Конспект урока. Русский язык 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Выборочное изложение по рассказу Ю. Нагибина "Зимний дуб"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык (4 класс)

Тема: Выборочное изложение по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб»

Цель: научить писать выборочное изложение.

Задачи:

  1. формирование умения отбирать из текста существенное для раскрытия темы и основной мысли;
  2. формирование умения строить высказывания на основе собранного материала и передавать его подробно;
  3. формировать умения сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи;
  4. формировать умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;
  5. расширять словарный запас, кругозор учащихся;
  6. воспитывать интерес к наблюдениям в природе.

Ход урока:

1. Сообщение целей урока

-Сегодня на уроке мы будем писать выборочное изложение по рассказу Ю. Нагибина

 « Зимний дуб».

-Вспомните, что значит, написать выборочное изложение? (передать содержание не всего текста, а какой-то его части)

-Какова последовательность действий при написании изложения? (чтение памятки) (см. приложение)

-В чём особенность нашего сегодняшнего изложения мы установим чуть позже.

2. Беседа по содержанию.

Вспомним рассказ Ю. Нагибина «Зимний дуб». О чём он? (о взаимоотношениях учительницы и ученика и близости ученика к природе)

-Как бы вы сформулировали его главную мысль? (природа живое существо, её надо понимать, любить , беречь)

-Почему рассказ назван «Зимний дуб»? Можно ли сказать, что дуб-главный герой рассказанной истории?

-Прочитайте тему вашего будущего изложения.

Зимний дуб-имя существительное.

-Кто так назвал зимний дуб? Когда?

-А поняла ли его учительница в тот момент?

-Когда Анна Васильевна согласилась с Колей Савушкиным?

-Вот мы и должны рассказать как и когда это произошло.

Скажите, нам придётся пересказывать весь текст? Отдельную часть? Или собирать материал из отдельных частей?

-Особенность нашего изложения в том, что мы будем писать его не по одной части, а собирать из отдельных частей текста.

-Подумаем, какую главную мысль мы должны доказать своим изложением? ( Зимний дуб, каким его увидела учительница, оказался действительно живым существом)

3. Составление плана.

На какие пункты памятки мы уже дали ответ? Что теперь предстоит сделать?

-Прочитайте все те части текста, которые на ваш взгляд, относятся к теме.

- Так почему у Анны Васильевны вырвались эти слова?

-Какой тип текста мы будем составлять? (описание)

-Итак, продумаем план нашего изложения.

-Из каких частей обычно состоит текст и как они называются?

-Как вы думаете, можно ли начать текст такими словами:

        Посреди поляны в белых сверкающих одеждах стоял дуб.

-Почему так нельзя начать текст?

-Какой части не хватает?

-Давайте вместе составим вступительную часть 1-2 предложения.

        Анна Васильевна и Коля Савушкин вступили в лес и очутились в мире спокойствия и тишины.

-Как мы назовём эту часть в плане?

1. Мир спокойствия и тишины.

-Какую следующую часть будем составлять?

-Она будет простой или сложной?

-О чём будем писать в этой части?

-Как её можно озаглавить?

2. Описание дуба

-Читаем последовательно отрывки и думаем как их можно озаглавить?

-Какая главная мысль в 1 отрывке? Что поразило Анну Васильевну? Как можно озаглавить?

1) Дуб, величественный как собор.

-Читаем дальше. Что главное во второй части? Озаглавим.

2) Сказочная жизнь дуба

-Читаем дальше. Что главное в третий  части? Озаглавим.

3) Постояльцы.

-Как закончим изложение? (словами учительницы)

4. Чтение памятки.(п. 5)

-Для этого вам предстоит ещё раз поработать с текстом и ответить на мои вопросы.

-Своими словами скажите, где Анна Васильевна увидела дуб?

-Прочитайте, какими словами автор его описывает.

1) –Почему сравнил автор с собором?

-Найдите, что конкретно описал автор?

ветви

кору

ствол

-Что значит, шатром раскинулся?

-С чем сравнил? (морщины) Почему?

-Какой дуб? (огромный, в три обхвата, прошит серебряными нитями)

-Представьте себе эту картину и расскажите.

2) Смотрим дальше отрывок.

-Чем удивил Анну Васильевну дуб?

-Что значит, необыкновенный свет?

-А откуда шёл этот свет?

-Что это за крошечные звёздочки?

-Какими словами можно заменить слово мириады?

-Какой жизнью жил дуб? Расскажите.

3) –Прочитайте самостоятельно последнюю часть, и скажите, кто нашёл приют у дуба?

-Как одним словом их можно назвать? (постояльцы)

-Почему они схоронились здесь? Прочитайте. Расскажите.

-Как мы закончим рассказ?

-Прочитайте заключительную часть на доске.

        Увидев всю эту красоту Анна Васильевна поняла, что зимний дуб  - настоящее имя существительное!

-Какими словами вы будете заменять слово дуб? Анна Васильевна?

5. Орфографическая работа.

1ч. Сверкающие одежды

Раскинулись

Серебряные нити

2ч. Переливающиеся

Мириады

Необыкновенный

3ч. Подножие

Приют

Переполненное жизнью

Скопило живое тепло

-Как будем писать каждую часть?

2 урок

6. Чтение про себя

7. Запись

8. Проверка с листа

9. Подведение итогов

-Чему учились?

-Что было особенно трудно?

-Чем был интересен сегодняшний урок?


Приложение

        Памятка        

Как подготовиться к выборочному изложению.

  1. Определить тему произведения.
  2. Определить главную мысль будущего произведения.
  3. Выбрать материал на данную тему из произведения.
  4. Составить план изложения.
  5. Отобрать слова и выражения для передачи темы и главной мысли изложения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...