Главные вкладки

    Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Правописание безударных гласных в корне слова"
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

    Навицкая Оксана Анатольевна

            Правописание безударных гласных  букв  в корне  слова  является   слабым местом  в  работах  большинства  учащихся. Данный  урок  и   задания   предназначены    для  отработки  данного  правила.  В  упражнениях повторяется алгоритм  безошибочного  написания  слов: обнаружение безударного  гласного, определение части слова, в которой  он  стоит.   Задания   нацелены на формирование  у детей  орфографической  зоркости.

           Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, с использованием проблемно - диалогической  и информационно – коммуникативной технологий.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_2.docx30.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема

    Правописание слов  с  безударным гласным звуком в корне слова

    Педагогическая цель

    Способствовать  закреплению  знаний по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне», развитию умения находить в словах проверяемые и непроверяемые орфограммы.

     Создать условия для развития умения применять правила на практике.

    Тип  урока

    Урок отработки умений и рефлексии

    Планируемые результаты (предметные)

    Обучающиеся учатся видеть орфограмму в слове; проверяют безударные гласные в корне;

    применяют орфографические правила при выполнении заданий; овладевают умением проверять написанное.

    Личностные

    Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; определяют границы собственного знания и «незнания»; проявляют позитивное отношение к школе и учебной деятельности

    Универсальные учебные действия (метапредметные)

    Регулятивные: контролируют и оценивают знания и учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; принимают и сохраняют учебную задачу.

    Познавательные: общеучебные - используют знания орфограмм при выполнении учебных заданий, осознанно или произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – выполняют логические  действия (анализ, синтез др.), устанавливают причинно – следственные связи.

    Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; используют  в общении правила вежливости.

    Основное содержание темы, понятия и термины

    Орфограмма. Написание слов с изученными орфограммами: «Непроверяемая безударная гласная в корне слова», «Проверяемая безударная  гласная в корне слова». Проверочное слово.

    Образовательные ресурсы

    Подготовленные индивидуальные листы с заданиями, мультимедийная презентация, распечатанные опорные слова для вывешивания на доску,  конверты с пословицами, орфографический словарь.

             Сценарий урока

    Этапы урока

    Формы, методы, методические приемы

    Деятельность

    Учителя

    Деятельность

    учащихся

    1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

    Фронтальная.

    Словесный, проблемный.

    Беседа.

    Приветствие учащихся.

    - Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?  (Да)

    - Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте это тепло. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно, особенно когда на улице зима.

    Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

    Настраиваются на работу на уроке.

    - Ребята, вы писали письма Деду Морозу? (выслушиваются ответы детей)

    - Так вот что мне рассказал Дед Мороз: «Как то ученик 2 класса Петя написал  такое письмо, послушайте и посмотрите (зачитываю письмо, показ письма на слайде)

    - Д. М. был очень огорчен. Как вы думаете, почему? (Письмо с ошибками)

    - Какие правила письма нарушил Петя, что он забыл или не знал? (Правописание безударных гласных)

    - Место, где можно допустить ошибку в слове называется…(орфограмма) (Вывешиваю слово на доске)

    - Какие виды орфограмм вы обнаружили в письме? (Непроверяемая и проверяемая безударная гласная в корне слова)

    (вывешивается схема на доске) 

    - Эти орфограммы вам уже известны?  (Да)

    - Значит, что будем делать на уроке? (Повторять изученные орфограммы, различать непроверяемую от проверяемой безударной гласной)

    - Сформулируйте тему урока. («Повторение изученных правил письма или изученных орфограмм»). 

    - Как вы думаете, для чего нужно повторить эти орфограммы? (Чтобы писать без ошибок)

    -  Это нужно тем, кто учится в школе? Вы хотите стать грамотными? (Да)

    - Раз нужно, тогда приступим к работе.  Посмотрите на свои листочки, в них вы будете работать.

    (На партах лежат индивидуальные листы для работы на уроке, там уже записано число, классная работа, тема урока и схема такая, как на доске)

    Слушают учителя, отвечают на вопросы.

    Принимают учебную задачу, сформулированную учителем.

    2. Этап актуализации и пробного учебного действия

    Фронтальная,

    Словесный, практический.

    - А какие знания и умения вам понадобятся на уроке?

    - Для чего нужны эти умения?

    Дети отвечают, алгоритм действий вывешивается на доске:                            

    1. Поставить ударение

    2. Выделить корень

    3.Определить орфограмму

                       

                       Проверь по словарю             Подбери проверочное    

                              ( запомни)                        слово (повторить способы

                                                                               проверки)

                                         4. Вставить пропущенные буквы

    Проговорить алгоритм действий

    Показать пример работы по алгоритму на слове: мороз 

     Работа  в парах (повторить правила работы), письмо дается уже с пропущенными орфограммами.

     Задание (устно): попробуйте найти любые два слова с пропущенной орфограммой  в тексте и поработать по алгоритму.

                             

    Составляют алгоритм вместе с учителем.

    Умеют работать с партнером.

    Объясняют правописание слов, осуществляют их проверку.

    3. Этап локализации индивидуальных затруднений

    Индивидуальная.   Словесный, практический.

    - А теперь следующее задание: один ученик находит и выписывает слово с непроверяемой безуд. гласной, вставляя, пропущенную букву, а другой – слово с проверяемой безуд. гласной, подбирая проверочное слово.  

    - Проверьте, правильно ли выполнили работу, сверяя с эталоном (показ на слайде).

    -  Как вы думаете, если бы Петя выполнил эти действия, согласно алгоритму, то получилось бы у него? (Да)

    - Посмотрите какое письмо бы у него получилось (показ на слайде)

    -  А у вас все ли  получилось? Были ли трудности при выполнении задания?

    Оцените себя с помощью «светофора»: испытывал трудности – желтый кружок, не было трудностей – красный, ничего не понял – зеленый.

    Распознают изученную орфограмму, объясняют ее написание.

    Осознают место и причину собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

    4.Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

    Фронтальная.

    Словесный.

    Беседа.

    - Если вдруг возникли трудности, что будете делать? (Подумать на каком этапе алгоритма работы над орфограммой не получилось и еще раз попробовать)

    Обдумывают проект своих будущих учебных действий

    Физкультминутка

    Коллективная.

    Практический.

                     

                         На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замерз,

    Надо ножками потопать (Топают ногами.)

    И ладошками похлопать.

    (Хлопают себя ладонями по плечам.)

    С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. (Поднимают руки над головой.)

    Будем их ловить руками (Делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

    И покажем дома маме. (Вытягивают руки ладонями вверх, как будто протягивая что-то.)

    А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. (Разводят руки в стороны.)

    Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги.  (Ходьба на месте с высоким подниманием колен.)

    Мы идем, идем, идем  (Ходьба на месте.)

    И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места.)

    Осуществляют профилактику утомления.

    5. Этап реализации построенного проекта и обобщения затруднений во внешней речи.

    Групповая.

    Проблемный.

    - Продолжаем работать. Объединитесь в группы (повторить правила работы в группах). Прежде чем приступить к выполнению задания еще раз вслух проговорите этапы алгоритма работы над орфограммой.

    -  Каждой группе выдается по  4 пословицы.

    Задание:  вставьте пропущенные буквы, объясни.

     Объясните смысл пословиц.

    В. лков бояться в лес не х. дить.

    В чужом гл. зу с.ринку видеть, а в св. ем бр. вна не замечать.

    В гл. за л. скает, а за гл. за лает.

    И с.бака старое д.бро помнит.

    - Какие орфограммы встретили в пословицах?

    - Как работали над ними? (по алгоритму)

    - Какое слово лишнее? (собака)  Почему?   (это слово с непроверяемой гласной)

    Умеют работать коллективно,  решая типовую задачу, усваивая алгоритм действий.

    6.Этап самостоятельной работы

    с самопроверкой по эталону.

    Индивидуаль-ная.

    Словесный.

    -  Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно, я читаю загадки, а отгадки запиши без ошибок. Если сомневаешься – не пиши букву, а поставь вместо нее точку.

    Кричит он громче всех с утра: 
    - Вставать пора! Вставать пора! 
    Всю жизнь несет он службу 
    И с солнцем водит дружбу.    (Петух)

    Красногрудый, чернокрылый,
    Любит зёрнышки клевать,
    С первым снегом на рябине
    Он появится опять.   (Снегирь)

    Всю ночь летает -
    Мышей добывает.
    А станет светло –

    Спать летит в дупло. (Сова)

    Красные лапки,
    Длинная шея,
    Щиплет за пятки,
    Беги без оглядки  (Гусь)

    Под карнизом слышен крик:
    «Чик-чирик да чик-чирик!»
    Это песенкам детей
    Учит серый …
    (Воробей) 

    Птичка-невеличка
    В сером армячишке
    По дворам шныряет,
    Крохи собирает.
    (Воробей)

    - Подчеркните слова с непроверяемой безударной гласной зеленым карандашом, а с проверяемой  - синим.

    - Какое слово не подчеркнули?  (Гусь)  

    - Почему? (в этом слове нет орфограммы)

    - Давайте проверим, все ли у вас получилось?  (показ эталона на слайде)

    - Оцените себя: все правильно – красный кружок, была одна - две ошибки – желтый, не получилось – зеленый.

    Самостоятельное выполнение задания с использованием изученных способов действий.

    Самопроверка по эталону.

    7. Этап включения в систему знаний и повторения

    Фронтальная.

    Словесный.

    Беседа

    - Ребята, полезным ли для вас был этот урок? Чем?

    -  Какие умения вы отрабатывали на уроке?

    - Нужны ли будут эти умения в дальнейшем? Зачем?

    - Быть грамотным - значит быть образованным, культурным человеком.

    Осознают, что повторение учебного содержания необходимо для обеспечения содержательной непрерывности.

    8. Рефлексия учебной деятельности (итог)

     - Оцените свои успехи на этом занятии: если все получилось – красный кружок, еще нужно потренироваться – желтый, не получилось – зеленый.  (Обсудить - почему не получилось).

    - Ребята, у вас еще все впереди, у вас обязательно все получится.

    Осознание учащимися преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова"

    Урок по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" с использованием сюжетной линии, которая позволяет активизировать внимание детей младшего школьного возраста и повышает интерес к изуч...

    разработка урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слов"

    Данная разработка содержит не только информацию об этапах и содержании урока, но и интересные формы работы с детьми, приёмы здоровьеразвивающих технологий....

    Обобщающий урок по русскому языку 2 класс "Безударные гласные в корне слова".

    Данный материал содержит презентацию + конспект урока по русскому языку....

    Открытый урок по русскому языку "Способы проверки безударной гласной в корне слова"

    №п/пЭтапы работыСодержание этапаЦели , задачи , результативностьУУД IСамоопределение к деятельностиОпределение своего настроения на начальном этапе урока- Вот и прозвенел звонок.Начинаем наш урок...

    Конспект урока по русскому языку (2 класс). Безударная гласная в корне слова.

    Урок предназначен для изучения темы: "Безударная гласная в корне слова" во втором классе. Составлен с учётом ФГОС. Все упражнения, который используются в этом уроке расположены на интернет-  ресу...

    Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Безударная гласная в корне слова" 2 класс

    Технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС. Тип урока: актуализации знаний умений и навыков....