Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Голубева Екатерина Владимировна

Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированием и КИМами по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx77.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 имени В.Д. Бубенина»

Петропавловск-Камчатского городского округа

Утверждено:                                                        Согласовано:                                         Проверено:                                                     Рассмотрено на                                    

                                                                                                                                                                                                           заседании педагогического совета

Директор школы:                                              Зам. директора по  УВР:                      Председатель МО:                                    Протокол №_____                                          

                                                                                                                                                                                                                               

________________Н.Ф. Вернергольд             _________________Е.Н. Калига           _______________А.А. Бородина            от «____» ________2011г.                                 

Рабочая программа

по  учебному курсу «Русский язык»

3 класс

(УМК «Школа России»)

на 2011-2012 учебный год

Составитель программы: учитель начальных классов

Серова Екатерина Владимировна

Петропавловск-Камчатский

2011год

Пояснительная записка

 

        Рабочая программа курса «Русский язык» составлена на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования министерства образования российской федерации, начальные классы (1 – 4).

         Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление  обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления  с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
  • обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать
    свою речь.

          Рабочая программа рассчитана на 175 часов в год, в том числе на проведение контрольных диктантов — 10 часов, контрольных списываний - 2 часа, контрольных изложений-2 часа.

Количество часов в неделю -          5.
Количество часов в 1 четверти -   46.
Количество часов во 2 четверти - 35.
Количество часов в 3 четверти -   48.
Количество часов в 4 четверти -  41.

Для реализации программного содержания используется учебник Рамзаевой  Т.Г. (Русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Т.Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2006). Учебник интересен тем, что позволяет определить уровень языкового образования, умственного и речевого развития обучающихся. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать, вырабатывается мысленное отношение к употреблению основных единиц речи.

Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Русский язык» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

  Основными разделами программы являются: «Повторение изученного во 2 классе», «Предложение. словосочетание», «Текст», «Состав слова»,  «Лексика», «Части речи», «Текст. Развитие связной речи», «Повторение изученного за год». Всего 8 тем, которые расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждого раздела имеет внутрипредметную связь. Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис». Знания и умения по темам  формируются постепенно, последовательно и  заканчиваются темой «Повторение». 

Особенностью в построении программы является то, что разделы «Лексика», «Текст. Развитие связной речи», включаются во все изучаемые темы и проводятся в течение всего учебного года.

Оценка письменных работ по русскому языку

ДИКТАНТ

Объем диктанта:

3-й класс - 1-2 четверть - 45-53 слова.

3-4 четверть - 53-73 слова.

Оценки.

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2.  Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах,
считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо
«д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1.Нарушение орфографических правил при написании слов,
включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних
букв в словах;

2.  Неправильное написание слов, не регулируемых правилами,
круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3.  Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в
соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не
считается за ошибку, если следующее предложение написано с боль
шой буквы.

Примечание

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий. «3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий. «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.

«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.

«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4 классы)

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Объем:

 2-й класс - 8-10 слов.

 3-й класс- 10-12 слов.

 4-й класс - 12-15 слов.

Оценки:

«5» -без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» -3-5 ошибок.

ИЗЛОЖЕНИЕ

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

 

Содержание тем учебного курса

3 класс (175 часов)

Повторение (18 часов)

Предложение, текст, слово – единицы речи (общее понятие). Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Слог. Правила переноса слов. Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова. Разделительный ь и  ь – показатель мягкости согласных. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт. Слова с двойными согласными. Обозначение безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов. Проверка путём изменения формы слова и подбора однокоренных.

Предложение. Словосочетание (9 часов)

Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) и по интонации (восклицательное, невосклицательное). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.

Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Текст (4 часа)

Тема и основная мысль текста. Заголовок. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, союзов и, а, но, текстовых синонимов (например: ёж, зверёк, ёжик, колючий комочек и т.п.). Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Опорные слова в тексте.

Состав слова (66 часов)

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова – корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление).

Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова (ознакомление)

Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Употребление в речи слов с приставками. Приставка и предлог (сопоставление). Разделительный ъ в словах с приставками. Сопоставление ъ и ь.

Суффикс как значимая часть слова. Наблюдение над лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов -оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-, -овн-, -евн-, -оват-, -еват- (ознакомление), -ик-, -ек- (проверка).

Сложные слова.

Лексика

(Знакомство с лексическими понятиями проводится в процессе изучения имён существительных, имён прилагательных, глаголов,  а также на уроках литературного чтения)

Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Синонимы. Антонимы. Устаревшие и новые слова (ознакомление).

Части речи (62 час)

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное, предлоги, союзы).

Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква  в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имен существительных. Изменение имен существительных по числам и падежам. Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода. Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Наблюдение за употреблением в речи.

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.

Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Умение пользоваться толковым словарём, словарём синонимов, антонимов.

Текст. Развитие связной речи

(Работа над текстом и упражнения в связной речи проводятся в процессе изучения всего программного материала по русскому языку. Специальные уроки по связной речи (изложения и сочинения) входят в количество часов изучаемых тем)

Общее понятие о видах текстов (или типах речи): повествование, описание, рассуждение – и стилях речи (разговорный, деловой, художественный).

Изложение текста-повествования по коллективно или самостоятельно составленному плану. Сочинения-повествования по серии сюжетных картинок, по картине, а также на темы, близкие учащимся (об играх, о наблюдениях за природой, об экскурсиях и т.п.), с предварительной коллективной подготовкой. Включение в текст фрагментов описаний или рассуждений. Написание короткого письма о своих делах с элементами рассуждения, описания или повествования. Составление устных текстов- рассуждений делового стиля.

Речевая этика. Устное и письменное приглашение, поздравление, просьба, извинение.

Повторение изученного за год (16 часов)

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительный ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Чистописание

(Упражнения по чистописанию проводятся на каждом уроке русского языка по 7-10 минут)

Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения в письме по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо заглавных и строчных букв и их соединений: 1) з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; 2) Г, П, Т, Р, З, Е, Ю, У, Д, Ф, К, В и др.; 3) П, п, Ч, ч, Р, р, В, в, Е, е, З, з, У, у и др. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа ол, ое, во, вл, се, од, ас, об, уе, до, св и др. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.

Слова с непроверяемым написанием

Автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, желтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овес, овощи, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, сирень, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, черный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.  

                                               

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.

К концу III класса учащиеся должны знать:

  • части слова; корень, окончание, приставку, суффикс;
  • части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
  • члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.

Учащиеся должны уметь:

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изучение орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением, безударные гласные, не проверяемые ударением, звонкие и глухие согласные, не проверяемые ударением, звонкие и глухие согласные, разделительный твердый и мягкий знак, непроизносимые согласные, мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки);
  • производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять гласные и согласные, выделять ударные и безударные слоги, определять согласные: глухие и звонкие, твердые и мягкие; определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа весна, коньки;
  • производить разбор слов по составу (выделять корень, приставку, суффикс, окончание);
  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
  • изменять имена существительные по числам;
  • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  • изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
  • изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени по родам;
  • распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
  • устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  • распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  • производить элементарный синтаксический разбор предложений (определять их вид, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам);
  • интонационно правильно произносить предложения;
  • писать изложение и сочинение в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • устанавливать связь между частями текста;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
  • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
  • составлять устный ответ-рассуждение.

Тематическое планирование.

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Коли-чество

часов

Характеристика деятельности учащихся

1

2

3

4

5

1

1.Повторение, обобщение и углубление изученного во 2 классе

(18 часов)

Входная контрольная работа.

1

  • каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты из 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;
  • делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
  • обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком (ь);
  • писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, в кличках животных;
  • писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, ча, чн, чт;
  • правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз), безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);
  • писать слова с двойными согласными типа Анна, гpynna, класс, суббота, слова с разделительным мягким знаком (ь), слова с непроверяемыми написаниями, данными в программе 2 класса;
  • писать раздельно предлоги со словами; производить звуко-буквенный разбор в словах
  • типа конь, сова, стриж;
  • правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
  • различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос ч т о?;
  • устанавливать связь слов в предложении из 3—4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;
  • составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам;
  • употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
  • определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
  • делить сплошной текст на предложения (3—4 предложения);
  • устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);
  • составлять и записывать текст из 3—5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;

2

Обобщение знаний о языке и речи.

1

3

Обобщение знаний о предложении.

1

4

Текст – единица языка и речи.

1

5-6

Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия предметов.

Распознавание слов по вопросам.

2

7

Имена собственные. Заглавная буква.

1

8

Однокоренные слова.

1

9

Звуки и буквы. Буквы Е, Ё, Ю, Я.

1

10

Слово и слог. Перенос слов.

1

11-12

Мягкий знак - показатель мягкости согласных. Разделительный Ь.

2

13

Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк.

1

14

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

1

15

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

1

16

РР. Упражнение в построении предложений.

1

17

Диктант по теме «Повторение, обобщение и углубление изученного во 2 классе».

1

18

Анализ работы над ошибками. Повторение правил написания слов.

1

19

Предложение

(9 часов)

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

1

  • устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  • распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  • производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  • интонационно правильно произносить предложения.

20

Восклицательные предложения.

1

21

Письменная передача содержания текста, точное употребление слов в предложении.

1

22

Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

1

23

Упражнение в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения.

1

24

Словосочетание.

1

25

Предложение и словосочетание.

1

26

Работа по развитию связной речи. Составление предложений из отдельных слов.

1

27

Проверочная работа по теме «Предложение».

1

28-30

Текст

(4 часа)

Анализ ошибок допущенных в проверочной работе.

Текст. Тема текста.

2

  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • устанавливать связь между частями текста;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • распознавать текст — повествование, описание, рассуждение.

31

Основная мысль текста.

1

32

Заголовок текста.

1

33

Состав слова

(13 часов)

Корень слова. Однокоренные слова.

1

  • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу;
  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;

34

Написание корня в однокоренных словах.

1

35

Понятие об окончании и его роли в речи.

1

36

Роль окончания и предлога в предложении.

1

37

Сочинение по серии картинок.

1

38

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

Общие понятия о приставке и суффиксе.

1

39

Закрепление знаний о суффиксе как значимой части слова.

1

40

Образование слов с помощью суффикса.

1

41

Образование слов с помощью суффиксов и приставок.

1

42-43

Обобщение знаний о составе слова. Упражнение в разборе по составу.

1

44

Диктант по теме «Состав слова».

1

45

Анализ ошибок допущенных в диктанте.

Структура текста. Изложение текста по вопросам. (обучающее изложение)

1

46

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне

(9 часов)

Анализ ошибок допущенных в изложении.

Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне.

1

  • правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;

- образовывать однокоренные слова.

  • - каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты из 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;
  • делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;

47

Проверка слов с парными согласными в корне.

1

48

Проверка слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

49

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

50

Обучающее изложение. (с.78,№206)

1

51

Анализ работы над ошибками допущенными в изложении. Упражнение в правильном написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

52

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

53

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

54

Контрольный диктант по теме «Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне».

1

55

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне (22 часов)

Анализ ошибок допущенных в диктанте.

Наблюдение над тем, какие гласные буквы требуют проверки и какие слова являются проверочными.

1

  • писать слова с разделительным Ъ;

-правильно писать гласные и согласные в приставках.

- правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова.

56-57

Правило проверки безударных гласных в корне.

2

58

Обобщение знаний о способах проверки безударных гласных в корне.

1

59

Упражнение в проверке безударных гласных.

1

60

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

1

61

Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

1

62

Слова с проверяемыми безударными гласными, парными глухими и звонкими согласными в корне.

1

63

Изложение повествовательно текста.

(с.97, №259)

1

64

Анализ ошибок допущенных в изложении. Закрепление знаний о предложении и написании корня слова.

1

65

Слова с безударной гласной е, проверяемой буквой ё.

1

66

Диктант по теме «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне».

1

67

Анализ ошибок допущенных в диктанте.

Проверка слов с двумя безударными гласными в корне.

1

68-69

Повторение слов с безударными гласными в корне.

2

70-71

Распознавание слов, которые различаются гласной буквой в корне.

2

72-73

Правописание слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне.

2

74

Диктант по теме «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне».

1

75

Анализ ошибок допущенных в диктанте. Упражнение в анализе и составлении текста-описания.

1

76

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

(6 часов)

Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

1

- правильно отображать на письме слова с непроизносимыми согласными в корне

77

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

1

78-79

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

2

80

Слова с непроизносимыми согласными.

1

81

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными  и согласными в корне».

1

82

Обобщение правил о правописании корня

(3 часа)

Анализ ошибок допущенных в диктанте.

Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных.

1

- распознавать части речи, их грамматические признаки.

83-84

Упражнение в написании корня слова.

2

85

Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками

(7 часов)

Приставка – значимая часть слова.

1

- показать роль приставки в слове и предлогов в речи человека.

86

Правописание приставок.

1

87

Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова.

1

88

Упражнение в написании приставок и безударных гласных в корне.

1

89

Обучающее изложение.

1

90

Правописание предлогов и приставок.

1

91

Упражнение в правописании предлогов и приставок.

1

92

Разделительный твердый знак

(5 часов)

Правила употребления Ъ.

1

- правильно отображать на письме слова с разделительным твердым знаком

93

Мягкий и твердый разделительные знаки.

1

94

Написание слов с разделительным мягким и твердым знаками.

1

95

Изложение повествовательного текста. Текст-повествование (общее понятие).

1

96

Анализ ошибок допущенных в изложении. Обобщение знаний о твердом и мягком разделительных знаках.

1

97

Части речи

(5 часов)

Понятие о частях речи.

1

  • распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
  • изменять имена существительные по числам;
  • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

98

Части речи.

1

99

Части речи и члены предложения.

1

100

Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам.

1

101

Обобщение сведений о частях речи. Составление текста по картинке и плану.

1

102

Имя существительное (19 часов)

Имя существительное.

1

  • употреблять существительные в речи.
  • изменять существительные по числам, отличать имена существительные по родам, правильно отображать на письме имена существительные с шипящим звуком на конце.
  • определять имя существительное с помощью вопроса, устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов, предлогов и окончаний.

103

Имена существительные, отвечающие на вопрос «кто?», и существительные, отвечающие на вопрос «что?».

1

104

Обучающее изложение.

(с.149, № 397)

1

105

Большая буква в именах собственных.

1

106

Род имен существительных.

1

107

Род имен существительных в единственном и во множественном числе.

1

108

Определение рода имен существительных в косвенных падежах.

1

109

Родовые окончания имен существительных.

1

110

Работа по развитию речи. Родовые окончания имен существительных.

1

111

Изменение имен существительных по числам.

1

112

Упражнение в изменении имен существительных по числам и определение рода.

1

113

Изменение имен существительных по падежам (общее понятие).

1

114

Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей.

1

115

Упражнение в определении падежа, наблюдение над ролью в предложении существительных в именительном падеже.

1

116

Упражнение в склонении имен существительных и распознавании падежей, в разборе предложений по членам.

1

117

Обучающее изложение.

(№449, с.169)

1

118

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

1

119

Упражнение в написании слов с шипящими на конце.

1

120

Диктант по теме «Имя существительное»

1

121

Имя прилагательное

(15 часов)

Анализ ошибок допущенных в диктанте.

Понятие об имени прилагательном как части речи.

1

  • изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

- употреблять имена прилагательные в речи, отличать их от других частей речи по вопросу и значению.

- правильно отображать на письме родовые окончания имен прилагательных.

122

Связь имен прилагательных с именами существительными.

1

123

Прилагательные - синонимы и прилагательные – антонимы.

1

124

Текст – описание.

1

125

Упражнение в употреблении имен прилагательных.

1

126

Изменение имен прилагательных по родам.

1

127

Изменение имен прилагательных по родам.

1

128

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

1

129

Изменение имен прилагательных по числам.

1

130

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1

131

Анализ ошибок допущенных в диктанте.

Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных.

1

132

Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных.

1

133-135

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

136

Изложение научно-познавательного текста по коллективно составленному плану.

1

137

Глагол (23 часа)

Понятие о глаголе как части речи.

1

  • писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • устанавливать связь между частями текста;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;
  • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
  • составлять устный ответ-рассуждение.
  • изменять глагол по временам (простые

случаи) и в прошедшем времени — по    

родам.

138

Роль глагола в предложении.

1

139

Глаголы – синонимы и глаголы – антонимы.

1

140

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.

1

141

Текст-рассуждение.

1

142

Изменение глаголов по числам.

1

143

Упражнение в определении числа глагола и в изменении глаголов по числам.

1

144

Обучающее изложение.

(с.207, №555)

1

145

Анализ ошибок допущенных в изложении.

Понятие о временных формах глагола.

1

146

Упражнение в определении времени глагола.

1

147

Неопределенная форма глагола.

1

148

Речевой этикет. составление приглашения.

1

149

Изменение глаголов по временам.

1

150

Обучающее изложение. (217, № 578)

1

151

Анализ ошибок допущенных в изложении.

Наблюдение над изменением по родам глаголов в прошедшем времени.

1

152

Употребление глаголов в прошедшем времени. правописание глаголов с приставками.

1

153

Употребление и правописание частицы не с глаголами.

1

154-155

Упражнение в написании глаголов с частицей не.

2

156

Повторение правил о написании корня и окончаний.

1

157

Обобщение знаний о глаголе. Работа над текстами о Дне Победы.

1

158

Диктант по теме «Глагол».

1

159

Анализ ошибок допущенных в диктанте по теме «Глагол».

Изложение повествовательного текста.

( с.229, № 609)

1

160-161

Повторение в конце учебного года

(16 часов)

Обобщение знаний о предложении. Обобщение знаний о тексте.

2

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • наблюдениям;
  • составлять устный ответ-рассуждение.

162

Контрольное списывание.

1

163

Обобщение правил о написании корня.

1

164-165

Правописание приставок. Твердый и мягкий разделительные знаки.

2

166-167

Упражнение в написании корня слова.

2

168

Контрольный диктант.

1

169

Состав слова.

1

170

Повторение сведений о частях речи.

1

171-172

Обобщение сведений о правописание родовых окончаний имен существительных.

2

173-174

Обобщение сведений о правописание родовых окончаний имен прилагательных.

2

175

Обобщение сведений о правописание частицы не с глаголами.

1

Перечень учебно-методического обеспечения.

Класс

Учебники

(автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для

 контроля

1

2

3

4

3

Русский язык

3 класс в 2-х ч.

Т.Г.Рамзаева

1. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова  Календарно-тематическое планирование для начальной школы. М.: «Астрель», 2007г.

2. О.И. Дмитриева, Е.П. Фефилова Поурочные разработки. М.: «ВАКО» 2007г.

1.Электронные демонстрацион-

ные таблицы по русскому языку

2.Электронный дидактический и раздаточный материал по русскому языку   3 кл.

3. Презентации

Диктанты

Список литературы.

Для учителя

  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 1. Т. Г. Рамзаева. Русский язык / Сост. Сборника программ Т. В. Игнатьева, Л. А. Вохмянина. – М.: Просвещение, 2002.
  • Рамзаева Т. Г. Русский язык. 3 кл. В 2 ч.: учеб. / Т. Г. Рамзаева. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
  • Кувашова Н. Г. Русский язык. 3 класс: Поурочные планы. I и II полугодие (по учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс») для четырёхлетней начальной школы. – Волгоград: Учитель, 2003.
  • Босая О. И. Русский язык. 3 класс: Поурочные планы . I и II полугодие (по учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 2 класс» для четырёхлетней начальной школы. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002.
  • Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. Книга 1, 2: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 256 с.: ил.
  • Нефёдова Е. А., Узорова О. В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы/ Уроки русского языка. 3 класс. – К.: ГИППВ, 1998, 272с.
  • Мельникова И. И. Развитие речи. Дети 7-10 лет / Художник Афоничева Е. А. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  • Николаенкова Е. И. Я иду на урок в начальную школу: Тесты по русскому языку. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
  • Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учеб. пособие / Автор-составитель В. П. Шульгина. (Серия «школа радости). – Ростов н/Д: феникс, 2001.
  • Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996.
  • Тикунова Л. И., Канакина В. П.  Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя нач. шк. – М.: Просвещение, 2001.
  • Бетенькова Н. М. Орфография без правил. – Москва, 1996.
  • Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку, 1 – 4 класс: / Пособие для начальной школы. – К.: ГИППВ, 1997.
  • Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Русский язык. Правила и упражнения. 1-5 класс: / Пособие для начальной и средней школы. – К.: ГИППВ, 1998.
  • Узорова О. В. 500 контрольных диктантов по русскому языку: / Пособие для начальной школы. – М.: «Аквариум», К.: ГИППВ, 1998.
  • 250 лучших диктантов по русскому языку для начальных классов / Авт.-сост. И. А. Гимпель. – Мн.: ООО «Юнипресс», 1999. – 128 с. – (Серия «Всё для школы»).
  • Журжина Ш. В., Костромина Н. В. Дидактический материал по русскому языку: 3 кл.: Пособие для учащихся четырёхлет. нач. шк. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1992.
  • Круковер В. Весёлые уроки: Русский язык. Универсальная рабочая тетрадь для учащихся средней школы. Первое и второе полугодие – СПб. РЕСПЕКС, 1995. – 80 с.
  • Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Практическое пособие по развитию речи. – К.: ГИПП, 1997, 272 с.
  • Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Диктанты и изложения по русскому языку, 1-3 классы: / Пособие для начальной школы. – К.: ГИПП, 1997, 272 с.
  • Узорова О. В. Обучающие и познавательные диктанты по русскому языку, 1 – 3 классы: / Пособие для начальной школы. – М.: ЗАО «Премьера», ООО «Издательство АСТ», 2000. – 272 с.
  • Ратникова И. Э. Тесты по русскому языку для 1 – 3 классов – Мн.: ООО «Юнипресс», 2001 – 144 с. – (Всё для школы).
  • Сборник упражнений и тестов по развитию речи для начальных классов / Авт.-сост. Е. С. Грабчикова. – Мн.: ООО «Юнипресс», 2002. – 192 с. – (Серия «Всё для школы»).
  • Воробьёва В. И. Сочинения по картинам в начальных классах / В. И. Воробьёва, С. К. Тивикова. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 222 с.: ил. – (Библиотека учителя).
  • Тренинговые карточки по русскому языку для начальной школы. 1 – 4 классы / Авт.-сост. Н. В. Набойщикова. – Волгоград: Учитель, 2003. – 93 с.
  • Русский язык. 3 класс: Тесты. Дидактические материалы / М. Г. Ракитина. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с. – (Экспресс-проверка знаний).
  • Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Слова с Ь и Ъ. – Екатеринбург: Литур, 2007.
  • Большой сборник диктантов по русскому языку: с правилами и объяснениями всех тем курса начальной школы: 1 – 4-й кл. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  • В. В. Репкин. Учебный словарь русского языка. Учебное пособие для 2 – 5 классов (Программа развивающего обучения). – Харьков – Москва – Томск.: ИНФОЛАЙН, 1993.
  • Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. – М.: Издательство «ГИС». 1994. – 208 с.
  • Леонович Е. Н. Учимся правильно говорить и писать: Лексико-орфографический словарь-минимум для начальной школы: 2-е изд., перераб. / Под ред. М. Р. Львова. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 64 с.
  • Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997.
  • Интегрированный подход в обучении младших школьников: пособие для учителя / Н. М. Белянкова. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с. – (Библиотека учителя).
  • Королёва Е. В. Предметные олимпиады в начальной школе: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2008. – 68 с. (Метод. биб-ка).
  • Школьные олимпиады для начальных классов / О. А. Ефремушкина. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 186, [2] с.: ил. – (Здравствуй, школа!).
  • Личностно-ориентированный подход в работе педагога / Под. ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Электронные ресурсы:
  • Русский язык. 2 класс [Электронный ресурс]: программно-методический комплекс. – Минск: ИНИС – СОФТ. – М.: Хронобус, 2004. – (Семейный наставник). – 1 электронный оптич. диск (CD-ROM).

Для учащихся

  • Рамзаева Т. Г. Русский язык: учеб. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк.- 3-е изд.- М.: Дрофа, 2007.
  •  Родничок. Таблицы и правила по русскому языку и математике. 1-4 класс. – Тула: «Арктоус», 2000-2007.
  • Грамматика русского языка (в таблицах). / Сост. Василенко М. В.. Лагутина Е. В. – М.: ООО «Издат – Школа», 2000-2007.
  • Леонович Е. Н. Толковый словарь: Учебное пособие для 1-5 классов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000-2005.
  • В. В. Репкин. Учебный словарь русского языка. Учебное пособие для 2 – 5 классов (Программа развивающего обучения). – Харьков – Москва – Томск.: ИНФОЛАЙН, 1993.
  • Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. – М.: Издательство «ГИС». 1994. – 208 с.

Леонович Е. Н. Учимся правильно говорить и писать: Лексико-орфографический словарь-минимум для начальной школы: 2-е изд., перераб. / Под ред. М. Р. Львова. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 64 с.


Приложение.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

(контрольно-измерительные)

I четверть

  1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
  2. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ (входной)

Ворона, капуста, лопата, мороз, петух, ребята, собака, тарелка, хорошо, язык.

     

 3. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ С ЗАДАНИЕМ.

Румяной зарёю покрылся в..сток. Сев..р планеты пусть встретится с Югом, Запад - с В..стоком, а дети – друг с другом. Весь этот шумный весёлый народ пусть соберётся в один хоровод. На сев..ре диком стоит одиноко на горной вершине сосна. Мой друг более десяти лет живёт в таёжном сев..рном посёлке Хатанга и вполне считает себя сев..рянином. Раскинулась моя страна от с..вера до юга: когда в одном краю весна, в другом снега и вьюга.

    Задание:

1.Спишите, вставьте пропущенные буквы.

2. Выпишите однокоренные слова к слову север, обозначьте корень.

3. Найдите в тексте слова шумный, весёлый, северном, разберите их по составу.

4. Подчеркните главные члены Iв. - в первом предложении; IIв.- в четвертом предложении.

5. Выпишите Iв.- 3-4 слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, подчеркните орфограммы; IIв.- 3-4 слова с парными согласными в корне, подчеркните орфограммы.

     

  1. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ (за I четверть).

Родина, растение, ягода, овощи, квартира, учитель, русский, язык, город, деревня.

  1. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА  I  ЧЕТВЕРТЬ.

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

                  Грамматическое задание:

1.Разобрать по частям речи и по членам Iв.- первое предложение; IIв.- второе предложение.

2. Выписать 3-4 слова с парными согласными в корне, рядом написать проверочные слова.

3. Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

4. Разобрать по составу слова Iв.- осенний, саду; IIв.- весенний, дожди.

II четверть

1.ИЗЛОЖЕНИЕ.

На льду.

Река была покрыта блестящим льдом, точно зеркалом. На лед выбежал мальчишка и лихо прокатился на ногах. За смельчаком стали бежать и другие.

Но вот один мальчик упал. На него упали остальные. Лед не выдержал. Он треснул. Мальчики очутились по горло в воде. Они громко кричали.

По берегу бегали люди. Появились доски, веревки. По льду с веревкой в зубах ползли рабочие. Мальчики ухватились за веревку. Ребята были спасены.

2.СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ (за II четверть).

Картофель, капуста, огород, малина, север, ноябрь, мороз, комната, квартира, трактор, пейзаж, портрет.

   

     3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОЛУГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

Снеговик.

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой.

Выбежала группа ребят на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

                  Грамматическое задание:

1.  Подчеркнуть главные члены Iв. – в первом предложении; IIв.- во втором предложении.

2.  Разобрать по составу слова Iв. – зимний, шубки; IIв.- белые, морковки.

3. Выписать из текста 2 слова с проверяемым безударным гласным в корне. Подобрать к ним проверочные слова.

III четверть.

1.КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ С ЗАДАНИЕМ.

    Ж..вёт в л..су белочка. Гн..здо у неё на с..сне. З..мой белка свернётся клуб..ком в своём тёплом гнёздышке. Не страшны ей никакие лютые м..розы. Осенью переменила она воё рыженькое п..льто на серую шу..ку. Наготовила хл..потунья запасов на всю долгую зиму, ут..плила свой домик. Ещё летом белочка нач.ла сушить гр..бы.

    Задание:

1.Спишите, вставьте пропущенные буквы.

2. Озаглавьте текст.

3. Выпишите из текста 3 существительных с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Рядом напишите проверочные слова.

4. Разберите по составу слова: Iв.- гнёздышко, шубка;IIв.- сахарный, грибки

5. Сделайте фонетический разбор слова Iв.- мороз; IIв.- мёд.

2.СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ (IIIчетверть).

Трамвай, топор, кровать, одежда, яблоко, лестница, праздник, восток, класс, группа, аллея, север.

  1. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ.

В селе.

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка - ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам предложения и частям речи пятое предложение.
  2. Написать пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
  3. Разобрать слова по составу Iв.- рыбка, перелески;IIв.- лесною, заморозки.
  4. Сделать фонетический разбор слова Iв.- глушь; IIв.- рожь.

IV четверть.

   

  1. ИЗЛОЖЕНИЕ.

Весенняя песня.

После долгого ненастья выдались яркие дни. Кругом чистое небо и сверкающий снег. Мы стоим на остановке, ждем трамвай. Далеко тянется аллея берез.

Вдруг раздалась самая настоящая весенняя песня. Разве зимой поют весенние песни? Стоит середина января!
Это пела большая синица. В редкие солнечные дни или в зимнюю оттепель синица может так петь. Люди улыбались. Настроение было хорошее.

     2. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ (за год).

Тетрадь, язык, север, рисунок, народ, одежда, кровать, квартира, дежурный, берёза, восток, урожай.

 

   3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА ГОД.

Береги птиц

В солнечное утро у пруда закуковала кукушка.

Деревья ещё не просохли от утренней росы. Откуковала кукушка. И вот весь сад засвистел, зашумел листьями.

Божьи коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнёзда.

В эти дни постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птиц с гнезда. Погибнут от голода птенцы.

Грамматические задания:

  1. Подберите однокоренные слова:

Iв.: утро, кукушка.

IIв.: роса, работа.

  1. Разобрать слова по составу: засвистел, жаркая, листьями.
  2. Первое предложение разберите по частям речи и членам предложения.
  3. В последнем предложении укажите род, число, падеж имён существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку "Школа России"

данная авторская программаразработана на основе программы   по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК»  УЧЕБНИК  «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ  ...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл

Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс

Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) для учащихся 1 класса

Рабочая программа дана в полном объеме с пояснительной запиской и поурочной характеристикой деятельности учащихся в соответствии с ФГОС...