Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Три правила правописания корня".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Бахметьева Наталья Алексеевна

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме:«Три правила правописания корня»

в рамках Муниципального семинара «Групповые формы работы с младшими школьниками».

                                                                                                             Присутствовали: учителя школ города (15 чел.) 

 

Цель:

            1.Закрепить правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова;  совершенствование умения проверять слова, подбирая  однокоренные – родственные, в  правописании безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова; совершенствовать орфографические умения; закрепить знания о частях речи, словосочетаниях, правильно употреблять разные части  в предложении; закрепить правописание словарных слов; закрепить правописание  « ы», « и» после Ц; закрепить правописание  слов с удвоенными согласными.

 

            2. Развивать умения подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание корня; развивать умения составлять предложения из слов, текст; составлять словосочетание; развивать орфографическую зоркость;  развивать устную и письменную речь; развивать умения работать со словарями – лексическое значение слов.

    

            3. Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, к прекрасному; воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий в тетради, на карточках.

 

Оборудование:

  • рисунки, иллюстрации, приметы, стихи, пословицы о весне
  • диск (весенняя песенка)
  • карточки со словами:
  • индивидуальные карточки (листочек)
  • карточка (листочек) Поэтическая страничка (чистописание)
  • учебник по русскому языку Т.Г. Рамзаева  
  • ученик выучил стих о весне

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_tri_pravila_kornya.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме:

«Три правила правописания корня»

в рамках Муниципального семинара «Групповые формы работы с младшими школьниками». 15.03.2009г.

Присутствовали: учителя школ города (15 чел.)  

Цель:

            1.Закрепить правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова;  совершенствование умения проверять слова, подбирая  однокоренные – родственные, в  правописании безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова; совершенствовать орфографические умения; закрепить знания о частях речи, словосочетаниях, правильно употреблять разные части  в предложении; закрепить правописание словарных слов; закрепить правописание  « ы», « и» после Ц; закрепить правописание  слов с удвоенными согласными.

 

            2. Развивать умения подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание корня; развивать умения составлять предложения из слов, текст; составлять словосочетание; развивать орфографическую зоркость;  развивать устную и письменную речь; развивать умения работать со словарями – лексическое значение слов.

     

            3. Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, к прекрасному; воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий в тетради, на карточках.

Оборудование:

  1. рисунки, иллюстрации, приметы, стихи, пословицы о весне
  2. диск (весенняя песенка)
  3. карточки со словами:
  4. индивидуальные карточки (листочек)
  5. карточка (листочек) Поэтическая страничка (чистописание)
  6. учебник по русскому языку Т.Г. Рамзаева  
  7. ученик выучил стих о весне

Используемые технологии: педагогика сотрудничества, игровые, опережающее обучение с элементами комментирования; коллективный способ  обучения.

                              Ход урока

I  Организационный момент. Диск «Природа и музыка» №6

II Чистописание

                           

III  Закрепление: «Три правила корня»    

– Составьте из этих букв слово (весна, навес)

– Записать эти слова на следующей строчке

– Запишите под диктовку следующие слова: веснянка, вёсны, весенняя

– Что можно сказать об этих словах? (однокоренные)

– Все ли слова являются однокоренными? (нет: навес)

– Докажите, что остальные слова являются однокоренными

                              а) выделить корень

                              учебник Тикуловой стр.140, упр. 316

                   – Найдите еще 1 однокоренное слово к слову весна

а) запишите, выделите корень

б) во всех словах поставьте ударение

– Какие орфограммы вы увидели?

– Какое слово будет проверочным? Подчеркните одной чертой.

– Назовите безударные гласные

   а о и е я

– В каких частях слова встречаются безударные гласные

         

– Как написать слово с безударной гласной

                           Игра « Это моё слово»        

                             

 Найдите однокоренные слова с безударной гласной в корне

(цвето́к – цвето́чный – назвать проверочное

                           полевы́е – проверочное слово поле

 возду́шный – проверочное слово воздух

 грибни́к – проверочное слово гриб => - Какая орфограмма?)

 Назовите слова с парными согласными в корне

  (гриб – грибник, снег - подснежник - проверочное снега)

– Какие парные согласные встречаются в корне слова?

– Как правильно написать парную согласную в корне?

– Назовите ещё одну пару слов - однокоренных

– Какая орфограмма в этих словах?

   

– Что мы знаем о букве мягкий знак?

– У нас сегодня встретятся слова с другими орфограммами, которые нужно грамотно писать, при этом надо знать правила

– А сегодня будем повторять орфограмму «Три правила корня»

– Назвать три правила корня (назвать непроизносимые согласные л, д, т, в)

– Урок начали о весне, о весеннем настроении:

– А какие весенние месяцы вы знаете?

– Каждый весенний месяц с чем-то приходит

     Месяц март – с водой

     Месяц апрель – с травой

     Месяц май – с цветами   (на доске висят-показываю)

     (обратите внимание на пословицы (поговорки) о весне, о народных приметах про март, апрель, май)

– Какое услышали слово, где встречается орфограмма? (апрель)

– Какая орфограмма, попробуйте подобрать проверочное слово?(нет)

Значит это слово…

                                 Словарная работа

– Вспомним словарные слова и запишем для переноса, (все показывают для переноса), выделяя орфограммы.

Задание: а) мальчикам с безударными гласными в корне

Задание: б) девочкам с парными согласными в корне

Задание: в) всем с непроизносимыми согласными в корне

– определить часть речи.

                           

                            Работа со словосочетаниями

солнце↔теплое

облака↔легкие

ручьи↔звонкие

гроза↔первая

трель↔соловьиная

мурава,←травка↔когда молодая

муравушка

подснежник↔голубенький

– У одних слова существительные

– У других слова прилагательные

(выходят: сущ

 выходят: прил )

– Все задают вопрос?

– Записать 1 словосочетание (по памяти)

капель↔веселая

– Что мы знаем о словосочетании?

                                    Физминутка.

– А сейчас поиграем. Нужно быть очень внимательными. Игра называется «Займи свободное место». Кто больше всего раз пересядет, тот и победитель. Но у игры есть одно условие.

– Я буду называть вам слова, в которых вы услышите? орфограммы

– Как эти слова будут называться? (проверяемые)

– А вы должны подобрать…? (проверочные)

– грачи

– земля

– скворец

– листочки

– зеленеть

– дождь

– год

– стриж

– гость

– ландыш

– редкий

– чудесно

– ненастный

– звездное

– интересный

– прелестный

– вкусн

В тетради записываем нарцисс

а) назвать проверочное слово

б) на что нужно обратить внимание при написании слова?(-Удвоение согласной после ц «и»)

в) назовите слова с удвоенной согласной

   – Как будем переносить это слово?

     (нар|цис|сы)

г) после ц «и» почему напишем?

Работа с учебником Рамзаевой.

Стр. 175, упр. 330

– Что прочитали? (слова!)

– Из этих слов можно составить предложения? (да)

– Что такое предложения?

Устно

а) расставляем точки

б) читаем предложения

в) выделяем грамматическую основу

(чередуемся девочки, мальчики)

г) второстепенные члены предложений

(чередуемся мальчики, девочки)

д) последнее предложение распространенное или нет? (нет)

е) записать это предложения, чтобы оно было распространенное. (устно составляем)

Зацвели душистые ландыши.4

– Мы сейчас прочитали предложения

– Можно сказать, что это текст?

– Почему? (Что такое текст?)

Работа с листочком (где два текста).

– Прочитаем по цепочке предложения.

(обратим внимание еще раз на правило по технике безопасности)

– Прочитает 1 ученик второй текст

– Чем отличаются эти тексты?

– Объясните пословицу Весна – всему свету краса и слава.

– Какой вам больше понравился? От прочитанного текста у вас становится хорошее, весеннее настроение?

– Обратите внимание! Даже весна-художница раскрасила слова весенними красками, это тоже для хорошего настроения.

– Я предлагаю выбрать вам слова (обратная сторона листочка), которыми  можно охарактеризовать веселое, весеннее настроение.

– Называете слово, вставляете пропущенную букву.

В конце урока ученик читает под музыку №7 стихотворение.

Д/з: выберите на листочках стихотворение, обведёте буквы, обратите внимание на соединения и выделите орфограммы. А на свободном листе, попробуйте нарисовать ваше хорошее настроение, что больше всего запомнилось вам на уроке.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Правописание безударных гласных в корне слова". УМК "Школа России".

Тема урока "Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые написания."Тип урока: урок-закрепление. Цель урока: учить видеть орфограмму, распознавать в словах проверяемые и ...

3 класс Открытый урок по русскому языку на тему: "Правила правописания разделительных ъ и ь знаков"

Данный урок русского языка способствует формированию навыков проектной деятельности....

Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Правописание безударных гласных в корне слова"

      Правописание безударных гласных  букв  в корне  слова  является   слабым местом  в  работах  большинства  учащихся. Данный...

Открытый урок по русскому языку для 2 класса Правописание безударных глассных в корне слова.

Тема урока: Повторение правописания безударных гласных в корне слова....

Конспект урока по русскому языку «1 Повторение. Правила правописания» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления знаний о правилах правописания.Планируемые результаты:Предметные:Уметь различать орфограммы;Уметь определять орфограмму;Знать правила правоп...

Конспект урока по русскому языку «2 Повторение. Правила правописания» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления знаний о правилах правописания.Планируемые результаты:Предметные:Уметь различать орфограммы;Уметь определять орфограмму;Знать правила правоп...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение пройденного материала"

Открытый урок по русскому языку в 3 классе " Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение пройденного материала"...