Система работы над безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением
учебно-методический материал по русскому языку по теме

 

                Усвоение грамматических знаний и формирование орфографических навыков своим конечным результатом имеют развитие у детей умения правильно, точно, содержательно высказывать свои мысли в     устной форме и орфографически верно передавать их на письме.

Умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Поэтому, наиглавнейшая задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Важнейшим орфографическим умением, обеспечивающим осмысленное отношение к правописанию, является умение «видеть» и «слышать» орфограмму при письме и знать, как найти способ её проверки.

данный материал направден на:

·        формирование умений выполнять последовательные умственные операции при решении орфографических задач;

·        развитие мотивации орфографических умений и навыков через активизацию познавательных интересов младших школьников;

·        создание условий для выработки орфографического навыка в системе упражнений, предлагаемых с учётом уровня знаний и  умений учащихся и предполагаемое последовательное усложнение познавательных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Астунина Любовь Васильевна, учитель начальных классов

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34

г.Волгоград

Данный опыт может быть использован в массовой практике учителями начальных классов, учителями – предметниками. Материал способствует развитию навыка грамотного письма  младших школьников.

Используя положительную мотивацию при изучении русской орфографии, следует нацеливать учащихся, что грамотность и речевая культура являются одним из главных критериев социальной полноценности личности.  

Система работы над безударной гласной в корне слова,

проверяемой ударением

Актуальность опыта

Программа по русскому языку нацеливает учебный процесс на формирование ведущих опорных умений, которые облегчают обучение и создают прочную основу для успешного освоения учащимися изучаемого материала.

        Важнейшим орфографическим умением, обеспечивающим осмысленное отношение к правописанию, является умение «видеть» и «слышать» орфограмму при письме и знать, как найти способ её проверки.

Знакомясь с результатами проверочных работ, общаясь с педагогами нашей и других школ, мы пришли к выводу, что в настоящее время педагогическая практика испытывает определённые затруднения:

  1. учащиеся начальных классов в написании безударных гласных в корне, проверяемых ударением, допускают ошибки из-за неумения находить объект правила – выделить безударную гласную или выделить корень;
  2. дети затрудняются определить способ решения орфографической задачи;
  3. у младших школьников недостаточный уровень сформированности фонетических и графических знаний и умений, препятствующих осознанию ими области применения правописания безударных гласных в корне;
  4. недостаточно сформированы интерес к учению, потребность в знаниях.

Цель опыта:

развитие орфографической зоркости в формировании навыка грамотного письма младших школьников

Задачи, решаемые в опыте:

  1. формирование умений выполнять последовательные умственные операции при решении орфографических задач;
  2. развитие мотивации орфографических умений и навыков через активизацию познавательных интересов младших школьников;
  3. создание условий для выработки орфографического навыка в системе упражнений, предлагаемых с учётом уровня знаний и  умений учащихся и предполагаемое последовательное усложнение познавательных задач.

Педагогические средства:

  1. упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения, различение ударной и безударной гласной;
  2. звуко-буквенные упражнения;
  3. алгоритм решения орфографической задачи;
  4. грамматико-орфографические упражнения;
  5. упражнения по формированию контрольно-оценочной деятельности;
  6. игры и занимательные упражнения.

Технология опыта

Усвоение грамматических знаний и формирование орфографических навыков своим конечным результатом имеют развитие у детей умения правильно, точно, содержательно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.

Умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Поэтому, наиглавнейшая задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Правильный орфографический образ слова запечатлевается в сознании детей благодаря работе самых разных видов памяти: зрительной, двигательной (в особенности, речедвигательной), слуховой. Чем больше видов памяти работает при создании образа слова и чем активнее они работают, тем лучше результат. Но основную нагрузку в процессе усвоения грамотного письма играет смысловая память – изучение грамматической теории, её основных понятий, сознательное применение правил в процессе письма.

В основе правила правописания безударной гласной в корне слова лежит фонематический принцип русской орфографии, где одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции. Поэтому, учителю важно показать, что при написании нельзя доверять произношению. С наличием «опасности» на месте безударного гласного звука знакомить детей следует, когда хорошо будут отработаны умения ставить ударение и проводить звуковой анализ слов – последовательно вычленять в слове звуки и произносить каждый из них изолированно в соответствии с тем, как этот звук произносится в целом слове.

Звуковой анализ, знание правил орфографии и самоконтроль – условия, которые необходимы для выработки грамотного письма.

Упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения, различение ударной и безударной гласной

Ударение является крепким фундаментом знаний в правильном написании слов с безударной гласной в корне, в умении находить эту орфограмму в слове, в выработке потребности в самоконтроле написания таких слов. Уже с первого класса в период обучения грамоте начинается работа над формированием умения выделять в слове ударный слог. Эти умения формируются медленно и требуют систематических упражнений

(см. Приложение № 1).

Звуко-буквенные упражнения

        Звуко-буквенные упражнения – это комплекс упражнений, направленный на умение практически разобраться в звуковом составе слова, несоответствии звуков и букв.

Цели звуко-буквенных упражнений:

  1. развивать умение находить расхождения между правописанием и произношением;
  2. формировать навык орфографической зоркости при письме;
  3. определять, написание каких букв надо проверить и в какой части слова они находятся.

Звуко-буквенные упражнения включают в себя:

Звуко-буквенный анализ. Технология его проведения предполагает следующие операции:

  1. деление слова на слоги
  2. постановку ударения, вычленение ударного слога
  3. определение количества звуков в каждом слоге
  4. характеристику каждой буквы и каждого звука
  5. запись транскрипции слова (см. Приложение №2).

Лексическое значение слова выясняется с целью правильного подбора проверочных однокоренных слов. Учитель создаёт проблемную ситуацию, в ходе которой деятельность учащихся приобретает поисковый характер.

Например, учащимся нужно записать словосочетания: хитрая л_са, непроходимые л_са. Чтобы правильно написать эти слова, учащимся нужно подобрать проверочные слова. (Фрагмент урока:

- Эти слова проверяются одним проверочным словом или разными? (у этих проверяемых слов будут разные проверочные слова: лиса – от слова лис, безударный гласный и; леса – от слова лес, безударный гласный е).

- На что следует обязательно обращать внимание при подборе проверочных слов? (на значение слова).

Учащиеся приходят к выводу, что слова могут произноситься одинаково, но значение и написание иметь разное.)

Проговаривание – это произношение слова по слогам в соответствии с его написанием. Главная роль проговаривания заключается в том, что при первоначальном обучении грамоте оно усиливает слуховое восприятие и уточняет в сознании пишущего состав и порядок звуков и букв слова. В обучении письму слов по правилам проговаривание в определённой системе упражнений активизирует как запоминание, так и припоминание написания слов. Ученик диктует по слогам, орфографически чётко проговаривая каждое слово, так как артикуляция является составной частью в процессе письма. При этом, проговаривание приносит ученику пользу только в том случае, если он сам проговаривает слово, а не слушает другого ученика или учителя.         Однако, именно в процессе такого письма у детей вырабатывается единый темп, воспитываются трудолюбие, чувство коллективизма. Такое письмо исключает пропуски букв. А организация и проведение орфографических минуток, где закрепляется не только проговаривание, но и умение находить орфограммы, для детей  является не утомительной работой, а увлекательной игрой (см. Приложение № 3).

Комментирование – это вид упражнения, которое включает в себя   объясняющее рассуждение в процессе записи слов и предложений.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.

Например: слово «КОЛОСОК». Ударение падает на третий слог, на гласный «о», в корне две безударных гласных: первая – безударная гласная «о», проверочное слово «КОЛОС», вторая – безударная гласная «о», проверочное слово «КОЛОСЬЯ». Пишу «КО-ЛО-СОК».

Комментирование как бы «проясняет» написание слова в соответствии с его орфографией и ставит перед учеником орфографическую задачу:

  1. найти в слове орфограмму;
  2. объяснить написание;
  3. проговорить и написать слово.

Для того, чтобы решить эту орфографическую задачу, необходимо определить «шаги», ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм решения орфографической задачи.

Алгоритм решения орфографической задачи

Алгоритм – это последовательное выполнение умственных операций, необходимых для решения орфографической задачи. Алгоритм помогает учащимся правильно и последовательно производить действия, необходимые для написания безударной гласной в корне слова. Для этого ученик должен уметь делать следующие умственные операции:

  1. услышать безударный гласный звук (или увидеть безударную гласную букву) и определить, в какой части слова этот безударный гласный находится;
  2. если безударный гласный находится в корне, решить, какой это безударный: проверяемый или непроверяемый;
  3. выбрать способ решения этой орфографической задачи:
  4. если безударный гласный непроверяемый, вспомнить, как это слово пишется или воспользоваться словарём;
  5. если безударный гласный является проверяемым, определить последовательность проверки:
  6. изменить слово (ед. ч. – мн. ч., мн. ч. – ед. ч., уменьшительно-ласкательные суффиксы, образование новых частей речи)
  7. подобрать однокоренные слова
  8. выбрать проверочное слово (или несколько проверочных слов), выделить в них ударный гласный;
  9. записать слово в соответствии с решением орфографической    задачи.

Постепенно, в процессе формирования и закрепления орфографических умений, алгоритм становится более кратким:

  1. постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);
  2. решение орфографической задачи (запись орфограммы в соответствии с правилом).

Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила о безударных гласных в корне ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию можно: ведь чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. И именно быстрота выполнения этих умственных операций является одним из условий успешного овладения решения задач, так как медленное выполнение орфографической задачи не только замедляет темп письма, но и мешает осмыслению текста, выражению мысли.

Развитию самостоятельной деятельности учащихся, самоконтроля служит карточка – консультант, способствующая формированию орфографических умений младших школьников (см. Приложение № 4).

Грамматико – орфографические упражнения

Грамматико – орфографические упражнения способствуют развитию умения распознавать «опасное» место в слове и, используя алгоритм, находить решение этой орфографической задачи.

Грамматико – орфографические упражнения включают в себя:

  1. упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочное слово;
  2. упражнения, направленные на формирование умения установления родственности слов;
  3. упражнения, направленные на формирование умения выделять безударную гласную в корне слова;
  4. диктанты.

В упражнения первой, второй и третьей группы включаются рифмованные строчки изучаемой орфограммы. Они способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников и вызывают интерес к выполнению упражнений (см. Приложение № 5).

Упражнения по формированию контрольно-оценочной деятельности

Большое внимание уделяется систематической работе над ошибками, поскольку это также развивает у детей орфографическую зоркость, воспитывает ответственное отношение к письму, приучает их внимательно относиться к слову, сознательно воспринимать его, оформлять свои мысли грамотно.

Цель работы над ошибками – объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, предупредить их дальнейшее ощибочное написание. Работа над ошибками активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует у них умение сознательно применять изученные правила, даёт установку на самостоятельную работу. Приёмы работы над ошибками самые разнообразные: самостоятельное исправление ошибок, подбор проверочных слов, взаимопроверка слов в работах учащихся, подбор слов с данной орфограммой, выписывание слов и словосочетаний с необходимыми орфограммами, составление с ними предложений. (см. Приложение № 6). 

Игры и занимательные упражнения

Чтобы развить интерес к родному языку, сделать его занимательным и любимым предметом для ребёнка, без игровых занятий не обойтись. Игра – это органическая форма деятельности младшего школьника. Она активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. И, особенно, коллективная игра.

Игровые занятия включают в себя не только дидактические игры, но и занимательные диктанты, загадки, конкурсы, эстафеты, викторины. Всё это способствует развитию интереса и познавательной активности детей, их творческой самостоятельности. Игры и занимательные упражнения помогают детям узнавать «опасные» места в написании слова, сознательно усваивать изучаемые орфограммы (см. Приложение № 7).

Важнейшим условием выработки у учащихся прочных навыков грамотного письма является непрерывное повторение пройденного. Поэтому, не взирая на то, какая тема изучается на уроке, работа с безударными гласными должна всегда иметь место.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости даёт положительные результаты: дети успешно справляются с поставленной орфографической задачей, находят пути её решения. Такая организация работы способствует саморегуляции деятельности детей, анализу и самоконтролю.

Результативность опыта

В данном опыте решены следующие задачи:

  1. развиты умения выполнять последовательные умственные операции при решении орфографических задач;
  2. учтены возможности и способности переживать ситуации успеха, увлекаться процессом деятельности при организации работы над безударной гласной в корне;
  3. обеспечены условия проявления самостоятельности в работе;
  4. подобраны практические задания, позволяющие повысить уровень грамотности учащихся путём развития интереса к учебному предмету, овладения творческим письмом.

И хотя, на сегодняшний день, навык грамотного письма не является достижением абсолютно каждого ученика, большинство младших школьников приобрели опыт практического изменения и преобразования слов и овладели способами решения  орфографических задач, в процессе постоянной познавательной и исследовательской деятельности усвоили нормы правописания безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, обогатился их активный словарь, укрепились навыки самоконтроля. Что же касается формулировки правила, то не следует излишне напрягать память учеников (особенно, слабоуспевающих) требованием его запомнить, при систематическом использовании подобных упражнений это произойдёт само собой. Ведь изучение и знание правил – не самоцель, а лишь одно из важнейших средств формирования орфографической зоркости, которое позволяет создать правильный зрительный образ слова.

Научно – практические основы опыта

В данном опыте использованы идеи Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, А.А.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, в основу которых положены направления развивающего и личностно – ориентированного обучения.

Приведённый в работе материал показывает, что при систематическом использовании разнообразных форм работы зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка. Активное участие детей на уроках способствует лучшему усвоению материала, положительно сказывается на качестве их знаний, не теряется интерес к учёбе.

Приложение № 1.

Упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения, различение ударной и безударной гласной

Слуховые упражнения

  1. Покажите ударную гласную в словах

Весна, трава, солнце, цветы, облака.

  1. Назовите в предложении все ударные гласные

Дети гуляли в лесу.

  1. Соотнесите слова со схемой

Сказка, машина, ягода, медведи.

Упражнения на списывание

  1. Списать слова, поставить ударение

Белка, зайчата, лиса, лосиха.

  1. Списать предложения, поставить ударение над выделенными словами. Чем различаются выделенные слова?

Козы гуляют по лесу.

Одна коза ушла в лес.

Упражнения творческого характера

Диктанты (записываются только гласные буквы)

  1. односложных слов, где гласные пишутся так же, как и звучат:

сом, дуб, сок, кит, дом. В тетради запись – о, у, о, и, о.

  1. двусложных (трёхсложных) слов

запись ударных и безударных гласных:

весна, грибы, река, волна. В тетради запись – е-а, и-ы, е-а, о-а.

запись безударных гласных:

леса, столы, мячи, письмо. В тетради запись – е, о, я, и.

Упражнения на обобщение наблюдений над ролью ударения в слове

  1. Сопоставить слова, которые различаются только местом ударения слога

кружки – кружки

стрелки – стрелки

замок – замок

хлопок – хлопок

козлы – козлы

  1. «Сильный - слабый»

Показать карточки (1, 2, 3, 4), в каком слоге находится гласная, стоящая

в сильной позиции (ударная)

зима (2), молоко (3).

в слабой позиции (безударная)

летит (1), ведро (1).

  1. «Где ударение?»

Ведущий называет слова с ударением на разных слогах, например: РЕКА, СТЕНА, МОЛОКО, СОБАКА, ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ, КОЛЕСО, ВЕДРО, НОГА.

Игроки поднимают карточки с цифрой – порядковым номером ударного слога.

  1. «Чей ряд лучше?»

На доске в три столбика записаны слова:

Цыплёнок, слонёнок, чтение, ягоды, колесо, бегемот, ботинки, утёнок, перенос, косточка, прогулка, кормушка, пение, лесной, грибник, дожди, заходить, котёнок                                        

Каждый играющий обозначает ударение в одном (каждый – в своём) слове.

Приложение № 2.

Звуко-буквенный анализ

Фрагмент урока

- Проведём звуко-буквенный анализ слова РЕКА.

- Разделим слово на слоги. Сколько слогов? (2).

- Произнесём слово и поставим ударение. Какой слог ударный? (первый)

- Назовите первый слог. (ре).

- Сколько звуков назвали? (2).

- Назовите первый звук. [р’].

- Он какой: гласный или согласный? (согласный), твёрдый или мягкий? (мягкий), звонкий или глухой? (звонкий). Какой буквой обозначается этот звук? (эр).

- Назовите второй звук. [и].

- Он какой: гласный или согласный? (гласный), ударный или безударный? (безударный). Посмотрите, какой буквой в этом слове обозначается звук [и]. (е?!)            

Аналогично – второй слог.

Появляется запись транскрипции слова: река – [р’ и к а].

- В слове есть «опасное» место? О чём оно нам говорит? (можно ошибиться, потому что звук слышится неясно, неотчётливо).

- Почему звук слышится неясно, неотчётливо? (потому что он безударный).

- Чтобы не ошибиться в написании, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы этот звук слышался бы очень точно, следовательно, он должен стать ударным (река - реки).

Приложение № 3.

Орфографические минутки

  1. «Найди схему».

Соотнести слова с соответствующими схемами.

Бык, коза, корова.

Сова, ласточка, кукушка.

  1. «Оживи гласные буквы».

Вписать согласные буквы, чтобы получилось слово.

- о - а (например, дома, сова, коза)

- е - о (например, село, перо)

- - а - а (например, трава)

- е - - о (например, весло, ведро)

  1. «Вышиваем слова».

Изобразить большим крестом ударный слог, а маленьким – безударный. Учитель диктует слова, учащиеся «вышивают».

Школа (Хх), рука (хХ), телефон (ххХ), собака (хХх), медвежонок (ххХх).

  1. «Какие буквы спорят? Какие побеждают?»

  к (о, а) за        п (о, а) ёт        д (о, а) ма        р (е, и) ка  

  1. «Три О»

На доске в три столбика записаны трёхсложные слова с пропущенными гласными:

М-Л-К-, К-Л-С-К, Н-Г-Т-К, Х-Р-Ш-, Т-Л-КН-, Г-Л-С-К, Д-Р-Г-, Б-Л-Т-, Г-Л-ДН-, П-Т-Л-К, П-В-Д-К, В-Л-С-К, М-Л-Т-К, ЗД-Р-В-, Д-Л-Т-, З-Л-Т-, Н-С-Р-Г, К-Л-К-Л, П-Л-ТН-, Х-Л-ДН-, К-Л-Б-К, М-Л-Д-Й, К-Г-Т-К

Необходимо вставить пропущенные гласные, отметить в полученных словах сильную позицию гласного ударением и подчеркнуть гласные в слабых позициях.

  1. «Свет» («Снег»)

Вставить подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем -свет-

(-снег-).

Солнце, луна и звёзды – небесные… . Летней ночью в небе … яркие звёзды, а в траве блестят … . Но вот начинает … . Появилась на небе золотая зорька. Стало … . Взошло солнце, и наступило весёлое … утро.

(Скоро зима. Замелькают в воздухе первые … . Тёплым одеялом укроет … землю. … метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить …, строить крепости.)  

Приложение № 4.

Карточка – консультант

«Способы проверки безударной гласной»

  1. Изменить форму числа:

один – много (пчела – пчёлы)

много – один (моря – море)

  1. Подобрать однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным значением:

большой – маленький (глаза – глазик)

  1. Подобрать однокоренное слово:

имя существительное (бегать – бег)

имя прилагательное (хитрец – хитрый)

глагол (письмо – пишет)

  1. Изменить форму глагола:

настоящее – прошедшее (ползёт – полз)

прошедшее – настоящее (ходил – ходит)

Карточки с индивидуальными заданиями

№ 1. Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет. Пиши по образцу: дом – дома. Дв…ры, с…ды, п…лы, п…ля, м…ря, х…лмы.

№ 2. Измени слова так, чтобы они обозначали много предметов. Пиши по образцу: совы – сова. В…лна, тр…ва, к…за, н…ра, в…да, гр…за, г…ра.

№ 3. Подбери ласковые родственные слова. Пиши по образцу: скворушка – скворец. Сол…вей, вор…бей, с…ва, с…сна, тр…ва, н…га, к…вёр.

№ 4. Подбери родственные слова, обозначающие предмет. Пиши по образцу: лес – лесной. Ш…рстяной, с…довый, л…дяной, м…рской.

№ 5. Подбери родственные слова, обозначающие признак. Пиши по образцу: старый – старик. Д…брота, ск…льзить, з…ма, т…пло, х…трец.

Приложение № 5.

Грамматико – орфографические упражнения

Упражнения, направленные на формирование умения подбирать

проверочное слово

Устные упражнения:

  1. Учитель называет слово с безударной гласной в корне – тропа, доска, сады и т.д. Ученик называет безударную гласную и подтверждает ответ проверочным словом (о, тропы; о, доски; а, сад).
  2. У учащихся заготовлены карточки с буквами: а, о, е, и, я. Учитель называет слова: вода, мячи, моря, цветы и т.д. Ученики показывают безударную гласную, называя проверочное слово.
  3. «Бегунок». Каждый ряд (число игроков одинаковое) получает карточку                                  – бегунок, в словах которой пропущены безударные гласные.
  4. По порядку, каждый в своём слове, дети прописывают орфограмму,  

подбирая проверочное слово.

Упражнения на списывание:

  1. Списать слова, вставить безударную гласную:

глаз – гл_за          нос – н_сы

место – м_ста      гриб – гр_бы

  1. Списать предложения, вставить пропущенные безударные гласные:

На тр_ве ещё бл_стит р_са.

На дв_ре тр_ва, на тр_ве др_ва.

  1. «Когда так говорят?» (фразеологизмы). Подобрать проверочное слово:

…рлиный взгляд. Г…лодный, как волк.

В…лить с б…льной г…л…вы на здоровую.

Пл…сать под его дудку. Д…сятая в…да на киселе.

В…ртеть хв…стом. Выйти сухим из в…ды.

Как с гуся в…да. На вес зол…та.

Упражнения, направленные на формирование умения установления родственности слов

  1. Даны слова: море, морской, моряк, заморский.

-  Докажите, что эти слова – родственные.

Учащиеся читают слова, выделяют общую часть, корень -мор-, проверяют схожесть по смыслу и делают вывод – слова родственные.

  1. Дано четверостишье:

        К старости наш дедушка          Он в саду на брёвнышко

        Очень пос_дел.                          Сел и пос_дел.

     - Эти слова проверяются одним словом или разными? (разными: поседел – стал седым, безударная гласная е, проверочное слово сед; посидел – сел отдохнуть, безударная гласная и, проверочное слово сидя).

Вывод: чтобы установить родственность слов, очень важно знать их лексическое значение.

  1. «Что не так?» (редактирование текста)

Мальчик полоскал собаку.

Огромные волы швыряли нашу лодку.

Все спустились с горы, а Витя всё слизал.

Мама отварила дверь.

  1. «Какую букву написать»

Запишите правильно словосочетания, подберите проверочные слова:

Ч…стота комнаты – ч…стота колебаний

Ув…дать л…су – ув…дать в л…су

Прим…рять платье – прим…рять драчунов

Посв…тить стихи другу – посв…тить фонариком

Упражнения, направленные на формирование умения выделять безударную гласную в корне слова

  1. Назвать в словах безударную гласную в корне, объяснить, как проверили: ловил, варил, хвалил, писал и т.д.
  2. Указать безударную гласную в корне и суффиксе (красота, беднота), в корне и приставке (зарядил, завязал)
  3. В какой группе слов указаны все безударные гласные в корне?

слезать, слежка, летит;

слезать, следить, смешать;

перелезет, наследит, долетит.

  1. Поставьте правильно ударение в схожих словах:                                      

Солнце село за село.

На дереве сорок сорок.

Семена гвоздики похожи на гвоздики.

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

Диктанты

Диктанты с простукиванием (или «Зажги маячок»).

Учитель диктует слово (предложение) и простукивает (или «зажигает» красную карточку) опасные места в слове. Ученики решают орфографическую задачу и записывают это слово (предложение).

Объяснительный диктант.

Учитель диктует слово, учащиеся решают орфографическую задачу, указывая сначала проверочное слово. Затем записывают и выделяют все мотивируемые написания.

Выборочный диктант.

Учитель диктует текст. Учащиеся выписывают слова согласно заданию, объясняют критерии отбора слов и способ проверки данной орфограммы.

- Выписать из текста однокоренные слова, подчеркнуть проверочные.

В нашем лесу живёт лесник. Он знает все лесные тропинки. Наш лесничий в школе создал лесничество. Теперь и мы будем охранять наш лесистый край. Лес – наше богатство.

Комментированный диктант.

Этот вид диктанта строится на основе комментирования. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, речь, фонематический слух, мышление.

Диктант «Проверяю себя».

Учитель диктует текст. Учащиеся записывают его, пропуская орфограммы, в написании которых они сомневаются. По окончанию работы коллективно обсуждают те орфограммы, которые вызвали затруднения. Вставляют пропущенные орфограммы, подчёркивают их.

Рифмовки

Безударный гласный звук

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Как писать – гора, трава

И слова – моря, дела.

Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье:

Горы, травы, море, дело!

Вот теперь напишем смело!

Село, гнездо, сосна, весна –

Одна из гласных не ясна.

Не верь таким словам на слух,

Коль есть в них безударный звук.

Ты в них число лишь измени,

Подскажут гласную они:

Сёла, гнёзда, вёсны,

И, конечно, сосны.

Корень слова

Так же, как и у кустов, корень слова есть у слов!

Будь внимателен к словам, отыщи в них корень сам:

Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник.

Лётчик, самолёт, полёт. Ледяной, ледовый, лёд.

Сад, посадка, посадил. Род, родители, родил.

Ходит, выходка, ходы. Трудовой, трудись, труды.

Где слова родные, однокоренные?

Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисёнок. Лось, лоскут, лосёнок.

Горный, горка, городок. Пёс, песочный и песок.

Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи.

Холод, холмик, холодок. Носик, носит и носок.

Семя, семечко, семья. Вдруг, подруга и друзья.

Приложение № 6.

Упражнения по формированию контрольно-оценочной деятельности

  1. Работа с деформированными предложениями

Зв…нок, на, урок, з…вёт.

В…сна, а, ос…нь, даёт, цв…ты, пл…ды.

В, п…лях, сн…га, ещё, л…жат.

  1. Работа с деформированными текстами

Наступила з…ма занесло сн…жком пл…щадку перед домом ребята сделали снежную горку они полили её в…дой ночью ударил мороз в…да замёрзла горка покрылась л…дяной коркой не будут скучать з…мой м…лыши.

Задания. Составьте и запишите предложения с данными словами. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите слова с безударной гласной, проверяемой ударением. Напишите к ним проверочные слова.

  1. Рубрика «Исправьте Мишкины ошибки»

ГРУСТНЫЕ ВЕСТИ.

Пришло письмишко мне, гляжу – из лагеря от Мишки.

«Здесь чудный лук. И я лижу.» – написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса? Наверно, шутит, плут…

Читаю дальше: «Здесь лиса, красивый, длинный прут…

На днях в лису нашёл я грусть и очень был доволен…»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь, мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить… Заставить правила учить…

ЛЕС ОСИНЬЮ.

Стаит залатая осинь. В лису типло. Зимля ещё пьёт влагу. Диревья ловят последние тёплые лучи солнца.

Задание. Выпишите слова, в которых Мишка допустил ошибки. Напишите к ним проверочные.

  1. Тестовые задания

Выбери правильный ответ, вставь пропущенные буквы:

Тот, кто любит собирать гр…бы (грибник, гребник)

З…мовье – это место, где (зимуют, земуют)

Солдат, стоящий на посту (чисовой, чясовой, часовой)

Выбери проверочное слово, вставь пропущенные буквы:

Уд…вительное (диво, дева)

М…нять (мина, замена)

Л…пить (липко, лепка)

Л…нивый (лень, линька)

М…стерить (мост, мастер)

Приложение № 7.

Игры и занимательные упражнения

Слог

  1. «Кто быстрее соберёт?»

На доске картинки с одно-, двух- и трёхсложными названиями предметов. Учащиеся подбирают картинки и раскладывают на три группы соответственно.

Кит, топор, мост, карандаш, автобус, рак, тело, куры, попугай, слон, ласточка, чайник, дом, сорока

  1. «Предлагает Слоговик»

Измените слова так, чтобы в каждом было два слога:

Дом, сад, лист, куст, мост

Измените слово так, чтобы в каждом был только один слог:

Блины, грибы, друзья, звери, двери

Измените слова так, чтобы в каждом было три слога:

Кот, мышь, лист, нож, дуб, роза, коза

Ударение

  1. «Стук - постук»

Ведущий стучит по столу столько раз, сколько слогов должно быть в слове и один из ударов делает сильнее, громче других. Игроки по очереди называют соответствующее слово. Например,

двусложные слова с ударением на 1-м слоге: мама, школа.

двусложные слова с ударением на 2-м слоге: рука, стена.

трёхсложные слова с ударением на 1-м слоге: дерево, солнышко.

трёхсложные слова с ударением на 2-м слоге: дорога, корова.

трёхсложные слова с ударением на 3-м слоге: молоко, голова.

  1. «Ударение меняет смысл»

На доске слова со знаками ударения. Нужно изменить место ударения так, чтобы получилось другое слово с другим значением:

Хлопок-                            

мука-

полки-                                

плачу-

пропасть-                          

кружки-

замок-

 Сильные и слабые позиции гласных

  1. «Поединок»

Участвуют двое играющих. Один называет слово с гласной, стоящей в сильной позиции (ударной), другой изменяет слово так, чтобы ударный гласный оказался в слабой позиции.

Стол-                    

винт-

сад-                        

снег-

рог-                        

лист-    

глаз-                      

пол-

Можно предложить другой вариант: игроки выполняют это задание в обратном порядке.

  1. «Куда подевались звуки?»

Учитель диктует предложение, учащиеся записывают только гласные звуки. Звонят во все колокола. Запись в тетради – [а, а, а, э, а, а, а, а].

- Объясните причину отсутствия звуков [о].

Корень слова и однокоренные слова

  1. «Найди корень»

На доске разбросаны слова: подводный, водяной, водица, водитель, наводнение, вода (или гора, горный, гористый, горевать, взгорье, пригорок).

- Можно ли все эти слова назвать родственными? (родственные все, кроме слова водитель). А однокоренными? Найдите корень.

  1. «Поймай родственное слово»

На доске записано исходное слово: липа, сосна, осина.

Учитель называет родственные и неродственные слова исходному. Учащиеся, услышав родственное слово, должны поднять руку – схватить его:

липа, прилипнуть, липовый, липучий, липонька, липко, налипло, налипать, отлипнуть;

сосна, соснуть, сосны, сосунок, насосная, сосновый, сосать, сосняк, сосёнка;

осина, посинеть, осень, осинник, оси, подосиновик, осенний, осинка, осиный.

  1. «Лишнее слово». Учащиеся находят однокоренные слова, исключают лишнее слово.

Борьба, борец, бороться, воевать.

Смешной, смешать, смешить.

Учить, изучать, зубрить.

Сосна, дерево, деревянный.

Ветер, вихрь, безветренный.

Безударная гласная в корне

  1. «Что пропущено?»

Каждый ученик вставляет по одной пропущенной гласной и называет проверочное слово.

Как у нас – то к_зёл, как у нас – с_дой,

Что за умница был, сам по воду х_дил,

Сам и кашу в_рил, деда с бабкой к_рмил.

Попр_сился к_з_лок у бабушки во л_сок:

Пусти в поле, во л_сок, на единый на ч_сок.

Семь в_лков я убью, тебе шубу сошью.

  1. «Кто больше?»

Ведущий называет слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Игроки за одну минуту подбирают и записывают как можно больше проверочных слов к данному слову. (Можно провести игру наоборот).

  1. «Кто отгадает?»

Ученик читает загадку, отгадывает её, называет безударную гласную в корне и проверочные слова.

На стебельке сидит

И усами шевелит.

Разомнёшь его в ладони-

Золотым зерном набит. (колос)

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (дерево)

Утром падаю всегда:

Не дождинка, не звезда,

Но сверкаю в лопухах

На опушках и лугах. (роса)

В белом поле на просторе

Я оставлю тонкий след,

Но жить он может много лет. (перо)            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – игра по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Обобщающий урок».

Обобщающий урок по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" проводится в форме игры "Что? Где? Когда?". Урок разработан для проведения в 3 классе с учётом регионального компонент...

«Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».

Урок закрепления. Систематизировать знания детей по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова»...

Урок – исследование по теме: «Правописание слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением» 2 класс

Урок разработан в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.  Постановка обучающимися проблемы, как определить правильное написание безударной гласной в корне слова, заставляет  провести кр...

Система работы над правописанием безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением (для начальных классов).

Данная работа состоит из двух частей : теоретической и практической. В первой части дано систематизированное изложение теоретического материала по данной теме, которая является наиболее сложной, по за...

Карточки для проверочной работы по теме "Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением"

Карточки содержат по 3 задания разного уровня сложности и могут использоваться для закрепления или проверки  знаний по теме "Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением"...