КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ "СОЧИНЕНИЕ"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Сочинение — вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_3kl.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

       

Конспект

урока по русскому языку,

проведенного в 3 «Г»  классе

гимназии №13

Рябовой Екатериной Валерьевной

                                       

Москва, 2013 г.

Тема: «Сочинение»

Цель:  научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в письменной форме.

Задачи:

-познакомить с творчеством И.И. Шишкина;

-формировать умения:

  1. описывать картину;
  2. озаглавливать;
  3. сравнивать изображённое на картине с художественными произведениями;
  4. устанавливать соответствие между произведением и картиной

-совершенствовать орфографический навык;

-развивать творческое воображение детей;

-развивать чувство прекрасного;

-воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Оборудование: ИКТ,презентация

Этапы

Д-ть учителя

Д-ть ученика

Примечания

Подготовка к восприятию картины.












Беседа о художнике




















Работа над заголовком




Чтение отрывка из рассказа В. Бианки “Медвежонок”



Чтение отрывка из рассказа Г. Скребицкого “Неожиданное знакомство”











Сравнение животных, описанных писателями с картиной






























Работа по карточкам










Работа над образом соснового леса






























































Настроение картины























Работа над выявлением микротем










Орфографическая подготовка 










Коллективное составление плана сочинения







Составление рассказа.






Речевая подготовка. Работа над началом сочинения.


















Работа над раскрытием замысла картины


Написание сочинений на черновике. Индивидуальная помощь учителя


Редактирование текста.

Ребята ,здравствуйте. Присаживайтесь.

-Сегодня мы будем писать сочинение по картине известного русского художника-пейзажиста .

– Видел ли кто-нибудь из вас раньше эту картину? Где видели? 

-Кто автор этой картины?

- В своих произведениях художник выразил огромную любовь к русской природе. Он как никто другой из живописцев сумел показать нам свою красоту,своеобразие,прелесть русского леса.

-Какие картины И.И. Шишкина вы можете назвать?


Иван Иванович Шишкин – замечательный русский художник-пейзажист, родился он в купеческой семье, в Елабуге, на реке Каме, в лесной стороне. Его кисти принадлежали такие картины, как “Корабельная роща”, уже знакомая нам “Рожь”, “Утро в сосновом лесу”, медведи в которой, написаны К.Савицким. Природа для художника – само совершенство, именно она может облагородить человека. С именем Ивана Шишкина связано представление о жизни русского бора, о дебрях лесной глуши, напоённых запахом смолы и преющего бурелома. Творчество художника – восторженная ода, воспевающая красоту и мощь русского леса. Недаром И.Крамской говорил: “До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало.” Главные творческие достижения И.И. Шишкина подчинены одному – прославлению силы и богатства родной природы.

– Как называется картина? 


– Придумайте свои названия для этой картины. 

– Приходилось ли вам видеть медвежат? Опишите их.


– Опишите медвежат из этого отрывка




Ну и потеха! Перед медвежонком на земле сидит большая лягушка. Она, видно, только недавно очнулась от зимней спячки. Медвежонок тянет к ней лапу. Лягушка делает в сторону небольшой скачок. Мишка принимает это за игру. Он тоже неуклюже подскакивает вслед за лягушкой. Так они добираются до ближайшей лужи. Лягушка прыгает в воду, медвежонок суёт туда лапу, одёргивает, и с удивлением смотрит, куда же девался его новый приятель. Я не могу оторвать глаз – до чего же хорош. Такой с виду мягонький, толстый, неповоротливый. Хочется взять его и потискать, побороться с ним, как с котёнком. Не верится, что это дикий зверь”

– Какой медвежонок в рассказе Г. Скребицкого “Неожиданное знакомство”?


– Каким их изображает художник? Где они играют? Что делают? 







– Что вы можете сказать, про третьего медвежонка, не играющего с братьями? Какой он?


– Можно ли сказать однозначно, что эти медвежата неуклюжие, неповоротливые? 






   – Можно ли сказать, что медвежата из рассказов Скребицкого и Бианки похожи на медвежат на картине Шишкина? 


– Как вы думаете, что за медведь смотрит на них, как будто наблюдает, охраняет? 





– Выберите определения, характеризующие мать-медведицу.

Карточка № 1

Косолапые, мохнатые, неугомонные, игривые, шаловливые,
заботливые, строгие, рычащие, любознательные, недовольные,
внимательные, беззаботные, весёлые, пузатые, большеголовые,
неуклюжие, неповоротливые



-Давайте посмотрим, где играют медвежата. Каким художник показывает нам лес?




-Послушайте описание соснового леса у И. Соколова-Микитова. Постарайтесь запомнить слова,которые помогут вам описать лес на картине Шишкина.

«Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идёшь или едешь,бывало, по старому сосновому бору — точно высокие чистые свечи,возвышаются над головою стволы старых деревьев. Через высокие,унесшиеся в небо зелёные вершины пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев,покрытых потрескавшейся толстой корою. Пахнет смолою и землёю. Тихо в старом сосновом бору.Изредка взлетит рябчик,пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зелёные кедровые вершины».

-Что общего и чем отличаются сосновые боры у И. Соколова-Микитова и И. Шишкина?

-А почему художник для своей картины выбрал именно такую глушь?





-Что вас поражает в этом лесу?







-Давайте подберем слова ,характеризующие слова:

Лес — …


Сосны — …



-В какое время дня художник изобразил медвежат?

-Какие признаки наступившего утра вы увидели на картине?








-В какое время дня художник изобразил медвежат?

Какие признаки наступившего утра вы увидели на картине?








– Какие чувства и мысли вызывает у вас эта картина? 

– И.И.Шишкин говорил, что “главное дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры, вследствие чего его картина с натуры не должна быть фантазией”. Мне же, глядя на картину “Утро в сосновом лесу”, так и всплывают в памяти стихи А.С.Пушкина, его сказочные мотивы…

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей
… Там ступа с Бабою Ягой
 
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет,
Там русский дух…
Там Русью пахнет.

– Мне кажется картина И.И.Шишкина “Утро в сосновом лесу” является как бы домом для сказочных героев Пушкина. Почему такие мысли приходят в голову?



-Правильно,именно в таких непроходимых лесах и должен бродить леший, русалка на ветвях сидеть. И всё это наша любимая Родина, Россия, Русь.

-Ребята,выделите несколько микротем в данной картине и подобрать к ним изобразительные средства.

Микротема        Изобразительные        средства

Небо

Туман

Облака

Учащиеся работают с карточками, подбирают слова,лучшие определения учитель записывает на доске.


– Найдите слова с безударной гласной.
– Найдите сложные слова, выделите корень.
– Разберите по составу слова: неугомонные, заботливые, беззаботные, неповоротливые.
– Объясните лексическое значение непонятных слов
– Найдите слова с безударной гласной.
– Слова раннее, сказочный, исполинские, поваленное разобрать по составу.
– Выяснить лексическое значение непонятных слов.

Учащиеся предлагают свои варианты плана. После их обсуждения окончательный вариантучитель записывает на доске. План:

а)Наступление утра в сосновом бору.

б)Лесная глушь.

в)Мохнатая семейка.

г)Моё отношение к картине.


Задание для первого варианта:

-Составить рассказ о медвежатах(описание с элементами повествования).

Задание для второго варианта:

-Составить рассказ о сосновом лесе(описание).

(Детям со сниженным уровнем развития предлагаются карточки с опорными словами.)


Учащимся предлагается карточка,на которой записано несколько предложений.

а)Наступило утро в сосновом бору.

б)Утром медвежата выбежали на поляну.

в)Раннее солнечное утро.

г)Предо мной картина художника Шишкина.

д)На поваленную сосну вскарабкался медвежонок.

е)На картине Шишкина я вижу утро в сосновом лесу.

Учитель спрашивает,с какого предложения дети начали бы своё сочинение,а какие предложения нельзя брать в начало.

Учащиеся выбирают предложения и доказывают свой выбор.

Предлагается ребятам внимательно рассмотреть картину,перечитать слова на доске,на карточках.

-А как вы думаете,что же главное в этой картине?


А теперь приступаем к работею


Садятся.





И.И.Шишкин






«Рожь», «Корабельная роща» и другие.






















“Медвежата”, “Семья медведей”, “Старый сосновый бор”… 



 Медвежата весёлые: борются, по клетке лазят, барахтаются, кричат. Они пыхтят – мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые”


















Ранним летним утром медвежата вылезли из-под поваленного дерева. Двое играют на дереве. Третий медвежонок встал на задние лапы и смотрит куда-то вдаль. 


Косолапый, толстый, неуклюжий, наблюдательный… 


Нет. Они только с виду такие, на самом деле не так-то легко взобраться па поваленное дерево. Они ещё и любознательные, им всё интересно: и веточки, и букашки

Да, характеры и повадки зверей переданы художником и писателями, похожи. 


Это, наверное, их мать, медведица. У неё буро-коричневая шкура, она оскаливает зубы, рычит, медвежата не слушаются, она за них беспокоится.












Медвежата играют на старой сосне,её сломило бурей, ствол расщеплен,корни вывернуты. Кругом непроходимая чаща. Это сосновый бор.



















Только здесь медвежата могут играть беззаботно:их покой охраняет дремучий густой лес,сюда неступала нога человека.

Сосны,высокие,могучие,вековые,у них прямые стволы,покрытые серой корой. Ветки — раскидистые. Некоторые сосны с такой густой корой,что похожи на зелёный шатёр.



густой,непроходимый,таинственный,сказочный.

вековые,раскидистые,могучие,прямые,уставшие, золотистые.

В раннее солнечное утро.

Небо покрыто нежными розовыми облаками. Первые лучи солнца освещают вершины сосен и золотят их. Розовеет заря. Беловатый туман поднимается из оврага.

В раннее солнечное утро.

Небо покрыто нежными розовыми облаками. Первые лучи солнца освещают вершины сосен и золотят их. Розовеет заря. Беловатый туман поднимается из оврага.


Чувство бодрости и радости.













Превосходно изображены дебри лесной глуши, овраги, туман, вековые деревья, корни, вывороченные бурей, преющий бурелом.





























































Ответы детей






Показ картины



























































































На столе у учащихся карточки
























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....