Неопределённая форма глагола
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

неопределённая форма глагола

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelyonnaya_forma_glagola.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Неопределённая форма глагола».

Цель: установить, чем отличаются глаголы в неопределённой форме от остальных глаголов; обогащать словарный запас детей; повышать интерес учащихся к изучению русского языка.

                                                Ход урока.

1. Оргмомент.

-Установление дисциплины в классе.

2. Повторение пройденного материала.

Учитель. Сегодня у нас в гостях необычайный гость.

Догадайтесь, о ком идёи речь.

Чтение стихотворения учеником:

        Интересная часть речи

        В русском языке живёт.

        Кто что делает, расскажет:

        Чертит, пишет иль поёт,

        Вышивает или пашет,

        Или забивает гол,

        Варит, жарит, моет, чистит-

        Всё расскажет нам… (глагол)

-кто у нас в гостях.

(На доске появляется рисунок).

-Повторение сведений о глаголе.

-Что такое глагол?

-Как изменяются глаголы? (по числам, по временам).

На доске:

Отъехал, прочитает, благоухать, чувствует, засмеётся, празднует, съел.

Учитель. Внимательно прочитайте слова на доске.

-Что их объединяет?

Дети. Это глаголы.

Учитель. Разделите их на несколько групп по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (Работа в парах).

Дети. К первой группе можно отнести слова отъехал, съел. Они отвечают на вопрос что сделал? Стоят в форме прошедшего времени, в них есть орфограмма – разделительный ъ.

(Подчёркиваются зелёным мелом).

-Ко второй группе – слова прочитает, засмеётся. Они отвечают на вопрос что сделает? Стоят в форме будущего времени. В них есть орфограмма – безударный гласный в корне, который можно проверить. (Обводятся красным мелом).

-В третьей группе – слова празднует, чувствует. Они отвечают на вопрос что делает? Стоят в форме настоящего времени. В них есть орфограмма – непроизносимый согласный. (Подчёркиваются синим мелом).

Учитель. Кто думает по-другому? Все согласны? Есть ли замечания?

Дети. Благоухать «лишнее» слово. Или четвёртая группа.

Учитель. Ставлю над этим словом знак вопроса, а вы обсудите в парах, что это за глагол.

Дети. Благоухать - это глагол, у которого нельзя определить время и число.

3. Постановка темы урока.

Учитель. Кто уже догадался, какова тема нашего урока?

Дети. Мы будем говорить о какой-то неизвестной нам форме глагола.

Учитель. Верно. И сегодня на уроке мы познакомимся с неопределённой формой глагола и узнаем, чем отличаются глаголы в неопределённой форме от остальных глаголов.

4. Чистописание

Учитель. Чтобы красиво записать глагол БЛАГОУХАТЬ в тетрадь, проведем минутку чистописания! Посмотрите внимательно на слово благоухать, назовите безударные гласные в этом слове.

Дети. В этом слове- безударные гласные а, о, у.

Учитель. Запишем «цепочки» из этих букв в тетрадь.

-Можно ли проверить эти безударные гласные?

Дети. А можно проверить словом благо-хорошо, безударные о- соединительный гласный между корнями.

Учитель. Запишите слово в тетрадь вместе с вопросом, подчеркните безударные гласные.

(Что делать?) благоухать.

5. Знакомство с новым материалом.

Учитель. Почему глагол благоухать оказался «лишним», не попал ни в одну из трех групп?

Дети. Он отвечает на вопрос что делать? Мы не можем определить число и время.

Учитель. Это глагол в неопределенной форме или в начальной форме.

        В древние времена люди употребляли глаголы только в неопределенной форме, не изменяя их ни по числам, ни по временам. Но это было очень неудобно.

        Однажды к царю приехал гонец и доложил: « Вражеское войско идти к нашим границам…Царь не понял: напали враги на его государство или только собираются?

        И с той поры по приказу царя глаголы стали изменяться по временам и числам. А неопределенную форму, от которой произошли другие формы глаголов, стали называть начальной формой глагола.

На доске:

Мальчики любят( что делать?)…

Дети. Стрелять, воевать, драться.

Учитель. Запишите полученное предложение.

На доске:

Девочки любят(что делать?)…

Дети. Танцевать, петь, рисовать.

Учитель. Запишите это предложение.

-Что общего, у глаголов, которые мы добавили?

Дети. Стоят в неопределенной форме.

Учитель. Чем они отличаются от других глаголов?

Дети. Нельзя определить время и число.

 

Стих 1.

Я, глагол, могу сказать

Что люблю я танцевать,

Прыгать, бегать, веселиться,

В эту форму облачаться.

Только вот беда одна:

Форма не определена.

В предложении стою,

С существительным дружу,

Есть у меня другое имя:

Сказуемое-это я!

Время я не замечаю,

Чисел не определяю,

Но могу одно сказать:

Важен я как речи часть.

Стих 2.

Прихожу домой с занятий,

На диване полежу,

Помечтаю о приятном,

Как я время провожу:

Хорошо бы покататься

На лихом велосипеде!

Хорошо бы покупаться-

В ванне попускать торпеды!

Хорошо бы побросать

Дротик в цели на стене!

Хорошо б повоевать

На компьютерной войне!

Хорошо бы все уметь-

Космодром собрать из «Лего»,

Телевизор посмотреть

Про героев и стратегов…

Погулять, держа в кармене

Два огромных пистолета,

И, укрывшись за кустами,

Перебить врагов в котлеты…

Хорошо бы почитать

Мне про Карика и Валю!..

Хорошо бы помечтать,

Чтоб урок не задавали…

Пососать бы карамели,

Чипсы съесть соленые…

Как мечты мне надоели

Неопределенные!..

Хватит без толку лежать!

Завтра снова в школу…

Все! Подъем! Пора вставать!

И учить глаголы.

На доске- таблица «Неопределенная форма глагола».

Чтение правила на странице 212 учебника.

Учитель. Неопределенная форма- это начальная форма глагола. Попробуем поставить в начальную форму, глаголы записаны у вас на карточках.

Отъехали, побегут, нарисовал, поет, кормят, выкопали, стрижет, идет, звенит, вытащил. (Что делать?- отъехать и т.д)

6. Физкультминутка.

Игра «Кто самый внимательный».

Учитель. Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Вы должны, услышав глагол в неопределенной форме, хлопнуть в ладоши.

- Ходит, ходить, кость, косит, косить, кровать, крыть, кроют, сесть, носят, носить, скатерть, стереть, стирают, плеть, плести, когти, ногти, нести, везти, пути, кости, злость, грызть, грусть,  держать, лошадь, медь, петь, стричь, стеречь.

На доске- глаголы в начальной форме.

7. Работа с учебником.

                                        (Самостоятельная работа).

Упражнение 565- написать глаголы в два столбика.

                1                                2

        Что делать?                        Что сделать?

- Проверка с помощью сигнальных светофоров.

8.Знакомство с новым материалом (предложение).

Учитель. Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Какие сочетания повторяются?

Дети. Сочетания –ть,-ти,-чь.

Учитель. Как вы выделили глаголы в неопределенной форме из групп слов?

Дети. Мы ставили вопросы что делать? И что сделать?

Учитель. Теперь вы будете не находить, а образовывать глаголы неопределенной формы. Я предлагаю имена существительные, а вы должны записать рядом с ними однокоренные глаголы в неопределенной форме.

На доске:

Любовь-…                                        Восхищение-…

Дружба-…                                        Слух-…

Перевод-…                                        Печка-…

Стрижка-…                                        Удивление-…

- Проверка того, что получилось.

- Подчеркните сочетания –ть,-ти,-чь в глаголах.

Учитель. И в завершении нашего урока мы проведем небольшую самостоятельную работу в форме тестирования. (Дети получают тесты, работа на 5-7 минут). Тесты сдаются учителю.

- О результатах этого тестирования мы поговорим на следующем уроке.

9. Итог урока.

Учитель. Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

Дети. Познакомились с неопределенной формой глагола.

Учитель. Как вы будете отличать глаголы в неопределенной форме от других глаголов?

Дети. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? И что сделать? Они могут оканчиваться на –ть,-ти,-чь.

Учитель. Могу ли я убрать знак вопроса, поставленный в начале урока?

А теперь снова обратимся к нашему гостю-глаголу, (приписываем –вверху-начальная форма, вопросы что делать? что сделать?)

        (Выставление оценок за урок)

10. Домашнее задание: упражнение 568, таблица.

1. Укажи глаголы прошедшего времени:

А) пишу                        Г) ходьба                Ж) спросит

Б) полечу                        Д) улетели                З) прыгал

В) приготовил                Е) живут                 И) светло

2. Укажи глаголы настоящего времени:

А) встречался                Г) шумит                Ж) спросит

Б) играет                        Д) пройдет                З) купаешься

В) постучит                Е) задумываешься        И) дарить

3. Укажи глаголы неопределенной формы:

А) ставить                        Г) нести                Ж) пасет

Б) едешь                        Д) держаться                З) купаешься

В) беречь                        Е) стеречь                 И) дарить

4. Укажи вопросы глаголов неопределенной формы:

А) что делаем?                Г) что сделаем?

Б) что делали?                Д) что сделать?

В) что делать?                Е) что будешь делать?

5. Укажи предложения с глаголами в неопределенной форме:

А) В наш дом часто приходят гости.

Б) По утрам в лесу часто слышалась песня жаворонка.

В) Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

Г) Ива скоро начнет расти и ветвиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неопределённая форма глагола

презентация к уроку руского языка УМК "Гармония"...

Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы.

Урок русского языка в 3 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок составлен с учетом требований ФГОС. Цель изадачи урока:познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой ...

Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»

·         Цель: раз­витие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.Задачи:  ·...

Урок по русскому языку, 3 класс "Глагол. Неопределённая форма глагола"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС  с применением современных образовательных технологий....

Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А

Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола.  Суффиксы начальной формы Батищева Н.А...

Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс.

Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс....