Программы "Школа России" 3 класс ФГОС
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Томилина Мария Александровна

Программа по русскому языку Канакина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.ya_.docx85.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа реализуется на основе Примерной  программы начального общего образования,  авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. («Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы.  – М.: Просвещение, 2011).

                В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному  государственному образовательному  стандарту.

                Программа построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребёнка.

        Цель программы:

  • Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи курса:

  • Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • Формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • Формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программа составлена к учебно-методическому комплекту «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова, который включает  в себя:

  • Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 2-е изд.  – М.: Просвещение,2012
  • Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник  для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 2-е изд.  – М.: Просвещение,2012
  • В.П.Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2013.
  • В.П.Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс.  Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч.2. – М.: Просвещение, 2013.

Место  учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение русского языка  отводится 5 часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели, 170  учебных часов.

Формы организации учебного процесса: комбинированные уроки, контрольный урок.

В рабочей программе предусмотрено проведение:

- работ по развитию речи – 20 ч

- проектов – 6 ч

- словарных диктантов – 4 ч

- контрольных работ – 4 ч

- контрольных диктантов – 4 ч

- тестирование – 2 ч

Планируемые  результаты изучения курса:

Личностные результаты

1.  Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2.  Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.   Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.   Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6.  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.  Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1.  Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2.  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3.  Использование знаково-символических средств представления информации.

4.  Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.  Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6.   Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.   Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.   Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9.  Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10.  Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11.  Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12.  Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13.  Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1.  Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2.   Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3.   Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4.   Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5.   Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6.  Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7.  Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8.  Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9.  Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Календарно-тематическое планирование

Русский язык – 170 часов – 5 ч в неделю

Наименование раздела и тем

Час.уч. вр.

Плано

вые сроки прохождения

Характеристика основной деятельности ученика

план

факт

Язык и речь ( 2 ч)

1.

1

Наша речь. Виды речи.

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

2.

2

Наш  язык.

Текст. Предложение. Словосочетание ( 14 ч)

3

1

Текст. Типы текстов.

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

4.

2

Текст. Типы текстов.

5.

3

Предложение.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст.

6.

4

Виды предложений по цели высказывания.

 Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

7.

5

Виды предложений по интонации.

8.

6

Предложение с обращением.

9.

7

Обучающее изложение.

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.

10.

8

Главные и второстепенные члены предложения.

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.

Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

11.

9

Главные и второстепенные члены предложения.

12.

10

Простое и сложное предложение.

1 ч

Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение» Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.

13.

11

Простое и сложное предложение.

14.

12

Словосочетание

1 ч

Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания,    Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова   «Золотая осень». Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

15.

13

Словосочетание

1 ч

16.

14

Контрольный диктант по теме «Предложение».

1 ч

Слово в языке и речи ( 19 ч)

17.

1

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

18.

2

Синонимы и антонимы.

1 ч

19.

3

Омонимы.

1 ч

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

20.

4

Слово и словосочетание.

1 ч

Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

21.

5

Фразеологизмы.

1 ч

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.

22.

6

Фразеологизмы. Обучающее изложение.

23.

7

Части речи.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

24.

8

Имя существительное.

1 ч

25.

9

Имя прилагательное

26.

10

Глагол

27.

11

Имя числительное как часть речи

Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных.

28.

12

Однокоренные слова

 Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

29.

13

Звуки  и буквы. Гласные звуки.

 Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж. Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

30.

14

Звуки  и буквы. Согласные звуки.

31.

15

Звонкие и глухие согласные звуки.  Разделительный ь.

32.

16

Обучающее изложение.

1 ч

33.

17

Работа над ошибками, допущенными

в изложении. Обобщение и закрепление изученного.

1ч.

34.

18

Проект «Рассказ о слове».

35.

19

 Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».

Состав слова ( 16 ч)  

36

1

Корень слова.

1ч.

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни.

37.

2

Как найти в слове корень.

1ч.

38.

3

Сложные слова.

39.

4

Формы слова.  Окончание.

1ч.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

40.

5

Формы слова. Окончание

41.

6

Приставка — значимая часть слова

1ч.

42.

7

Значение приставок

1ч.

 Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.

43.

8

Суффикс (общее понятие)

1 ч

44.

9

Суффикс — значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов

1ч.

45

10

Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе».

1ч.

 Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.

46.

11

Основа слова.

1ч.

47.

12

Обобщение знаний о составе слова

1ч.

48.

13

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

1ч.

Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.

49.

14

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.

1ч.

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке). Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.

50.

15

Обучающее  изложение

1ч.

51.

16

Проект «Семья слов».

1ч.

Правописание частей слова ( 29 ч)

52.

1

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1ч.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

53.

2

Правописание слов  с безударными гласными в корне

1ч.

 Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами)

54.

3

Правописание слов  с безударными гласными в корне

1ч.

55.

4

Правописание слов  с безударными гласными в корне

1ч.

56.

5

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1ч.

57.

6

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1ч.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

58.

7

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1ч.

59.

8

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1ч.

60.

9

Обучающее изложение. 

1ч.

61.

10

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

62.

11

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

63.

12

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1ч.

64.

13

Правописание слов с удвоенными согласными.

1 ч

65.

14

Правописание слов с удвоенными согласными.

1ч.

66.

15

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка».

1ч.

67.

16

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов».

1 ч

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём.

68.

17

Правописание суффиксов и приставок.

1 ч

69.

18

Правописание суффиксов и приставок

1ч.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

70.

19

Правописание суффиксов и приставок.

1 ч

71.

20

Правописание суффиксов и приставок

1ч.

72.

21

Правописание приставок и предлогов.

1ч.

73.

22

Правописание приставок и предлогов

1ч.

74.

23

Правописание слов

с разделительным твердым знаком (ъ)

1ч.

75.

24

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1ч.

76.

25

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1ч.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Составлять объявление.

77.

26

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

78.

27

Обучающее изложение

1 ч

79.

28

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова».

1ч.

80.

29

Проект «Составляем орфографический словарь».

1ч.

Части речи ( 76 ч)

81.

1

Части речи.

1ч.

 Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

82.

2

Имя существительное

1ч.

 Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

83.

3

Имя существительное

1ч.

84.

4

Одушевленные и неодушевленные имена

существительные

Устаревшие слова.

1ч.

85.

5

Одушевленные и неодушевленные имена

существительные

1ч.

86.

6

Обучающее  изложение

1 ч

87.

7

Собственные и нарицательные имена существительные

1ч.

88.

8

Проект «Тайна имени»

Собственные и нарицательные имена

существительные.

1ч.

89

9

Число имён существительных.

1ч.

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён

существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти.

90.

10

Число имён существительных.

1ч.

91.

11

Род имен существительных

1ч.

Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик большой умница. Эта девочка большая умница.) Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

92.

12

Род имен существительных

1ч.

93.

13

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1ч.

94.

14

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1ч.

95.

15

Обучающее изложение.

1ч.

96.

16

Контрольный  диктант по теме «Имя существительное»

1ч.

97.

17

Склонение имён существительных.

1ч.

Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.). Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение).

98.

18

Падеж имён существительных.

1ч.

99.

19

Падеж имён существительных.

1ч.

100.

20

Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

101.

21

Именительный падеж

имен существительных

1ч.

102.

22

Родительный падеж

имен существительных

1ч.

103.

23

Дательный падеж имен существительных

1ч.

104.

24

Винительный падеж

имен существительных

1ч.

105.

25

Творительный падеж

имен существительных

1ч.

106.

26

Предложный падеж имен существительных

1ч.

107.

27

Обучающее изложение.

1ч.

108.

28

Все падежи.

1ч.

Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Составлять устно текст по репродукции картины художника К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвященные зимней природе. Писать диктант и проверять написанное.

109.

29

Обобщение знаний по теме «Падежи имени существительного».

1ч.

110.

30

Сочинение по картине К.Ю.Юона «Конец зимы. Полдень».

1 ч

111.

31

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1ч.

112.

32

Проект «Зимняя страничка».

1ч.

113.

33

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1ч.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

114.

34

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1ч.

115.

35

Роль прилагательных в тексте.

1ч.

116.

36

Текст-описание.

1ч.

Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над

употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле. Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»).

Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней.

117.

37

Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь».

1ч.

118.

38

Род имён прилагательных.

1ч.

 Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.

119.

39

Изменение имен прилагательных по родам

1ч.

120.

40

Изменение имен прилагательных по родам

1ч.

121.

41

Число имён прилагательных.

1ч.

Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста.

122.

42

Число имён прилагательных.

1ч.

123.

43

Изменение имен прилагательных

по падежам

1ч.

Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.

Определять начальную форму имени прилагательного.

124.

44

Изменение имен прилагательных

по падежам

1ч.

 Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья). Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

125.

45

 Обобщение знаний

об имени прилагательном

1ч.

126.

46

 Обобщение знаний

об имени прилагательном

127.

47

Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками».

128.

48

Обобщение знаний

об имени прилагательном

129.

49

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1ч.

130.

50

Проект «Имена прилагательные в загадках».

131.

51

Личные местоимения

1ч.

 Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

132.

52

Изменение личных местоимений по родам.

1ч.

133.

53

Местоимение.

1ч.

134.

54

Местоимение.

1ч.

135.

55

Обучающее изложение.

1ч.

136.

56

Значение и употребление глаголов в речи.

1ч.

 Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя).

137.

57

Значение и употребление глаголов в речи.

1 ч

138.

58

Значение и употребление глаголов в речи.

1ч.

139.

59

Неопределённая форма глагола.

Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.

140.

60

Неопределённая форма глагола.

1ч.

141.

61

Число глаголов.

1ч.

Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.

142.

62

Число глаголов.

143.

63

Времена глаголов.

1ч.

 Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

144.

64

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.

1ч.

145.

65

Изменение глаголов по временам

1ч.

146.

66

Изменение глаголов по временам

1ч.

147.

67

Обучающее изложение.

1ч.

148.

68

Род глаголов в прошедшем времени.

1ч.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём. Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.

149.

69

Род глаголов в прошедшем времени.

1ч.

150.

70

Правописание частицы не с глаголами.

1ч.

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

151.

71

Правописание частицы не с глаголами.

1ч.

152.

72

Не с глаголами

1ч.

153.

73

Правописание не с глаголами

1ч.

154.

74

Обобщение знаний о глаголе

1ч.

Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке»

155.

75

Повторение изученного

материала

1ч.

156.

76

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1ч.

Повторение ( 14 ч)

157.

1

Части речи.

1ч.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

158.

2

Части речи.

1ч.

159.

3

Обучающее изложение.

1ч.

160.

4

Обобщение изученного о слове, предложении.

1ч.

161.

5

Правописание окончаний имён прилагательных.

1ч.

162.

6

Правописание приставок и предлогов

1ч.

163.

7

Правописание безударных гласных.

1ч.

164.

8

Правописание значимых частей слова.

1ч.

165.

9

Итоговый контрольный диктант.

1 ч

166.

10

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.

1 ч

167.

11

Обучающее изложение.

1ч.

168.

12

Текст.

1 ч

169.

13

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул».

170

14

КВН «Знатоки русского языка».

Содержание программы:

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. 'Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

•   сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

•   сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

•   перенос слов;

•   прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

•   проверяемые безударные гласные в корне слова;

•   парные звонкие и глухие согласные в корне слова; т   непроизносимые согласные;

•   непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

•   гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

•   разделительные ъ и ь;

•   мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

•   соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);

•   е и и в суффиксах имен существительных (ключик ключика, замочек замочка);

•   безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

•   безударные падежные окончания имён прилагательных;

•   раздельное написание предлогов с именами существительными;

•   раздельное написание предлогов с личными местоимениями; в  раздельное написание частицы не с глаголами;

•   мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

•   мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

•   безударные личные окончания глаголов;

•   раздельное написание предлогов с другими словами;

•   знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

•   знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

•   запятая при обращении в предложениях;

•   запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Слова с непроверяемыми написаниями:

     Аккуратный, альбом, берег, вместе, восток, восемь, вторник, вокруг, воскресенье, горох, грамм, гвоздика, герой, желать, животное, заря, завтрак, интересный, картофель, коллекция, коллектив, килограмм, кровать, Красная площадь, квартира, комната, лестница, Московский Кремль, орех, овёс, овощи, огурец, огород, обед, около, однажды, одуванчик, праздник, пшеница, погода, понедельник, петрушка, помидор, пирог, пороша, пятница, потом, приветливый, поэт, песок, ракета, рябина, ромашка, растение, среда, столица, север, самолёт, солома, сирень, солдат, трамвай, трактор, ужин, чёрный, четыре, четверг, чувство, шоссе.

Формы и средства контроля

п/п

Форма контроля

Тема

Источник

1.

Контрольный диктант

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 3 класс/ Сост.В.А.Синякова. – 4-е изд., перераб. – М.: ВАКО,2012.

2

Словарный диктант

3

Контрольная работа

4

Контрольная работа

5

Словарный диктант

6

Контрольный диктант

7

Тестирование

8

Словарный диктант

9

Контрольный диктант

10

Контрольная работа

11

Словарный диктант

12

Контрольный диктант

13

Контрольная работа

14

Тестирование.

Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение»

Осенью

        Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья.  Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание

  1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
  2. Слова русский, листья разделите для  переноса.
  3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи»

Прощание с осенью

        В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

        Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.
  2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
  3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова»

В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

По В.Бианки

Слова для справки: постоянно.

Грамматическое задание

  1.  Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.
  2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.
  3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

        

Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов»

Снеговик

        Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

        Выбежала группа ребят. Они стали лепить  снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весло всем!

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
  2. Разберите слова по составу: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.
  3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным звуком в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова»

        Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

        Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.

Грамматическое задание

  1. Разберите предложение по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.
  2. Разберите по составу слова осинка, переход.
  3. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное»

        Мой товарищ Витя гости летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

        Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание  

  1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.
  2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
  3. Разберите оп составу слова рыбка, тишина, лесною.

Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание окончаний имён существительных»

        Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

        Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

Грамматическое задание

  1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.
  2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
  3. Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»

        Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

        Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание

  1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1- четвёртое предложение, вариант 2 – пятое.
  2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.
  3. Определите орд, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»

Весеннее утро

        Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

        Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г.Скребицкому.

Грамматическое задание

  1. Разберите предложение по членам: вариант 1 –седьмое, вариант2 – девятое.
  2. Разберите слова по составу: вариант 1 –засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.
  3. Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.

Итоговый контрольный диктант № 10

        Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

        Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

По А.Куприну

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
  2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.
  3. Разберите предложения по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.

Учебно-методические средства обучения:

  1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий/ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.:ВАКО, 2013.
  3. Игнатьева, Т.В. Чистописание: рабочая тетрадь № 1: 3 класс/ Т.В.Игнатьева; под ред.В.Г.Горецкого. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  4. Игнатьева, Т.В. Чистописание: рабочая тетрадь № 2: 3 класс/ Т.В.Игнатьева; под ред.В.Г.Горецкого. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  5. Игнатьева, Т.В. Чистописание: рабочая тетрадь № 3: 3 класс/ Т.В.Игнатьева; под ред.В.Г.Горецкого. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  6. Игнатьева, Т.В. Чистописание: рабочая тетрадь № 4: 3 класс/ Т.В.Игнатьева; под ред.В.Г.Горецкого. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  7. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2012 .
  8. Комплексные тесты. Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. 3-й класс: учебно-методическое пособие/ Под ред.Н.А.Сениной. – Изд.3-е.-Ростов н/Д:Легион,2012.
  9. Крылова, О.Н. Контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Ч.1: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 3 класс. В 2 ч.» / О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  10. Крылова, О.Н. Контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Ч.2: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 3 класс. В 2 ч.» / О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
  11. Крылова, О.Н. Русский язык: 3 класс: контрольно-измерительные материалы/ О.Н.Крылова. _ М.: Издательство «Экзамен», 2014..
  12. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б.Воронцов и [др. ] ; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
  13. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/ сост.Е.В.Языкова. – М.:Издательство «Экзамен», 2012. – 5-е изд., перераб.и доп.
  14. Русский язык. 3 класс. Тематические тестовые задания в формате экзамена/ авт.-сост.: Н.Н.Нянковская, М.А.Танько.- Ярославль: Академия развития, 2012.
  15. Тихомирова, Е.М. Тесты по русскому языку. 3 класс. В 2 ч. Ч.1: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1»/ Е.М.Тихомирова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  16. Тихомирова, Е.М. Тесты по русскому языку. 3 класс. В 2 ч. Ч.2: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2»/ Е.М.Тихомирова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  17. Федеральный государственный стандарт. 2010.
  18. Школа России. Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. 2011.
  19. http://nsc.1september.ru.   
  20. http://www.cofe.ru/read-ka- детский сказочный журнал «Почитай-ка»;
  21. http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».

Наглядные пособия.

Наименование

Количество

% обеспечение

Комплект таблиц «Русский язык 3 класс»

1

100 %

Части речи

Разделительный ь

Разбор слова по составу

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Комплект таблиц «Словарные слова»

1

100 %

Словарные слова с непроверяемыми гласными 1

Словарные слова с непроверяемыми гласными 2

Словарные слова с непроверяемыми гласными 3

Словарные слова с двойными согласными

Словарные слова с непроверяемыми согласными

Технические средства обучения

Компьютер.

1

100 %

Медиапроектор.

1

100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бухарова И.В. Рабочая программа по курсу "Русский язык" Образовательная система "Школа 2100" 1 класс (ФГОС нового поколения)

Рабочая программа по курсу «Русский  язык»  (1 класс) составлена в соответствии с требованиями: к структуре, к результатам, к условиям реализации основной образовательной программы начальног...

письмо 1 класс ФГОС

ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ...

Диагностика класса (ФГОС) 1,2,3,4 класс

Диагностика детей (ФГОС)...

Мастер-класс по технологии 2 класс ФГОС

"Изготовление новогодней игрушки из гофрированной бумаги"...

Программы и КТП по физкультуре 1-9 классы ФГОС, 10-11 классы ФК ГОС

Программы и календарнно-тематическое планирование по физкультуре ФГОС с УУД...

. Конспект урока Буква Ё, ё. 1 класс ФГОС Подготовила Бондаренко Галина Васильевна, учитель начальных классов, МБОУСОШ № 23, г. Томмот, Республика Саха ( Якутия), Алданский район.

Цели:Образовательные: Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом  (отве...