Что такое орфограмма? Орфографическое правило.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Цель:
– развитие умений находить по изученным признакам орфограмму-букву, после букв ж и ш выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове эту орфограмму, и подчёркивать орфограмму одной чертой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_fevralya.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ
жи-ши, ча-ща, чу-щу
Урок 94 (74).
Тема: Что такое орфограмма? Орфографическое правило.
Цель:
– развитие умений находить по изученным признакам орфограмму-букву, после букв ж и ш выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове эту орфограмму, и подчёркивать орфограмму одной чертой.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3 3 Словарная работа. Игра «Кто больше запомнит». На доске записаны восемь слов: Карандаши, снежинка, мыши, дыши, кошка, ужи, дружит, лужи. Дети читают хором вслух, каждый самостоятельно; затем слова закрывают, и ученики должны записать столько слов, сколько запомнят. Подводится итог: кто больше; кто запомнил порядок. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания. | 1 3 3 Учитель снова открывает слова на доске. – Какое слово лишнее в этом ряду слов? (Кошка.) Почему? – Какое здесь есть опасное место? (Буква после ш.) – Что же такое опасное место? Почему оно так называется? (Здесь можно ошибиться в написании.) – Есть особое слово для такого опасного места – орфограмма. – Это и будет темой сегодняшнего урока (вспомните название раздела). – Сформулируйте цель и задачи урока: 1. Определить, что такое орфограмма. 2. Научиться находить орфограмму в словах. 3. Узнать, какие есть виды орфограмм. 4. Учиться писать слова с орфограммами. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) 4 1. Наблюдение над словами. – Прочитайте слова, написанные на доске: Пружина, живёт, уши, пушистый. – Поставьте ударение. – Найдите и подчеркните места в словах, где возможно выбрать разные буквы для обозначения звука (или другие буквы вместо тех, которые записаны). – Произнесите эти слова. Что вы слышите в этом месте? – Сделайте вывод на основе наблюдений: что мы слышим и какие буквы могли бы выбрать в этом месте, если бы написание нам было неизвестно. Вывод 1. Звук слышим один, а буквы можно выбрать разные. Но мы выбираем какую-то одну букву – букву и, а не ы. Почему? (Есть такое правило.) – Сделайте 2-й вывод: что помогает выбрать букву в слове? Вывод 2. Правило нам указывает, какую букву нужно выбрать в слове. Значит, не всегда мы пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу, выбирая только один вариант, который будет правильным. Это и есть орфограмма. В переводе с греческого языка орфо – это «правильно». То есть орфограмма – это правильное написание. – Прочитайте определение орфограммы в учебнике и сравните с выводами, которые вы сделали при наблюдении над словами, записанными на доске. Вопросы на понимание и углубление материала. – Как определить, что перед вами орфограмма? (На слух не можем сказать, какую букву писать.) – Как она подчёркивается? – Что вы так уже подчёркивали? (Опасное место.) – С сегодняшнего урока мы будем использовать другое слово для названия опасного места – орфограмма. – А что подчёркивается двумя чертами? (То, что объясняет написание, помогает применить правило.) 2. Знакомство с правописанием буквы и в буквосочетаниях жи-ши как с орфограммой. – Спишите и найдите орфограммы: Моржи жили в_море. Вырабатывается алгоритм рассуждения по поиску орфограммы. – Здесь есть орфограмма-буква безударного гласного о (моржи), так как на слух нельзя определить, какую букву выбрать, а или о; буква ударного гласного и, так как слышим другой звук [ы], буква может быть ы, а не и; жили (аналогично с предыдущим примером); дальше орфограмма-пробел, так как слышим одно слово ([вмори]), можно написать слитно; последняя орфограмма – буква гласного е (в море), так как на слух нельзя определить, какую букву выбрать: е или и. – Подчеркните орфограммы. Как вы их подчеркнёте? (Одной чертой.) На доске подчёркивает учитель. – А есть ли в этих словах то, что помогает выбрать какое-то одно написание из нескольких возможных? В каких словах сразу есть подсказка? (Моржи и жили – буква ж, после ж пишется буква и.) – Как нужно подчеркнуть то, что помогает нам выбрать, объясняет написание? (Двумя чертами.) – Что же будет являться сигналом – будь осторожен, дальше опасность, есть орфограмма? (Шипящий звук [ж], буква ж.) Только ли ж – сигнал опасности? (Ещё ш.) – Прочитайте рассуждение после определения орфограммы и правило написания жи-ши. – Какая буква будет орфограммой? (Буква и.) – Какие буквы – сигнал опасности и одновременно объяснение для написания? (ж, ш) – Ещё раз прочитайте правило. Найдите в нём орфограмму (буква и), сигнал опасности (буквы ж и ш) и объяснение (буквосочетание жи-ши). 3. – Прочитайте статью из толкового словаря, расположенную после упр. 164. – Что узнали нового? (Есть ещё одно понятие – орфография, у этого слова два значения: сами правила и раздел науки о языке.) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | 3 5 3 1 Работа по учебнику. Упр. 165 – развивается умение образовывать слова по образцу и писать слова с орфограммой-буквой и после букв шипящих [ж, ш]. Вырабатывается алгоритм: 1) Прочитай слово и образуй другое по образцу. П. Чем отличаются эти слова? (Один предмет и много таких же предметов.) 2) Найди сигнал опасности. (Буквы ж, ш.) 3) Послушай, что слышишь? (Звук [ы].) 4) Вспомни правило, какую букву нужно писать. 5) Обозначь орфограмму и буквы, которые помогли тебе правильно написать слово. – Выполните задание № 1, тема 13 в Рабочей тетради. – Почему в выбранном вами ответе есть орфограмма? (Есть шипящий [ж], после которого слышим ы, а пишем и. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | – Вспомните, какие были цель и задачи урока? Выполнили ли мы их? 4 4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |
V. Домашнее задание. | Упр. 148 («Дидактический материал»). |
Деятельность учеников:
– Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.
– Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах.
© ООО «Баласс», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 2 класса«Что такое орфограмма? Орфографическое правило»
Конспект урока по русскому языку для 2 класса в технологии деятельностного метода....
Принцип систематизации орфографических правил по русскому языку в начальной школе
Статья посвящена принципам систематизации орфографических правил по русскому языку в начальной школе...
Стихи-иллюстраторы орфографического правила ( орфограммы) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ1-2 класс
Короткие стихи помогают усвоить орфограмму, применяется в комплекте с ММ плакатом (анимация)...
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Учимся применять орфографические правила"
Урок русского языка( конспект+ презентация) по программе "Начальная школа XXI века", 2 класс. Орфографический тренинг безошибочного написания слов с безударными гласными в корне слов, парн...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое орфограмма. Орфографическое правило. Написание слов с удвоенными согласными".
Цели: актуализировать и расширить знания учащихся о понятии «орфограмма», «орфографическое правило», тренироваться в написании слов с удвоенными согласными. Организовать учебный процесс в соответстви...
Что такое орфограмма? Орфографическое правило
Материал предназначен для учителей начальных классов....
Урок русского языка во 2 классе ОС "Школа 2100" "Что такое орфограмма. Орфографическое правило."
Технологическая карта урока окрытия новых знаний ....