Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Правописание безударных гласных в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Навицкая Оксана Анатольевна

        Правописание безударных гласных  букв  в корне  слова  является   слабым местом  в  работах  большинства  учащихся. Данный  урок  и   задания   предназначены    для  отработки  данного  правила.  В  упражнениях повторяется алгоритм  безошибочного  написания  слов: обнаружение безударного  гласного, определение части слова, в которой  он  стоит.   Задания   нацелены на формирование  у детей  орфографической  зоркости.

       Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, с использованием проблемно - диалогической  и информационно – коммуникативной технологий.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Правописание слов  с  безударным гласным звуком в корне слова

Педагогическая цель

Способствовать  закреплению  знаний по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне», развитию умения находить в словах проверяемые и непроверяемые орфограммы.

 Создать условия для развития умения применять правила на практике.

Тип  урока

Урок отработки умений и рефлексии

Планируемые результаты (предметные)

Обучающиеся учатся видеть орфограмму в слове; проверяют безударные гласные в корне;

применяют орфографические правила при выполнении заданий; овладевают умением проверять написанное.

Личностные

Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; определяют границы собственного знания и «незнания»; проявляют позитивное отношение к школе и учебной деятельности

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: контролируют и оценивают знания и учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: общеучебные - используют знания орфограмм при выполнении учебных заданий, осознанно или произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – выполняют логические  действия (анализ, синтез др.), устанавливают причинно – следственные связи.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; используют  в общении правила вежливости.

Основное содержание темы, понятия и термины

Орфограмма. Написание слов с изученными орфограммами: «Непроверяемая безударная гласная в корне слова», «Проверяемая безударная  гласная в корне слова». Проверочное слово.

Образовательные ресурсы

Подготовленные индивидуальные листы с заданиями, мультимедийная презентация, распечатанные опорные слова для вывешивания на доску,  конверты с пословицами, орфографический словарь.

         Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность

Учителя

Деятельность

учащихся

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Фронтальная.

Словесный, проблемный.

Беседа.

Приветствие учащихся.

- Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?  (Да)

- Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте это тепло. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно, особенно когда на улице зима.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Настраиваются на работу на уроке.

- Ребята, вы писали письма Деду Морозу? (выслушиваются ответы детей)

- Так вот что мне рассказал Дед Мороз: «Как то ученик 2 класса Петя написал  такое письмо, послушайте и посмотрите (зачитываю письмо, показ письма на слайде)

- Д. М. был очень огорчен. Как вы думаете, почему? (Письмо с ошибками)

- Какие правила письма нарушил Петя, что он забыл или не знал? (Правописание безударных гласных)

- Место, где можно допустить ошибку в слове называется…(орфограмма) (Вывешиваю слово на доске)

- Какие виды орфограмм вы обнаружили в письме? (Непроверяемая и проверяемая безударная гласная в корне слова)

(вывешивается схема на доске) 

- Эти орфограммы вам уже известны?  (Да)

- Значит, что будем делать на уроке? (Повторять изученные орфограммы, различать непроверяемую от проверяемой безударной гласной)

- Сформулируйте тему урока. («Повторение изученных правил письма или изученных орфограмм»). 

- Как вы думаете, для чего нужно повторить эти орфограммы? (Чтобы писать без ошибок)

-  Это нужно тем, кто учится в школе? Вы хотите стать грамотными? (Да)

- Раз нужно, тогда приступим к работе.  Посмотрите на свои листочки, в них вы будете работать.

(На партах лежат индивидуальные листы для работы на уроке, там уже записано число, классная работа, тема урока и схема такая, как на доске)

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Фронтальная,

Словесный, практический.

- А какие знания и умения вам понадобятся на уроке?

- Для чего нужны эти умения?

Дети отвечают, алгоритм действий вывешивается на доске:                            

1. Поставить ударение

2. Выделить корень

3.Определить орфограмму

                   

                   Проверь по словарю             Подбери проверочное    

                          ( запомни)                        слово (повторить способы

                                                                           проверки)

                                     4. Вставить пропущенные буквы

Проговорить алгоритм действий

Показать пример работы по алгоритму на слове: мороз 

 Работа  в парах (повторить правила работы), письмо дается уже с пропущенными орфограммами.

 Задание (устно): попробуйте найти любые два слова с пропущенной орфограммой  в тексте и поработать по алгоритму.

                         

Составляют алгоритм вместе с учителем.

Умеют работать с партнером.

Объясняют правописание слов, осуществляют их проверку.

3. Этап локализации индивидуальных затруднений

Индивидуальная.   Словесный, практический.

- А теперь следующее задание: один ученик находит и выписывает слово с непроверяемой безуд. гласной, вставляя, пропущенную букву, а другой – слово с проверяемой безуд. гласной, подбирая проверочное слово.  

- Проверьте, правильно ли выполнили работу, сверяя с эталоном (показ на слайде).

-  Как вы думаете, если бы Петя выполнил эти действия, согласно алгоритму, то получилось бы у него? (Да)

- Посмотрите какое письмо бы у него получилось (показ на слайде)

-  А у вас все ли  получилось? Были ли трудности при выполнении задания?

Оцените себя с помощью «светофора»: испытывал трудности – желтый кружок, не было трудностей – красный, ничего не понял – зеленый.

Распознают изученную орфограмму, объясняют ее написание.

Осознают место и причину собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

4.Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

- Если вдруг возникли трудности, что будете делать? (Подумать на каком этапе алгоритма работы над орфограммой не получилось и еще раз попробовать)

Обдумывают проект своих будущих учебных действий

Физкультминутка

Коллективная.

Практический.

                 

                     На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замерз,

Надо ножками потопать (Топают ногами.)

И ладошками похлопать.

(Хлопают себя ладонями по плечам.)

С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. (Поднимают руки над головой.)

Будем их ловить руками (Делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

И покажем дома маме. (Вытягивают руки ладонями вверх, как будто протягивая что-то.)

А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. (Разводят руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги.  (Ходьба на месте с высоким подниманием колен.)

Мы идем, идем, идем  (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места.)

Осуществляют профилактику утомления.

5. Этап реализации построенного проекта и обобщения затруднений во внешней речи.

Групповая.

Проблемный.

- Продолжаем работать. Объединитесь в группы (повторить правила работы в группах). Прежде чем приступить к выполнению задания еще раз вслух проговорите этапы алгоритма работы над орфограммой.

-  Каждой группе выдается по  4 пословицы.

Задание:  вставьте пропущенные буквы, объясни.

 Объясните смысл пословиц.

В. лков бояться в лес не х. дить.

В чужом гл. зу с.ринку видеть, а в св. ем бр. вна не замечать.

В гл. за л. скает, а за гл. за лает.

И с.бака старое д.бро помнит.

- Какие орфограммы встретили в пословицах?

- Как работали над ними? (по алгоритму)

- Какое слово лишнее? (собака)  Почему?   (это слово с непроверяемой гласной)

Умеют работать коллективно,  решая типовую задачу, усваивая алгоритм действий.

6.Этап самостоятельной работы

с самопроверкой по эталону.

Индивидуаль-ная.

Словесный.

-  Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно, я читаю загадки, а отгадки запиши без ошибок. Если сомневаешься – не пиши букву, а поставь вместо нее точку.

Кричит он громче всех с утра: 
- Вставать пора! Вставать пора! 
Всю жизнь несет он службу 
И с солнцем водит дружбу.    (Петух)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.   (Снегирь)

Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова)

Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки  (Гусь)

Под карнизом слышен крик:
«Чик-чирик да чик-чирик!»
Это песенкам детей
Учит серый …
(Воробей) 

Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)

- Подчеркните слова с непроверяемой безударной гласной зеленым карандашом, а с проверяемой  - синим.

- Какое слово не подчеркнули?  (Гусь)  

- Почему? (в этом слове нет орфограммы)

- Давайте проверим, все ли у вас получилось?  (показ эталона на слайде)

- Оцените себя: все правильно – красный кружок, была одна - две ошибки – желтый, не получилось – зеленый.

Самостоятельное выполнение задания с использованием изученных способов действий.

Самопроверка по эталону.

7. Этап включения в систему знаний и повторения

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

- Ребята, полезным ли для вас был этот урок? Чем?

-  Какие умения вы отрабатывали на уроке?

- Нужны ли будут эти умения в дальнейшем? Зачем?

- Быть грамотным - значит быть образованным, культурным человеком.

Осознают, что повторение учебного содержания необходимо для обеспечения содержательной непрерывности.

8. Рефлексия учебной деятельности (итог)

 - Оцените свои успехи на этом занятии: если все получилось – красный кружок, еще нужно потренироваться – желтый, не получилось – зеленый.  (Обсудить - почему не получилось).

- Ребята, у вас еще все впереди, у вас обязательно все получится.

Осознание учащимися преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова"

Урок по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" с использованием сюжетной линии, которая позволяет активизировать внимание детей младшего школьного возраста и повышает интерес к изуч...

разработка урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слов"

Данная разработка содержит не только информацию об этапах и содержании урока, но и интересные формы работы с детьми, приёмы здоровьеразвивающих технологий....

Обобщающий урок по русскому языку 2 класс "Безударные гласные в корне слова".

Данный материал содержит презентацию + конспект урока по русскому языку....

Открытый урок по русскому языку "Способы проверки безударной гласной в корне слова"

№п/пЭтапы работыСодержание этапаЦели , задачи , результативностьУУД IСамоопределение к деятельностиОпределение своего настроения на начальном этапе урока- Вот и прозвенел звонок.Начинаем наш урок...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Безударная гласная в корне слова.

Урок предназначен для изучения темы: "Безударная гласная в корне слова" во втором классе. Составлен с учётом ФГОС. Все упражнения, который используются в этом уроке расположены на интернет-  ресу...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Безударная гласная в корне слова" 2 класс

Технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС. Тип урока: актуализации знаний умений и навыков....