Статья по теме: «Словарная работа на уроках русского языка с детьми с нарушениями зрения»
статья по русскому языку по теме

Гайсина Инза Рамилевна

 Одной из главных задач формированию языковой компетенции  личности является словарная работа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Белебеевская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 37 «Ягодка» IV вида

Статья по теме: «Словарная работа на уроках русского языка

с детьми с нарушениями зрения»

                          Подготовила:

                                                                     учитель начальных классов

                                                                     Гайсина Инза Рамилевна

                       

Словарная работа на уроках русского языка

с детьми с нарушением зрения.

Словарная работа  – это одна и важнейших областей методики преподавания русского языка и одно из направлений в работе по развитию речи детей. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке: являясь центральной единицей языка, оно несёт разнообразную функционально-стилистическую и грамматическую информацию, занимая  определенные  позиции в коммуникативных единицах-предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей; во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов.

 Одной из главных задач формированию языковой компетенции  личности является словарная работа. Словарные упражнения используются при изучении всех разделов. Они делятся на две группы: упражнения, направленные на закрепление в памяти учащихся смысла семантизированного  слова, и  упражнения, направленные на развитие умения употреблять эти слова в собственной речи.

              Наряду с содержанием и задачами, общими для работы над словарными словами, на уроках русского языка используются специальные коррекционные задачи. Специфика  этих специальных задач заключается в том, чтобы процесс обучения русскому языку был понятным, интересным, доступным, построенным таким образом, чтобы дети сами активно участвовали на уроке. Дети, имеющие нарушения зрения, требуют усиленного внимания, а индивидуальный подход  к каждому ученику в течение  урока - норма. Уроки строятся таким  образом, чтобы дети могли усвоить максимум без большой нагрузки на зрение. Основная нагрузка в отличие от других уроков в школе приходится на урок русского языка, следовательно, здесь используется основное количество видов работ на расслабление зрительного анализатора.

Существуют специальные исследования по коррекционной педагогике, которые помогают внести изменения в методику грамотно, с учетом особенностей детей. Это исследования следующих авторов: Л.С. Сековец «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения», А Мишин «Двигательная активность детей с косоглазием и амблиопией»,   З.Н. Тюбекина «Дидактические игры и упражнения с активизацией зрения», Б.К. Тупоногов «Проблемы образования детей с нарушением зрения ».

Используя знания, работу по формированию языковой компетенции строю следующим образом:

1 этап – Лексическое значение слова.

 На этом этапе выясняется значение слова и его использование в речи. Например: помидор – это овощная культура, которая высаживается в грунт, цвет помидора -  красный. Использую предметную картинку с изображением помидора. При работе с предметными картинками учитываются индивидуальные особенности детей: детям с низкой остротой зрения, раздаю крупный материал; преобладающие цвета на картинке - это зеленый и оранжевый.

2 этап – Орфографически-верное написание слова. 

Орфографически-верное написание слов – это основная цель, которую преследует учитель на уроке русского языка, поэтому запоминание словарных слов (так как их нельзя проверить) должно быть наиболее ярким. Дети со зрительными нарушениями требуют большего внимания к этой проблеме. Для каждого ученика используются индивидуальные карточки, которые могут иметь различный шрифт, величину и ширину букв. В карточках делаются пометки, где нужно писать, какую высоту букв использовать.  Также немаловажны на этом этапе схемы. С помощью схем, учу последовательному запоминанию написания новых слов и их значению.

3 этап – Использование нового слова в речи. 

Иллюстративные упражнения должны продемонстрировать учащимся образцы употребления слова. Вставляя новое слово в предложение, повторяя вслух или  записывая образцы словосочетаний и предложений, учащиеся усваивают значение слова в данном конкретном контексте, овладевают его сочетаемостью  (синтагматическими связями этой лексической единицы), одновременно постигая грамматику слова. На этом этапе эффективна работа со словарём. Обязательными являются следующие иллюстративные упражнения:

- « Отыщи слово»

- « Где слову место»

- « Закончи предложение»

- « Доскажи словечко»

- « Словесный аукцион»

- « Придумай словосочетание»

- « Придумай предложение с использованием нового слова»

- пословицы, поговорки, устойчивые выражения и т.д.

На этом этапе обязательно понимание ребенком использования нового слова в речи, умения включить его в свой активный словарный запас. Детям с нарушением зрения обязательно раздаются предметные картинки, например: составь предложение, используя имеющиеся картинки или карточки с заданиями, где буквы имеют больший или меньший размер, например: составь предложение, используя слова, размер букв которых увеличивается от первого слова к последующему. Такие задания позволяют детям лучше и качественнее усваивать материал.

           В связи со зрительными нарушениями у детей, следует обращать серьезное внимание на организацию зрительных нагрузок в процессе обучения. Во время урока, особенно со значительной нагрузкой на зрение провожу физкультурные минутки на снятие зрительного напряжения,  общей усталости и  утомления. Например, на уроках русского языка целесообразно  проводить физкультурные минутки на снятие мышечного утомления  уже на  12 минуте.  

Физкультурные минутки для глаз проводятся через каждые 10 минут.

Парты в классе желательно расставлять  в шахматном порядке,  или в виде пирамиды. Посадка детей  осуществляется в соответствии с предписанием врача. Детей с низкой остротой сажаю вперед, с косоглазием по центру. Большое внимание отводится освещению: занавески на окнах должны быть прозрачными  и короткими, а также необходимо регулярно следить за чистотой окон и осветительных приборов. Наглядные пособия  должны быть  крупными, яркими, контрастными; они не должны отражать свет. Обязательным условием на уроке являются подставки для учебников, так как чтение под углом дает меньше зрительной нагрузки. Знание индивидуальных  особенностей нарушения зрения у детей, помогает постоянно держать под контролем осанку детей, контролировать правильность поз (нельзя сидеть на коленях, долго стоять с опорой на одну ногу).

          Таким образом, на уроках русского языка реализуется принцип коррекционной направленности обучения. Уточняются пути и средства коррекции недостатков сенсомоторного, умственного и речевого развития детей с нарушением зрения. В связи с этим предусматривается:

      - обучение правильным способам организации познавательной деятельности, а именно целенаправленному восприятию предметов и явлении окружающего мира с помощью осязания, слуха и остаточного зрения;

     - формирование мыслительных операции: сравнения, анализа, обобщения; развитие образного и логического мышления, связной речи;

      - самое широкое применение специальных средств наглядности;

      - преодоление  вербализма в речи детей, формализма в усвоении знании с целью обогащения конкретных представлений об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе.

Необходимо добиваться, чтобы письмо детей было четким, аккуратным, понятным. Правильное написание рукописных букв должно закрепляться на всех уроках грамматики, правописания и развития речи.

         Данный способ работы дает возможность полного усвоения образовательной программы за счет щадящего режима, использования здоровьесберегающих  технологий. В этом случае, урок русского языка получается полным, насыщенным, интересным, дети легко усваивают материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости"

Доклад для выступления на методическом объединении учителей начальной школы по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости" содержит подробный ма...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Статья "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС."

В статье изложен опыт работы со словарными словами в начальной школе....

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ»

Цель данного проекта: разработка системы упражнений  для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах....

Обобщение опыта по теме " Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"

Обобщение опыта по теме " Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"...