программа с тематическим планированием для 2 класса по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Габдуллина Лилия Рашитовна

ФГОС УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rus.yaz_.doc774.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

(для четырёхлетней начальной школы)

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

  Программа  по русскому языку составлена  в  соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК «Школа 2100»  для  1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

I. Пояснительная записка

    Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное:  он  является  средством  общения  и  воздействия,  средством хранения и  усвоения знаний, средоточием духовной  культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания  и,  наконец,  первоэлементом  художественной  литературы как  словесного  искусства.  В  силу  этого  обстоятельства  язык  имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

  Курс  русского  языка  в  начальной  школе –  часть  единого  непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели

обучения русскому языку  в основной школе.  Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

  Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык»  в начальной  школе  состоит  в  том,  чтобы  заложить  основу  формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

  Цель  определяется  как  развитие  личности  ребёнка  средствами предмета «Русский язык», а именно

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей  целостной  научной  картины  мира;  знаково-символического и логического мышления на  базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

–  формирование  коммуникативной  компетенции  (социокультурная цель).

   В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению  к родному языку: любви и интереса  к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4)воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством  (а  значит,  и  познавать  его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование  учебно - языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того,  чтобы  правильно,  точно  и выразительно  говорить,  читать  и писать на родном языке.

Общая характеристика учебного предмета

    В  курсе  русского языка реализуются следующие сквозные  линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения

-овладение  функциональной  грамотностью  на  уровне  предмета (извлечение,  преобразование  и  использование  текстовой  информации);

-овладение  техникой  чтения,  приёмами  понимания  и  анализа текстов;

-овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

-приобретение и систематизация знаний о языке;

-овладение орфографией и пунктуацией;

-раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

-развитие чувства языка.

  Для  достижения  целей  обучения  и  решения  поставленных  задач

используется УМК «Школа 2100» по русскому языку: учебник «Русский язык» 2 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.

    Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении  с буквой, звуками гласными  и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и  безударными гласными; с  делением слова на  слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают  случаи  несоответствия  написания  и  произношения  (буквосочетания жи–ши,  чу–щу, ча–ща,  безударные гласные). Дети  учатся произносить  звуки,  слушать  звучащее  слово,  соотносить  произношение  и написание, делать слого - звуковой и звуко - буквенный анализ слов.

  В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются  части;  знакомятся  с  корнем,  однокоренными  словами,  суффиксом, приставкой, графическим обозначением  этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.

  В ходе рассредоточенной лексической работы дети  наблюдают за тем,  что  слова  называют  предметы,  их  признаки;  действия  людей, животных  и предметов; осознают, что каждое слово  что - то означает, то  есть  имеет  значение;  что  значений  у  одного  слова  может  быть несколько. Постоянно  ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

  Из  области  морфологии  первоклассники  получают  первоначальное  представление  о существительных, прилагательных, глаголах и личных  местоимениях  (без  введения  понятий);  о  предлогах;  учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

  Вводятся  также  такие  синтаксические  понятия,  как  предложение, текст. Дети учатся правильно  писать и пунктуационно оформлять  простые  предложения,  читать  и  произносить  предложения  с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное  формирование  у  них  типа  правильной  читательской деятельности.

Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст»

  В  курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением  учебной  деятельности  детей  является  овладение   письменной речью, культурой  письменного общения (естественно, наряду с  развитием  умений  чтения,  говорения  и  слушания).  Поэтому  в  ряду основных   разделов,   изучаемых   в   каждом   классе,   –   разделы «Предложение» и «Текст».

  Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение  состоит из слов,  выражает законченную мысль,  слова  в  предложении  связаны  по  смыслу;  в  предложении  от  слова  к  слову  можно задать  вопрос),  знакомятся  с  повествовательной,  вопросительной  и восклицательной  интонацией;  совершенствуют  умение   правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку,  восклицательный,  вопросительный  знак  или  многоточие); читать  и  произносить их с  правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

  Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения  в тексте связаны по смыслу, у текста  есть заглавие; по заглавию  можно определить, о  чём будет  говориться в тексте).  Дети учатся

отличать  текст  от  набора предложений,  анализировать  заглавие,  соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той

же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.

Раздел «Слово»

  Третьим  важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

  Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового  состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4)  лексического значения,  лексической  сочетаемости и словоупотребления.

  Во 2-м классе происходит закрепление необходимого минимума  знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения  грамоте:  звук  и  буква,  звуки  гласные  и  согласные;  согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги  ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения  произносить звуки,  слышать звучащее слово, соотносить звуковой  состав  слова  и  его  написание,  делать  звуко - буквенный  анализ слов (с составлением схемы слова).

  Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

  Фонетические  знания  и  умения  являются  базовыми  для  развития следующих орфографических умений:

1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;

2) правильно писать слова с изученными орфограммами;

3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

4) находить и исправлять орфографические ошибки.

  Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и  основной школой и  сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма  (написание,  которое  нельзя  безошибочно  установить  на  слух, написание  по  правилу).  Дети  знакомятся  с  «опасными  местами»  в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных  перед  гласными;  согласные  на  конце  слова;  место  после [ш],  [ж], [ч],  [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

  Изучаются следующие орфограммы:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

2)  большая буква в именах, отчествах, фамилиях  людей, кличках животных, географических названиях;

3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];

4) разделительные ь и ъ;

5)  проверяемые  и  непроверяемые  буквы  безударных  гласных  в корне слова (на материале двусложных слов);

6) проверяемые буквы согласных на конце слова;

7) пробел между предлогом и соседним словом.

  Кроме  того,  дети  знакомятся  с  правилами  переноса  слов  и  орфограммой-черточкой при переносе.

    Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом  письменной  речи  является  орфографический  навык.

  Орфографически  правильная  письменная  речь    залог  успешного общения в письменной форме.

  Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными  словами,  подбор  групп  однокоренных  слов  и  выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по  смыслу). Дети знакомятся с  определёнными  суффиксами  имён  существительных:  -ок-,  -ик-,  -тель-,  -ушк-, -юшк-,  -ёнок-,  -онок-,  -ят-,  -ищ-,  их  значениями,  учатся  видеть  эти суффиксы в словах, образовывать слова  с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.

  «Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов  и  тем  в  каждом  классе  в  качестве  дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных  слов,  имена  существительные  с  наиболее  частотными суффиксами;  однокоренные  глаголы  с  разными  приставками.  Во  2-м классе для  анализа предлагаются  существительные  мужского  рода  с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а  для изучения  приставок  и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

  Таким  образом,  на  протяжении  всех  лет  обучения  в  начальной школе у  ребёнка формируется  чувство  языка,  чувство  слова;  создаётся  база  для  формирования  орфографической  зоркости,  для  развития орфографических умений.

  Третий  аспект  рассмотрения  слова  –  лексический.  Он  связан  с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа  пронизывает  весь  курс:  регулярно  ведётся  наблюдение над  значением  слов,  в  том  числе  однокоренных;  объясняются  и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

  Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

  Морфология  –  самый  сложный  для  ребёнка  раздел,  так  как  его изучение  предполагает  сформированность  определённых  мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области  лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также  иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

  Во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы: 1)  кто?  что? 2)  какой?  какая?  какое?  какие?  3)  что  делает?  что делал?  что сделал?),  учатся  ставить  вопросы  к  словам,  от  слова  к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.

  Кроме того, выделяется  группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не  называют  их  –  без  введения  термина  «междометие»).  Так  постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.

  В курсе русского языка дети получают первоначальное представление  о  системе  языка,  т.к.  знакомятся  на  элементарном  уровне  со всеми  единицами  языка:  звуком, морфемой,  словом,  словосочетанием, предложением  и  текстом, наблюдают  соотношения  между этими языковыми единицами.

  Помимо разделов  «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве  специальных разделов для изучения,  но являются  ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

  Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и  качественное обогащение  активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения  за лексическим значением  слов,  подбора  групп  однокоренных  слов,  тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2)  Развитие  и  совершенствование  грамматического  строя  речи: наблюдение  над  связью  слов  в  предложении,  над  построением  простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными  членами;  над  правильностью  употребления  форм  слов,  их грамматической  сочетаемостью.  Самостоятельное  конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными  навыками  и  умениями  устной  и  письменной  разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4)  Развитие  орфоэпических  навыков,  а  также  умения  говорить  и читать с правильной интонацией.

  Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с

детьми по курсу  риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.

  Таким  образом,  курс  русского  языка,  имеющий  практическую направленность,  показывает  значимость  всех  единиц  языка  для успешного  общения,  сообщает  необходимые  знания  об  этих  единицах  языка,  формирует  учебно-языковые,  речевые,  коммуникативные  и  правописные  умения  и  навыки,  необходимые  для  успешного общения. Курс риторики  учит,  как  пользоваться этими знаниями  и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть  различными  речевыми  жанрами.  Сочетание  курсов  русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования  функционально  грамотной  личности,  получения  нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

   Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

  Ценность добра – осознание себя как части  мира, в котором люди соединены  бесчисленными  связями,  в  том  числе  с  помощью  языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

  Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей  жизни  общества,  как  одного  из  основополагающих элементов культуры.

  Ценность  природы  основывается  на  общечеловеческой  ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это  и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты,  гармонии, совершенства. Воспитание  любви  и бережного  отношения к природе через  тексты  художественных и научно-популярных произведений литературы.

 Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

  Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры  человечества,  проникновения  в  суть  явлений,  понимания

закономерностей, лежащих в основе социальных  явлений;  приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

  Ценность  семьи.  Понимание  важности  семьи  в  жизни  человека; осознание  своих  корней;  формирование  эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

  Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека,  развитие  организованности,  целеустремлённости,  ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

  Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности  за  настоящее  и  будущее  своего  языка;  интерес  к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

  Ценность  человечества –  осознание  себя  не  только  гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса  которого  необходимы  мир,  сотрудничество,  толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Описание места учебного предмета  в учебном плане.

  В  соответствии  с  федеральным  базисным  учебным  планом и  примерными  программами  начального  общего  образования  предмет «Русский  язык»  изучается  с  1  по  4  класс.  Общий  объём учебного  времени  во 2 классе составляет  170  часов в год (5 часов в неделю).

Результаты изучения предмета:

2 - й класс

  Личностными  результатами  изучения  предмета  «Русский  язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

обращать  внимание  на  особенности  устных   и  письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и  знаков  препинания:  точка  или  многоточие,  точка  или  восклицательный знак).

  Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

  Метапредметными  результатами  изучения  курса  «Русский  язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

–  учиться  высказывать  своё  предположение  (версию)  на  основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

  Средством  формирования регулятивных  УУД  служат  технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

  Познавательные УУД:

–  ориентироваться  в  учебнике  (на  развороте,  в  оглавлении,  в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

–  преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в  другую:  подробно пересказывать небольшие тексты.

  Средством  формирования  познавательных  УУД  служат  тексты учебников  и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

  Коммуникативные УУД:

оформлять свои  мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем  о правилах поведения и общения и следовать им;

–  учиться  работать  в  паре,  группе;  выполнять  различные  роли (лидера, исполнителя).

  Средством  формирования  коммуникативных  УУД  служит  технология  продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными  результатами  изучения   курса  «Русский  язык» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– правильно называть звуки в слове, делить слова  на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

делить слова на части для переноса;

производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильно  списывать  слова,  предложения,  текст,  проверять написанное, сравнивая с образцом;

писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать  на  слух  без  ошибок  слова,  где  произношение  и  написание совпадают;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях   людей,   кличках  животных,   географических   названиях; буквы  безударных  гласных,  проверяемых  ударением,  в  корнях двусложных  слов; проверяемые  буквы  согласных  на  конце  слов; буквосочетания  чк,  чн  в  словах;  ь  для  обозначения  мягкости согласных  на  конце  и  в  середине  слова;  слова  с непроверяемыми написаниями,  определённые  программой;  писать  предлоги  раздельно  с  другими  словами;  различать  одинаковые  по  написанию приставки  и  предлоги;  графически  объяснять выбор  написаний  в словах с изученными орфограммами;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

–  находить корень  в  группе  однокоренных слов, видеть в словах изученные  суффиксы  и  приставки,  образовывать  слова  с  помощью  этих  суффиксов  и  приставок;  видеть  и  самостоятельно  подбирать

однокоренные слова;

обращать внимание на особенности употребления слов;

ставить вопросы к словам в предложении;  видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

–  составлять  предложения  из  слов,  предложения  на  заданную тему;

–  предполагать по  заглавию, иллюстрации  и  ключевым  словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на  вопросы  ко  всему  тексту  после  его  чтения;  выбирать  подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

–  составлять  небольшой  текст  (4–5  предложений)  по  картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

  Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения:  родной  язык  необходимо  изучать,  чтобы  лучше,  успешнее им  пользоваться  при  общении  с  другими  людьми,  чтобы  понимать

других и самому быть понятым.

II.Содержание учебного предмета «Русский язык»

2-й класс

                           170 ч (5 часов в неделю)

Слово (введение).

  Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.

  Звуки, части слова, слово, предложение, текст.

Предложение.

  Признаки  предложения  (предложение  состоит  из  слов,  выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной  или восклицательной интонацией;  слова в предложении связаны по смыслу).       Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение  на   письме).  Конструирование  предложений  из  слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.

  Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами  в предложениях с  помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.

Текст.

  Понятие  о  тексте  (текст  состоит  из  предложений,  предложения  в тексте  связаны  по  смыслу;  по  заглавию  можно  определить,  о  чём будет говориться в тексте).

  Формирование  типа  правильной  читательской  деятельности  – умение  самостоятельно  осмысливать  текст  до  чтения  (с  помощью заглавия,  иллюстрации,  ключевых  слов),  во  время  чтения  (в  ходе постановки  вопросов  к  тексту,  прогнозирования  ответов  и  проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.

Слово (продолжение).

1. Слова, которые отвечают  на вопросы  кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.

  Слова, к  которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их – без введения понятия «междометие»).  Раздельное   написание   предлогов   с   другими   словами (орфограмма-пробел);  умение  видеть  и  графически  обозначать  эту орфограмму.

2.  Наблюдение  над  лексическим  значением  слова,  над  тем,  что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением   слова   (без   введения   специальной   терминологии).

  Особенности  словоупотребления,  сочетаемости  слов.  Нахождение  в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.

3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах.

  Умение подбирать однокоренные слова.

  Суффикс  (определение).  Суффиксы  ок,  ик,  ушк,  юшк,  онок,  ёнок, ат,  ят, тель, ищ, их значения. Умение видеть эти  суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).

  Приставка  (определение).  Образование  слов  с  приставками  (на материале  глаголов движения  типа  летел, полетел,  улетел,  прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.

4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.

5.  Орфография. Большая буква  в именах,  отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над  несоответствием  произношения  и  написания  слов.  Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на  конце слова,  звук  [й’] после согласных  перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.

  Орфограмма. Знакомство с орфограммами:

1) буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;

2) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;

3)  ь для  обозначения  мягкости  согласных  на  конце  и  в  середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;

4) ь и ъ разделительные;

5)  буквы  проверяемых  и  непроверяемых  безударных  гласных  в корне слова (на материале двусложных слов);

6) проверяемые буквы согласных на конце слова.

  Развитие  умений  видеть  орфограммы  в  словах,  писать  слова  с этими  орфограммами,  графически  обозначать  орфограмму  и  условия выбора.

Повторение.

  Развитие  речи осуществляется  на  каждом  уроке  русского  языка при   изучении   программного   материала  и  ведётся  в  нескольких направлениях:

1) обогащение  словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов  с помощью суффиксов  и  приставок)  и  качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);

2) развитие  грамматического  строя  речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);

3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и  небольших текстов), письменной речи  (составление и  запись  предложений,  небольших  текстов  из  5–6  предложений, свободные  диктанты,  письменные  изложения  с  предварительной подготовкой);

4) обучение правильному произношению  слов, ударению, интонированию.

  Каллиграфия.  Закрепление  навыка  начертания  букв  и  соединений,  гигиенических  навыков  письма.  Совершенствование  навыка письма в одну линейку.

III. Тематическое планирование уроков


№ урока

Дата



Тема


Кол-во ча-сов



ТСО, ИКТ, наглядность



Основные виды учебной деятельности обучающихся

По ка-лен-да-рю

Факт

I четверть

1

3.09

Знакомство с учебником «Русский язык». Слово.

1

Карточки с условными обозначениями, со словами (схема «Предложение»)

  Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н).

  Знакомиться  с  новым  учебником  (обложка

условные знаки, оглавление и т.д.).

Слово

2

5.09

Что мы знаем о слове?

1

Карточка со словарным словом, предметные картинки

  Толковать  значение  слова  (находить  в  словаре,

подбирать синонимы).

  Узнавать слово по его лексическому значению.

   Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь.

   Производить звуко-буквенный разбор слова.

  Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение;

 состав слова и однокоренные

слова;  звуковой  и  буквенный  состав;  грамматические  признаки  –  на  какой  вопрос  отвечает)  и

составлять предложение с данным словом. (П)

Находить «опасные места» в словах.

  Списывать без ошибок текст.

3

6.09

Что мы знаем о слове?

1

Таблица «Однокоренные слова. Форма слова», «Состав слова», карточка со словарным словом, предметные картинки, схема «Предложение»  

4

7.09

Как устроен наш язык?

1

Схема «Текст», «Звуки», предметные картинки

5

8.09

«Опасные места» в словах русского языка.

1

Таблица «Правила корня»,

6

10.09

Обобщение по разделу «Слово». Проверочное списывание.

1

Таблица «Правила корня», ребусы, тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.1, I и II варианты)

Предложение

7

12.09

Признаки предложения.

1

Таблица «Виды предложений», карточки со словарными словами, рис.Незнайки

  Называть признаки предложения.

  Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение.

  Составлять схемы предложений и предложения по схемам.

  Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.

  Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.

  Читать предложения с разной интонацией.

8

13.09

Составление предложений по схемам.

1

Схемы предложений

9

14.09

Признаки предложения.

1

Карточки со знаками (.  ! ? …), таблица «Виды предложений»

10

15.09

Оформление предложений на письме.

1

11

17.09

Списывание предложений и соотношение их со схемами.

1

Карточки со словарными словами, предметные картинки

12

19.09

Конструирование предложений.

1

Карточки со знаками (.  ! ? …), словами, таблица «Виды предложений»

 «Перенос слов», схема «Предложение»  

13

20.09

Знаки препинания в конце предложения.

1

14

21.09

Знаки препинания в конце предложения.

1

15

22.09

Обобщение. Что мы знаем о предложении?

1

16

24.09

Проверочная работа по теме «Предложение».

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.2 - 3, I и II варианты)

  Устанавливать границы предложений в тексте, составлять предложения, оформлять предложения на письме, списывать с печатного текста

17

26.09

Работа над ошибками. Предложение.

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.2 - 3, I и II варианты)

Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

Текст

18

27.09

Признаки текста.

1

Схема «Текст», таблица «Правила корня», «Состав слова»; карточка со словарными словами, предложениями

  Называть признаки текста.

  Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

  Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.

  Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.

  Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев (П).

  Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.

19

28.09

Роль заглавия в тексте.

1

Карточки со словарными словами, предметные картинки

20

29.09

Связь заглавия с главной мыслью текста.

1

Предметные картинки

21

1.10

Основные признаки текста.

1

схема «Текст»

22

3.10

Озаглавливание текстов.

1

Карточки со словарными словами, предметные картинки

23

4.10

Озаглавливание текстов.

1

24

5.10

Конструирование текстов.

1

Предметные картинки

25

6.10

Конструирование текстов.

1

Карточки со словарными словами, ребусы

26

8.10

Конструирование текстов, предложений.

1

Рис.Буратино, карточки со словарными словами, таблица - схема «Предложение. Текст»

27

10.10

Обобщение. Признаки текста, его отличие от набора предложений.

1

Таблица «Правила корня», таблица - схема «Предложение. Текст»

28

12.10

Проверочная работа по теме «Текст».

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.4 - 5, I и II варианты)

  Озаглавливать текст;  выбирать подходящее заглавие из данных.

  Конструировать тексты из рассыпанных абзацев, предложений.

  Списывать с печатного образца.

29

13.10

Работа над ошибками. Текст.

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.4 - 5, I и II варианты)

Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

30

15.10

Слова, отвечающие на вопрос кто? что?

1

Предметные картинки, таблица «Имя существительное»

  Вести диалог с автором при чтении текста (П).

  Ставить к словам вопросы кто? или что?

  Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.

  Классифицировать слова по вопросу.

  Объединять слова в тематические группы (П).

  Конструировать словосочетания и предложения.

  Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.

31

17.10

Одушевлённые и неодушевлённые предметы.

1

Предметные картинки, таблица «Имя существительное», «Части речи», карточки со словарными словами

32

18.10

Объединение слов в тематические группы.

1

Плакат с группами слов

33

19.10

Конструирование сочетаний слов и предложений.

1

Рис.Незнайки, предметные картинки (овощи),

34

20.10

Слова, отвечающие на вопрос кто? что?

1

Схема «Слова - названия», предметные картинки

35

22.10

Слова, отвечающие на вопрос кто? что?

1

Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

36

24.10

Наблюдение над словами – признаками.

1

Таблица «Части речи», «Имя прилагательное», предметные картинки

Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов.

  Ставить к словам вопросы какой? какая? какое? какие?

  Ставить вопрос от слова к слову (кто?..какой?)

  Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

  Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

  Группировать слова по вопросам.

  Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

37

25.10

Как связаны между собой слова – предметы и слова – признаки.

1

Таблица «Части речи»

38

27.10

Подбор к словам – предметам  слов – признаков.

1

Таблица «Части речи», карточка со словарным словом, предметные картинки

39

29.10

Связь слов – предметов и слов – признаков.

1

Таблица «Части речи»

40

31.10

Связь слов – предметов и слов – признаков.

1

Таблица «Части речи»

II четверть

41

7.11

Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?

1

Карточки со словарными словами, предметные картинки, таблица «Части речи»

42

8.11

Упражнения в подборе слов – признаков.

1



Таблица «Части речи», карточки со словами

43

9.11

Упражнения в подборе слов – признаков.

1

44

10.11

Обобщение. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

1

45

12.11

Проверочная работа «Слова, отвечающие  на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?»

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.6 - 7, I и II варианты)

 Подбирать слова, находить в предложении слова отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?

Задавать вопросы к словам. Показывать графически связь между словами.

46

14.11

Работа над ошибками. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.6 - 7, I и II варианты)

Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал?

47

15.11

Слова, обозначающие действие предмета.

1

Таблица «Части речи», «Глагол», предметные картинки

Наблюдать за словами, обозначающими действия предметов.

  Ставить к словам вопросы что делает? что делал? что сделал?

  Ставить вопрос от слова к слову (кто?..что делает?)

  Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

  Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

  Группировать слова по вопросам.

  Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

48

16.11

Слова, обозначающие действие предмета.

1

Карточки со словарными словами, предметные картинки, таблица «Части речи»

49

17.11

Нахождение пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает?

1

Карточки со словарными словами, таблица «Части речи», «Члены предложения»

50

19.11

Грамматическая основа предложения.

1

Карточки со словарными словами, таблица «Части речи», «Члены предложения»

51

21.11

Грамматическая основа предложения.

1

Таблица «Части речи», «Члены предложения»

52

22.11

Грамматическая основа предложения.

1

Таблица «Части речи», «Члены предложения»

Связь слов в предложении

53

23.11

Связь слов в предложении.

1

Карточки со словами

Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов.

  Ставить к словам вопросы какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал?

  Ставить вопрос от слова к слову (кто?..какой? кто?..что делает?))

  Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

  Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

  Группировать слова по вопросам.

  Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

54

24.11

Связь слов в предложении.

1

Плакат с группами слов

55

26.11

Установление действующего лица или предмета в предложении.

1

Таблица «Члены предложения»

56

28.11

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

1

Таблица «Члены предложения»

57

29.11

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

1

Таблица «Члены предложения»



58

30.11

Проверочная работа «Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделал?».

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.8 - 9, I и II варианты)

Составлять и записывать предложения по схемам.

 Ставить вопросы от слова к слову в предложении.

Подбирать и записывать глаголы к существительному.

59

1.12

Работа над ошибками. Связь слов в предложении.

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.8 - 9, I и II варианты)

Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

Слова, к которым нельзя задавать вопрос

60

3.12

Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.

1

Таблица «Междометия»

  Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи.

  Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их.

  Находить в предложении предлоги.

  Характеризовать роль предлогов в речи.

  Писать предлоги раздельно.

61

5.12

Сравнение слов – предметов, слов – признаков и действий.

1

Таблица «Междометия»

62

6.12

Правописание  предлогов.

1

Таблица «Правописание предлогов», карточка со словарным словом

63

7.12

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

Таблица «Правописание предлогов»

64

8.12

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

Таблица «Правописание предлогов», карточки со словарными словами

65

10.12

Роль предлогов в предложении.

1

Таблица «Правописание предлогов»

66

12.12

Проверочная работа «Слова, к которым нельзя задать вопрос».

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.10 - 11, I и II варианты)

Отличать предлоги от других слов.

Писать предлоги раздельно.

Употреблять слова в тексте с нужными предлогами.

67

13.12

Работа над ошибками. Слова, к которым нельзя задать вопрос

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.10 - 11, I и II варианты)

Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

Части слова. Корень

68

14.12

Однокоренные слова. Определение корня слова.

1

Таблица «Состав слова», «Однокоренные слова. Форма слова»; изображение дерева, карточки со словами

  Наблюдать над однокоренными словами.

  Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

  Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

  Отличать  однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

69

15.12

Определение корня слов.

1

Таблица «Состав слова», «Однокоренные слова. Форма слова»; карточки с заданиями (разного уровня сложности)

70

17.12

Распознавание однокоренных слов.

1

Карточки с заданиями «Распознавание однокоренных слов»

Суффикс

71

19.12

Роль суффикса в слове. Определение суффикса.

1

Таблица «Суффиксы», «Состав слова»; изображение дерева, карточки со словами

  Выделять суффикс и приставку в доступных словах.

  Характеризовать роль суффикса и приставки в словах.

  Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.

  Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок.

  Группировать слова по заданному признаку.

  Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово.

  Различать одинаково пишущиеся приставки и предлоги (на, по, за, под и т.д.). (П).

  Списывать без ошибок текст.

72

20.12

Суффиксы.

1

Таблица «Суффиксы», «Состав слова»  

73

21.12

Суффиксы.

1

74

22.12

Разбор слова по составу. Проверочное списывание.

1

Таблица «Суффиксы», «Состав слова»; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.12 - 13, I и II варианты)

Приставка

75

24.11

Роль приставки в слове. Определение приставки.

1

Таблица «Состав слова», плакат с приставками, изображение дерева, карточки со словами

76

26.12

Образование слов с помощью приставок.

1

Рис.Буратино, таблица «Состав слова»

77

27.12

Значение приставок. Слитное написание приставок.

1

Таблица «Состав слова»

78

28.12

Приставки и предлоги.

1

Таблица «Состав слова», «Правописание предлогов»

III четверть

79

1401

Разграничение приставок и предлогов.

1

Таблица «Состав слова», «Правописание предлогов»

80

16.01

Проверочная работа «Части слова».

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.14 - 15, I и II варианты)

Подбирать однокоренные слова.

Разбирать слова по составу.

Писать предлоги раздельно.

81

17.01

Работа над ошибками. Части слова.

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.14 - 15, I и II варианты)

Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

Алфавит. Написание большой буквы в словах

82

18.01

Буквы русского алфавита.

1

Алфавит, образцы букв

  Называть правильно буквы в алфавитном порядке.

  Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.

  Расставлять заданные слова в алфавитном порядке.

  Писать заглавную (большую) букву в имёнах собственных, географических названиях.

  Различать и объяснять написания типа пушок и Пушок.

  Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена).

83

19.01

Большая буква в фамилиях, именах и отчествах людей.

1

Алфавит

84

21.01

Большая буква в фамилиях, именах и отчествах людей.

1

Алфавит, рис. человечков

85

23.01

Большая буква в фамилиях, именах и отчествах людей.

1

Алфавит

86

24.01

Большая буква в именах сказочных героев.

1

Карточки со словами, рис.сказочных героев

87

25.01

Большая буква в географических названиях.

1

Физическая карта России и карта РБ, фотографии с изображением городов золотого кольца России и достопримечательности этих городов

88

26.01

Большая буква в географических названиях.

1

89

28.01

Почему одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы.

1

Набор букв, предметные картинки

90

30.01

Правописание имён собственных.

1

Карточки со словами

91

31.01

Правописание имён собственных.

1

92

1.02

Развитие речи. Сочинение по рисунку.

1

  Писать сочинение по картинке, проверочный диктант.

93

2.02

Проверочный диктант «Петя и щенок».

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.16 - 17, I и II варианты)

94

4.02

Работа над ошибками. Правописание имён собственных.

1

  Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу - щу

95

6.02

Правописание буквосочетаний жи – ши.

1

Таблица «Сочетания жи – ши»

  Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.

  Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах.

  Подчёркивать орфограмму одной чертой.

  Обозначать графически выбор написания.

  Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку (П).

  Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [ж], [ш], [ч,], [щ,].

    Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным)

  Группировать слова с изученными орфограммами.

  Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

  Писать графический диктант (П).

96

7.02

Что такое орфограмма. Орфографическое правило.

1

Таблица «Сочетания жи – ши»

97

8.02

Правописание буквосочетаний жи – ши.

1

Таблица «Сочетания жи – ши», карточка со словарным словом, рис.машины

98

9.02

Правописание буквосочетаний жи – ши.

1

Таблица «Сочетания жи – ши»

99

11.02

Правописание буквосочетаний ча – ща.

1

Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща»

100

13.02

Правописание буквосочетаний ча – ща

1

Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща», «Перенос слов»

101

14.02

Правописание буквосочетаний ча – ща

1

Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща», «Перенос слов»

102

15.02

Правописание буквосочетаний чу – щу.

1

Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу», рис.щуки

103

16.02

Правописание буквосочетаний чу – щу.

1

Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу», карточки со слогами

104

18.02

Правописание буквосочетаний чу – щу.

1

Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу»

105

20.02

Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.

1

Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу»,

106

21.02

Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу - щу

1

Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу», рис.животных

107

22.02

Проверочный диктант «В зоопарке».

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.18 - 19, I и II варианты)

Писать проверочный диктант.

108

25.02

Работа над ошибками. Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу - щу

1

Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

Правописание букв Ь и Ъ

109

27.02

Обозначение мягкости согласных звуков  на письме.

1

Таблица «Правописание Ь и Ъ», схема «Звуки», предметные картинки

  Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.

  Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах.

  Подчёркивать орфограмму одной чертой.

  Обозначать графически выбор написания.

  Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку (П).

    Соотносить количество букв и звуков в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

  Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным)

  Группировать слова с изученными орфограммами.

  Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

  Писать графический диктант (П).

  Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й,].

110

28.02

Буква Ь на конце и в середине слова. Перенос слов с Ь в середине.

1

Таблица «Правописание Ь и Ъ», «Перенос слов»

111

1.03

Обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова.

1

Таблица «Правописание Ь и Ъ», карточка со словарным словом

112

2.03

Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква ь.

1

Таблица «Правописание Ь и Ъ»

113

4.03

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, щн.

1

Таблица «Сочетания чк, чн, щн», предметные картинки (словарный диктант)

114

6.03

Упражнения в написании слов с ь, с буквосочетаниями чк, чн, щн.

1

Таблица «Правописание Ь и Ъ», «Сочетания чк, чн, щн»

115

7.03

Звук [й,] и его обозначение на письме.

1

116

9.03

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

1

Таблица «Правописание Ь и Ъ»

117

11.03

Правописание слов с разделительным  Ь.

1

Таблица «Правописание Ь и Ъ»

118

13.03

Правописание слов с разделительным  Ь и Ь для обозначения мягкости согласных.

1

Таблица «Правописание Ь и Ъ»

119

14.03

Упражнения в написании слов с ь.

1

Таблица «Правописание Ь и Ъ»

120

15.03

Слова с разделительным твёрдым ъ.

1

Таблица «Правописание Ь и Ъ», предметные картинки

121

16.03

Слова с разделительным твёрдым ъ.

1

Таблица «Правописание Ь и Ъ»

122

18.03

Проверочный диктант «Лось».

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.20 - 21, I и II варианты)

Писать проверочный диктант.

123

20.03

Работа над ошибками. Правописание букв Ь и Ъ.

1

Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

Безударные гласные в корне

124

21.03

Деление слов на слоги.

1

Таблица «Безударные гласные в корне», «Правила корня», схемы слов

  Соотносить количество букв и звуков в словах.

  Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.

  Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах.

  Подчёркивать орфограмму одной чертой.

  Обозначать графически выбор написания.

  Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку (П).

  Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.

  Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне.

  Подбирать проверочные слова, контролировать правильность.  Группировать слова с изученными орфограммами.

  Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

  Писать графический диктант (П).

Писать свободный диктант после предварительной подготовки, проверочный диктант.

Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

125

22.03

Безударные гласные в корне.

1

IV четверть

126

1.04

Ударные и безударные слоги.

1

Таблица «Безударные гласные в корне», «Правила корня», предметные картинки

127

3.04

Проверочные слова в группе однокоренных слов.

1

128

4.04

Подбор однокоренных проверочных слов.

1

Таблица «Безударные гласные в корне», «Правила корня»

129

5.04

Свободный диктант «Весна».

1

Репродукции картин на тему «Весна»

130

6.04

Работа над ошибками. Безударные гласные в корне  слова.

1

Таблица «Безударные гласные в корне», «Правила корня»

131

8.04

Проверочная работа «Безударные гласные в корне».

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.22 - 23, I и II варианты)

132

10.04

Безударные гласные в корне  слова.

1

Таблица «Безударные гласные в корне», «Правила корня»

133

11.04

Проверочный диктант «Весна».

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.24- 25, I и II варианты)

134

12.04

Работа над ошибками. Безударные гласные в корне.

1

135

13.04

Обобщение по разделу «Безударные гласные в корне».

1

Таблица «Безударные гласные в корне», «Правила корня», карточки с заданиями, предметные картинки

Правописание проверяемых согласных на конце слова

136

15.04

Оглушение звонких согласных на конце слова.

1

Таблица «Правила корня», «Правописание парных согласных»

  Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах.

  Обозначать графически выбор написания.

  Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку (П).

    Наблюдать за написанием и произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова.

  Подбирать проверочные слова, контролировать правильность.

  Группировать слова с изученными орфограммами.

137

17.04

Звонкие и глухие согласные на конце слова.

1


Таблица «Правила корня», «Правописание парных согласных»

138

18.04

Звонкие и глухие согласные на конце слова.

1

139

19.04

Подбор проверочных слов.

1

140

20.04

Проверяемые парные согласные на конце слов.

1

Таблица «Правила корня», «Правописание парных согласных», карточка со словарным словом, рис.берёзы, карточки со схемами слов

141

22.04

Свободный диктант «Зима».

1

Репродукции картин на тему «Зимний лес»

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

142

24.04

Работа над ошибками. Слова с парной согласной на конце слова.

1

Таблица «Правила корня», «Правописание парных согласных»

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным)

  Группировать слова с изученными орфограммами.

  Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

143

25.04

Слова с парной согласной на конце слова.

1

Таблица «Правила корня», «Правописание парных согласных»

144

26.04

Изложение на основе зрительного восприятия «Прогулка по зимнему парку».

1

Репродукции картин на тему «Зимний лес, парк»

  Писать подробное обучающее изложение текста – повествования после предварительной подготовки.

145

27.04

Работа над ошибками. Правописание проверяемых согласных на конце слова.

1

Таблица «Правила корня», «Правописание парных согласных»

Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

146

29.04

Проверочный диктант «Зяблик».

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.26 - 27, I и II варианты)

Писать проверочный диктант.

147

2.05

Работа над ошибками. Правописание проверяемых согласных на конце слова.

1

Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

Повторение

148

3.05

Повторение. Текст.

1

  Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта (П).

149

4.05

Повторение. Текст.

1

150

6.05

Повторение. Предложение.

1


Реподукция картин «Школа», рис.школьных принадлежностей

151

8.05

Повторение. Предложение.

1

152

10.05

Свободный диктант «Прощаемся до осени».

1

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

153

11.05

Состав слова. Однокоренные слова.

1

Таблица «Состав слова», «Однокоренные слова. Форма слова», рис.дерева, карточки со словами, схемы-модели

Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта (П).

154

13.05

Состав слова. Однокоренные слова.

1

155

14.05

Обучающее изложение на основе зрительного восприятия «Жаркий день».

1

  Писать подробное обучающее изложение текста – повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки.

156

15.05

Работа над ошибками. Правописание слов с изученными орфограммами.

1


Карточки с орфограммами

Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта (П).

157

1605

Правописание слов с изученными орфограммами.

1

158

17.05

Контрольное списывание.

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.31, I и II варианты)

  Списывать текст без ошибок.

159

18.05

Работа над ошибками. Правописание слов с изученными орфограммами.

1

  Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

160

20.05

Правописание слов с изученными орфограммами.

1

Карточки с орфограммами

Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта (П).

161

21.05

Итоговая контрольная работа.

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.28 - 30, I и II варианты)

162

22.05

Работа над ошибками. Правописание слов с изученными орфограммами.

1

  Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

163

23.05

Правописание слов с изученными орфограммами.

1

Карточки с орфограммами

Систематизировать изученный материал

164

24.05

Контрольный диктант «Скоро лето».

1

Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс» (с.32, I и II варианты)

Писать контрольный  диктант.

165

25.05

Работа над ошибками. Правописание слов с  изученными орфограммами.

1

  Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

166

27.05

Правописание слов с изученными орфограммами.

1


Карточки с орфограммами

 

  Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта (П).

167

28.05

Правописание слов с изученными орфограммами.

1

168

29.05

Правописание слов с изученными орфограммами.


Карточки с орфограммами

169

30.05

Правописание слов с изученными орфограммами.

1

170

31.05

Слово. Предложение. Текст.

1

Карточки с цифрами

IV.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»

  Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе   используется   УМК «Школа 2100»  по   русскому   языку  издательства «Баласс».

Обучение  русскому  языку  обеспечивается учебниками  и  пособиями:

комплектом наглядных пособий;

 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» учебник для 2-го класса.-Изд.3-е, -М.: Баласс; Школьный дом, 2012.-176с.:ил.(образовательная система «Школа 2100»)

Е.В.  Бунеева,   М.А.   Яковлева  «Рабочая  тетрадь  к   учебнику «Русский язык ». - М.: Баласс, 2012.

Р.Н.   Бунеев,  Е.В.   Бунеева,  Л.А.   Фролова  «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс;

Л.Ю.   Комиссарова  «Дидактический  материал»  к  учебнику «Русский язык» для 2-го класса;

Е.В.  Бунеева «Проверочные  и  контрольные работы по  русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2-го класса. - М.: Баласс, 2012.

 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова  с непроверяемыми  написаниями».  Пособие  в  виде  карточек  к  учебникам  «Русский язык» для 1–4-го классов;

М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 2-го класса;

Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2011.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Русский язык».

   К  техническим  средствам  обучения,  которые  могут  эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:

DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

компьютеры.

  Приведём примеры работ при использовании компьютера:

– орфографический и пунктуационный тренинг;

– редактирование (взаиморедактирование);

– создание текста, его коллективное обсуждение;

–создание  мультимедийных  презентаций  (текстов  с  рисунками, фотографиями  и  т.д.),  в  том  числе  для  представления  результатов проектной деятельности.

  Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование по учебному предмету "Русский язык" 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа и тематическое планирование по учебному предмету "Русский язык" 1 класс УМК "Школа России"...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс по русскому языку

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс по русскому языку...

Календарно тематическое планирование 2 класс по русскому языку Школа России

Тематическое планировнаие по русскому языку по программе УМК Школа России, 5 часов в неделю, 2 класс...

Календарно тематическое планирование 2 класс по русскому языку Школа России

Тематическое планировнаие по русскому языку по программе УМК Школа России, 5 часов в неделю, 2 класс...

Календарно-тематическое планирование 4 класс по русскому языку УМК "ПНШ"

Календарно-тематическое планирование 4 класс по русскому языку УМК "ПНШ"...

Календарно -тематическое планирование 2 класс, по русскому языку. Программа "Перспектива".

Календарно -тематическое планирование 2 класс, по русскому языку. Программа "Перспектива"....


 

Комментарии

Габдуллина Лилия Рашитовна

ФГОС УМК "Школа 2100" для 2 класса