Главные вкладки

    коррекционное занятие по русскому языку во 2 классе по программе специального (коррекционного) обучения. Тема:"Написание слов с большой буквы"
    план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме

    Шильке Инна Николаевна

    Цели: 1. Развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.

                2. Обогощать словарь учащихся.

                3. Познакомить с функциями: имени, отчества и фамилии.

                4. Расширять представления ребёнка об окружающим мире.

                5. Воспитывать любовь к животным, к родному краю, к своей семье.

     

    I. Сегодня мы будем вести разговор о словах, которые пишутся с большой буквы.

    Имена, с которыми вы обычно обращаетесь друг к другу, являются неполными, сокращёнными. А знаете ли вы своё полное имя? Назовите его. А теперь запишите своё полное имя в тетрадь.

    Посмотрите на доску. Здесь даны полные и сокращённые имена. Давайте их прочитаем: Александр, Алёша, Оля, Коля, Нина, Николай, Ольга, Саша, Алексей. Найдите пары. Какое имя осталось без пары?

    Это имя употребляется только в одной форме, которая хоть и короткая, но считается полной. Знаете ли вы ещё такие имена? ( Инна, Глеб, Игорь, Денис, Лариса, Зоя.)

    Что вы видите на картинках, которые лежат у вас на партах? ( тюльпаны, роза, лилии).  Назовите одним словом. (цветы)  Какие из названных цветов могут быть именами? ( Роза, Лилия). По звучанию они одинаковы, а по написанию они различаются. Давайте их запишем. ( один учащийся у доски, остальные в тетрадях. ( Роза-роза, Лилия-лилия) Чем отличаются эти слова? Что мы знаем об именах? А для чего служат имена? (для различения знакомых людей)

    Отгадайте загадку: Какое слово вы сами редко произносите, а другие часто? ( своё имя).

    На доске:  аша         придумайте имена. ( Маша, Саша, Даша, Паша).

                         аня          ( Аня, Таня, Саня, Ваня, Маня)

                         оля         ( Оля, Поля, Коля, Толя).

    Послушайте стихотворение:    Таня, Ваня, Петя, Галя,

                                                             Лена, Нина, Мила, Валя,

                                                             Коля, Ира, Алексей

                                                             и Серёжа, и Андрей.

                                                             Никогда не забывайте-

                                                             Имя буквой выделяйте.

     

    II. Ребята, когда вы позвраслеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству, проявляя уважение к вам.

    А какое отчество у вас?

    А как вы его узнали? ( по отцу)

    Отчество показывает связь ребёнка с отцом. Отчество бывает у всех людей: и у мужчин, и у женщин и образуются от полного имени отца. Запишите своё отчество.

    Игра " Назови отчество". Тому, кому я брошу в руки мяч, назовет отчество от имени, которое я назову. ( Пётр, Василий, Андрей, Иван, Сергей, Фёдор. Например: Пётр-Петрович, Петровна.)

     

    III. Ребята, а у людей, кроме имени и отчества, что ещё обязательно должно быть? (фамилия.)

    А для чего нужна фамилия? (Чтобы отличать одну семью от другой, потому что " фамилия" - это значит семья.)

    Какая у вас фамилия? Запишите её.

    Физкультминутка.

    Всем вам хорошо знакомо стихотворение С. Михалков " Дядя Стёпа" (показ книги.) А какая фамилия у дяди Стёпы? Послушайте отрывок. Читаю первые 8 строк. Чем же интересна фамилия дяди Стёпы? (Она повторяет имя и его легко запомнить.) У нас в классе у кого такая фамилия? Люди, у которых одна и таже фамилия, называются однофамильцы. ( привести пример, если в классе есть дети с одинаковой фамилией.) Некоторые фамилии образуются от имени, например: Иван-Иванов, другие фамилии образуются от профессий людей, например: столяр-Столяров, от названия растений, животных, других предметов.

    Игра " Фантазёры"

    Я буду показывать картину, а вы попробуете образовать фамилию.  ( петух-Петухов, виноград-Виноградов, баран-Баранов, медведь-Медведев, капуста-Капустин и т.д.)

    IV. Послушайте стихотворение.
                                                              -Как зовут т

                                                              Спросили у кота.

                                                             -Зовут Василий.

                                                             -А фамилия?

                                                             -Спросили у кота.

                                                             -Молчит Василий.

                                                             -Почему молчишь Василий?

                                                             -У кота ответ готов.

                                                             -Нет фамилии.

                                                             -Фамилий не бывает у котов.

    А вот кот Матроскин, герой произведения Эдуарда Успенского утверждает, что Матроскин-это его фамилия.

    - Так как же правельно: у животных -имена или фамилия? (Имена и фамилии бывают только у людей, а у животных-клички.)

     

    -Хотя в сказочных произведениях, где животные действуют как люди, у них могут быть имена, фамилии и даже отчества, но это только в сказках.

    -Вспомните как звали медведий в сказке "Три медведя" (Михаил Иванович, Анастасия Петровна.)

    А какую кличку в жизни носит кот Василий? (Васька)

    Можно ли сказать, что Васька звучит невежливо, обидно? (Это касается людей, но не животных)

    Вспомните, в каком рассказе мы встречались с этой кличкой?(рассказ Н.Н.Носова "Живая шляпа")

    С какой буквы пишутся клички животных?

    А какие ещё слова пишутся с большой буквы?(название городов, рек, деревень, улиц.)

    В каком городе мы живём? Запишите название реки, которая протекает в нашем городе.

    На какой улице живёт каждый из вас? Запишите название своей улице.

    Давайте выучим наизусть:

                                                       Имена, фамилии,

                                                       Клички, города.

                                                       Всё с заглавной буквы

                                                       Пишется всегда.

    V. Итоги занятия.

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Plain text icon pr_txt.txt5.81 КБ

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."

    Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...

    Урок русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"). Тема: Упражнения в написании слов с парными согласными в середине и в конце слов.

    Урок - путешествие в цирк. На уроке ученики выполняют задания, закрепляющие написание звонких и глухих парных согласных в середине и в конце слов....

    Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе по программе "Наш удивительный Кузбасс" по теме "Города Кузбасса большие и малые".

       Данное занятие знакомит обучающихся с городами Кузбасса: Новокузнецком, Ленинск-Кузнецким, Междуреченском, Анжеро-Судженском (с их местоположением на карте области, с историей обра...

    Урок русского языка во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Тема "Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"

    Предоставляется технологическая карта урока "Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного". Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний. Также предоставляется презентаци...

    Урок по русскому языку во 2 классе ( по учебнику Р.Н. Бунеева) Тема: Буква ь знак на конце и в середине слова.

    Формировать у учащихся представление об употреблении мягкого знака на конце и в середине слова, как показателе мягкости согласных и правописании слов с мягким знаком на конце и в середине слова....

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе Эльконина-Давыдова на тему "Беглые гласные"

    Данный урок, является вторым уроком в изучении темы "Беглые гласные". Урок составлен по учебнику русского языка, автор Л.И.Тимченко. Есть презентация. Кого заинтересует пишите в коментариях....

    КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ Тема урока:« Состав слова. ( Повторение и закрепление изученного материала)»

    Цель урока: -ФОРМИРОВАНИЕ  И КОРРЕКЦИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.                                    ...