Конспект урока урока по русскому языку. Тема: «Применение правил правописания: буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу под ударением» УМК «Школа России» . 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Маковская Екатерина Владимировна

Цели:формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развивать речь, внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес, умение работать в паре.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать непарные твёрдые и мягкие согласные звуки русского языка, применять правила правописания, подбирать примеры с определённой орфограммой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                                          

 МКОУ «Киреевский  центр образования № 3»                                                                                                                  муниципального образования                                                                                                                                                    Киреевский район

Мастер – класс

Тема: «Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний обучающихся»

Практическая часть

                                 

   Автор - составитель:

                                                                                                                                                            Маковская Е.В.,

   учитель начальных классов,

высшей квалификационной

 категории

МКОУ «Киреевский центр

образования №3»

Тульская область,

город Киреевск

                                             

                                       

                                             

ноябрь- декабрь  2021

                                           Технологическая карта урока по русскому языку.    УМК «Школа России» . 2 класс

Тема: «Применение правил правописания: буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу под ударением»

Цели:формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развивать речь, внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес, умение работать в паре.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать непарные твёрдые и мягкие согласные звуки русского языка, применять правила правописания, подбирать примеры с определённой орфограммой.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1

Организация начала урока

Я желаю тебе сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу

(На доске изображение солнышка)

-Ребята, посмотрите на солнышко.  У меня сейчас такое же настроение, ведь урок у нас необычный! К нам пришли гости.

-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу»

2

Актуализация знаний. Работа в парах.

Карточка

1) одуванчик  жизнь  пончик   уточка

2) перо холмы  шишки   врачи

3) чаща Саня  Коля  Алёна 

Работа в парах.

Лотерея «Какая пара отвечает?»

-Чтобы узнать тему урока, поработаем в парах. На карточке найдите и подчеркните в каждой строчке лишнее слово.

- Объясните.

3

Формулирование темы и целей урока. Работа в парах.

- Слова с сочетаниями: жи – ши, ча – ща, чу – щу.

- Будем учиться  писать слова с этими сочетаниями без ошибок.

Работа в парах.

- Посоветуйтесь и сформулируйте тему урока и цель урока.

4

Знакомство с планом урока

- Познакомьтесь с планом урока

1. Правило – с.11

2. Зрительный диктант с заданием с заданиями (подчеркнуть грамматическую основу, вставить буквы и распознать орфограммы)

3. Словарная работа.

4. Звуко – буквенный разбор слова.

5. Диктовка с заданием.

6. Д/з. Упр.16   или     *упр.17  

7. Работа с тестом.

8. Итог урока.

5

Повторение правила. Работа в парах.

 - Найдите правило в учебнике. Расскажите правило друг другу.

Учебник на с. 11.

Гласные в буквосочетаниях  жи –ши, ча –ща, чу – щу – это орфограммы.

*жи – ши- пиши с буквой и;

*ча – ща – пиши с буквой а;

*чу – щу - пиши с буквой у.

Работа в парах.

6

Характеристика звуков:[ж], [ш],   [щ'],  [ч']

  - Какие согласные звуки встретились в этих буквосочетаниях?    

- В какие две группы их можно объединить?

- А ещё?

 

Послушайте сказку про буквы, которыми обозначают эти звуки.                                                                                            Жили – были на свете шипящие буквы Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили  очень дружно. И вот однажды буквы решили поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. А остальные побежали прятаться. Сидят гласные в потаённых местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут,  нашли уже многих. Вот только никак не могут найти гласные Ы, Ю,Я. Искали- искали, с ног сбились, до вечера проискали. Уставшие, голодные и обиженные решили пойти домой спать. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай с пряниками пьют. Обиделись шипящие -  с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только с ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

[ж], [ш],   [щ'],  [ч']

Твёрдые                             Мягкие

[ж], [ш]           [щ'],  [ч']

Звонкие        Глухие

[ж]                                               [ш],   [щ'],  [ч']

                                                             

На экране – слайды.

Плакат на доске

7

Зрительный диктант

Товарищи поймали   лещ_.

В воздухе кружат ч__дные  сн__ж_нки!

щуку – орфограмма №7

чудные - орфограмма №7

снежинки - орфограмма №5

снежинки- орфограмма №7

Самостоятельная работа

Индивидуальный опрос

«Светофоры»

- Напишем зрительный  диктант с заданиями.

Вставить пропущенные буквы, написать номер орфограммы и подчеркнуть грамматическую основу.

7

 Самопроверка. 

                                                                               - Маша очень старалась, написала красиво, не допустила ошибок. Правильно подчеркнула грамматическую основу предложения.

Проверка – документ - камера

- Оцените работу

-Что такое грамматическая основа предложения?

8

Словарная работа.

Звуко – буквенный разбор слова.

- Какое новое словарное слово вам встретилось?

  - товарищи                                                                       То /ва/ ри /щи – 8б, 8зв.

   На экране – толковый словарь (звук)                                              Один ученик выполняет на доске.

9

Физминутка.

Над речушкою в тищи

Шелестят камыши.

А в воде, у камышей,-

Шесть задиристых ершей.

Лучше спрячьтесь в камыши.

Вас, ершей – малышей,

Щука ждёт у камышей.

10

Упражнение на закрепление.  

 В ти – ши, камы- ши, щу – ка, чай – ник, кув – шин, чу – до, жизнь, то- ва-ри-щу, ща- вель.

Один ученик выполняет на доске.

Взаимопроверка (! + -)

- Какие слова на тему нашего урока встретились в словах физминутки?                

- Запишем их и ещё несколько слов на доске с чёрточкой для переноса.

11

Домашнее задание

Пр. – с.11, упр.16 или * упр.17

Выберите домашнее задание по своим силам.

  1. Базовая  - упр. 16
  2. Повышенной сложности – упр. 17

12

Упражнение на закрепление.  

1.Прочитай. 2.Озаглавь его. 3.Вставь пропущенные буквы. 4.Найди слово с ошибкой. Исправь её.

___________________________________________

Клесты не похожи на других птиц. Клюв у них как щипцы. Зачем кл..сту такой чудной клюв? Клёст им из еловой ш..шки семечки достаёт. Сам семечки ест и пт..нцов угощяет.

 Презентация «Клесты»   Проверка – документ - камера              

Работа на карточке.

- Какие буквы вставили? Почему?

- Кто нашёл ошибку?

- Есть ли в тексте ещё слова на тему нашего урока?

- Как озаглавили текст?

- На что похож клюв у клеста?

-Что делает клёст таким клювом?

- Как называются птицы, которые остаются зимовать?

13

Рефлексия

«Светофоры»                     Красный – Мне нужна помощь.

Зелёный – Я понял(а) и могу объяснить другому.

Жёлтый – Я понял.

- Чему учились на уроке?

- Что у вас особенно получилось?

- Просигнализируйте, на каком этапе усвоения данной темы вы находитесь.

14

Итог урока. Индикатор настроения.  

Цветочки и тучки.

Встаньте. Мысленно на правую руку положите знания, с которыми пришли на урок, а на левую – те, которые получили на уроке. Соедините ладошки и скажите друг другу «спасибо». Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Обобщение знаний по разделу "Звуки и буквы" 2 класс.

План - конспект урока по русскому языку с использованием игровых моментов. Программа "Школа России" 2 класс....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

Конспект урока 2 класс русский язык Тема: Имя существительное. Закрепление.

Конспект урока, проведенного во втором классе по теме:  Имя существительное. Закрепление....

Конспект открытого урока по русскому языку Тема: Повторение правописания безударных окончаний имён существительных.

Цель: Закрепить правила написания безударных окончаний существительных (С).Задачи: 1. Повторить 2 способа проверки безударных окончаний С....

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова" по программе УМК «Школа России» автор учебника В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

                   Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова"по программе УМК...

Конспект урока по предмету: русский язык тема «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне»

Цель: Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.Задачи:·        Учить...