Что такое орфограмма? Орфографическое правило.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Пименова Татьяна Владимировна

Цель:

 – развитие умений находить по изученным признакам орфограмму-букву, после букв ж и ш выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове эту орфограмму, и подчёркивать орфограмму одной чертой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_fevralya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ

жи-ши, ча-ща, чу-щу

Урок 94 (74).

Тема: Что такое орфограмма? Орфографическое правило.

Цель:

 – развитие умений находить по изученным признакам орфограмму-букву, после букв ж и ш выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове эту орфограмму, и подчёркивать орфограмму одной чертой.

Символы:

Н

П

М

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.















– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».


    3   3

Словарная работа.

Игра «Кто больше запомнит».

На доске записаны восемь слов:

Карандаши, снежинка, мыши, дыши, кошка, ужи, дружит, лужи.



Дети читают хором вслух, каждый самостоятельно; затем слова закрывают, и ученики должны записать столько слов, сколько запомнят. Подводится итог: кто больше; кто запомнил порядок.




Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.


5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  Открытие нового знания.

1  3  3

Учитель снова открывает слова на доске.

– Какое слово лишнее в этом ряду слов? (Кошка.) Почему?

– Какое здесь есть опасное место? (Буква после ш.)

– Что же такое опасное место? Почему оно так называется? (Здесь можно ошибиться в написании.)

– Есть особое слово для такого опасного места – орфограмма.

– Это и будет темой сегодняшнего урока (вспомните название раздела).

– Сформулируйте цель и задачи урока:

1. Определить, что такое орфограмма.

2. Научиться находить орфограмму в словах.

3. Узнать, какие есть виды орфограмм.

4. Учиться писать слова с орфограммами.


– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

4

1. Наблюдение над словами.

– Прочитайте слова, написанные на доске:

Пружина, живёт, уши, пушистый.

– Поставьте ударение.


– Найдите и подчеркните места в словах, где возможно выбрать разные буквы для обозначения звука (или другие буквы вместо тех, которые записаны).

– Произнесите эти слова. Что вы слышите в этом месте?

– Сделайте вывод на основе наблюдений: что мы слышим и какие буквы могли бы выбрать в этом месте, если бы написание нам было неизвестно.

Вывод 1. Звук слышим один, а буквы можно выбрать разные.

Но мы выбираем какую-то одну букву – букву и, а не ы. Почему? (Есть такое правило.)

– Сделайте 2-й вывод: что помогает выбрать букву в слове?

Вывод 2. Правило нам указывает, какую букву нужно выбрать в слове.

Значит, не всегда мы пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу, выбирая только один вариант, который будет правильным.

Это и есть орфограмма. В переводе с греческого языка орфо – это «правильно». То есть орфограмма – это правильное написание.

– Прочитайте определение орфограммы в учебнике и сравните с выводами, которые вы сделали при наблюдении над словами, записанными на доске.

Вопросы на понимание и углубление материала.

– Как определить, что перед вами орфограмма? (На слух не можем сказать, какую букву писать.)

– Как она подчёркивается?

– Что вы так уже подчёркивали? (Опасное место.)

– С сегодняшнего урока мы будем использовать другое слово для названия опасного места – орфограмма.

– А что подчёркивается двумя чертами? (То, что объясняет написание, помогает применить правило.)


2. Знакомство с правописанием буквы и в буквосочетаниях жи-ши как с орфограммой.

– Спишите и найдите орфограммы:  Моржи жили в_море.

Вырабатывается алгоритм рассуждения по поиску орфограммы.

– Здесь есть орфограмма-буква безударного гласного о (моржи), так как на слух нельзя определить, какую букву выбрать, а или о; буква ударного гласного и, так как слышим другой звук [ы], буква может быть ы, а не и; жили (аналогично с предыдущим примером); дальше орфограмма-пробел, так как слышим одно слово ([вмори]), можно написать слитно; последняя орфограмма – буква гласного е (в море), так как на слух нельзя определить, какую букву выбрать: е или и.

– Подчеркните орфограммы. Как вы их подчеркнёте? (Одной чертой.)

На доске подчёркивает учитель.

– А есть ли в этих словах то, что помогает выбрать какое-то одно написание из нескольких возможных? В каких словах сразу есть подсказка? (Моржи и жили – буква ж, после ж пишется буква и.)

– Как нужно подчеркнуть то, что помогает нам выбрать, объясняет написание? (Двумя чертами.)

– Что же будет являться сигналом – будь осторожен, дальше опасность, есть орфограмма? (Шипящий звук [ж], буква ж.) Только ли ж – сигнал опасности? (Ещё ш.)

– Прочитайте рассуждение после определения орфограммы и правило написания жи-ши.

– Какая буква будет орфограммой? (Буква и.)

– Какие буквы – сигнал опасности и одновременно объяснение для написания? (ж, ш)

– Ещё раз прочитайте правило. Найдите в нём орфограмму (буква и), сигнал опасности (буквы ж и ш) и объяснение (буквосочетание жи-ши).

3. – Прочитайте статью из толкового словаря, расположенную после упр. 164.

– Что узнали нового? (Есть ещё одно понятие – орфография, у этого слова два значения: сами правила и раздел науки о языке.)


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

 3   5   3   1    

Работа по учебнику.

Упр. 165 – развивается умение образовывать слова по образцу и писать слова с орфограммой-буквой и после букв шипящих [ж, ш].

Вырабатывается алгоритм:

1) Прочитай слово и образуй другое по образцу. П. Чем отличаются эти слова? (Один предмет и много таких же предметов.)

2) Найди сигнал опасности. (Буквы ж, ш.)

3) Послушай, что слышишь? (Звук [ы].)

4) Вспомни правило, какую букву нужно писать.

5) Обозначь орфограмму и буквы, которые помогли тебе правильно написать слово.

– Выполните задание № 1, тема 13 в Рабочей тетради.

– Почему в выбранном вами ответе есть орфограмма? (Есть шипящий [ж], после которого слышим ы, а пишем и.


– Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


ΙV. Итог урока.

– Вспомните, какие были цель и задачи урока? Выполнили ли мы их?  4  4


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?





V. Домашнее задание.


Упр. 148 («Дидактический материал»).

Деятельность учеников:

 – Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.

 – Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах.

 © ООО «Баласс», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 2 класса«Что такое орфограмма? Орфографическое правило»

Конспект урока по русскому языку для 2 класса в технологии деятельностного метода....

Принцип систематизации орфографических правил по русскому языку в начальной школе

Статья посвящена принципам систематизации орфографических правил по русскому языку в начальной школе...

Стихи-иллюстраторы орфографического правила ( орфограммы) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ1-2 класс

Короткие стихи помогают усвоить  орфограмму, применяется в комплекте с  ММ плакатом (анимация)...

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Учимся применять орфографические правила"

Урок русского языка( конспект+ презентация)  по программе "Начальная школа XXI века", 2 класс. Орфографический тренинг  безошибочного написания слов с безударными гласными в корне слов, парн...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое орфограмма. Орфографическое правило. Написание слов с удвоенными согласными".

Цели: актуализировать и расширить знания учащихся о понятии «орфограмма», «орфографическое правило», тренироваться в написании слов с удвоенными согласными. Организовать учебный процесс в соответстви...

Что такое орфограмма? Орфографическое правило

Материал предназначен для учителей начальных классов....