Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Данный конспект предназначен для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_konspekta_uroka.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока

1. Ф.И.О учителя:Лемешко Наталия Владимировна

2. Класс: 4

3. Предмет:русский язык

4. Тема урока:«Повторение изученного материала по теме «Глагол».

5. Автор УМК:Н. А. Чуракова, Л. М. Каленчук "Перспективная начальная школа"

6. Цели:

образовательные:

- систематизировать знания о глаголе, как части речи;

- формирование умения определять грамматические признаки глагола;

развивающие:

- развивать умение осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;

- продолжить работу над овладением нормами русского литературного языка;

- развивать над-предметные умения и навыки (коммуникативные, информационные);

воспитывающие:

- формирование  способности контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное;

мотивационные:

- создавать мотивацию успеха;

- учитывать индивидуальные особенности.

7. Тип урока:урок повторения предметных знаний, умений, навыков.

8. Ресурсное обеспечение:

   "Русский язык. 4 класс. 2 часть" Л. М. Каленчук,  Н. А. Чуракова.

    Проектор, презентация.

    Оценочный лист.

    Индивидуальная карта с заданиями.

Характеристика этапов работы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Цель: организовать класс, настроить на плодотворную работу в процессе урока, осваивать начальные формы личностной  рефлексии.

Цель для обучающихся: настроиться на урок, уметь организовать свое рабочее место, поприветствовать учителя и гостей, проверить свою готовность к уроку.

1. Проверка готовности.

2. Общая установка на урок.

 - Только недавно закончились морозы. Скажите, чего ждем от природы, чего хотим много-много?

Я хочу вам подарить солнце.

Обратить внимание на индивидуальные листы

Дети приветствуют учителя и гостей, настраиваются на работу.

Реакция на учителя, внимание.

- СОЛНЦА!!! ТЕПЛА!!!

СВЕТА!!!

Актуализация  имеющихся знаний.

Цель: выявление уровня овладения имеющимися знаниями, заинтересованность обучающихся, учить думать и отвечать на проблемные вопросы.

Цель: формирование мышления обучающихся к последующим шагам учебной деятельности.

-Что делает солнце, чтобы нам с вами быть счастливыми?

Посмотрите внимательно на доску. Прочитайте.

Греет, припекает, видит, засверкает, жжет.

-Что можно сказать о данных словах?

Глаголы наст.времени, ед.ч. 3л,изъявит.накл. видит  - глагол исключение.

Засверкает – сов.вид.

Мотивация  (самоопределение)

к учебной деятельности.

Цель: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Цель для обучающихся: учить самостоятельно формулировать цель урока.

Если я уберу глагол видит, какое слово станет лишним?

Как вы считаете,  как звучит тема нашего  урока.

Какие  поставим перед собой цели?

Посмотрите внимательно ещё раз на слова. Запишите эти слова по памяти.

Для тех ребят, кто работает вперед,  придумайте и запишите  предложения с одним из слов.

Проверьте себя,  исправьте ошибки.

Оцените себя: если нет ошибок - 3 балла, если 1 ошибка – 2 балла, если 2 ошибки  – 1 балл.

Глагол, закрепление о глаголе.

Повторить и систематизировать все свои знания о глаголе.

.

Систематизация понятий.

Цель: формирование умения определять грамматические признаки глагола.

Форма работы: самостоятельная и фронтальная с целью извлечения основной информации.

Какие предложения вы придумали?

Замечательно.

- Я вам  предлагаю прочитать сказку Константина Дмитриевича Ушинского «Ветер и солнце» и найти в данном тексте предложение, которое выражает главную мысль.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше*. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

- Зачитайте это предложение. Как понимаете?

1. Из  предложения, которое выделено звездочкой, выпишите глаголы.

Старался, закутывался,  ворчал,  ехал

 

- Что вы можете сказать о данных глаголах?

2. Эти  глаголы  поставьте в форму настоящего времени.

Подскажите мне ваши действия, что необходимо сделать?

Зачитайте, какие слова получились?

Старается, закутывается, ворчит, едет

Проверьте себя и оцените

- Что можете сказать о данных глаголах?

Спряжение у глаголов,  это какой признак?

(постоянный признак)

Как определяем спряжение?

-А я считаю, что здесь нет лишнего глагола. Догадайтесь, о каком признаке я сейчас думаю?

3.Измените, вид этих глаголов, поставьте их в совершенный вид. Подскажите ваши действия?

Постарается, закутается, заворчит,  уедет

Проверьте себя и оцените 

Подсчитайте свои баллы.

Подведи итог:


 9 – 8  баллов – Ты молодец! Так держать!


  7 – 6 баллов  – Тренируй память, повтори то,  что забыл о глаголе!


  5 – 1 балла – не расстраивайся, но тебе обязательно нужно повторить все о глаголе  и     попросить помощи учителя1


При солнышке тепло, при матери добро.
Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

Глаголы несов. вида., изъявит. накл,  прошедшего времени, ед.ч, муж. рода.

Задать вопросы: что делает? что сделает?

Вспомнить слова помощники: сейчас,  в  данный момент.

Ворчит – 2 спряжения, все остальные первого.

По начальной форме глагола, по 3лицу мн.числа  -ут, -ют – 1 спряжение; -ат, -ят – 2 спряжение)

Вид. Все эти глаголы несов. вида.

Вопрос  - что сделает? И добавим приставку.

Физпауза

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.

Цель: овладение логическими действиями сравнения, анализа, умозаключения.

Форма работы: исследовательская работа в группах.

Вы молодцы! Хорошо знаете и умеете применять свои знания о  самой сложной  части речи  русского языка.

Поэтому я хочу вам предложить выполнить сейчас небольшой проект – памятку о глаголе. Причем так,   чтоб мы могли его предложить не только в своем классе. А в любом, где идет изучение материала о глаголе. Согласны?

Проект вы будете выполнять в группах.

При выполнении проекта вам может понадобиться помощь?

Чью помощь можете использовать?

Учитель, учебник, справочник, друг по команде!

Помните!

Сваливай мысли в гору большую

Из сотни простых – найдем золотую!

Нам сегодня весь урок улыбается солнышко. И сейчас я не могу не привлечь опять солнце. Смотрите:

Солнце оно постоянно – было в начале – начальная форма (инфинитив). Постоянные признаки у глагола – это вид, а для нашего солнышка – глаз,  а другой  глаз - это спряжение. У  глагола вспомним непостоянные признаки – это  будут лучики (Спрятались,  скрылись,  опять появились..), например,  наклонение. Пока будем работать, не забываем, что делаем памятку не только  для себя, а для других.

Итак, приступаем к работе. В каждой группе есть организатор, который за все отвечает. Работаем на время. На результат!!

Подведение итогов работы по группам, оценивание себя и  ребят с других групп с помощью таблиц.

- Указали ли вы постоянные признаки глагола: спряжение и вид, чем является в предложении. Не забыли ли вы о пяти непостоянных признаках: наклонение, время,  число лицо, род.

Вам осталось заполнить последнюю графу таблицы. Если у вас все плюсы, то вы не зря прожили этот урок, в будущем вы можете создавать проекты, которые вас обеспечат материально.

В тех группах, где не все плюсы, не расстраивайтесь, у вас ещё есть время – школьные годы, научиться выполнять разнообразные проекты.

В классе 6 групп.

Каждой группе дается заготовка в виде солнышка  с пятью лучиками.

 Итог урока. Рефлексия.

Цель: организовать рефлексию в конце урока, подвести итог проделанной работе.

Цель для обучающихся: уметь оценивать свою деятельность на уроке.

Дети и педагог подводят итоги урока

Продолжите предложения:

Я понял, что …..

Я узнал, что ……

Мне было интересно…..

Мне было трудно …..

Оцените свою работу на листе самооценки.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке.

Информация о домашнем задании

Цель: уметь самостоятельно готовить домашнее задание, опираясь на опыт, полученный на уроке.

- Вы отлично поработали на уроке,  и в память о нем я дарю вам солнышки, на которых дома вы  выполните памятки о глаголе для себя!

(творческое домашнее задание)

Записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....