Мягкий знак на конце существительных после шипящих
олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Уч. Гарасимчук Л.А.
3класс
Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Цель урока:
Углубить знания о функциях мягкого знака: показателя мягкости согласных, разделительного знака, показателя женского рода имен существительных после шипящих (грамматическая роль).
Задачи:
1.Формировать умение писать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце;
2.Развивать умение делить слова на группы и выбирать основание для классификации, речь, внимание, креативность мышления, формировать навыки самоконтроля;
3.Воспитывать взаимовыручку, бережное и внимательное отношение к природе.
Оборудование: карточки со словами на орг. момент, рисунки для сказки,
Ход урока:
.
– Посмотрите на эпиграф к уроку.
Просит знаний настоящих
Мягкий знак после шипящих.
– О чем пойдет речь на уроке? (правописание мягкого знака после шипящих)
– Запишу тему урока на доске.
Правописание мягкого знака после шипящих…
– Я не дописываю, вы сделаете это сами.
Минутка чистописания.
– Цепочку для чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных множественного числа и мягкий знак, который должен находиться после каждой согласной. Какая цепочка получилась?
Кьвь вькь кьвь
Словарная работа.
- За 1 минуту найдите и запишите в тетрадь словарные слова с мягким знаком, который обозначает мягкость согласных звуков.
- Укажите род.
- Обменяйтесь тетрадями, выставьте друг другу отметки за это задание. ( Взаимопроверка.)
- Вызов.
- Индивидуальные задания.
– Подумайте, что вы знаете о правописании мягкого знака.
- Парные действия.
– Обменяйтесь информацией, обсудите.
- Давайте запишем на доске в таблицу все, что вы знаете по теме.
Знаю | Хочу знать | Узнал новое |
Ь – показатель мягкости согласных; Ь – разделительный. |
- Осмысление.
По всей вашей информации мы с вами составим схему:
Исследовательская работа (работа в группах).
Карточка № 2.
|
У. Чем похожи слова в этих столбиках?
Д. Это имена существительные, которые оканчиваются на шипящие.
У. Сравните слова первого столбика. Что у них общего?
Д. Это существительные женского рода, на конце их написан ь.
У. Проанализируйте слова второго столбика. Что у них общего?
Д. Это существительные мужского рода, на конце их ь не пишется.
У. Вы знаете, что ь – буква-актер. Какую роль он играет в словах первого столбика?
Д. Указывает на род имени существительного.
У. Сформулируйте правило. Можно ли в первый столбик написать имена существительные мать, дверь, а во второй – мак, дуб? Почему?
IV.Размышление.
Проблемный вопрос.
– Все ли случаи правописания ь мы записали?
«Чтение с пометками».
– У каждого из вас лежит карточка с текстом. В тексте будет для вас новая информация. Вы можете сделать пометки над словами с ь. Знаком «v» – уже знаком, «+» – это для меня новые
Последние цветы. Опять морозная ночь. Утром увидел группу молодых колокольчиков. На одном из них сидел шмель. Я сорвал колокольчик. Шмель остался сидеть. Я стряхнул шмеля. Он упал. Положил его под горячий луч, он ожил и полетел. А на раковой шейке за ночь оцепенела красная стрекоза. И кузнечики в огромном числе стали сыпаться из-под ног. И их оживлял солнечный луч. |
– Над какими словами вы поставили v?
– Что для вас явилось новым?
– Вы узнали, что есть еще группа слов, в которых на конце пишется мягкий знак.
– А о чем вы хотите узнать? Запишем в таблицу эти слова в графу «Х».
– А где мы можем об этом узнать?
Послушайте стихотворение:
Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодежь.
Если род мужской у слова –
Нету знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж и грач!
– Какой мы можем сделать вывод?
Физминутка
( С мячом. Игра « Ассоциации». Слова: счастье и весна.)
VI. Составление алгоритма.
Карточка № 3.
Расположите предложения в нужной последовательности:
- Это имя существительное?
- Этой орфограммы нет в слове.
- Это женский род?
- Есть ли шипящий на конце слова?
- В начальной форме?
На доске появляется совместно выработанный алгоритм.
У. Проверим по этому алгоритму, есть ли ь у существительных мяч, мышь, много задач.
VII. Закрепление изученного.
1. Работа в группах.
Каждая группа получает задание на карточке и выполняет его. Группа отчитывается о выполнении задания.
1группа: измени имена существительные, чтобы они стояли в форме единственного числа. Определи род.
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
2 группа: подбери к данным словам близкие по значению имена существительные с шипящим на конце. Определи род.
Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
3 группа: образуй от данных слов имена существительные в ед. числе. Укажи род.
Врачевать, товарищеский, ночной, сторожить.
4. Интерактивные упражнения.
- Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу имена существительные. Вы найдёте слова- подсказки, которые рассредоточены по классу.
Слова — подсказки: рож?, мыш?, плач?, сыч?, тиш?, камыш?
Дорога шла через …. Вот пробежала … . В роще послышался …. Это пел …. Вот и река. Кругом стояла ….. …. шептался с рекой.
Дети объясняют правописание имен существительных.
1) Игра « Экзамен».(4 билета)
Билет 1.
- Вставить, если нужно, буквы в слова, подчеркнуть.
Ландыш(?) любит лесную глуш(?).
Билет 2.
- Вставить, если нужно, буквы в слова, подчеркнуть.
Лещ(?) и ерш (?) – рыбы, грач(?) и стриж (?) - птицы.
- Что ты знаешь о грачах и стрижах?
Билет 3.
Счастливый билет. Поздравляем! Садись – «5».
Билет 4.
Вставь, если нужно, буквы в слова, подчеркни.
Х (?)лодный ключ(?) всю ноч(?) шумит в овраге.
- Как ты понимаешь значение слова ключ?
( Дети выполняют на местах.)
2) Творческий диктант
(Под музыку норвежского композитора Эдварда Грига « Утро в лесу»).
- Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и слова, спишите, озаглавьте, а музыка вам поможет.
( Не называю название музыки.)
…………………..
Кончилась ноч(?). Пр. снулись певчие __________.Звонк. закуковала _____________.
На развилке в. твей св. стит ____________. З.стучал по дер. ву ____________.
( Проверка с помощью « светофоров». Самопроверка и самостоятельное выставление отметок в тетрадях за выполнение задания.)
2. Игра “Рука друга“
Дети выходят парами: сильный ученик и ученик, допускавший ошибки. Им предлагаются слова на изучаемую орфограмму. Они объясняют написание.
Борщ, дичь, брошь, вещь, ландыш, трубач, калач, циркач, силач, речь, нож и д.р.
Звучат выводы.
– Читаем правило на стр. 170-171, выполним устно упр. 450.
– Дописываем тему урока.
– Вернемся к нашей таблице. Куда поместим существительные женского рода с шипящими на конце?
- Рефлексия.
Замените словосочетания одним словом. Запишите их в тетрадь (учитель читает).
- близкий приятель, друг
- человек, лечащий больных
- мелкие деньги
- часть суток от вечера до утра
- молодые люди
- непромокаемая легкая одежда от дождя
Проверка: назовите существительные с ь. почему вы так написали?
- Домашнее задание: по выбору – упр.452, 453, 454. Выучить правило.
Дополнительный материал.
1.- А сейчас внимательно послушайте сказку о мягком знаке и ответьте, у существительного какого рода на конце он пишется.
СКАЗКА О МЯГКОМ ЗНАКЕ.
В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь «Имя существительное». Ему принадлежали все живые и неживые предметы. Кто?- человек, девочка, еж; что?- дворец, окно, камень.
Царь любил своих подданных и ласково говорил: «Вот она, моя дочь, ласточка, вода. А вот он, мой сын, труд, малыш, город».
Была в стране Грамматика буква - мягкий знак. Одни существительные жить без нее не могли: соль, кость, путь. А другие ссорились и шипели друг на друга: шалаш и рожь, печь и грач, луч и дочь. Они спорили между собой, где же должен жить мягкий знак.
И вот в один солнечный денек захотелось мягкому знаку найти себе друзей. Вышел он за ворота города и пошел по дороге. Вскоре мягкий знак дошел до реки и увидел прекрасный цветок. Он потянулся к нему, но вдруг из воды вынырнула страшная рыба. Это был ерш. Ерш открыл свою огромную пасть и чуть не утащил мягкий знак на дно.
Бедняга еле успел отскочить от воды. Испуганный, наш путешественник побрел дальше от реки.
Вдруг на небо набежала черная туча, и дождь полил как из ведра. Мягкий знак увидел шалаш и стрижа, летавшего рядом. Но стриж даже не поздоровался с мягким знаком,
улетев к своему берегу. Наш путник забежал в шалаш, но тот был такой ветхий, да к тому же в нем зияла огромная дыра. Кое-как мягкий знак переждал дождь, но совсем промок и продрог. Ему нужно было идти дальше. Вскоре он заметил под елью ежа и предложил ему дружбу. Мягкий знак залез под ель и прижался к ежу, чтобы согреться, но еж сильно уколол его своими иголками. Наш герой обиделся и ушел. Вскоре он забрел на ржаное поле. Рожь не прогнала его, угостила своими зернами. Мягкому знаку стало немного лучше. Он поблагодарил рожь. И тут, откуда ни возьмись, появилась полевая мышь.
Она обрадовалась гостю, пригласила его к себе в нору, напоила, отогрела, приютила, уложила спать на теплую печь на ночь. Утром мягкий знак, отдохнувший и довольный, пошел домой.
Он не нашел себе друзей среди ерша, стрижа, шалаша и ежа, зато навсегда подружился с рожью, мышью и печью. С тех пор мягкий знак пишется на конце после шипящих только у существительных женского рода.
2. – Так с кем не удалось подружиться мягкому знаку? С кем он подружился? Запишем.
( На доске и в тетрадях.)
м.р. ж. р___.
ерш рожь____
стриж мышь___
шалаш печь____
еж_______________________
- Допишите еще слова, чтобы было поровну.
ь
Показатель мягкости согласных
Разделительный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/04/picture-17375.jpg)
Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/24/picture-20592.jpg)
Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Открытый урок русского языка с применение технологии проблемного обучения...
урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/20/picture-71098-1350753865.jpg)
урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...
Урок-презентация русского языка по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
разработка урока...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/17/picture-207959-1387302101.jpg)
Дидактические карточки "Мягкий знак на конце существительных после шипящих", 3 класс
Дидактические материалы в помощь учителю для индивидуальной работы с учащимися...