Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Голубева Екатерина Владимировна

Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx106.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 имени В.Д. Бубенина»

Петропавловск-Камчатского городского округа

                                          Утверждено:                                                        Согласовано:                                         Проверено:                                                    

                                                                                                                                                                                                           

                                        Директор школы:                                              Зам. директора по  УВР:                      Председатель МО:                                    

                                                                                                                                                                                                                               

                                          ________________Н.Ф. Вернергольд             _________________Е.Н. Калига           _______________А.А. Бородина                                          

Рабочая программа

по  учебному курсу «Русский язык»

4 класс

(УМК «Школа России»)

на 2012-2012 учебный год

Составитель программы: учитель начальных классов

Серова Екатерина Владимировна

Петропавловск-Камчатский

2012год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» составлена на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования министерства образования российской федерации, начальные классы (1 – 4).

Рабочая программа 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по государственной программе Т.Г. Рамзаевой из расчета  5 часов в неделю, 175часов в год. 

         Основными разделами программы являются темы: «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя существительное»,  «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Всего 8 тем, которые расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждой темы имеет внутрипредметную связь.

         Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление  обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления  с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
  • обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать
    свою речь.

        Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным  литературным образованием и обучением чтению.

Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом  курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.

             Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

        Преобладание работы над письменной речью (её развитие  у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.

         Основные содержательные линии.

Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями и определены стандартом начального общего образования.

В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.

Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам  формируются постепенно, последовательно и  заканчиваются темой «Повторение».  Кроме основных разделов программы отводятс17 часов на развитие речи обучающихся.

        В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

1.Учебник  Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс  - Ч. 1, 2. –М.: Просвещение 2009

2 . Рамзаева Т.Г. Русский язык Рабочая тетрадь 4  класс – Ч.1, 2. –М.: Просвещение 2009

3. Рамзаева Т.Г. Русский язык  Методическое пособие 4  класс – М.: Просвещение 2009

4. «Школа  России» Концепция и программы для начальных классов – М.: Просвещение 2008

Содержание курса

Раздел

Название разделов

Кол – во часов

1

Повторение изученного в 3 классе

23

2

Однородные члены предложения

11

3

Текст

4

4

Имя существительное

45

5

Имя прилагательное

34

6

Местоимение

7

7

Глагол

38

8

Повторение в конце учебного года

13

                                                                 Всего:

175

Формы организации учебного контроля ЗУН.

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у школьников 4 класса элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

 Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи - карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры. Для организации учебно-позновательной деятельности обучающихся на уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, модульное и проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.

  В данной программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды проверок (диктанты,  взаимодиктант, тесты, работа по карточкам, зачеты, сочинения, изложения).

ПЕРИОД

ВИД КОНТРОЛЯ

КОЛ-ВО РАБОТ

I четверть

Контрольный диктант

3

Словарный диктант

5

Сочинение

1

Изложение

2

II четверть

Контрольный диктант

3

Словарный диктант

5

Сочинение

Изложение

2

III четверть

Контрольный диктант

3

Словарный диктант

6

Контрольное списывание

1

Изложение

3

Сочинение

2

IV четверть

Контрольный диктант

3

Словарный диктант

5

Сочинение

2

Изложение

3

Итого:

Контрольный диктант

12

Словарный диктант

21

Сочинение

5

Изложение

10

Контрольное списывание

1


Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся 4 класса по русскому языку

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  1. Нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса;
  3. Отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  4. Наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  5. Существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  6. Отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте;
  7. Употребление слов в несвойственном им значении ( в изложении)

            Недочёты

  1. Отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
  2. Отсутствие «красной строки»;
  3. Неправильное написание одного слова ( при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;
  4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Диктанты

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.  

 Ошибкой в диктанте следует считать:

•     нарушение правил орфографии при написании слов;

•     пропуск и искажение букв в словах;

•     замену слов;

•  отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

•    ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

•   единичный  пропуск точки  в конце предложения, если  первое слово следующего    

    предложения  записано с заглавной буквы;

    •     единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

   За одну ошибку в диктанте считаются:

    •     два исправления;

    •     две пунктуационные ошибки;

    •     повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

     •     повторение одной и той же буквы в слове;

     •     недописанное слово;

     •    перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

     •    дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматические задания

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее   3/4  заданий.

Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Изложения и сочинения

Оценка "5" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность: 

-    нет орфографических и пунктуационных ошибок;

-         допускается 1 --2 исправления.

Оценка "4" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

-         имеются отдельные фактические и речевые неточности;

-         допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

-                   две орфографические и одна пунктуационная ошибки.

Оценка "3" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению: 

-         допущены отклонения от авторского текста;

-         отклонение от темы;

-         допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

-         беден словарь;

-         имеются речевые неточности;

-         допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;

б) грамотность: 

-                   3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

 Оценка "2" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         работа не соответствует теме;

-         имеются значительные отступления от авторской темы;

-         много фактических неточностей;

-         нарушена последовательность изложения мыслей;

-         во всех частях работы отсутствует связь между ними;

-         словарь беден;

-         более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность: 

-                   более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

 

Контрольное списывание

Оценка "5" ставится:

-         нет ошибок и исправлений;

-         работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

 Оценка "4" ставится:

-   имеется 1 ошибка и одно исправление.

 Оценка "3" ставится:

-         имеется 3 ошибки и одно исправление.

 Оценка "2" ставится:

-  имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.

                                        Словарные диктанты

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – 1 ошибка и 1 исправление.

«3» – 2 ошибки и 1 исправление.

«2» – 3 и более ошибок.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся,

обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе:

    К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  • признаки простого и сложного предложения;
  • признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
  • признаки однородных членов предложения;
  • лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
  • признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
  • признаки 1 и 2 спряжения глаголов.

Обучающиеся должны различать и сравнивать:

  • простое и сложное предложение;
  • главные и второстепенные члены предложения;
  • лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
  • типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.

            Обучающиеся должны уметь:

  • производить синтаксический разбор предложения;
  • расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
  • устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
  • разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
  • безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
  • правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.               

Требования к уровню подготовки выпускника.

В результате изучения русского языка обучающиеся должны

             знать:

•    значимые части слова;

•    признаки изученных частей речи;

•    типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

             уметь:

•    анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;

•    различать произношение и написание слов;

•    находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

•   без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;

•   создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

•   соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
  • изменять имена существительные по числам;

   •        склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

  • изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;
  • изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;
  • распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
  • устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  • распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  • производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  • интонационно правильно произносить предложения;

• писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • устанавливать связь между частями текста;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;

     • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

• составлять устный ответ - рассуждение.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

   •   адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

   •   работы со словарем (алфавит);

   •   соблюдения орфоэпических норм;

   •   создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

    •   овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу)


Учебно-тематический план базового курса  «Русский язык»  в 4 классе.

Повторение изученного в 3 классе (23 ч)

  • Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.
  • Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст  повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.
  • Звуки и буквы. Слог. Ударение. 
  • Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание  значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ (сопоставление).
  • Части речи. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов  прошедшем времени). 
  • Ь после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы что  делаешь?   что   сделаешь?

Обучающиеся должны знать:

  • части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
  • члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
  • слова с непроверяемыми написаниями.

Обучающиеся должны уметь:

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

подбирать однокоренные слова разных частей речи;

  • распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
  • изменять имена существительные по числам;
  • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  • изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
  • изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
  • распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
  • устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  • распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  • производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  • интонационно правильно произносить предложения;
  • писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • устанавливать связь между частями текста;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;
  • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
  • составлять устный ответ-рассуждение.

Однородные члены предложения (11ч)

  • Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). 
  • Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях.

Обучающиеся должны знать:

  • признаки однородных членов предложения;

Обучающиеся должны уметь:

  • производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

  • безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с необходимыми знаками препинания между однородными членами.

Текст (4 ч)

  • Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста;
  • распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение — и использовать их в речи.

Имя существительное (45ч)

  • Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.
  • Три типа склонения имен существительных.
  • Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п. Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок

Обучающиеся должны знать:

  • определение имени существительного и его признаки (род, склонение, число, падеж);

Обучающиеся должны уметь:

  • склонять имена существительные в единственном и во множественном числе;
  • определять падеж имени существительного;
  • безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой безударные падежные окончания имен существительных;
  • правильно потреблять в речи предлоги с именами существительными в разных падежах;
  • производить разбор слова как части речи: начальная форма,  род, склонение, падеж, число имени существительного, его роль в предложении.

Имя прилагательное (34 ч)

  • Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении.
  • Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).
  • Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).
  • Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

Обучающиеся должны знать:

  • определение имени прилагательного и его грамматические признаки (род, число, падеж);

Обучающиеся должны уметь:

  • склонять имя прилагательное в единственном и множественном числе;
  • безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммой падежные окончания имен прилагательных, безударные личные окончания;
  • производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, падеж, число имени прилагательного, его роль в предложении.

Местоимение (7 ч)

  • Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).
  • Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Обучающиеся должны знать:

  • определение местоимения и его признаки;

Обучающиеся должны уметь:

  • находить местоимения в предложениях;
  • склонять местоимения в единственном и во множественном числе;
  • определять падеж местоимения;
  • безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой раздельное написание предлогов с местоимениями;
  • правильно потреблять в речи местоимения в разных падежах;
  • использовать личные местоимения как средства связи предложений в тексте.

Глагол (38 ч)

  • Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.
  • Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной.
  • Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.
  • Правописание безударных личных окончании глаголов.
  • Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений.
  • Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать  слышал, увидеть  увидел.
  • Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме  с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться).

Обучающиеся должны знать:

  • определение глагола и его грамматические признаки (спряжение, время, лицо, число);

глаголы-исключения

Обучающиеся должны уметь:

  • отличать неопределенную форму глагола от временных форм;

спрягать глаголы;

  • безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммами родовые окончания глагола, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
  • производить разбор слова как части речи: начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола, его роль в предложении.

Повторение в конце учебного года (13 ч)

  • Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.

тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

Оснащение

Словарная работа

Повторение изученного в 3 классе  (23ч.)

1.

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания.

Повторение изученного

Повторить знания о типах предложений по цели высказывания, по интонации

расставлять знаки препинания.

таблица

Москва, Красная площадь, столица.

2.

Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные  члены предложения

Главные и второстепенные члены предложения. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

различать главные и второстепенные члены предложения

Фронтальный опрос

Таблица, презентация

одиннадцать

3.

Связи в предложении. Словосочетание.

Комбинированный

Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Установление связи слов в предложении. Главное и зависимое слово в словосочетании

применять изученные правила по орфографии и пунктуации

Текущий

Презентация, карточки

4.

Р.р. Текст. Виды текстов.

Повествовательный, описательный тексты и текст-рассуждение.

находить главные и второстепенные члены предложения, выписывать словосочетания.

Тест

Презентация,

5.

Звуки, буквы. Алфавит. Слоги.

Звуко-буквенный состав слова. Ударный слог в словах. Правописание словарных слов.

Тест

Таблица, тест

Дорога, библиотека

6.

Р.р. Сочинение по рисунку и опорным словам

Опорные слова и рисунок.

правильно строить предложения,  передающие содержание рисунка.

презентация

7.

Работа над ошибками. Однокоренные слова. Корень слова.

Обобщающий

Части речи. Морфемный состав слова.

писать родственные и однокоренные слова.

Текущий

Таблица, схема-опора

аллея

8.

Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова.

Роль каждой значимой части слова. Анализ слова.

Алгоритм разбора слова

9.

Правописание гласных и согласных в корне слов.

повторения

Написание и проверка слов с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне.

применять знания на практике.

Текущий

Словарный диктант

Прекрасный, здравствуйте

10.

Упражнение в правописание гласных и согласных в корне слов.

Жёлтый, здесь

11.

Упражнение в написании корня слов

тест

Коллектив, пассажир

12.

Упражнение в написании слов с двойными и непроизносимыми согласными.

13.

Приставки и предлоги. Правописание приставок.

Повторения

Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов. Употребление их в речи.

текущий

презентация

Тест

14.

Разделительные твёрдые и мягкие знаки.

Употребление в словах разделительных Ъ и Ь знаков. Их отличие.

презентация

15.

Контрольный диктант

контроля

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант (текст 75-80 слов) с грамматическим заданием

16.

Р.р.     Структура повествовательного текста. Красная строка. Изложение зрительно восприня-того текста по само-стоятельно составлен-ному плану.

Практический

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

выделять основные части текста.

Текущий

Упр.44,стр. 25

17.

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Состав слова.

Повторения

Морфемный состав слова. Роль каждой значимой части слова. Анализ слова. Части речи.

писать родственные и однокоренные слова.

Тест

18.

Части речи (сопоставление). Род имён существите-льных.

 Общие сведения о сущ., прилаг., глаголах. Распознавание частей речи.

Определять род им сущ.

определять род, писать родовые окончания сущ-х.

Текущий

презентация

хозяйство

19.

Склонение имён существительных.

Склонение имен сущ-х. Разбор слова по составу.

склонять имена существительные

Словарный диктант

20

Имя прилагательное.

повторения

Признаки имен прилагательных. Изменение прилагательных по родам.

текущий

Презентация

Народ, назад

21

Глагол как часть речи

Признаки глагола как части речи. Время  глагола. Окончание глаголов в прошедшем времени.

.

Презентация

Потом, вчера, автомобиль

22

Контрольный диктант по теме: «Повторение».

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

применять изученные правила орфографии и пунктуации

диктант

23

Работа над ошибками. Повторение сведений о глаголе.

Комбинированный

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Текущий

Тест

потом

Однородные члены предложении (11 часов)

24

Однородные члены предложения. (общее понятие)

Изучение нового

 Особенности однородных членов предложения.

расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

соблюдать изученные нормы орфографии

Текущий

презентация

комбайн

25.

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.

Однородные члены предложения.

26.

Р.р.  Изложение по коллективно составленному плану. «Купание медвежат»

Практический

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Текущий

Упр.82, стр. 43.

27.

Связь однородных членов предложения без союзов и с помощью союзов. Запятая между однородными членами

Изучение нового

Однородные члены предложения.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами.

расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

соблюдать изученные нормы орфографии

Презентация, таблицы

28.

Знаки препинания в  предложениях с однородными членами соединённые без союзов или  союзом и.

Комбинированный

Однородные члены предложения.

Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи

соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Текущий

Карточки, таблица

29.

Предложения с однородными членами, соединёные союзами  а, но.

Предложения с однородными членами предложения. Разбор предложения по членам предложения.

расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

соблюдать изученные нормы орфографии

презентация

30.

Упражнение  в правильном построении предложений с однородными членами.

Построение предложений с однородными членами предложений. Употребление в речи предложений с однородными членами предложений.

Текущий

Словарный диктант (безударные гласные в корне)

31-32

Обобщение знаний об однородных членах предложениях.

Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи

расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами

Текущий

Презентация,

карточки

33.

Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения»

Контр.

  писать под диктовку текст с  изученными орфограммами

34.

Анализ  диктанта. Закрепление по теме: «Однородные члены предложения».

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Текущий

карточки

Текст. (4 ч.)

35.

Текст и основная мысль текста.

Комбинированный

Сопоставление темы и основной мысли текста.

определять тему и основную мысль текста. Составлять текст по теме, опираясь на основную мысль.

Текущий

презентация

36.

Заголовок текста.

Озаглавливание текста. Анализ содержания текста по опорным словам. Построение простых и сложных предложений.

определять тему и основную мысль текста. Составлять текст по теме, опираясь на основную мысль.

карточки

37.

План текста.

Деление текста на смысловые части. Составление плана.

38.

Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану.

практический

Составление плана текста с опорой на тему и основную мысль. Изложение содержания прочитанного текста

создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Упр.107, стр. 58

Имя существительное (45часов)

  39.

Работа над ошибками в изложении. Склонение имён существительных.

Комбинированный

Изменение существительных по числам и падежам

определять падеж имен существительных, выполнять работу над ошибками

Текущий

презентация

 40.

Упражнения в склонении имён существительных и  в распознавании падежа.

Комбинированный

Изменение существительных по падежам.

определять падеж имен существительных

презентация Письмо под диктовку.

41.

Распознавание падежей имен сущес-твительных. Несклоняемые имена существительные.

Изменение существительных по числам и падежам Несклоняемые имена существительные.

Текущий

карточки

шоссе

42.

Именительный падеж имён существитель-ных.

Особенности имен сущ-х в именительном падеже. Приёмы распознавания падежей.

презентация

самолет

43.

Родительный падеж имён существитель-ных.

Основное значение Р.п., предлоги и вопросы. Приёмы распознавания падежей.

Текущий

карточки

44.

Дательный падеж имён существитель-ных.

Особенности имен сущ-х в дательном падеже. Приёмы распознавания падежей.

карточки

45.

Винительный падеж имён существитель-ных.

Комбинированный

Особенности имен сущ-х в винительном падеже. Приёмы распознавания падежей.

Текущий

Словарный диктант

жилище

46-47.

Творительный падеж имён существитель-ных.

Комбинированный

Особенности имен сущ-х в творительном падеже. Приёмы распознавания падежей.

Текущий

презентация

агроном

48.

Р.р. Составление текста по серии иллюстраций

49.

Работа над ошибками. Закрепление знаний о творительном падеже имен существитель-ных.

Комбинированный

Изменение имен существительных по падежам и числам. Предлоги, их роль в речи. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений

находить способы проверки написания слов, выполнять работу над ошибками

карточки

50.

Предложный падеж имён существитель -ных.

Особенности имен сущ-х в предложном  падеже. Приёмы распознавания падежей.

Текущий

карточки

51.

Повторение сведений о падежах существительных.

52.

Распознавание именительного и винительного  падежей.

Изменение существительных по числам и падежам. Различие падежей по совокупности их признаков.

Текущий

презентация

гореть

53.

Распознавание винительного и предложного падежей.

карточки

54.

Контрольный диктант по теме «Склонение и имён существительных»

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Текущий

55.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний о падежах имён существительных

Ком-ный

Различие падежей по совокупности их признаков. Падежи. Склонение имен сущ-х.

применять полученные знания на практике.

Текущий

презентация

56.

Три склонения имён  существительных в единственном числе.

Изучение нового

Различение  первого, второго, третьего склонения имен существительных

определять склонение имен существительных

карточки

57.

Упражнение в определении склонений имён существительных.

Закрепление

Распознавание склонений сущ-х по роду и окончанию в именительном падеже.

Текущий

презентация

58.

Р.р. Структура повествовательного текста. Изложение по коллективно составленному плану.

Деление текста на части. Озаглавливание частей. Выделение и формулирование главной мысли.

создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Упр.163, стр.86

59.

Упражнения в распознавании типа склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах.

Изучение нового

Склонение имени сущ-го, если оно стоит не в именительном падеже.

определять склонение имен существительных

карточки

60.

Ударные и безударные окончания имён существительных в единственном числе.

Правописание безударных и ударных падежных окончаний  имен существительных 1 скл.

распознавать тип склонения  имен существительных

презентация

горизонт

61.

Проверка безударных падежных окончаний им. сущ. 1,2, 3-го склонения.  

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных на
-мя, -ий, -ья, -ье, -ия,
-ов, -ин
)

находить способы проверки написания слов с безударными падежными окончаниями имен существительных

Текущий

Текущий

карточки

62.

Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже.

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в родительном падеже. Изменение имен существительных по падежам и числам

находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном падеже.

Словарный диктант

около

63.

Р.р.  Повествовательный текст с элементами описания. Изложение текста-повествования.

Практический

Выделение в тексте существенного и точная передача содержания.

соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при написании текста

Текущий

Изложение

Упр.191, стр. 99 -100

64.

Работа над ошибками. Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже.

Комбинированный

Анализ допущенных ошибок в изложении. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в родительном падеже.

находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями им. сущ. в родительном падеже

Текущий

Презентация

таблица

Календарь, берег

65.

Правописание безударных окончаний сущ. в дательном падеже.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в  дательном падеже. Изменение имен существитель ных по падежам и числам.

находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в дательном падеже.

карточки

66.

Правописание безударных окончаний существительных в  родительном и дательном падежах.

Изучение нового

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения. Изменение имен существительных по падежам и числам.

находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном, дательном падежах

Текущий

презентация

67.

Сравнение окончаний сущ. 1-го и 3-го склонения  в родительном и дательном падежах.

Родительный и дательный падеж сущ-х 1-го и 3-го скл. Правописание окончаний сущ-х в родительном и дательном падежах.

карточки

68.

Контрольный  диктант по теме: «Правописание окончаний сущестивтельных».

Контроль

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант

69.

Родительный и винительный падежи имён существительных 1-го и 2-го склонений. Работа над ошибками.

Комбинированный

Различие родительного и винительного падежей по окончаниям и предлогам. Способы постановки при распознавании падежа сущ-х 2-го скл. без предлога.

различать типы склонения имен существительных
(1, 2, 3-е); правильно писать окончания имен существительных в винительном падеже, употреблять предлоги
про, через, сквозь

Текущий

карточки

издалека

700.

Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже.

Изучение нового

Правописание имен существительных в творительном падеже.

писать окончания имен существительных в творительном падеже.

презентация

71.

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже

Особенности употребления имен существительных в предложном падеже, правописание окончаний.

находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в предложном падеже. 

карточки

72.

 Упражнение в правописании безударных окончаний существительных в предложном падеже

комбинированный

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Последовательность действий при написании окончаний.

Теку щий

Тест

шестнадцать

73.

Р.р.  Сочинение по картине Пластова «Первый снег»

Отличия письменной речи от устной. Составление плана текста и его написание. 

находить способы проверки написания слов.

презентация

74.

Работа над ошибками Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Изменение имен существительных по падежам и числам. Правописание безударных падежных окончаний  имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения

находить способы проверки написания слов; соблюдать изученные нормы

орфографии и пунктуации

Текущий

карточки

75.

Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Различие падежей по совокупности признаков. Правописание падежных окончаний имён сущ-х

Теку щий

карточки

адрес

76.

Упражнение в правописании окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Изменение имен существительных по падежам и числам.

карточки

вокзал

77.

Множественное число имён  существительных. Именительный падеж множественного числа.

Склонение имен сущ-х во мн.ч. Особенности окончаний имен сущ-х в именительном падеже мн.ч.

анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных

Текущий

презентация

троллейбус

78.

Именительный и винительный падежи им. сущ. во множественном числе.

комбинированный

Употребление сущ-х во мн.ч., распознавание именительного и винительного падежей.

Словарный диктант

Инженер, директор

79.

Родительный падеж имён существительных множественного числа.

Особенности окончаний имен сущ-х в родительном падеже мн.ч.

Текущий

презентация

килограмм

80.

Упражнение в правильном употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.

Распознавание родительного и винительного падежей.

распознавать родительный и винительный падежи.

Текущий

карточки

восемь

81.

Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе.

Особенности дательного, творительного и предложного падежей имен сущ-х мн.ч. Правописание окончаний в данных падежах.

карточки

82

Контрольный диктант по теме: «Множественное число имён существительных».

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант

83.

Обобщение знаний об имёни существительном Анализ диктанта и работа над ошибками.

повторения

Правописание окончаний имен сущ-х мн.ч., их правильного употребления Анализ допущенных ошибок в диктанте. Имена существительные.

отличать сущ-е мн.ч. в родительном падеже от винительного, писать и правильно употреблять имена существительные в речи..

Текущий

презентация

                                                 Имя прилагательное (34 часа)

84.

Р.р.   Изложение текста по самостоятельно составленному плану.

Практический

Отличие письменной речи от устной. Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

создавать несложные монологические тексты

Текущий

Изложение

85.

Анализ изложения и работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи.

Комбинированный

Имя прилагательное, значение и употребление в речи

86

Родовые окончания имён прилагательных.

Повторение

Обобщение знаний об именах прилагательных как части речи. Распознавание рода имени прилагательного.

определять род и число имен прилагательных

Текущий

Тест

Электростанция, электричест-во

87.

Склонение имён прилагательных.

Изучение нового

Приёмы распознавания падежа имени прилагательного. Склонение имен прилагательных в ед.ч.

склонение имен прилагательных

Текущий

Словарный диктант

88.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Комбинированный

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

находить способы проверки написания слов

Текущий

медленно

89

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского и среднего рода.

Изучение нового

Прилагательные именительного и винительного падежей, оканчивающиеся на –ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ.

находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Текущий

карточки

90

Свободный диктант

Родовые окончания имен прилагательных. Падеж прилагательных.

находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Текущий

91

Р.р.  Развитие речи. Письмо.

Изучение нов.

Структура и стилистические особенности письма.

составлять письма, несложные монологические тексты.

Текущий

презентация

92- 93.

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

К.

Падеж имен прилагательных. Правописание родовых окончаний прилагательных в родительном падеже.

находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных

Текущий

карточки

презентация

94.

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

Изу чение нов.

Правописание падежных окончаний прилагательных в дательном падеже.

находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных

Теку щий

падежей Таблица

95.

Творительный и предложный падежи им. прилаг. мужского и среднего рода.

Комбинированный

Правописание падежных окончаний прилагательных в данных падежах.

находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных

Текущий

96-97.

Творительный и предложный падежи им. прилаг. мужского и среднего рода.

 Упражнения в правописании падежных окончаний прилагательных в данных падежах.

Текущий

Словарный диктант

98.

Контрольный диктант по теме:  «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода».

Контроля

Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода.

применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант

99

Анализ диктанта и работа над ошибками. Склонение имён прилагательных женского рода.

комбинированный

Анализ ошибок изложения и диктанта. Склонение

Имя прилагательное

находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных женского рода единственного числа

Текущий

презентация

Километр, расстояние

100-101.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

Комбинированный

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

 определять склонение имен прилагательных женского рода единственного числа, находить способы проверки написания слов.

Текущий

электровоз

102.

Различие безударных окончаний им. прил. женского и среднего рода.

Изучение нового

Окончания прилагательных женского рода и среднего рода

определять падежи имен прилагательных

Текущий

103.

Р.р.  Сочинение по картине В. М. Васнецова   «Богатыри»

Практический

Основные приемы передачи содержания иллюстрации.

правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли, точно употреблять и правильно писать имена прилагательные.

Текущий

презентация

104.

Анализ сочинеий и работа над ошибками. Различие безударных окончаний им. прил.  женского рода и среднего рода.

Изучение нового

Окончания прилагательных женского рода и среднего рода

находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном числе, определять падежи имен прилагательных

Текущий

105.

Различие безударных окончаний им. прилагательных мужского  и  женского рода.

Комбинированный

Различие сходных по произношению окончаний.

находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном числе, определять падежи имен прилагательных

Текущий

презентация

металл

106.

Винительный и творительный падежи имён прилагательных  женского рода.

Ком бинированный

Различие сходных по произношению окончаний и их правописание.

определять окончания имён прилагательных женского рода.

Теку щий

107.

Контрольное  списывание по теме:  «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе».

Практический

Отличие письменной речи от устной. Списывание текста

безошибочно списывать тексты с изученными орфограммами

Текущий

списывание

108.

Работа над ошибками. Обобщение знаний о склонении имен прилагательных в единственном числе.

Повторения

Анализ ошибок, допущенных в изложении и спсывании.

определять

склонение и падеж имен прилагательных.

Текущий

презентация

109.

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Изучение нового

Склонение

Имя прилагательное

Множественное число

находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных во  множественном числе

Текущий

Словарный диктант

Двенадцать, вагон, шофер

110.

Именительный и винительные падежи множественного числа имён прилагательных.

Изучение нового

Распознавание именительного и винительного падежей мн.ч. имен прилагательных.

склонять и употреблять имена прилагательные во мн.ч.

Текущий

111.

Родительный и предложный падежи мн. ч. имён прилагательных.

Распознавание родительного и предложного падежей мн.ч. имен прилагательных.

Текущий

презентация

112.

Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных.

Распознавание дательного и творительного падежей мн.ч. имен прилагательных.

Текущий

113.

Р.р.  Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану.

Практический

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

Текущий

Упр.345, стр. 35

114.

Анализ изложения и работа над ошибками. Повторение изученного об имени прилагательном.

Повторения и обобщения

Сходства и различия между данными частями речи.

сравнивать, делать выводы.

Текущий

презентация

115.

Обобщение  об имени существительном и имени прилагательном.

Сходства и различия между данными частями речи.

Текущий

презентация

слева

116.

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

контроля

Склонение прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин

определять склонение имен прилагательных мужского и среднего рода

117

Анализ диктанта и работа над ошибками. Повторение пройденного.

Обобщения

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

Текущий

тест

направо

Местоимение (7 ч.)

118.

Понятие о местоимении.

Изучение нового

Общее представление о местоимении. Местоимение, его значение и употребление

Текущий

презентация

119

Личные местоимения 1, 2 и 3–его лица

Изучение нового

Личные местоимения, значение  и употребление  в речи

использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

Текущий

экскурсия

120.

Правописание местоимений с предлогами.

Раздельное написание предлогов с личными  местоимениями. Предлоги, их роль в речи

анализировать предложение с личными местоимениями

Текущий

презентация

121.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.

Личные местоимения 1-, 2-, 3-го лица, единственного и множественного числа

определять склонение и роль в предложении личных местоимений

Текущий

Словарный диктант

122.

Правописание местоимений с предлогами.

Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Предлоги, их роль в речи

писать личные местоимения с предлогами

Текущий

123.

Р.р. Композиция повествовательного текста. Изложение по самостоятельно составленному плану.

Практический

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

.

Текущий

Упр.390, стр.57-58

124.

Работа над ошибками. Закрепление пройденного.  

Повторения

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Местоимение. Предлоги. Личные местоимения, значение  и употребление в речи

писать местоимения с предлогами.

Текущий

Тест

Глагол ( 38 ч.)

125.

Глагол. Общее понятие.

Повторения

Глагол, значение и употребление в речи

употреблять глаголы в речи

Текущий

презентация

126.

Изменение глаголов по временам.

комбинированный

Существенные признаки глагола. Временные формы глагола.

анализировать слово как часть речи

Текущий

карточки

127.

Изменение глаголов прошедшего времени  

Временные формы глагола. Определение рода и числа глаголов прошедшего времени.

употреблять глаголы в речи

Текущий

128

Неопределённая форма глагола.

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений

разбирать
по составу глаголы неопределенной
формы, задавать вопросы к глаголам

Текущий

презентация

129

Неопределённая форма глагола.

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?»

разбирать
по составу глаголы неопределенной
формы

Текущий

карточки

корабль

130

Неопределённая форма глагола. Начальная форма.

Изучение нового

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?»

определять начальную – неопределенную форму глагола.

Текущий

Тест

Словарный диктант

желать

131

Изменение глаголов по лицам и числам  (спряжение).

Изменение глаголов по лицам  и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

распознавать лицо глаголов.

определять время  глагола

Текущий

презентация

Газета, телевизор

132

2-е лицо глаголов единственного числа.

Изучение нового

Спряжение глаголов, лицо и число глаголов, особенности окончаний глаголов во 2-м лице. Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь)

писать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч.

Текущий

карточки

133.

Р.р.  Сжатое изложение повествовательного текста.

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

сжато передавать текст

Текущий

Упр. 490, стр 104

134.

2-е лицо глаголов единственного числа.

Закрепления

Лицо глаголов. Окончания глаголов 2-го лица ед.ч.

Текущий

карточки

135

I и II спряжение глаголов

Изучение нового

Изменение глаголов по лицам  и числам (спряжение)

определять спряжение  глаголов в настоящем и будущем времени

Текущий

презентация

черный

136

Окончания глаголов I и II спряжения.

Закрепления

Изменение глаголов по лицам  и числам (спряжение)

Текущий

карточки

137-138.

Спряжение глаголов в будущем времени.

Изучение нов

Особенности спряжения глаголов в будущем времени.

Текущий

презентация

Путешествиекосмонавт

139.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Закрепление

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения).

находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками

Текущий

Словарный диктант

140.

Распознавание  спряжения глаголов по неопределённой форме.

Закрепление

Спряжение глаголов. Безударные личные окончания глаголов.

определять спряжение глагола по неопределенной форме

Текущий

презентация

справа

141

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Текущий

142-143.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем  времени.

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

Текущий

карточки

Сверху, снизу

144.

Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Контроль

Безударных личных окончаний глаголов. Спряжение, лицо, число, время глаголов. Состав  слова.

находить способ проверки написания слов

Текущий

Диктант

145.

Анализ диктанта и работа над ошибками. Повторение  по теме: «Спряжение глагола»

Повторения

Безударных личных окончаний глаголов.

находить способы проверки написания слов

Текущий

презентация

везде

146

Р.р. Сочинение с элементами описания по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень.»

Практический

Отличие письменной речи от  устной

использовать приобретенные знания для создания в  письменной форме несложного текста

Текущий

Сочинение

147

Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глагола.

Повторения

Анализ допущенных ошибок в диктанте и сочинении. Правописание безударных личных окончаний глаголов

находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками

Текущий

Словарный диктант

148-149

Глаголы – исключения.

Изучение нового

Глаголы-исключения. Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме. Безударные личные окнчания глаголов.

находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

Текущий

презентация

150

Правописание глаголов – исключений.

Закреплен

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Спряжение глаголов по неопределенной форме.

Текущий

Тест №13

151.

Обобщение пройденного о глаголе. Наблюдение над точным употреблением глагола в речи.

Повторения

презентация

152.

Правописание глаголов прошедшего времени

Повторения

Особенности глаголов, употребляемых в прошедшем времени.

правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

Текущий

153.

Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени.

Комбинированный

Временные формы глаголов. Глагольные суффиксы.

правильно писать суффиксы глаголов прошедшего времени.

Текущий

карточки

154

Изменение глаголов по временам.

Изменение глаголов по временам

 определять время  глагола

Текущий

презентация

155.

Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам

Безударные окончания глаголов. Спряжение глаголов. Временные формы глаголов.

употреблять глаголы в речи, писать окончания глаголов. Изменять глаголы.

Текущий

156

Р.р. Текст описание. Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

Использование в сочинении элементов описания.

точно употреблять в письменной речи имена прилаг., сущ.,  глаголы, самостоятельно работать..

Текущий

Сочинение презентация

157.

Анализ сочинений и работа над ошибками. Упражнение в изменении глаголов совершенного и несовершенного вида по временам

комбиинрованный

Изменение глаголов по временам

определять время глагола

Словарный диктант

158.

Повторение Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений.

Правописание безударных личных окончаний глаголов- исключений (I и П спряжения)

соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Текущий

презентация

159.

Упражнение в правописание безударных личных окончаний глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

Текущий

карточки

160

Контрольный диктант по теме: «Глагол».

контроля

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами: безударные личные окончания глаголов, безударные гласные в корнях слов.

безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами, анализировать слово, предложение

Диктант

161.

Анализ диктанта и работа над ошибками. Упражнение в образовании временных форм глагола.

Повторение и обобщение изученного

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

употреблять, находить способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов

Текущий.

Тест

162

Обобщение знаний о глаголе как части речи.

Обобщение знаний о глаголе.

Текущий

презентация карточки

Повторение изученного за год   (13 ч.)

163.

Обобщение знаний о предложении

Разновидности предложений по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания  в конце предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях
с однородными членами

расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами

Текущий

Тест

сверкать

164

Состав слова

комбинированный

Морфемный состав слова

разбирать слова по составу.

Текущий

презентация

165.

Правописание безударных гласных в корне, приставке и окончании.

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова

находить способ проверки написания слов (в том числе по словарю) с безударными гласными в корне

карточки

166.

Р.р. Контрольное изложение «Медаль».

Осознанное использование изученных частей речи.

делить текст на части, составлять план, выделять главное.

Упр.502, стр 110

167

Анализ и работа над ошибками. Части речи (обобщение)

Грамматические признаки частей речи.

Части речи , значение и употребление

применять их на практике.

Текущий

карточки

168.

Итоговый контрольный диктант

контроля

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами

Диктант

169.

Анализ диктанта и работа над ошибками. Имя существительное как часть речи.

Различение имен существительных мужского, женского и среднего родов. Изменение по падежам и числам. Различение 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных

различать род, падеж и число существительных, выполнять работу над ошибками

текущий

Презентация

карточки

оборона

170

Имя прилагательное

комбинированный

Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Правописание безударных окончаний имен прилагательных

изменять прилагательные по родам, числам, падежам, правильно писать безударные окончания имен прилагательных

текущий

презентация карточки

171.

Местоимение.

Местоимение, значение и употребление.

172-173.

Глагол как часть речи.

Существенные признаки глагола. Временные формы глагола.

употреблять глаголы и правильно писать

презентация карточки

Хлебороб,

До свидания

174

Проверочное списывание

Виды текстов. Части речи. Правописание безударных гласных в корне слова.

безошибочно списывать данный текст

Списывание

175.

Урок КВН  Турнир знатоков русского языка

Совершенствование навыка письма по данным темам.

безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами

Учебно-методические средства:

Документы

  1. Закон «Об образовании».
  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
  3. Письмо   Минобразования   России от 20.02.2004   г.   №   03-51-10/14-03   «О введении федерального   компонента государственных образовательных   стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  5. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  7. Программа составлена на основе  авторской программы по предмету «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого утверждённой МО РФ (Москва 2007 г.)

Основная учебная литература для учащихся

1. Учебник  Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс  - Ч. 1, 2. –М.: Просвещение 2009

2 . Рамзаева Т.Г. Русский язык Рабочая тетрадь 4  класс – Ч.1, 2. –М.: Просвещение 2009

Дополнительная литература для учащихся

  1. Росланова О.В. Работа со словарными словами на уроках в 1 – 4 классах. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2006. – 139 с. 
  2. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. Методическое, дидактическое, – М.: Астрель, 2004. – 270 с.

Литература для учителя

  1. Рамзаева Т.Г. Русский язык  Методическое пособие 4  класс – М.: Просвещение 2009
  2.  «Школа  России» Концепция и программы для начальных классов – М.: Просвещение 2008
  3. Методическое пособие  «Русский язык» для 4 класса , Рамзаева Т.Г. Москва  ‘’Просвещение’’, 2005 г.                            
  4. Русский язык. 3 – 4 классы. Итоговый контроль знаний по программе «Школа России». – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2011. – 83 с.
  5. Контрольно-измерительные материалы «Русский язык» 4 класс , составитель  Никифорова В.В., Москва, : ВАКО, 2010 г.Лисицина
  6. Лободина Л.В. Развернутое тематическое планирование по программе «Школа России», 4 класс. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2011. – 151с.
  7. Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2004
  8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Словарные слова. 4 класс. – М.: АСТРЕЛЬ, 2005. – 146 с.
  9. Шукейло В.А. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2005. – 360 с.
  10.  Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004. – 347 с.

Multimedia-поддержка предмета                

  • Русский язык . 3-4 класс ( CD-ROM) : поурочное планирование для начальной школы. –Волгоград: Издательство «Учитель»,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку "Школа России"

данная авторская программаразработана на основе программы   по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК»  УЧЕБНИК  «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ  ...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл

Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс

Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...