Методические рекомендации к орфографическим и грамматическим рифмовкам
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Лузанова Юлия Васильевна

Рифмовки орфографические и рифмовки грамматические.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Орфография в рифмовках учитель начальных классов Лузанова Юлия Васильевна

Слайд 2

Большая и заглавная буква в именах собственных Имена, фамилии, клички, города - все с заглавной буквы пишутся всегда. Выделяю буквой важные слова: И ванова А нна, Т ула и М осква .

Слайд 3

Рифмовки – «тренажёры» Всех ребят мы уважаем, имя буквой выделяем: Т аня, В аня, П етя, Г аля, Л ена, Н ина, М ила, В аля, К оля, И ра, А лексей, и С ерёжа, и А ндрей.

Слайд 4

Как напишешь имена? А\антонина И\ильина , К\костя К\ковалеватов , А\алексей И\игнатов , да И\ирина , да И\илья - это все мои друзья!

Слайд 5

ПОИГРАЕМ В ГОРОДА Я названья городов напишу вам: О мск , К овров, А лександров, К ачканар, Г усь- Х рустальный, П авлодар, Б алашов, К араганда - в них я не был никогда, но по карте их узнал и на память записал. Кто из вас сказать готов Мне названья городов?

Слайд 6

Сочетания жи , ши , ча , ща , чу, щу , чк , чн . ЖИ и ШИ - ЖИ и ШИ - такие слоги, ЖИ и ШИ - что всегда только с И к ребятам строги. всегда пиши!

Слайд 7

Рифмовки – «Тренажёры» Жилет, животное, живот, жираф, живопись, живёт, шиповник, шипы, камыши, машины и карандаши; кружить, служить, дружить и жить, спешить, смешить, шипеть и шить- все сочетания ЖИ и ШИ ты только с буквой И пиши!

Слайд 8

Рифмовки – «контролёры» Как напишешь ЖИ и ШИ ? Мне решительно скажи! Лужи\жы , жи\жымолость , чижи\жы , Лыжи\жы , мыши\шы ,, камыши\шы , Ши\шымпанзе , ши\шыпы , маши\шына , Ши\шышки , ёжи\жыки , пружи\жына .

Слайд 9

ЧА и ЩА , ЩУ и ЧУ - слоги эти заучу! Щука, роща, каланча, чудо, часики, свеча. ЧА и ЩА , ЩУ и ЧУ - я пятёрку получу.

Слайд 10

Пищ … , ч...щ ... , рощ., куч... , саранч … , коч...н и туч… , дач… , ч… йка , каланч …- все слова на ЧА и ЩА .

Слайд 11

Как напишешь ЧА и ЩА ? Роща\щя , чаща\щя , саранча\чя , пища\щя , ча\чяшка , ча\чяйник , ча\чяй - поскорее отвечай!

Слайд 12

ЖИ и ШИ , ЩА и ЧА ! Ёж…к, ш … шка , саранч …, ч...щ … , хиж …на, чиж..., ЩА и ЧА , ШИ и ЖИ , ЧА и ЩА , ЖИ и ШИ - только правильно пиши!

Слайд 13

Знаешь та наверняка, где ЧН , а где ЧК : ре...ка , но...а , стро...а , то...а , ко...а , коро ..а и по...а , сро...ый , гре...евый , му...ой , то...ый , встре...ый и ре...ой ,- никогда в таких словах не пишите мягкий знак!

Слайд 14

Мягкий знак показатель мягкости после согласных Что за буква, кто узнает: Звук не обозначат, Может только показать, Как согласную читать: Лес кон вес хор Лос ь кон ь вес ь хор ь Сол мол шар жар Сол ь мол ь шар ь жар ь

Слайд 15

Разделительный мягкий знак Перед Е, Ё, И, Ю, Я Я в словах стою, друзья. Здесь моя семья, жильё- перед Я, Ю, И, Е, Ё . деревня, листья и скамья- колосья, братья и семья- что в них за правило, друзья?

Слайд 16

Разделительный твёрдый знак Было « сели », стало « съели ». Догадаться вы сумели, почему случилось так? -Кто виновник? - Твёрдый знак ! Твёрдый знак на нужен тоже, без него писать не сможем: съезд, съедобный, объяснение, и подъезд, и объявление.

Слайд 17

Перенос слова Я сейчас вам расскажу, как слова переношу: зима – зи-ма , пожар- по-жар , коза – ко-за , кома-ко-мар . Здесь порядок очень строгий: делим все слова на слоги, переносим по слогам. А теперь попробуй сам, раздели слова: лиса, петушок, трава, коса. По слогам слова скажи И в тетрадке запиши .

Слайд 18

Правописание слов с двойными согласными Э лл а, Но нн а , ва нн а, кла сс , Сс ора, те нн ис и ра сс каз, Па сс ажир, шо сс е, програ мм а, Мы слова такие слышим И с двойной согласной пишем.

Слайд 19

Безударные гласные, не проверяемые ударением В словах запомни букву А Багаж, вагон, газета, Пальто, завод, ракета, Капуста да малина, Квартира да машина.

Слайд 20

Корова, огород, солома, горох, комар, потом, ворона, портрет, костёр и молоко- В словах запомни букву О!

Слайд 21

С буквой Е умей писать: инженер, метро, тетрадь, чемодан, четыре, чёрный, жёлтый, шёлковый, учёный, север, иней, и декабрь, и берёза, и сентябрь.

Слайд 22

Диван, пианино, рисунок, пион, Пингвин, сирота, кипяток и бидон, Гирлянда, фиалка, сирень и лимон, Милиция, митинг, пилот, миллион, Минута, нигде, никогда, никуда- Все с И безударною пишут всегда.

Слайд 23

Безударный гласные проверяемые ударением в корне слова Безударный гласный, стоп! Писать опасно! Чтобы не было сомнения, Ставьте звук под ударение : Гора-горы, дела - дело, А теперь пишите смело!

Слайд 24

Гря / ида , це\ина , ска\ола , ве\исна , Ко\аза , стре\ила , сте\ина , со\асна , ме\иста , зе\имля , сто\аляр , со\ава - проверить надо все слова, поставить звук под ударенье, Потом списать стихотворенье.

Слайд 25

Б… гововой , б …гунн, б…жать, нал…жался да л…жать, закр …чал, перекр …чал, зам… лчал иль пром … лчал - корень ты в словах найди, гласный в корне назови, ударение поставь, буквы правильные вставь.

Слайд 26

Найди однокоренные слова Котик, котенька , коток , поиграй со мной чуток. Побежал мой кот играть с мамой-кошкой под кровать.

Слайд 27

Чёрный чертёнок по берегу шёл, ч… рный ч … ртёнок ч … рнила наш…л. Ж… лтенький ш … лковый бантик испачкал… Вот вам с чёртиком такая задачка: вставьте все буквы для гласного звука- ч… рному ч … ртику будет наука.

Слайд 28

Парные звонкие и глухие согласные Парные согласные - самые опасные Если слышишь парный звук, будь внимательным, мой друг! Парный сразу проверяй, слово смело изменяй: труд - труды, кот-коты- будешь грамотным и ты.

Слайд 29

Вставьте буквы, не спешите, что за правило, скажите? Обед\т , завод\т , медвед,ть , кроват\дь , отряд\т , народ\т , этаж\ш , тетрад\ть , рыб\пка , ут\дка , гряд\тка , книж\шка и заклад\тка .

Слайд 30

Непроизносимые согласные Вкусный, гласный, интересный, безопасный и небесный, и ужасный, и напрасный, и чудесный, и прекрасный. Этих слов не забывайте, букву Т в них не вставляйте.

Слайд 31

Источники: Бетенькова Н.М. «Орфография и грамматика в рифмовках».-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель », 2002


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГРАММАТИКА В РИФМОВКАХ учитель начальных классов Лузанова Юлия Васильевна

Слайд 2

Корень Слов на свете нам не счесть, В каждом слове корень есть. Чтобы грамотно писать, Надо корни выделять.

Слайд 3

Так же, как и кустов, корень слова есть у слов. Лес цвет сад род лес ок цвет ок по сад ка род ители лес ной цвет ной по сад ил род ил лес ник цвет ник

Слайд 4

Белка, беленький, белить, водяной, вода, водить, лист, лиса, лисёнок, лось, лоскут, лосёнок, горный, горка, городок, пёс, песочный и песок. Где слова родные, однокоренные?

Слайд 5

Сложные слова Сталевар, рыболов, водовоз, книголюб, бурелом, сенокос, ледоход, снегопад, вертолёт, ледокол, паровоз, пароход. Кашевар, маслоед , пешеход, мореплаватель и пчеловод, вездеход, лесоруб, камнетёс- «Где здесь корни?»- Задам я вопрос.

Слайд 6

Суффиксы Кустик да кусточек, садик да садочек , Машенька да Ванечка, Шурочка да Танечка … Чёрный кот-котище выпучил глазища… Все слова прочтите, суффиксы найдите.

Слайд 7

Приставки У-, вы-, при-, по-, до- , на-, пере- Перед корнем пишут –перед! под-, за-, об-, со-, в-, с-, от- знаем их на пересчёт, перед корнем подставляем и приставкой называем. Походил, дошёл, объехал, Наигрался, переехал, Закричал, сбежал, увёз, Обогнул, отлил, принёс.

Слайд 8

Н… ливал , д… ливал , з …смеялся , п…грустил. Что за правило не знал тот , кто буквы пропустил? А приставки ты узнал?

Слайд 9

Имена существительные Имя есть и у дождя – дождь , имя есть и у совы – сова , имя есть и стола – стол , Имя есть и у травы – трава . Всё существует : дом, весна, и у всего есть имена .

Слайд 10

Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт? Кошка, ковшик, черепаха, туфли, тапочки, папаха, лук, кабанчик, кабачок, платье, полка, пиджачок. Щука, ёрш, карась и роза, стол, сервант, диван, мимоза, шило, ножницы, игра, танцы, песня и игла.

Слайд 11

Имя прилагательное Будь очень вы внимательными. Познакомьтесь с прилагательными : котёнок – маленький, пушистый , ручей – прохладный, серебристый, зима – красивая и снежная, а мама – добрая и нежная. Слова в рифмовке очень дружные , они приятные и нужные . И среди них ты обязательно Узнаешь быстро прилагательные .

Слайд 12

Я смотрела из окна - мне вся улица видна. Деревянная скамья, на скамье сидит семья: весёлый и счастливый. старый дедушка седой, внук – весёлый, молодой, мама с папой, а у ног серый маленький щенок. Е сли слушали внимательно, то найдёте прилагательные.

Слайд 13

Добрый, ласковый и смирный, нежный, вежливый и мирный, злой, сердитый, и крикливый, и ленивый, и драчливый. Много качеств есть на свете, выбирайте себе, дети!

Слайд 14

Глаголы Поскачите, попляшите, сядьте тихо, полежите. Поднимитесь, распрямитесь, потянитесь и согнитесь. Встаньте прямо, улыбайтесь, начать трудиться. быть хорошими старайтесь. Вы рифмовку прочитали… А глаголы вы узнали?

Слайд 15

Не бегал, не прыгал, не пел, не грустил, не спорил, не дрался и стёкла не бил, не ползал под партой, бумаг не бросал- и вместе с глаголами НЕ не писал!

Слайд 16

Не ругайтесь, не деритесь, не стоните, не дразнитесь, не кричите, не спишите, вместе НЕ не напишите!

Слайд 17

Наречия Хорошо, красиво, ладно, осторожно, аккуратно. Чисто, ласково и нежно, бодро, холодно и снежно. Тихо, близко, далеко, быстро, весело, легко. Вы, наверное, не знали, что наречия читали? Вы запомните их прочно, навсегда, надёжно, точно .

Слайд 18

Местоимения С вами, всё для вас, о вас. К нам, о них, для них, у нас. С тем, об этом с ними с ней. Кто из вас прочтёт скорей? Отделяй местоимения От предлогов без сомнения!

Слайд 19

Я и мы , ты и вы , он , она , оно , они – все слова отличные, важные и личные . Это, без сомнения, всё местоимения .

Слайд 20

Предлоги Из, к, в, у, за, с, от, по, на, около, для, под: из леса, к лугу, на поляну, у кустика, с тропинки, в яму, от речки, около дороги – отдельно пишутся предлоги. Из, к, в, у, за, с, от, по, на, около, для, под- ПРЕДЛОГИ СНОВА ПРОЧИТАЙ И УЖЕ НЕ ЗАБЫВАЙ.

Слайд 21

Птицы в клетке, листики на ветке, кошка под столом, садик за углом, книжка у подруги, песенка о друге, в госте к дяде Коле, рассказать о школе. Найди предлоги!

Слайд 22

(За) горой, (по) горе, (под) сосной, (на) сосне, (за) стучать, (по) дружить, (под) писать, (на) учить. Где приставка, где предлог, кто бы не понять помог?

Слайд 23

Источники: Бетенькова Н.М. «Орфография и грамматика в рифмовках».-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель », 2002



Предварительный просмотр:

Орфография и грамматика в рифмовках

 

        Для быстрого запоминая орфограмм на уроках обучения грамоте, чтении, русского языка можно использовать рифмовки - специальные дидактические упражнения в стихотворной форме. Применение их в качестве занимательных заданий в пером классе, а так же учащихся 2-4 классов, чтобы облегчить трудности запоминания материала, привить ребенку интерес к знаниям и к родному языку. Рифмовки  можно использовать для развития зрительных, зрительно-слуховых и слуховых предупредительных и объяснительных диктантов, комментированного письма, письма по памяти.

Виды рифмовок:

Первая группа. Рифмовки – «запоминалки».

Они служат для выделения орфограммы и запоминания её правописания. «Запоминалки» не подменяют правил учебника и читаются  задолго до знакомства с ними. Такие упражнения являются своеобразным средством определяющей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений. Многократное чтение таких рифмовок, а иногда и непроизвольное заучивание их создают тот благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются детьми орфографические правила.

Сочетанья ЩА и ЧА-

В слове пища и свеча,

Чаща, дача и печать-

Нужно с буквой А писать,

Потому что ЧА и ЩА

Пишут только с буквой А.

Вторая группа. Рифмовки – «тренажёры»

Используются для чтения и письма  (а первом классе. Особенно в начале года, преимущественно для чтения) орфографически насыщенного материала. Такие упражнения привлекают внимание детей к орфограмме, расширяют их представление о несоответствиях написаний и произношения, служат средством накопления слов, иллюстрирующих то или иное правило правописания.  Примером упражнений из этой группы может быть следующее:

Кошка Маришка,

котёнок Тишка,

щенок Дружок,

цыплёнок Пушок,

корова Бурёнка,

коза Найдёнка,

поросёнок Хрюша

и бычок Гаврюша-

все их клички до одной

пишут с буквы прописной!

В этой рифмовке 8 кличек и названий животных, и дети, тренируясь в чтении таких слов, очень легко их запоминают. Дети употребляют в речи клички животных и непроизвольно закрепляют орфограммы в памяти первоклассников. Можно проводить упражнения в разных вариантах. Детям предлагается подобрать животным клички из записанных справа. Вписать самостоятельно клички животных или исправить допущенные ошибки «Незнайки».

Третьягруппа. Рифмовки – «контролёры»

Их отличие от других стихотворных упражнений состоит в том, что служат они, как правило, средством контроля и самоконтроля для первоклассников, осваивающих первые умения и навыки правописания. Вот одно из таких упражнений:

ВСЁ ОБДУМАЙ НЕ СПИШИ,

А ПОТОМ УЖЕ ПИШИ:

ЧА/ЧЯ ЙКА,  Ё ЖЫ/ЖИКИ, ЧИ ЖИ/ЖЫ, ДА ЧЯ/ЧА, ЩУ/ЩЮКА, КАМЫ ШЫ/ШИ.

ЗНАЕШЬ, КАК ПИСАТЬ? ТЕПЕРЬ,

ТАК ЛИ ДУМАЕШЬ, ПРОВЕРЬ:

Чайка, ёжик, чижи, дача, щука, камыши.

ЕСЛИ ТАК ХОТЕЛ ПИСАТЬ,

ПОЛУЧАЙ ОТМЕТКУ «5»!

Эта рифмовка состоит из двух частей. Первая – настраивает первоклассников на выбор правильной орфограммы и заставляет их думать над вопросом, как нужно писать предложенные слова. Вторая часть содержит ответ, даёт возможность ещё раз прочитать слова с выделенными сочетаниями, поощряет работу детей. Работать с рифмовками – «контролёрами» следует приступать только после проработки с «запоминалками», упражнениями- «тренажёрами».

Четвёртая группа. «Орфографические пятиминутки».

 Выполняются, как правило,  по завершении букварного периода,  во втором полугодии. Проводятся они с первоклассниками устно в виде соревнования - кто больше орфограмм найдёт:

Жимолость, ландыши,

щука, часы,

чудо, машина,

огонь, камыши,

девочка Ира и

мальчик Илья-

сколько здесь правил

нашли вы, друзья?

При выполнении этого упражнения идёт отработка навыков правописания на основе нескольких изученных орфограмм, целенаправленно формируется орфографическая зоркость первоклассников.

«Орфографические пятиминутки» - это упражнения, которые учитель может предложить детям на уроках чтения и письма, в конце или начале занятия. Одну и ту же рифмовку следует использовать многократно.

ОРФОГРАФИЯ

Большая и заглавная буква в именах собственных

Запоминалки:

Имена, фамилии,                                Начинает буква

клички, города -                                важные слова:

все с заглавной буквы                        Иванова Анна,

пишутся всегда.                                Шуя и Москва.

Выделяю буквой                                Вера Соколова,

важные слова:                                Коля Комаров,

Иванова Анна,                                Ира Образцова,

Тула и Москва.                                Шуя и Ковров.

Тренажёры:

Всех ребят мы уважаем,

имя буквой выделяем:

Таня, Ваня, Петя, Галя,

Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей,

и Серёжа, и Андрей.

Ирина                Алёша                        Петруша                        Володя

Марина                Серёжа                        Марфуша                        Раиса

Наташа                Алёша                        Валера                        Кузьма

Анфиса                Лариса                        Тарас                                Алексей

Теперь ещё раз имена все прочтите

и девочек только одних назовите.

Теперь вам заданье: читайте опять,

попробуйте только мальчишек назвать.

        Незнакомые имена

Агния, Аврора,Ада,

Зульфия, Олимпиада,

Каролина, Ирма, Нонна,

Агриппина, Изабелла,

Ефросинья, Сарра, Белла,

Анжелика и Алиса,

Евдокия и Анфиса.

Сколько же есть ещё незнакомых

 Мне подруг!

Марта, Берта, Алевтина,

Маргарита, Клементина…

Перечислить всех нельзя-

Вот как много их, друзья!

Интересные фамилии

Михаил Михайлов,                                Дмитриев Дима,

Андреев Андрей,                                        Борисов Борис,

Николай Николаев,                                Симонов Сима,

Серёгин Сергей,                                        Денисов Денис.

Контроль:

Как напишешь имена

А\антонина И\ильина,

К\костя  К\ковалеватов,

А\алексей И\игнатов,

да  И\ирина, да И\илья-

это все мои друзья!

Кошка Маришка,

котёнок Тишка,

щенок Дружок,

цыплёнок Пушок,

корова Бурёнка,

коза Найдёнка,

поросёнок Хрюша

и бычок Гаврюша-

все их клички до одной

пишут с буквы прописной!

Кошка П\пушинка,

собака С\смешинка,

петух К\крикун,

козёл Б\бодун,

воробей Т\тишка,

поросёнок Г\гришка,

П\пеструшка синичка.

Как пишется кличка?

Поиграем в города                                Почему же мы с тобой

Я названья городов напишу вам:                пишем с буквы прописной:

Омск, Ковров, Александров, Качканар,        котик Васька и Пушок,

Гусь-Хрустальный, Павлодар,                        пёсик Шарик и Дружок,

Балашов, Караганда-                                дети Поля и Антон,

в них я не был никогда,                                дядя Коля, дед Семён,

но по карте их узнал                                города Рязань, Ковров,

и на память записал.                                Александров и Ростов,

                                                        реки Волга и Ока?

Кто из вас сказать готов                                скажешь мне наверняка!

мне названья городов?

Рифмовки – «запоминалки». Содержат тренировочный материал для чтения. Читаются на первых порах вместе с учителем. Большая буква в именах, фамилиях, названиях городов выделяется цветной пастой. После чтения текста с таблицы можно поиграть в рифму – подставь другие фамилии и имена, названия известных городов. Затем текст рифмовки закрывается, и дети сами вставляют буквы в слова под картинками.

Рифмовки – «тренажёры». Содержат тренировочный материал для чтения. В начале букварного периода читаются вместе с учителем, затем хором, затем индивидуально – цепочкой. В дальнейшем рифмовки можно предлагать для выборочного чтения: прочитайте имена в 2 слога, в 3; прочитайте имена мальчиков или девочек, найдите имена с буквой А, В, Ф. Материал этих рифмовок в дальнейшем на уроках русского языка может быть использован для свободного списывания и диктовки.

Рифмовка – «контролёр». Содержит выбор написания. После чтения рифмовки детям предлагается рассмотреть картинки и вставить пропущенные буквы в надписи под ними.

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

Запоминалки:

ЖИ и ШИ -                                ЖИ и ШИ-

такие слоги,                        ЖИ и ШИ-

что всегда                                только с И

к ребятам строги.                        всегда пиши!

Коржик – моржик

Жил да шил.

ЖИ и ШИ

Я заучил.

С И пишу и

ЖИ и ШИ:

Лыжи, мыши, малыши.

ЖИ-ШИ-ЖИ-ШИ

ЖИ-ШИ-ЖИ.

Тренажёры:

Шины, ландыши, машины.                        Жилет, животное, живот,

Малыши, шипы, пружины,                        жираф, живопись, живёт,

шишки, ёжики, ножи,                                шиповник, шипы, камыши,

экипажи, этажи.                                        машины и карандаши;

                                                        кружить, служить, дружить и жить,

Жили в хижине чижи,                                спешить, смешить, шипеть и шить-

мыши, ёжики, стрижи.                                все сочетания ЖИ и ШИ

В гости едут  к ним моржи,                        ты только с буквой И пиши!

И жирафы, и ужи.

Контролёры:

Как напишешь ЖИ и ШИ?

Мне решительно скажи!

Лужи\жы, жи\жымолость, чижи\жы,

Лыжи\жы, мыши\шы,, камыши\шы,

Ши\шымпанзе, ши\шыпы, маши\шына,

Ши\шышки, ёжи\жыки, пружи\жына.

Подробно о методике работы с упражнениями, содержащими сочетания жи и ши, было рассказано  ранее.

ЧА и ЩА, ЩУ и ЧУ-                        ЧА и ЩА, ЧА и ЩА -

слоги эти заучу!                                роща, чаща и свеча,

Щука, роща, каланча,                        пища, туча, саранча-

чудо, часики, свеча.                        С буквой А и ЧА, и ЩА.

ЧА и ЩА, ЩУ и ЧУ-

я пятёрку получу.

Пищ., ч.щ., рощ., куч.,                        Как напишешь

саранч., коч.н и туч.,                        ЧА и ЩА?

дач, ч.йка, каланч.-                        Роща\щя, чаща\щя, саранча\чя,

все слова на ЧА и ЩА.                        пища\щя, ча\чяшка, ча\чяйник, ча\чяй-

                                                поскорее отвечай!

Чаша, чаща-

ЩА и ЧА.                                        Сочетания ЩА и ЧА

Дача, роща, саранча,                        в слове пища и свеча,

ЩА да ЧА, ЧА да ЩА-                        куча, гуща, каланча,

с буквой А и ЧА и ЩА.                        туча, роща, саранча,

                                                чаща, дача и печать

Не хочу идти к врачу.                        нужно с буквой А писать!

не хочу – пищу, кричу,

ЩУ да ЧУ, ЧУ да ЩУ-                        Я грамотно писать хочу,

С буквой У и ЧУ, и ЩУ.                        слова ЧУ и ЩУ учу:

                                                чулки, и чудо, и чугун,

ЧУ да ЩУ, ЧА да ЩА-                        чудак, и щука, и ворчун,

напишу красиво я-                        ищу, пищу, верчу, тащу-

ЧУ да ЩУ, ЧА да ЩА-                        я с У пишу ЧУ, и ЩУ!

только с У и только с А!

                                                ЖИ и ШИ, ЩА и ЧА!

Я в сочетанье ЧУ и ЩУ                        Ёж…к, ш…шка, саранч…,                

всегда вставляю букву У.                ч…щ..., хиж…на, чиж...,

Но исключения есть тут-                ЩА и ЧА, ШИ и ЖИ,

жюри, брошюра, парашют.                ЧА и ЩА, ЖИ и ШИ-

                                                только правильно пиши!

Упражнения этой группы проводятся по налоги с предыдущими. Они могут быть использованы на уроках в качестве речевой гимнастики и как тренировочный материал для развития письма и чтения.

На уроках письма упражнения могут пригодиться для организации зрительных, зрительно-слуховых и слуховых предупредительных и объяснительных диктантов, комментированного письма, письма по памяти.

Точный, срочный,                        Кто быстрее всех читает

личный, вечный,                                и слова запоминает:

скучный, шуточный, сердечный,        ёлочка, и белочка,

и мучной, и речной,                        тучка, щучка, стрелочка,

и обычный, и ночной-                        бочка, почка, спичка,

никогда в таких словах                        речка, ручка, птичка,

не пишите мягкий знак!                    шуточка, минуточка,

                                                дочка, прибауточка,

Знаешь та наверняка,                        свечка, печка, строчка,

где ЧН, а где ЧК:                                булочка и точка.

Ре...ка, но...а, стро…а, то...а,                Ты теперь наверняка

ко…а, коро…а и по...а,                        Назовёшь слова с ЧК.

сро...ый, гре...евый, му…ой,

то...ый, встре…ый и ре...ой,-

никогда в таких словах

не пишите мягкий знак!

        Рифмовки с сочетаниями чн, чк даются в первом классе в плане перспективной работы. Они используются для зрительного ознакомления с орфограммой и тренировочного чтения слов, содержащих данные сочетания. Читать рифмовки можно на уроках письма,  чтения и русского языка сначала с учителем, затем самостоятельно.

Мягкий знак показатель мягкости после согласных

Что за буква, кто узнает:                Мягкий знак, мягкий знак,

Звук не обозначат,                        Без него нельзя никак!

Может только показать,                Без него не написать

Как согласную читать:                        Тридцать, двадцать, десять, пять.

Лес        кон        вес        хор                        Вместо шесть получим шест,

Лось        конь        весь   хорь                        Вместо есть получим ест,

Сол        мол        шар        жар                        Станут пенками пеньки,

Соль        моль        шарь        жарь                        Уголками –угольки,

                                                Банька в банку превратится-

                                                Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

Разделительный мягкий знак

Перед Е, Ё, И, Ю, Я                        Деревья, сучья и ручьи,        

Я в словах стою, друзья.                чьи, перья,         крылья, воробьи.

Здесь моя семья, жильё-                Семья, и братья, и жильё,

перед Я, Ю, И, Е, Ё.                        скамья, и листья, и бельё,

колосья, вьюга и ружьё,

Слова собрал я здесь не зря:                варенье, пьеса и копьё-

деревня, листья и скамья-                в таких словах стою, друзья,

колосья, братья и семья-                я перед Е,Ё, И, Ю, Я.

что в них за правило, друзья?

Мягкий знак – показатель мягкости в конце и середине слов и разделительный

Осень, осенью, деньки,                        День – деньки,

мальчик, окунь, окуньки,                Пень - пеньки,

колья, стулья и скамья,                        Огоньки и окуньки,

крылья, братья и семья.                Тень и зелень,

Расскажи, зачем и как                        Мель и ель,

служит в речи мягкий знак?                И сосулька, и капель.

                                                Здесь не зря во всех словах

                                                Написали МЯГКИЙ ЗНАК.

                                                Кто из вас, ребята, знает,

                                                Что он здесь обозначает?

Разделительный твёрдый знак

Было «сели»,

стало «съели».

Догадаться вы сумели,

почему случилось так?

-Кто виновник?

-Твёрдый знак!

Твёрдый знак на нужен тоже,

без него писать не сможем:

съезд, съедобный, объяснение,

и подъезд, и объявление.

        Содержание материала на правописание мягкого знака в качестве мягкости и разделительного, а также твердого разделительного, даны для общего ознакомления первоклассников с этими орфограммами и тренировочного чтения. В дальнейшем все эти рифмовки используются на уроках письма и русского языка для обучающих и контрольных видов работы.

Перенос слова

1.Я сейчас вам расскажу,                3.  Для переноса разделить

как слова переношу:                        нас попросили «пять» и «пить».

зима – зи-ма, пожар- по-жар,                Не разделил никто из нас.

коза – ко-за, кома-ко-мар.                Какой сегодня дружный класс!

Здесь порядок очень строгий:        Все молодцы, не покачали,

делим все слова на слоги,                все сразу правило узнали:

переносим по слогам.                        слова такие – «пять» и «пить»

А теперь попробуй сам,                нельзя на слоги разделить!

раздели слова: лиса,                        Ни букву п, ни ять, ни ить

петушок, трава, коса.                        От слов нельзя нам отделить.
По слогам слова скажи                        сегодня все за
пить и пять

И в тетрадке запиши.                        В тетрадях получи пять.

2.-Зайка, лейка, чайка, майка.

Отвечай-ка мне Незнайка,

как со строчки на строчку

их перенести могу?

-За-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка!

-Эх, не зря же ты Незнайка!

Раскричался даже Зайка:

переносимся: Не-знай-ка!

Переносим только лей-ка,

только чай-ка,

только май-ка.

Не позорь себя, Не-знай-ка,

а запомни: чай-ка, зай-ка!

        

1.Иллюстрирует учащимся правила переноса слов по слогам. Рифмовка неоднократно читается, по последней части упражнения дети устно или письменно выполняют задание: делят слова на слоги.

2. Рифмовка-считалка показывает ученикам, что слова в один слог нельзя переносить со строчки на строчку. Рифмовку целесообразно читать: шёпотом, тихо, громко, в медленном и быстром темпе.

3. Упражнение тренировочного характера. Оно составлено в виде диалога, поэтому его удобно читать по ролям. Одновременно с отработкой навыков чтения ученики усваивают правило переноса слов с й в середине. В дальнейшем рифмовку можно использовать для выборочного списывания таких слов.

Правописание слов с двойными согласными

C двойной согласной непременно

Пишут: класс, шоссе, антенна,

Килограмм, суббота, ванна,

Римма, Эмма, Инна, Анна.

Элла, Нонна, ванна, класс,                Анна, Инна, Эмма, класс,

Ссора, теннис и рассказ,                телеграмма и рассказ,

Пассажир, шоссе, программа,        касса, русский, группа, тонна,

Мы слова такие слышим                пассажир, шоссе, колонна.

И с двойной согласной пишем.

        Цель этих упражнений – дать ученикам возможность в процессе чтения запомнить наиболее часто употребляемые слова с двойными согласными. Рифмовки неоднократно читаются различными способами: вслух - шёпотом, громко и тихо; хором и индивидуально. При этом орфограммы выделяются цветной пастой или мелом. Задания к рифмовкам могут быть самые разнообразные:

- найти и прочитать слова с удвоенной с, н, б, и т.д.;

- прочитать и запомнить слова с двойными согласными (игра «Кто больше запомнит»);

- проговорить (а в дальнейшем и записать) их по слогам и т.д.

На уроках во 2-3 классе можно предложить списать упражнения, вставить пропущенные орфограммы, подготовиться к письму по памяти, провести самостоятельный диктант с последующей само – или взаимопроверкой.

Безударные гласные, не проверяемые ударением

В словах запомни букву А                Магазин, базар, батон,

Багаж, вагон, газета,                        пассажир, багаж, вагон,

Пальто, завод, ракета,                        облака, трамвай, газета,

Капуста да малина,                        карандаш, артист  балета.

Квартира да машина.

Кастрюля, капуста, арбуз и стакан,                Корова, огород, солома,

Картина, картон, карандаш и банан,        горох, комар, потом, ворона,

Автобус, машина, гараж и балкон-                портрет, костёр и молоко-

Пиши с буквой А, как и слово закон!        В словах запомни букву О!

Восток, гореть, пожар, костёр,        Корзина, котлета, копейка, корыто,

Вокзал, потом, портрет, шофёр,        корова, горох, колобок и копыто,

Шоссе, солома, хорошо-                морковь, огород, огурец, помидор,

В словах запомни букву О.                солома, вокзал, колесо и шофёр.

Ворона, сорока, собака, комар,                С буквой Е умей писать:

Болото, костёр, поросёнок, пожар,                инженер, метро, тетрадь,

Дорога, лопата, топор, колесо-                чемодан, четыре, чёрный,

Пишите всегда только с буквою О.                жёлтый, шёлковый, учёный,

                                                        север, иней, и декабрь,

                                                        и берёза, и сентябрь.

Диван, пианино, рисунок, пион,

Пингвин, сирота, кипяток и бидон,

Гирлянда, фиалка, сирень и лимон,

Милиция, митинг, пилот, миллион,

Минута, нигде, никогда, никуда-

Все с И безударною пишут всегда.

Эти рифмовки предназначены для пропедевтической работы учащихся над словами, содержащими безударные гласные, не проверяемые  ударением. От детей не требуется заучивания таких слов. В процессе работы с таблицами рифмовки, как правило, сами непроизвольно запоминаются.

Основные приёмы: орфографическое проговаривание упражнений, работа с разрезной азбукой или печатание, звуко-буквенный анализ, чтение упражнений различными способами. В дальнейшем на уроках русского языка рифмовки можно использовать для списывания, зрительных диктантов,, письмо по памяти.

Рифмованные упражнения этой группы могут читаться хором или индивидуально, громко, тихо или шепотом. Удобно читать рифмовки «цепочкой»: первый ученик читает одно слово, второе слово – другой ученик и т.д.  Успешным считается чтение, при котором цепочка читающих учеников действует быстро, согласованно, непрерывно. Особенно полезно орфографическое чтение рифмовок этой группы шепотом. Такое чтение вынуждает ученика намеренно четко артикулировать. Прием «прокричите шепотом так, чтобы было слышно в коридоре» (используется прием орфографического чтения) помогает развитию дикции, формирует внимание детей на произносимом звуке. При этом можно рекомендовать ученикам рукой писать в воздухе ту гласную, которую они читают или произносят в данный момент. Кроме того, по рифмовкам можно предложить следующие задания: найдите слова в 2, 3, 1 слог, разделите слова на слоги. Полезно провести игру: кто больше слов запомнит.

Безударный гласные проверяемые ударением в корне слова

1. Безударный гласный, стоп!                2.Гря/ида, це\ина, ска\ола, ве\исна,

Писать опасно!                                Ко\аза, стре\ила, сте\ина, со\асна,

Чтобы не было сомнения,                 ме\иста, зе\имля, сто\аляр, со\ава-

Ставьте звук под ударение:                проверить надо все слова,

Гора-горы, дела-дело,                        поставить звук под ударенье,

А теперь пишите смело!                Потом списать стихотворенье.

1. Основные приёмы работы: хоровое и индивидуальное чтение в слух, наблюдение за ударением проговаривание слов с безударными гласными.

2. Рифмовка тренировочного характера, содержащая выбор орфограммы.

3.Б… гововой, б…гунн, б…жать,        4.Л…сной, р…чной, г…ристый,

нал…жался да л…жать,                        м…рской, р…дной, л…систый.

закр…чал, перекр…чал,                        Проверь слова, да не сп…ши.

зам…лчал иль пром…лчал-                Красиво, грамотно сп…ши.

корень ты в словах найди,

гласный в корне назови,

ударение поставь,

буквы правильные вставь.

3,4. Рифмовку удобно использовать для списывания и письма по памяти.

5. Слов ленивый, лень, лентяй        6. Горка, горочка, пригорки,

никогда не забывай,                        помогите-ка Егорке,

только лень свою забудь-                как писать ему слова-

и лентяем ты не будь!                        на г…ре р…сла тр…ва?

7.Лиска, лисонька, лиса!                8.Вылет был и был полёт,

Ты в каких живешь лисах?                над морями перелёт.

Лисий хвост замёл следы.                Прилетел мой самолёт,

Где лисичка? Видел ты?                сел на севере на лёд.

9.Котик, котенька, коток,                10.Мы вчера в поход ходили.

поиграй со мной чуток.                        Рано утром выходили

Побежал мой кот играть                и сначала ходко шли,

с мамой-кошкой под кровать.        но до цели не дошли.

                                                Задержались на привале-

11.Часовщик чинил часы,                находились мы, устали.

покрутил свои усы:

-Целый час вожусь я тут,                12.Белый, беленький, белить-

а часы всё не идут.                        моляром хочу я быть.

                                                От побелки и покраски

13.Грибная пора наступила в лесу.   станут домики как в сказке!

Грибы я в корзине из леса несу.

Вот гриб-боровик, вот другие грибочки.

Мы жарим, и варим, и солим их в бочке.

14.Чёрный чертёнок по берегу шёл,

ч…рный ч…ртёнок ч…рнила наш…л.

Ж…лтенький ш…лковый бантик испачкал…

Вот вам с чёртиком такая задачка:

вставьте все буквы для гласного звука-

ч…рному ч…ртику будет наука.

5-13. Рифмовки тренировочного характера. Их дидактические задачи: обучение детей нахождению родственных слов, выделение среди них слов с безударным гласным звуком, ознакомление со вторым способом проверки путем подбора однокоренных слов с ударным звуком в корне.

14. С безударными гласными е и ё после шипящих; дана для факультативной или внеклассной работы с детьми.

Парные звонкие и глухие согласные

Парные согласные - самые опасные

Если слышишь парный звук,

будь внимательным, мой друг!

Парный сразу проверяй,

 слово смело изменяй:

труд-труды, кот-коты-

будешь грамотным и ты.

Вставьте буквы, не спешите,

что за правило, скажите?

Обед\т, завод\т, медвед,ть, кроват\дь,

отряд\т, народ\т, этаж\ш, тетрад\ть,

рыб\пка, ут\дка, гряд\тка,

книж\шка и заклад\тка.

Парные согласные-

самые опасные!

Ложка, лодка, рыбка, грядка,

шубка, щепка и тетрадка,

мышка, шишка и рубашка,

книжка, кружка, промокашка.

Слово смело изменяй-                        Найди лишние слова.

рядом гласный подставляй:                Дружки, снежки, рожки, прыжки,

ложек,                мышек,                сапожки, крошки, пирожки,

лодок,                шишек                лужки, флажки и ложки,

рыбок,                и                        кружки и поварёжки.

грядок,                рубашек,

шубок,                книжек,

щепок                кружек,

и тетрадок,                промокашек.

Мишка, мышка и тетрадка,

кошка, книжка и закладка,

кот, год, огород,

город, холод, пароход-

всё напишем правильно

и запомним правило:

парный в слове проверяй,

рядом гласный проверяй!

Парные согласные

самые опасные:

слог - слога, гриб-грибок.

Вот и кончился стишок.

Основные приёмы: орфографическое и орфоэпическое чтение текстов; зрительное нахождение орфограммы, а затем определение ее на слух; подбор однокоренных слов и установление единообразного написания корней; печатание или составление слов из разрезной азбуки, игра «Кто больше слов назовет».

В дальнейшем во 2-3 классах, рифмовки используются на уроках русского языка для списывания, письма по памяти и с комментированием различных видов обучающих диктантов.

Непроизносимые согласные

-сТн-, -зДн-, -рДц-, -Лнц-, -Вств-                -сТн-

Поздний, звёздный и окрестный,        Грустный, радостный, несчастный,

здравствуй, областной и местный,        и прелестный, и ненастный,

сердце, солнце и участник,              злостный, постный, частный, местный

чувство, лестница и праздник.        неизвестный, устный, честный.

Научись слова читать                        Этих слов не забывайте.

и запомни, как писать.                        При письме

                                                в них Т вставляйте.

-сн-

Вкусный, гласный, интересный,

безопасный и небесный,

и ужасный, и напрасный,

и чудесный, и прекрасный.

Этих слов не забывайте, букву Т в них

не вставляйте.

Рифмовки  оформляются на плакатах с выделенными орфограммами и время от времени предлагаются детям для орфографического, а затем и орфоэпического чтения.

ГРАММАТИКА

Корень

Так же, как и кустов, 

корень слова есть у слов.

Лес                        цвет                        сад                        род

лесок                        цветок                посадка                родители

лесной                цветной                посадил                родил

лесник                цветник

Слов на свете нам не счесть,                Будь внимателен к словам,

В каждом слове корень есть.                отыщи в них корень сам:

Чтобы грамотно писать,                лётчик, самолёт, полёт,

Надо корни выделять.                        ледяной, ледовый, лёд,

                                                ходит, выходка,  ходы,

Соль, солить, солонка,                        трудовой, трудись, труды.

зелень, зелёнка,

заводской и заводной,                        Белка, беленький, белить,

цвет, цветочек и цветной,                водяной, вода, водить,

поливалка, лить, налить,                лист, лиса, лисёнок,

пересадка, посадить,                        лось, лоскут, лосёнок,

моряки и море-                                горный, горка, городок,

находите корень.                                пёс, песочный и песок.

                                                Где слова родные, однокоренные?

Морячок, моряк, морской,        

цвет, цветочек и цветной,                Ряд, рядочек, рядовой,

садовод, садовый, сад,                        хор, хормейстер, хоровой,

виноградный, виноград.                зуб, зубной, зубок, зубастый,

Отыщите корни слов.                        цвет, цветок, цветной, цветастый.

У кого ответ готов?                        Так же как и у кустов,

                                                Корень слова есть у слов.

-лен ь-                                        Вы в словах его найдите,

Слов «ленивый», «лень», «лентяй» аккуратно подчеркните.

Никогда не забывай,

Только лень свою забудь-                - гор-

И лентяем ты не будь!                        Горка, горочка, пригорки,

                                        помогите-ка Егорке,

                                                как писать ему слова-

                                        на г…ре р…сла тр…ва?

 -лис-                                                - лет-

Лиска, лисонька, лиса!                                  Вылет был и был полёт,

Ты в каких живешь лисах?                над морями перелёт.

Лисий хвост замёл следы.                Прилетел мой самолёт,

Где лисичка? Видел ты?                сел на севере на лёд.

        -кот-                                                -ход-

Котик, котенька, коток,                        Мы вчера в поход ходили.

поиграй со мной чуток.                        Рано утром выходили

Побежал мой кот играть                и сначала ходко шли,

с мамой-кошкой под кровать.        но до цели не дошли.

        -час-                                        Задержались на привале-

Часовщик чинил часы,                        находились мы, устали.

покрутил свои усы:                                -бел-

-Целый час вожусь я тут,                Белый, беленький, белить-

а часы всё не идут.                        моляром хочу я быть.

        -гриб-                                От побелки и покраски

Грибная пора наступила в лесу.           станут домики как в сказке!

Грибы я в корзине из леса несу.

Вот гриб-боровик, вот другие грибочки.

Мы жарим, и варим, и солим их в бочке.

Сложные слова

В доме людям помогает,                Самолёт поднялся ввысь,

пыль исправно собирает.                самолёт спустился вниз.

Отвечай на мой вопрос:                Сам летает самолёт?

Что же это ?- …                                - Нет ведёт его пилот!

Пылесосом называют

Вещь, что в доме пыль глотает.        

И гудит он как насос-

Пыле-пыле-пылесос.

Сталевар, рыболов, водовоз,

книголюб, бурелом, сенокос,

ледоход, снегопад, вертолёт,

ледокол, паровоз, пароход.

Кашевар, маслоед, пешеход,

мореплаватель и пчеловод,

вездеход, лесоруб, камнетёс-

«Где здесь корни?»-

Задам я вопрос.

Суффиксы

Козочка и лисонька,                        Кустик да кусточек,

курочка и кисонька,                        садик да садочек,

садик и садочек,                                Машенька да Ванечка,

папочка, сыночек.                        Шурочка да Танечка …

Суффикс в слове очень нужен,        Чёрный кот-котище

знай его и будь с ним дружен!        выпучил глазища…

                                                Все слова прочтите,

Ирочка, Серёженька,                        суффиксы найдите.

мамочка, Алёшенька,

замок, замочек,                                Колосок, лужок, лесок,

свисток, свисточек,                        речка, ветерок, цветок.

белочка, собачка-                        Всё внимательно прочтите,

трудная задачка.                                Слово лишнее найдите.

Суффиксы найдите,

все их подчеркните.

Приставки

У-, вы-, при-, по-, до- , на-, пере-

Перед корнем пишут –перед!

под-, за-, об-, со-, в-, с-, от-

знаем их на пересчёт,

перед корнем подставляем

 и приставкой называем.

Походил, дошёл, объехал,

Наигрался, переехал,

Закричал, сбежал, увёз,

Обогнул, отлил, принёс.

Зачитался, засмеялся,                        Подумал, облил,

нагулялся, наигрался,                        добежал, сосчитал,

наигрался.                                        отвесил, вогнул, обошёл, подписал.

Здесь в приставках за- и на-                В словах здесь приставки на «О» отыщи        

буква А стоять должна!                        запомни и правильно их напиши.

Н…ливал, д…ливал,                        Поиграл да поплясал,

з…смеялся, п…грустил.                        прочитал да помечтал,

Что за правило не знал                        приготовился, поел,

тот, кто буквы пропустил?                полежал, пошил, попел,

А приставки ты узнал?                        а потом порисовал

                                                да в тетрадке пописал,

Постоял да побежал,                        а потом пошёл поспал…

нагрубил да  обласкал,                        А приставки ты узнал?

поносил да выбросил,

перекрасил, выкосил,

покричал да пошептал

А приставки ты узнал?

Имена существительные

Поиграем в группы слов,                Имя есть и у дождя – дождь,

Кто из вас играть готов?                имя есть и у совы – сова,

Пёс, петух, корова, кошка,                имя есть и стола – стол,

кукла, мячик и гармошка;                имя есть и у травы – трава.

лук, редиска, огурцы;                        Всё существует: дом, весна,

молоток, топор, щипцы;                и у всего есть имена.

платье, юбка и рубашка;

бак, стакан, кастрюля, чашка.                Сова, лиса, осёл, коза,

Подбери ещё названья                        собака, кошка и оса,

овощей, одежды, тканей;                дома, дороги и моря.

фруктов, мебели, цветов;                Всё в мире названо, друзья!

улиц, рек, городов!

Вот вам ответ на вопросы кто? что?                Все слова скорей прочтите

Дедушка, бабушка, шапка, пальто,                и порядок наведите.

кошка, собака, диван, конура,                Кошка, мышка, черепаха,

девочка, мальчик, скакалка, игра.                чепчик, шляпка и папаха,

                                                        лук, чеснок и кабачок,

Сами теперь назовите слова:                        платье, брюки, пиджачок.

школа, ребята, город, ….,                        Василёк, ромашка, роза,

книга, резинка, ручка, закладка,                ветер, дождичек, морозы,

мел, и доска, и портфель, и …. ,                шило, ножницы, игла,

Таня, Андрюша, Серёжа и Ваня,                танцы, песни и игра.

Софья Сергеевна, Коля и ….

                                                        Кто быстрее всех прочтёт,

Сколько же слов таких в мире, друзья!        слово лишнее найдёт?

В речи без них обойтись нам нельзя.        Кошка, ковшик, черепаха,

                                        туфли, тапочки, папаха,

                                        лук, кабанчик, кабачок,

платье, полка, пиджачок.

Щука, ёрш, карась и роза,

стол, сервант, диван, мимоза,

шило, ножницы, игра,

танцы, песня и игла.

Имя прилагательное

Будь очень вы внимательными.                О чём так можно сказать?

Познакомьтесь с прилагательными:        Красный, синий и зелёный,

котёнок – маленький, пушистый,                вкусный, сладкий и солёный,

ручей – прохладный, серебристый,        круглый, твёрдый и колючий,

зима – красивая и снежная,                        злой, холодный и трескучий,

а мама – добрая и нежная.                        Ясный, ласковый, и грозный,

Слова в рифмовке очень дружные,                и весёлый, и серьёзный.

они приятные и нужные.

И среди них ты обязательно                        Снежок -

узнаешь быстро прилагательные.                холодный, тихий, чистый,

                                                        пушистый, лёгкий, серебристый.

Добрый, ласковый и смирный,                Подумай, что ты подберёшь

нежный, вежливый и мирный,                к словам: лиса, собака, ёж.

злой, сердитый, и крикливый,

и ленивый, и драчливый.                        Грубый, невнимательный,

Много качеств есть на свете,                        злой и нестарательный,

выбирайте себе, дети!                                и упрямый, и крикливый,

                                                        и, конечно, некрасивый.

Я смотрела из окна -                                 Вежливый, старательный,

мне вся улица видна.                                скромный и внимательный,

Деревянная скамья,                                добрый, честный, не драчливый,

на скамье сидит семья:                                а весёлый и счастливый.

старый дедушка седой,

внук – весёлый, молодой,

мама с папой, а у ног

серый маленький щенок.

Если слушали внимательно,

то найдёте прилагательные.

Глаголы

Физкультминутки

Покачайтесь,                                Попишите, почитайте,

покружитесь,                                поднимитесь, пошагайте,

потянитесь,                                        покричите, помолчите,

распрямитесь,                                попишите, постучите,

приседайте, приседайте,                помахайте, потянитесь,

пошагайте, пошагайте,                        поморгайте, улыбнитесь,

Встаньте на носок, на пятку,                посидите, пошепчите,

поскачите-ка вприсядку,                успокойтесь, подремлите…

глубоко теперь вздохните,                 А теперь все поднимайтесь

сядьте тихо, отдохните.                        и за дело принимайтесь.

Всё в порядок приведите

и читать, друзья, начните.

Что делают согласные?                Как разговаривают гласные?

М- моет                Ч – чинит                Ы- ыкает                Ю – юкает

С – стонет                Ш- шарит                И- икает                Е- екает

Р- роет                Б- белит                О-окает                Э-экает

Т-тонет                Ж – жарит                Ё- ёкает                А-акает

З- знает                Х- ходит                У- укает                Я- якает

Л- ловит                К –колет

Д- дарит                В- видит

Г- гонит                П- полет

Каким согласным не досталось слов?        

О ком это?

Лает, квакает, ползает,                        Протянулся, отдохнуть,

Дует, прыгает, идёт.                        глубоко теперь вздохнуть.

Шьёт, на дудочке играет,                Встать, умыться,

Белит кистью, подметает,                кашу съесть,

                                                поскакать,

Поскачите, попляшите,                        за парту сесть.

сядьте тихо, полежите.                        Встать, попрыгать, покачаться,

Поднимитесь, распрямитесь,                покружиться, покачаться,

потянитесь и согнитесь.                поклониться, распрямиться

Встаньте прямо, улыбайтесь,                и опять начать трудиться.

быть хорошими старайтесь.

Вы рифмовку прочитали…                Поля полёт. Тоня тонет.

А глаголы вы узнали?                        Дима Дашу не готовит.

                                                Вера варит кашу Варе.

Не бегал, не прыгал,                        А глаголы вы узнали?

не пел, не грустил,                        если да, слова спишите

не спорил, не дрался                        и глаголы подчеркните.

и стёкла не бил,

не ползал под партой,                        Не ругайтесь,

бумаг не бросал-                                не деритесь,

и вместе с глаголами                        не стоните,

НЕ не писал!                                не дразнитесь,

                                                не кричите,

                                                не спишите,

                                                вместе НЕ не напишите!

Наречия

К – красиво                П- печально                Хорошо, красиво, ладно,

Д-добро                Т-туманно                        осторожно, аккуратно.

У- упрямо                Б – беспечно                Чисто, ласково и нежно,

Щ – щекотно        Ж – желанно                бодро, холодно и снежно.

Р- разумно                В – волнительно                Тихо, близко, далеко,

С – серьёзно        Х- ходко                        быстро, весело, легко.

О- охотно                Ц – целительно                Вы, наверное, не знали,

М – морозно        Ч – чётко                        что наречия читали?

                                                        Вы запомните их

                                                        прочно, навсегда,

надёжно, точно.

                                              Местоимения

Я и мы,                                С вами, всё для вас, о вас.

ты и вы,                                К нам, о них, для них, у нас.

он, она, оно, они –                С тем, об этом с ними с ней.

все слова отличные,                Кто из вас прочтёт скорей?

важные и личные.                Отделяй местоимения

Это, без сомнения,                От предлогов без сомнения!

всё местоимения.

Предлоги

Из, к, в,                                        Птицы в клетке,

у, за, с, от,                                        листики на ветке,

по, на, около,                                кошка под столом,

для, под:                                        садик за углом,

из леса, к лугу, на поляну,                книжка у подруги,

у кустика, с тропинки, в яму,                песенка о друге,

от речки, около дороги –                в госте к дяде Коле,

отдельно пишутся предлоги.                рассказать о школе.

Из, к, в,                                        Найди предлоги!

у, за, с, от,

по, на, около,                                Знать предлоги надо нам:

для, под-                                        у, с, к, за, по, для, на.

ПРЕДЛОГИ СНОВА ПРОЧИТАЙ        Мы играем, мы читаем

И УЖЕ НЕ ЗАБЫВАЙ.                        И предлоги изучаем.

Из школы,                                        (За) горой,

к морю,                                        (по) горе,

на машине,                                        (под) сосной,

у друга,                                        (на) сосне,

с мамой,                                        (за) стучать,

в магазине,                                        (по) дружить,

от дома,                                        (под) писать,

около буфета,                                (на) учить.

за поворотом,                                Где приставка, где предлог,

до рассвета,                                кто бы не понять помог?

грибы под деревом искал…

А ты предлоги здесь узнал

Литература:

Бетенькова Н.М. «Орфография и грамматика в рифмовках».-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по нормам оценок и орфографическому режиму.

Методические рекомендации оп нормам оценок и орфографическому режиму. Для родителей и учителя....

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальной школе

В данном материале ракрываютс особенности проведения в начальной школе основных орфографических упражнений таких, как списывание, диктант, орфографический разбор, изложение, сочинение....

Методические рекомендации ВИДЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПЯТИМИНУТОК 2-4 класс

Предлагаю вниманию коллег свои наработки, которые позволяют мне добиваться высоких результатов по развитию орфографической зоркости учащихся, обогащают их словарный запас и развивают речь. Учащимся эт...

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах

В методических рекомендациях представлена методика проведения основных видов орфографических упражнений в начальных классах: правила списывания и методика проведения контрольного списывания,  алг...

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.

В материале  представлены методические рекомендации по проведению  изложений и сочинений  в начальной школе....

Методические рекомендации по соблюдению единого орфографического режима при оформлении письменных работ учащихся.

Методические рекомендации по соблюдению единого орфографического режима при оформлении письменных работ учащихся. Памятка для учителя начальных классов....

«Методические рекомендации по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка ».

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая т...