« Правописание безударных гласных в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока русского языка. Урок - суд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_ur.russkogo_yazyka.doc633 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Правописание безударных гласных в корне слова»

(урок по русскому языку

 для учащихся 2 класса)

Выполнила: учитель начальных

                                                                            классов

                                                                                   Малых Ю.И.

Г. Сургут – 2009 г.

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цели урока:

  1. Систематизировать знания учащихся о правописании безударных гласных в корне слова.
  2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, связную речь.
  3. Воспитывать умения чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.

Задачи урока:

  1. Совершенствование знаний  о безударных гласных в корне слова.
  2. Развивать:
  1. умения различать  слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне;
  2. навыки каллиграфического письма, умения правильно соединять буквы и элементы между собой;
  3. умение участвовать в учебном диалоге: понимать вопрос, конкретно отвечать на него, строить доказательное высказывание с опорой на знания по материалу урока;
  4. умение составлять из слов предложения.
  1. Привитие любви к родной  природе.

Оборудование:

  1. Карточки для индивидуальной работы;
  2. Наглядность на доску «Зимующие и перелётные птицы»;
  3. Костюмы для прокурора, судьи, адвоката;
  4. Книга законов «Русский язык».

Урок-суд.

Ход урока

Учитель.

Прозвенел для нас звонок -  

Начинается урок русского языка.

Сегодня у нас необычный урок – урок-суд. Какую орфограмму мы будем судить, вы узнаете из минутки чистописания. (5 минут)

Посмотрите внимательно  на доску.  Я для вас написала интересные  строчки.

lБlеlзlуlдlаlрlнlыlе lгlлlаlсlнlыlе

 Какой элемент много раз повторяется?

С чем данный элемент чередуется?

Ещё раз внимательно посмотрите,  и прочитайте спрятанные слова?

Тема урока: правописание безударных гласных в корне слова.

Возьмите в руки ручки и красиво запишите в тетрадь эти строчки, соблюдая соединения, наклон, чередования.

Секретарь. Прошу всех встать! Суд идёт!

Объявляю состав суда.

  1. Судья – Топчигречко Артемий;
  2. Прокурор – Грай Ксения;
  3. Адвокат – Громова Дарья;
  4. Секретарь – Дуганцова Анастасия;
  5. Подсудимые – безударные гласные :

      О – Сидорович Станислав

      А – Тариев Руслан

      И – Сыроватская Ольга

      Е – Шагеева Мария

     Я – Водотиец Екатерина

Прокурор. Сколько можно говорить про безударные гласные?! Я считаю , хватит мучить детей! Пусть как слышат, так и пишут!

Адвокат. А я считаю, что проверять безударные гласные надо. Иначе мы все будем безграмотными.

Судья. Прошу выйти сюда свидетелей. На книге законов (Русский язык) поклянитесь говорить правду и только правду.

Свидетели. Клянемся!

Судья. Прошу получить документы, ознакомиться с их содержанием, выполнить задание и сдать суду.

Задание 1. (5 минуты)

Ответьте на вопросы (устно).

  1. Из чего состоят слова?
  2. А слоги?
  3. Чем буквы отличаются от звуков?
  4. На какие две группы делятся звуки и буквы?
  5. Без каких звуков не бывает ни одного слова?
  6. А какими могут быть  гласные звуки?
  7. Как называется слог, который произносится с особой силой?
  8. А остальные слоги?
  9. Какие бывают безударные гласные

Молодцы. Первое задание мы выполнили.

Задание 2 (5 минут)

Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в два столбика.

З..мля, б..лкон, г..рой, стр..на, м..нута, м..чи, м...рской, с..рень, ст..на, б..реза, б..рсук, д..еревья.

  1. По какому признаку вы разделили слова в два столбика?

Во 2-ом задание мы повторили правописание непроверяемой безударной гласной в корне слова, т.е. словарные слова. Написание, которых нужно запомнить.

Задание 3  (5 минут)

  1. Посмотрите внимательно на доску.
  2. Кого вы видите? Назовите их.
  3. Расскажите, как вы помогаете зимой птицам?
  4. Птицы подарили вам текст. Но сильный ветер переставил слова и вымел некоторые буквы.

Нужно составить и записать предложения, вставив пропущенные буквы.

Пришла, в..сна, теплая. Сн..га,тают. Ш..роко, разлилась, р..ка. Д..ревья, л..ствой, покрылись. Звери, и, рады, т..плу, и, птич..ки, в..сне.

  1. Прочитайте, что у вас получилось?
  2. Что прочитал ученик?  Докажите, что это текст. Как его можно озаглавить.
  3. Докажете, какие  буквы вы вставили.
  4. Подчеркните главные члены предложения с комментированием.

Молодцы и с этим заданиям мы справились.

Адвокат. А вот ещё доказательство того, что дети знают и умеют проверять безударные гласные. Об этом говорят отданные мне документы (читает фамилии и оценки). (2 минуты)

 А сейчас  мы отдохнем. Встаньте, пожалуйста, ребята из-за парт.

Физминутка.   (2 минуты)

                         Птичка хочет есть?

                                «Да, да, да».

                         Птичка хочет пить?

                                 «Да, да, да».

                         Птичка хочет спать?

                                 «Нет, нет, нет».

                         Птичка хочет играть?

                                  «Нет, нет, нет».

Судья. Теперь послушаем подсудимых – безударных гласных.

Подсудимые. Безударный – хитрый гласный.

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь помажет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

Судья. Я дам вам задание.

Задание 4 (5 минут)

Запишите (под диктовку) слова и скажите, какие из них являются проверочными, а какие проверяемыми. Это поможет следствию.

Боль, болит, болеет;

Свет, светло, светлеет;

Лес, лесной, лесник.

  1. Как называются слова, записанные в одной строке? Почему?
  2. Выделите корень.
  3. Назовите проверочное слово.

Адвокат. Я считаю, что доказательств уже достаточно и прошу освободить моих подзащитных.

Прокурор. А я прошу усложнить задание и провести следственный эксперимент.

Задание 5 (5 минут)

I вариант: Выпишите слова с безударной гласной «А»;

II вариант: Выпишите слова с безударной гласной «О».

Дв..ры, с..ды, гл..за, х..лмы, м..сты, ш..ры, н..сы, гр..чи, др..зды, ш..ги.

Теперь поменяйтесь тетрадями, проверьте задание у соседа и поставьте оценки.

Адвокат. Следственный эксперимент доказал, что ребята умеют проверять безударные гласные. Сами могут поручиться за соседа.

Прокурор. Нет, я не согласен. Требую очной ставки!

Задание 6 (6 минут)

Учитель читает отрывки из стихотворений известных поэтов, а вы дополняете каждое из них подходящим словом и объясняете его написание.

  1. Свежей зеленью одеты Парки ,улицы, поля          

           В море солнечного света  

           Погружается …… (земля).

  1. В полдень дождь перестал    И что белый пушок,            На осеннюю грязь             Начал падать ….(снежок).
  2. Уж тает снег, бегут ручьи,  

В окно повеяло весною Засвищут скоро соловьи      

И лес оденется ….(листвою).

  1. Зима недаром злится  Прошла её пора

           Весна в окно стучится          

           И гонит со ……..(двора).

  1. Ры – ры – ры                        

            Ры – ры – ры  

           Покатаемся с горы              

           Ра – ра – ра                          

           Ра – ра – ра            

          Очень рада …….(детвора).

  1. Пирог печёт старушка Фогг         На кухне у плиты,                  

           А пёс бульдог по кличке ДОГ  

         Идёт полить ……(цветы).

  1. Да что же прекрасней

Ночной темноты

Откликнулись совы и ....(кроты)

Адвокат. Прошу оградить моих подзащитных от злобных нападок прокурора!

Судья. Для вынесения окончательного приговора прошу всех встать! Посовещавшись,  мы пришли к единому мнению: безударные гласные оправдать и постоянно их проверять. Скажем вместе правило:

Если буква гласная Вызвала сомнение,  То немедленно её Ставь под ударенье!

Адвокат. Спасибо всем, кто активно помогал нам и защищал безударные гласные. Надеюсь, вы все научились их проверять.

      Урок окончен.

Приложение №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...