра «Единственное число и множественное число»

Учитель называет единственное число, а дети - множественное число.

Затем дети называют единственное число, а учитель - множественное число.        

VIII Работа с учебником

  Возьмите учебник «Русский язык», откройте книгу.

Наталья Васильевна, на какой странице открыть книгу?

- Откройте книгу на странице 242, будем выполнять упражнение № 4 устно.

  Прочитайте предложения. Поставьте вопросы к словам.

(Дети выполняют задание)

IX Работа по индивидуальным карточкам

Будем составлять предложения.

Прочитайте задания на карточке. Вам понятно?

(дети выполняют задание)

Оценка учителя

Итог урока.   Домашнее задание.

Результативность.

     

Следовательно, многообразные виды работ, добиваются повышения  грамотности  учащихся,закрепления их знаний, развития устной и письменной  речи. Велика и воспитательная роль таких видов работ . Правильно подобранные методы и приемы являются хорошим средством воспитания ,развитие коммуникативности и способствуют расширению кругозора у учащихся, усваивать учебный материал ,получать удовольствия от процесса учебы .

         

Кто? Что делает?

Что? Что делает?

                                                        - Что? (Кого?)

Кто? Что делает?

                                                        - Куда? Где?

Кто? Что делает? Что?

Что? Что делает?

                                                        - Чем?

Кто? Что делает? Что?

КАКОЙ?

КАКОЕ?

КАКАЯ?

М.Р.

-ОЙ

-ИЙ

Ж. Р.

-АЯ

-ЯЯ

Ср. Р.

-ОЕ

-ЕЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

обобщение опыта по теме: "развитие речи младшего школьника"

Во все времена любой человек владеющий грамотной речью выделяется среди людей. Это приобретается в течении всей жизни, но в большей степени на первой ступени обучения. В наше время, когда в жизни люде...

Обобщение опыта по теме: "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ ТРКМЧП НА УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"

Аттестационная работа  на тему «Создание условий для формирования коммуникативных УУД средствами технологии  критического мышления на уроках окружающего мира»...

Обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности

В работе представлено обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности...

Обобщение опыта по теме : Развитие речи учащихся начальной школы на уроках

Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь.Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где ...

Обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности

Обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности...