Пояснительная записка
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Беличенко Ольга Леонидовна

Пояснительная записка к программе "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_russk._yaz._3_klass_2013_g._2.docx50.24 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального образования на основе Примерной основной образовательной программы по русскому языку и авторской программы для учащихся 3-го класса Е.В. Бунеевой, Р. Н. Бунеева, О. В. Прониной (М.:Баласс, 2012) и обеспечена учебно - методическим комплектом для 3-го класса.

  Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

•        ФГОС начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373

•        Образовательная программа начального общего образования ГБОУ лицея №470 Калининского района Санкт-Петербурга

•        Учебный план ГБОУ лицея №470 Калининского района Санкт-Петербурга

•        Положение о рабочей программе учителя лицея №470 Калининского района Санкт-Петербурга

Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.

Исходя из этого назначение курса «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами курса «Русский язык», а именно:

-формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково - символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

 -формирование коммуникативной компетенции ( социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1)развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости, уважения к языку как части русской национальной культуры;

2)помощь в осознании себя носителем  языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тесты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4)воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

. Описание ценностных ориентиров.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновение в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, нарда, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее  своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового общества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Программа курса «Русский язык» рассчитана на 170 часов(5 часов в неделю), в том числе на уроки контроля отводится 14 часов (весь урок или его часть).

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает темы, предусмотренные ФГОС начального общего образования по русскому языку и авторской программой учебного курса.

Изменения, внесённые в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы:

№п./п.

Изменения

Обоснование

Программа курса «Русский язык» рассчитана на 170 часов(5 часов в неделю), в том числе на уроки контроля отводится 14 часов (весь урок или его часть)

Методическое обеспечение

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

•Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык». Учебники. 3 класс(2 части);

•Л.Ю.Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 3 класса;

•Н.А.Исаева «Рабочая тетрадь по русскому языку» для 3-го класса;

•М.А.Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 3-го класса;

•Е.В.Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар.1 и 2) для 3-го класса;

•Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 3-го класса;

•Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева «Русский язык»

«Дневник школьника», 3-й класс;

« Я открываю знания» - пособие из серии «Как мы учимся» (авторы Е.Л.Мельникова, И.В.Кузнецова);

«Учусь оценивать себя» - пособие из серии  «Как мы учимся» (авторы Д. Д. Данилов, И. В. Кузнецова, Е. В. Сизова);

«Всё узнаю, всё смогу» - пособие из серии «Как мы учимся» (авторы А.В. Горячев, Н. И. Иглина);

«Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы. 3-4 классы (авторы Р.Н. Бунеев и др.);

«Летняя тетрадь будущего четвероклассника» ( (авторы Р.Н. Бунеев и др..).

Технические средства обучения:

DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

 компьютеры для проведения следующих видов работ:

орфографический и пунктуационный тренинг;

редактирование (взаиморедактирование);

создание текста, его коллективное обсуждение;

создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.),

в том числе для представления результатов проектной деятельности.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках

 информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), ‘тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на уроках русского языка будут использоваться также при создании классных газет и журналов (компьютер), оценка - «превосходно».

Технологии, используемые на уроках

  1. Проблемно-диалогическая-это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
  2. Технология продуктивного чтения-это единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.
  3. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)- это система правил и алгоритмов, позволяющая развивать у учащихся умения самооценки.

Требования к результатам освоения учебного курса «Русский язык»

1.Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными  результатами изучения курса «Русский язык» являются следующие умения:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является

формирование  следующих УУД .

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему и цели  урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения.

Средством развития познавательныхУУД служат тексты учебника и его методический аппарат;  технология продуктивного чтения .

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Средством формирования коммуникативныхУУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 3-м классе является сформированность следующих умений.

Предметные требования

к умениям учащихся по курсу «Русский язык»

(необходимый уровень)

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

овладение функциональной грамотностью;

развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;

развитие умений и навыков понимания и анализа текстов;

 приобретение и систематизация знаний о языке;

развитие чувства языка;

овладение  орфографией и пунктуацией.

Интеллектуально-речевые умения   Учебно-языковые умения   Правописные умения

правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;

писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;

читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;

составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);

выполнять  звуко-буквенный анализ доступных слов;

 видеть несоответствия произношения и написания в слове;

находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс); разбирать слово по составу;

отличать сложные слова от других слов; выделять два корня в сложных словах;

находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;

видеть в словах изученные орфограммы, графически обозначать их;

писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением (изученные случаи);

обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки.

Правописные умения

Интеллектуально-речевые умения

читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

писать подробное изложение доступного текста; определять тему текста;

читать и составлять схему слов, орфограмм, предложений;

конструировать предложения по схемам;

подбирать тематические группы слов;

правильно употреблять изученные части речи.

Учебно-языковые умения

конструировать сложные слова; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;

различать однокоренные слова и формы слова;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;

согласовывать имя прилагательное с именем существительным; ставить глагол в неопределённую форму;

выполнять морфологический разбор изученных частей речи;

образовывать имена существительные, имена прилагательные  с помощью суффиксов; глаголы — с помощью приставок;

подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;

определять вид предложения по цели высказывания и интонации; выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;

выделять из предложения словосочетания;

видеть в предложении однородные члены;

различать простое и сложное предложения;

выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений.

Правописные умения

писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);

писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;

писать сложные слова с соединительной буквой о и е;

писать раздельно частицу не с глаголом;

писать ь после ч в неопределённой форме глагола;

писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;

самостоятельно подбирать слова  с изученными орфограммами;

графически объяснять выбор написания;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

подбирать слова с изученными орфограммами;

правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;

использовать в своей письменной речи слова с изученными орфограммами;

пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;

ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака.

 Три уровня освоения учебного курса (по признакам успешности)

Учебный курс русского языка может быть освоен учащимися на следующих уровнях.

Необходимый (базовый) уровень - решение типовой задачи, подобной тем, что ре-

шали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик на-

учится» примерной программы) и усвоенные знания (входящие в опорную систему

знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень - решение нестандартной задачи, где потребовалось либо

действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик

может научиться» примерной программы), либо использование новых, усваиваемых

в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний

по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации - это более сложное, отличающееся

от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично»

(решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (необязательный) - решение не изучавшийся в классе

«сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучашиеся-

 знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований.

. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

(170 ЧАСОВ, 5 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)

Вводный урок

Повторение

Слово

1.Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения

 в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ъ для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.

Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег - снежок).

Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова

с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить

слова с ъ и ъ.

Написание слов с двойными буквами согласных в корне (класс, жужжит, ссора),

двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос

этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах,

трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов

 со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.

Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков:

в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила

 правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный,

, чудесный.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.

2.Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс»,

 развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися

согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных

слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью но-

вые слова. Знакомство с суффиксами - к -, -оньк -, -оват -, -еват -, -ишк -, -ыгак -, их

значением, образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.

Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).

3.Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1-2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).

4.Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.

Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-,-ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.

Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -енък-, -оват-,-еват-.

Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс - л - в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Право-писание ь после ч в глаголах неопределённой формы.

Понятие о наречии. Наречие как часть речи.

Предложение и текст. Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение заходить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие  второсте-пенные члены относятся к подлежащему, какие — к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в  предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.

Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.

Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения:-делить текст  на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Повторение

Развитие речи - одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями  с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.

Резерв

Требования к результатам обучения учащихся к концу 3-го класса

правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;

писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;

читать и произносить предложения, различные по цели высказывания  и интонации;

составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);

читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

писать подробное изложение доступного текста;

определять тему текста;

читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений;

выполнять звукобуквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношении и написания в слове;

находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, суффикс, приставку)

конструировать сложные слова;

подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;

различать однокоренные слова и формы слова;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;

выполнять морфологический разбор изученных частей речи;

образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы с помощью приставок;

подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;

определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;

выделять из предложения словосочетания;

видеть в предложении однородные члены;

различать простое и сложное предложение;

выполнять разбор доступных простых и сложных предложений;

находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;

писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и непроверяемыми ударением (изученные случаи);

обозначать на письме проверяемые и непроверяемые согласные звуки;

писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи)

писать слова с ь и ъ разделительными , с ь обозначения мягкости согласных;

писать сложные слова с соединительной буквой о и е;

писать раздельно частицу не с глаголами;

писать мягкий знак после ч в неопределённой форме глагола;

писать букву безударных гласных в окончании имён прилагательных;

самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммам

 ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

1.В курсе русского языка в 3-м классе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль. Для проведения тематического и итогового контроля предназначена тетрадь «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 кл., варианты 1и 2 (автор Е.В. Бунеева). Время проведения проверочной работы - 30~35 минут урок .Для тематического контроля предлагаются проверочные работы (№ 1-12). Их цель проверить усвоение программного материала по каждой крупной теме курса. Каждое задание в проверочной работе контролирует одно базовое умение или навык по данной теме (они указаны); задание № 1 в ряде работ проверяет базовые теоретические знания. В ходе проверки работ учитель анализирует, насколько сформированы учебно-языковые, правописные и речевые умения детей по данной теме.

Базовые умения по всем темам курса проверяет итоговая контрольная работа

(с. 45-47). Формы итогового контроля - контрольное списывание, контрольные диктанты и контрольное изложение, итоговая контрольная работа.

Контрольное списывание проводится трижды в год: после завершения темы «Повторение» в начале года, в конце 1-го полугодия и в конце 2-го полугодия. Объём

 текстов - от 56 до 68 слов. Проверяя умение правильно, без ошибок и пропусков списывать текст, учитель одновременно наблюдает за развитием умения самоконтроля при письме. Для этого в тетради предлагается специальное дополнительное задание: найти в ряде предложений все знакомые орфограммы и обозначить их. Это задание оценивается отдельно, и за контрольное списывание ученик получает две отметки.

Контрольное изложение (с. 38-39) проводится в IV четверти в ходе изучения темы «Простое и сложное предложение».

В тетради отведены специальные страницы для написания контрольных диктантов («Диктант») и для проведения работы над ошибками («Пишу правильно»). Контрольные диктанты проводятся с целью проверки уровня развития правописных умений и навыков детей: диктант № 1 - орфограммы и пунктограммы, изученные в 1-2-классах,№ 2 - орфограммы - проверяемые буквы согласных в корне слова плюс изученные ранее орфограммы; № 3 - проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова, плюс изученные ранее орфограммы; № 4 - буквы безударных гласных в приставках, разделительные ъ и ь плюс изученные ранее орфограмм,№ 5 - буквы безударных гласных в окончаниях прилагательных плюс изученные ранее орфограммы; № 6 - частица не с глаголом, неопределённая форма глагола плюс изученные ранее орфограммы; № 7 - однородные члены предложения плюс изученные ранее орфограммы; № 8 - контрольный диктант по итогам года. Дополнительные задания к диктантам не предлагаются - в оставшееся время урока дети проводят самопроверку: графически обозначают изученные орфограммы в тексте. Проверочные работы предлагаются в соответствии с технологией контроля и оценивания, разработанной в Образовательной системе «Школа 2100». Выполняя их, ученики могут продемонстрировать свой уровень усвоения учебного материала - в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (необходимый уровень) и программы «Школа 2100» (повышенный уровень), а в отдельных заданиях этот уровень может быть максимальным - сверх программы. Уровень показывает степень самостоятельности и нестандартности в освоении каждого умения. Задания на необходимом (базовом) уровне проверяют знания и основные умения, которые многократно отрабатывались в заданиях подобного вида, то есть являются для учащихся стандартной задачей (этому учили, и учили именно так). Задания на повышенном уровне требуют большей самостоятельности или демонстрируют уровень знаний и умений учащихся в нестандартной ситуации (это новая задача, специально и именно так этому не учили, но освоенные умения позволяют найти решение). Задания на максимальном уровне выявляют, прежде всего, развитие у детей чувства языка. Целый ряд заданий предложен только на необходимом уровне, поскольку повышенный в данном случае не предполагается, в этом состоит специфика предмета «Русский язык».Итоговая контрольная работа предполагается только на необходимом уровне.

Порядок выполнения проверочных работ

1.Прочитайте задания и выполните их все на необходимом уровне.

2.Если вы успешно справились с необходимым уровнем, приступайте к выполнению заданий повышенного уровня.

3.Задания на максимальном уровне выполняются по желанию ученика.

Порядок оценивания работ учеников

1.Цель работы - проверить базовые знания по теме (задание 1) и умение использовать этот материал для решения различных учебных задач (остальные задания). Отметки ставятся и за знание теоретического материала, и за учебно-языковые, правописные и речевые умения.

2.Поскольку каждое задание позволяет ученикам продемонстрировать определённое умение, то оценивать выполнение этих заданий предлагается отдельно (за одну работу можно выставить до 5-6 отметок - по числу проверяемых умений).

3.Если задание необходимого уровня выполнено без ошибок - это отметка «5».

4.Если ученик выполнил одно задание на нескольких уровнях, отметкой за это задание будет более высокий балл (например: задание № 2. Необходимый уровень -5,повышенный уровень - 4, отметка за задание № 2-5).

 Требования к результатам обучения учащихся к концу 3-го класса

правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;

писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;

читать и произносить предложения, различные по цели высказывания  и интонации;

составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);

читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

писать подробное изложение доступного текста;

определять тему текста;

читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений;

выполнять звукобуквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношении и написания в слове;

находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, суффикс, приставку)

конструировать сложные слова;

подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;

различать однокоренные слова и формы слова;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;

выполнять морфологический разбор изученных частей речи;

образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы с помощью приставок;

подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;

определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;

выделять из предложения словосочетания;

видеть в предложении однородные члены;

различать простое и сложное предложение;

выполнять разбор доступных простых и сложных предложений;

находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;

писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и непроверяемыми ударением (изученные случаи);

обозначать на письме проверяемые и непроверяемые согласные звуки;

писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи)

писать слова с ь и ъ разделительными , с ь обозначения мягкости согласных;

писать сложные слова с соединительной буквой о и е;

писать раздельно частицу не с глаголами;

писать мягкий знак после ч в неопределённой форме глагола;

писать букву безударных гласных в окончании имён прилагательных;

самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;

графически объяснять выбор написания;

находить и исправлять ошибки на изученные правила;

пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночными союзом и), графически объяснять выбор знака;

ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака.

Перечень учебно-методических средств обучения по курсу «Русский язык»

Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс»:

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

•Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык». Учебники. 3 класс(2 части);

•Л.Ю.Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 3 класса;

•Н.А.Исаева «Рабочая тетрадь по русскому языку» для 3-го класса;

•М.А.Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 3-го класса;

•Е.В.Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар.1 и 2) для 3-го класса;

•Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 3-го класса;

•Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева «Русский язык»

«Дневник школьника», 3-й класс;

« Я открываю знания» - пособие из серии «Как мы учимся» (авторы Е.Л.Мельникова, И.В.Кузнецова);

«Учусь оценивать себя» - пособие из серии  «Как мы учимся» (авторы Д. Д. Данилов, И. В. Кузнецова, Е. В. Сизова);

«Всё узнаю, всё смогу» - пособие из серии «Как мы учимся» (авторы А.В. Горячев, Н. И. Иглина);

«Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы. 3-4 классы (авторы Р.Н. Бунеев и др.);

«Летняя тетрадь будущего четвероклассника» ( (авторы Р.Н. Бунеев и др..).

Технические средства обучения:

DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

 компьютеры для проведения следующих видов работ:

орфографический и пунктуационный тренинг;

редактирование (взаиморедактирование);

создание текста, его коллективное обсуждение;

создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.),

в том числе для представления результатов проектной деятельности.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках

 информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), ‘тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на уроках русского языка будут использоваться также при создании классных газет и журналов (компьютер), оценка - «превосходно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)

Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....

Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков

Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...

Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову

Календарно -  тематическое планирование составлено по литературным источникам:1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.2.Нечаев...

Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»

В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...

Пояснительная записка к ООП

Пояснительная записка к ООП...

Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии( труд) УМК"Гармония" 1 класс с учетом ФГОС...

Пояснительная записка к КТП по технологии.

Содержит развёрнутое пояснение к КТП по технологии для 3 класса по программе "Школа России"....