Главные вкладки

    Урок русского языка в 4 классе: "Глагол как часть речи"
    план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

    Петкевич Лариса Николаевна

    Тема: Глагол как часть речи.

     

     

      ЦЕЛИ:   1. Обучающая: формирование системы знаний о глаголе как части речи: обучение умению и навыкам определения глаголов, нахождению их среди  других частей речи, правильному употреблению их с именами существительными.

                     2. Развивающая: развитие умения работать по алгоритму; формирование навыков работы в паре; развитие навыков контроля и самоконтроля; развитие речи учащихся, внимания и памяти.

                     3. Коррекционная: формирование познавательного интереса через развитие логического мышления.

                     4. Воспитательная: воспитание учебной активности, усидчивости;  формирование навыков осознанного  подчинения определённым правилам и

    требованиям.

                      

     

      ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Карта путешествия.

                                           2. Таблица с алгоритмом.

                                              3.Индивидуальные карточки с заданиями, дифференцированными по группам заданиями.

                                           4. Учебные принадлежности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon glagol_kak_chast_rechi_-_konspekt.doc84.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    ГУ «НЕПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

     ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМ. КРУПСКОЙ»

    ОТКРЫТЫЙ УРОК

    ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

    ТЕМА: «ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

                                                                          Провела: Петкевич Л.Н.,

                                                                                          специалист высшего

                                                                                          уровня квалификации

                                                                                          2 категории;

                                                                                          учитель 4 «Б» класса

    УСТЬ-КАМЕНОГОРСК

    2010 - 2011

    Тема: Глагол как часть речи.

      ЦЕЛИ:   1. Обучающая: формирование системы знаний о глаголе как части речи: обучение умению и навыкам определения глаголов, нахождению их среди  других частей речи, правильному употреблению их с именами существительными.

                     2. Развивающая: развитие умения работать по алгоритму; формирование навыков работы в паре; развитие навыков контроля и самоконтроля; развитие речи учащихся, внимания и памяти.

                     3. Коррекционная: формирование познавательного интереса через развитие логического мышления.

                     4. Воспитательная: воспитание учебной активности, усидчивости;  формирование навыков осознанного  подчинения определённым правилам и

    требованиям.

                       

      ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Карта путешествия.

                                           2. Таблица с алгоритмом.

                                              3.Индивидуальные карточки с заданиями, дифференцированными по группам заданиями.

                                           4. Учебные принадлежности.

    ХОД УРОКА.

       

    Этапы урока.

    Формы и методы работы.

    Содержание работы.

    Физминутка.


    I. Организационный момент.








    1. Проверка готовности к уроку.










    1. Настрой на работу.






















     II.Сообщение темы

          урока      


    1. Каллиграфическая минутка (оформление тетрадей).







    1. Сопоставление формы предмета с его образом.















    1. Постановка проблемы.





    1. Подготовка к работе с алгоритмом. Работа по образцу.



    Карточки:

    «Найди лишнее слово».























    1. Работа по алгоритму определения частей речи.





    Работа с правилом



    1. Словарная работа.

    (развитие зрительной памяти)







      III.Работа по теме.




    1. Упражнение

    в нахождении глаголов.















    1 группа






         2 группа





          3 группа








     Физминутка

















    1. Проверка

    (работа по формированию навыка контроля и самоконтроля)






    1. Упражнение в правильном употреблении глаголов с именами существительными.




    1. Постановка проблемы.

    (формирование навыка работы в паре)















    1. Проверка.

    (списывание с печатного текста)






    1. Закрепление. Работа с учебником у доски по образцу.


    (с. 96, упр. № 345)





    (комментированное письмо)


    (на доске)




    Пальчиковая гимнастика


      IV.Выставление оценок.










     V. Домашнее задание.












    VI.Подведение итогов.





     VII .Рефлексия.

             

    «Мы проверили осанку…»


     - Уважаемые пассажиры1 Вас приветствует экипаж рейса 4 «Б». Капитан -  Петкевич Лариса Николаевна,  бортпроводники - Иван Стародубцев и Александр Гавриленко.

    Прошу занять места согласно купленных билетов.


    - Бортпроводнику Ивану Стародубцеву -  проверить готовность к полёту.


    - Долгожданный дан звонок,

      Начинается урок.

      Всё ль на месте, всё ль в порядке:

      Ручки, книжки и тетрадки?

      Все ли правильно сидят?

      Все ль внимательно глядят?

      Начинается урок,

      Он пойдёт ребятам впрок.

      Постарайтесь не зевать,

      Чтобы лучше всё понять!



      - В начале урока, я, как командир экипажа,  хотела бы узнать, с каким настроением мы  начинаем наше путешествие? У вас на партах лежат карточки с символами разного настроения. Выберите, пожалуйста, тот, который подходит к вашему настроению больше всего, и покажите мне..


    - Я рада, что у всех прекрасное  настроение. Это значит, что мы готовы к работе. И я спешу сообщить, что наш полёт проходит на высоте 4 000 метров при пасмурной погоде. А почему же у нас пасмурно? Всё понятно: на небе тучи и солнце  не может  согреть нас своими лучами.


    (на доске изображение солнца без лучей)


    - Наша задача, сделать так, чтобы к концу полёта солнце снова ярко засияло и одарило нас своим теплом.

    - Но чтобы наше путешествие было успешным, нам надо вспомнить некоторые правила.  


       ( дети зачитывают «золотые» правила русского языка)



    В начале полёта необходимо заполнить бортовые журналы. Откройте тетради. Прочитайте, какое сегодня число?


      Сначала мы пропишем его в воздухе: представьте себе, что вы пишите, глядясь в зеркало – я буду вашим   отражением. Покажите, как надо держать ручку. Приступаем.


    (дети прописывают число в воздухе, учитель прописывает в зеркальном отражении)


    - А теперь запишем число в тетрадь.


    Наш полёт над планетой Частей Речи  начинается. Давайте вспомним,  в каких странах мы уже побывали. В этом нам поможет карта путешествия. Но что случилось?

    - При взлёте карта рассыпалась на части. Нам надо её восстановить.


    (дети  собирают карту; каждая часть обозначена номером, внизу карты даны условные обозначения:


    1 – имя существительное;

    2 – имя прилагательное;

    3 – имя числительное;

    4 – местоимение;


    дети берут часть карты, по номеру определяют часть речи)


    -  Молодцы! Но у нас осталась ещё  одна деталь карты. Это та страна, по которой мы начинаем сегодня большое и интересное путешествие.  Чтобы узнать пункт назначения, мы должны выполнить следующее задание.



    - Перед вами на партах лежат конверты с вашими фамилиями и номерами групп.  Возьмите из конверта карточку жёлтого цвета. Внимательно прочитайте задание.



    Задание: из пяти слов в каждом ряду одно слово – лишнее. Найдите эти слова и подчеркните их.








    1. Парта, ручка, строить, клей, пенал.
    2. Кислый, прибежать, солёный, сладкий, горький.



    - Какие слова подчеркнули?


    Задание: записать найденные слова в столбик (друг под другом). Поставить вопрос к каждому слову (записать). Определить, что обозначает каждое слово (записать).


     (учитель пишет на доске, дети – в тетрадях)


    Строить -  (что делать?), действие предмета.

    Прибежать – (что сделать?), действие предмета.


    - Посмотрите внимательно на запись в бортовых журналах и скажите, что общего вы заметили в записанных словах?


    (слова отвечают на одинаковые вопросы и обозначают одно и то же)


    - А сейчас, пользуясь  схемой, мы узнаем, какой частью речи являются все эти слова.


    (дети по карточкам с алгоритмом определяют, на какой вопрос отвечают слова, что они обозначают, и какой частью речи являются)


    Откройте учебники на с. 96 и проверьте, правильно ли мы определили часть речи. Приведите свои примеры.


    - Молодцы!  Мы  действительно летим в город Глагольск – столицу страны Глаголов (обозначить эту  страну флажком). 

    -  Для начала, давайте запомним, как пишется это слово.


    (учитель показывает карточку со словом глагол, дети запоминают и прописывают всю строку)



    - Ребята, иной раз, чтобы достичь цели, необходимо преодолеть различные препятствия, возникающие на пути. Вот и перед нами встала первая проблема.


    -   Глаголы решили поиграть с нами в прятки и проверить, сможем ли мы найти их среди других частей речи.

     

    Задание:  Возьмите из конвертов зелёные карточки. На них вразброс записаны слова, являющиеся различными частями речи: у 1 группы – это слова какой-то одной части речи и глаголы; у 2 группы – слова двух частей речи и глаголы; у 3 группы – слова трёх различных частей речи и глаголы. Ваша задача – найти глаголы, пользуясь  схемой, и  подчеркнуть их.



          я                          он

                   ты                                        выучить

                               помнить

             знать                                   оно



        пять                вы                    

                  знать                                      помнить          

                                       они                он

              сто                              выучить


       знать            стол              я

                большой                              помнить  

       выучить              вы             они            

                                      школа


     - Закончили. Положили ручки.



    - Уважаемые пассажиры! Бортовой компьютер показывает снижение высоты полёта. Нужно исправить положение. Я прошу бортпроводника Александра Гавриленко помочь нам.



     - Вы, наверное, устали?

       Ну,  тогда все дружно встали.

       Ножками потопали,

       Ручками похлопали.

       Покружились, повертелись

       И за парты все уселись.

       Глазки крепко закрываем,

       Дружно до 5 считаем.

       Открываем, поморгаем

       И работать продолжаем.



    - Замечательно! Высота набрана. Теперь надо проверить, как вы справились с заданием.


    - Обменяйтесь тетрадями со своим соседом. На этой карточке записаны спрятавшиеся глаголы. Если всё правильно, на полях поставьте карандашом «+».

     -  Встаньте те, чей сосед не ошибся.


      ( учитель отмечает тех уч-ся, кто справился с заданием)


    - Мы с вами выяснили, что глаголы обозначают какое-либо действие предмета. Получается, что все жители области Глаголов  всегда производят какие-то действия с предметами: главное, не перепутать, какой глагол с каким  предметом  должен употребляться. Поэтому, в следующем задании вы будете подбирать к именам существительным подходящие глаголы.


    - Достаньте из конвертов карточки розового цвета. На них в два столбика записаны слова. Прочитайте их. Скажите, пожалуйста, в каком столбике находятся глаголы?

     (дети определяют)


    Задание: соедините имя существительное из первого столбика с подходящим глаголом из второго столбика стрелочкой.



    - Вы  можете совещаться со своим соседом и вместе выбрать тот вариант, который кажется вам правильным.


                                 Конь                несётся

                                Машина           катится

                                 Мяч                 скачет



       

    - А теперь давайте проверим.

    - Кто изображён на этом рисунке? (конь)

      Прочитайте получившееся предложение. А у кого другое?


     (учитель переворачивает рисунок, дети читают правильный ответ и списывают его в тетрадь.) Аналогично с остальными рисунками.


    - А теперь поработаем с учебником. Номер страницы записан на этой карточке. Что надо сделать, чтобы узнать его?



           

            (карточка повернута на 90 градусов)


    - Правильно, с. 96, упражнение 345.


     Задание: к данному глаголу поставить вопрос и подобрать подходящее имя существительное (три словосочетания).


    Образец:   Строить (что?) дом.


    - Молодцы! Давайте дадим нашим пальцам отдохнуть. 


     («Папа, папа, это ты?»)


     

    - Все вы оказались очень хорошими попутчиками: работали дружно, активно, правила не нарушали. Во время полёта я наблюдала, как вы заполняли  свои бортовые журналы. Самыми аккуратными оказались … (2-3 уч.).  Большую помощь в преодолении препятствий и решении проблем оказали… (3-4 уч.).


    ( учитель оценивает работу каждого учащегося, как устную, так и письменную)


    - Для закрепления данных, полученных в полёте, вам необходимо ещё одно задание выполнить дома.

    - Упражнение домашнего задания находится на той же странице, на которой мы работали; номер этого упражнения на одну единицу меньше номера того упражнения, которое мы выполняли. На какой странице и какое упражнение задано вам на дом?

     -  Достаньте из конверта карточки белого цвета. На них записано ваше домашнее задание (по группам) – объяснение д. з.. Запишите д. з. в дневники.



     - По какой стране мы сегодня начали путешествие?

     - Что такое глагол?

     - На какие вопросы отвечают глаголы?

     - Что они обозначают?


    - Я надеюсь, что вы не забыли о той задаче, которая была поставлена  в самом начале полёта? Мы должны  помочь  солнышку  пробиться сквозь тучи. А для этого надо вспомнить, что мы делали в полёте. Выберите из перечисленного.


    (на доске записаны глаголы: писали, скучали, отвечали на вопросы, отвлекались, узнавали новое,  старались, работали в парах, помогали друг другу, баловались; дети называют виды работ, а учитель приклеивает лучи к солнышку на каждое правильно названное слово)


    - Молодцы, посмотрите, как засияло наше солнышко! Я

    надеюсь, что всем сразу стало теплее. Большое спасибо за работу! Наш полёт окончен.

     

                         

    96


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4 классе "Понятие части речи".

    Урок русского языка в 4 классе.Тема урока: понятие части речи.Урок решения частных задач. В 4 классе учащимся предстоит сконструировать систему теоретических понятий о частях речи. Но чтобы понятие о ...

    Урок русского языка 4 класс Глагол как часть речи.

    Конспект урока русского языка по теме: "Глагол как часть речи....

    Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива

    Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива...

    Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

    Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

    Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...