коррекционное занятие по русскому языку во 2 классе по программе специального (коррекционного) обучения. Тема:"Написание слов с большой буквы"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме

Шильке Инна Николаевна

Цели: 1. Развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.

            2. Обогощать словарь учащихся.

            3. Познакомить с функциями: имени, отчества и фамилии.

            4. Расширять представления ребёнка об окружающим мире.

            5. Воспитывать любовь к животным, к родному краю, к своей семье.

 

I. Сегодня мы будем вести разговор о словах, которые пишутся с большой буквы.

Имена, с которыми вы обычно обращаетесь друг к другу, являются неполными, сокращёнными. А знаете ли вы своё полное имя? Назовите его. А теперь запишите своё полное имя в тетрадь.

Посмотрите на доску. Здесь даны полные и сокращённые имена. Давайте их прочитаем: Александр, Алёша, Оля, Коля, Нина, Николай, Ольга, Саша, Алексей. Найдите пары. Какое имя осталось без пары?

Это имя употребляется только в одной форме, которая хоть и короткая, но считается полной. Знаете ли вы ещё такие имена? ( Инна, Глеб, Игорь, Денис, Лариса, Зоя.)

Что вы видите на картинках, которые лежат у вас на партах? ( тюльпаны, роза, лилии).  Назовите одним словом. (цветы)  Какие из названных цветов могут быть именами? ( Роза, Лилия). По звучанию они одинаковы, а по написанию они различаются. Давайте их запишем. ( один учащийся у доски, остальные в тетрадях. ( Роза-роза, Лилия-лилия) Чем отличаются эти слова? Что мы знаем об именах? А для чего служат имена? (для различения знакомых людей)

Отгадайте загадку: Какое слово вы сами редко произносите, а другие часто? ( своё имя).

На доске:  аша         придумайте имена. ( Маша, Саша, Даша, Паша).

                     аня          ( Аня, Таня, Саня, Ваня, Маня)

                     оля         ( Оля, Поля, Коля, Толя).

Послушайте стихотворение:    Таня, Ваня, Петя, Галя,

                                                         Лена, Нина, Мила, Валя,

                                                         Коля, Ира, Алексей

                                                         и Серёжа, и Андрей.

                                                         Никогда не забывайте-

                                                         Имя буквой выделяйте.

 

II. Ребята, когда вы позвраслеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству, проявляя уважение к вам.

А какое отчество у вас?

А как вы его узнали? ( по отцу)

Отчество показывает связь ребёнка с отцом. Отчество бывает у всех людей: и у мужчин, и у женщин и образуются от полного имени отца. Запишите своё отчество.

Игра " Назови отчество". Тому, кому я брошу в руки мяч, назовет отчество от имени, которое я назову. ( Пётр, Василий, Андрей, Иван, Сергей, Фёдор. Например: Пётр-Петрович, Петровна.)

 

III. Ребята, а у людей, кроме имени и отчества, что ещё обязательно должно быть? (фамилия.)

А для чего нужна фамилия? (Чтобы отличать одну семью от другой, потому что " фамилия" - это значит семья.)

Какая у вас фамилия? Запишите её.

Физкультминутка.

Всем вам хорошо знакомо стихотворение С. Михалков " Дядя Стёпа" (показ книги.) А какая фамилия у дяди Стёпы? Послушайте отрывок. Читаю первые 8 строк. Чем же интересна фамилия дяди Стёпы? (Она повторяет имя и его легко запомнить.) У нас в классе у кого такая фамилия? Люди, у которых одна и таже фамилия, называются однофамильцы. ( привести пример, если в классе есть дети с одинаковой фамилией.) Некоторые фамилии образуются от имени, например: Иван-Иванов, другие фамилии образуются от профессий людей, например: столяр-Столяров, от названия растений, животных, других предметов.

Игра " Фантазёры"

Я буду показывать картину, а вы попробуете образовать фамилию.  ( петух-Петухов, виноград-Виноградов, баран-Баранов, медведь-Медведев, капуста-Капустин и т.д.)

IV. Послушайте стихотворение.
                                                          -Как зовут т

                                                          Спросили у кота.

                                                         -Зовут Василий.

                                                         -А фамилия?

                                                         -Спросили у кота.

                                                         -Молчит Василий.

                                                         -Почему молчишь Василий?

                                                         -У кота ответ готов.

                                                         -Нет фамилии.

                                                         -Фамилий не бывает у котов.

А вот кот Матроскин, герой произведения Эдуарда Успенского утверждает, что Матроскин-это его фамилия.

- Так как же правельно: у животных -имена или фамилия? (Имена и фамилии бывают только у людей, а у животных-клички.)

 

-Хотя в сказочных произведениях, где животные действуют как люди, у них могут быть имена, фамилии и даже отчества, но это только в сказках.

-Вспомните как звали медведий в сказке "Три медведя" (Михаил Иванович, Анастасия Петровна.)

А какую кличку в жизни носит кот Василий? (Васька)

Можно ли сказать, что Васька звучит невежливо, обидно? (Это касается людей, но не животных)

Вспомните, в каком рассказе мы встречались с этой кличкой?(рассказ Н.Н.Носова "Живая шляпа")

С какой буквы пишутся клички животных?

А какие ещё слова пишутся с большой буквы?(название городов, рек, деревень, улиц.)

В каком городе мы живём? Запишите название реки, которая протекает в нашем городе.

На какой улице живёт каждый из вас? Запишите название своей улице.

Давайте выучим наизусть:

                                                   Имена, фамилии,

                                                   Клички, города.

                                                   Всё с заглавной буквы

                                                   Пишется всегда.

V. Итоги занятия.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon pr_txt.txt5.81 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Русский язык» 1 класс Уровень программы базовый. Надомное обучение.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Программы «Обучение грамоте». Горецкого В. Г.(М.: «Просвещение», 2012), «Русски...

Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"

Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....

Русский язык 3 класс (Образовательная программа Л .В. Занкова) Тема: Непроизносимые согласные в корне слова

Цель:  – развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне  слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание,- создать ситуацию, помогающую на о...

коррекционное занятие по русскому языку 1 класс

Коррекционное занятие по русскому языку 1 класс тема:Развитие мелкой моторики в процессе закрепления звука [т] и строчной буквы т....

Технологическая карта коррекционного занятия по русскому языку 3 класс.

Технологическая карта урока позволяет учителю четко отслеживать как и на каком этапе урока развиваются различные  универсальные учебные действия. Подробно разъяснена деятельность учителя и деятел...

Урок русского языка 2 класс .УМК "Начальная школа 21 века". Тема "Однокоренные слова"

Урок с применением технологии деятельностного метода обучения....

Урок русского языка 4 класс по программе "Школа России" по теме "Глагол. Роль глаголов в языке"

Урок разработан по теме  «Глагол. Роль глаголов в языке» для обучающихся 4 класса по программе "Школа России" К уроку подготовлен наглядный материал в презентации на слайдах...