Главные вкладки

    Дидактические карточки "Мягкий знак на конце существительных после шипящих", 3 класс
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

    Радионова Галина Фёдоровна

    Дидактические материалы в помощь учителю для индивидуальной работы с учащимися

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    3 класс.

    Мягкий знак на конце

    имён существительных после шипящих

    Карточка 1.

    З а п и ш и т е  слова в два столбика. В первый запишите слова, в которых мягкий знак указывает на мягкость согласных. Во второй – те слова, в которых мягкий знак стоит после шипящих.

    Дочь, дверь, медаль, степь, лебедь, печь, молодёжь, морковь, картофель, мощь, упряжь, брошь, связь, чушь, глушь, роскошь, ложь, прорубь, кровать, скатерть, мелочь.

    – Устно определите род имён существительных. Сделайте вывод.

    __________________________________________________________________

    Карточка 2.

    Н а п и ш и т е  слова в единственном числе в таком порядке: 1) рыбы, 2) птицы, 3) растения, 4) звери, 5) помещения, 6) посуда.

    Стрижи, ерши, чижи, ножи, ковши, камыши, ландыши, моржи, гаражи, ежи, блиндажи, лещи.

    __________________________________________________________________

    Карточка 3.

    П о д б е р и т е   к данным именам существительным синонимы с шипящими на конце слова, обозначьте их род.

    Неправда – ... , граница – ... , соревнование – ... , трепет – ... , ерунда – ... , команда – ... , сила – ... , призыв – ... , здоровяк – ... .

    С л о в а  д л я   с п р а в о к : ложь, рубеж, матч, дрожь, чушь, экипаж, мощь, клич, крепыш.

    _________________________________________________________________

    Карточка 4.

    Д а н н ы е  с л о в а  объедините в пары так, чтобы в каждой паре оказались слова с противоположным значением. Определите род имён существительных с шипящими на конце.

    Ложь, мякиш, правда, бедность, роскошь, корка, тишь, бедняк, шум, богач, старики, мощь, молодёжь, слабость.

    – Объясните написание мягкого знака.

    __________________________________________________________________

    Карточка 5.

    П р о ч и т а й т е  слова.

    Печь, ложь, брешь, тишь, душ.

    – Замените выделенные буквы так, чтобы получились слова со следующими значениями:

    1) средство человеческого общения;

    2) хлебное растение;

    3) женское украшение;

    4) краска для черчения или письма;

    5) торжественное музыкальное приветствие.

    _________________________________________________________________

    Карточка 6.

    Д о п и ш и т е  по смыслу слова с шипящими на конце, укажите их род.

    Душистый ... , красный ... , летучая ... , весёлый ... , ночная ... , маленький ... , лесная ... , крупная ... , правильная ... , детский ... , нужный ... , русская ... , вкусный ... , солнечный ... , мужской ... , красивая ... , свежий ... , медицинская ... , верный ... , спелый ... .

    С л о в а  д л я  с п р а в о к : ландыш, карандаш, мышь, малыш, тишь, шалаш, глушь, дичь, речь, плач, ключ, печь, калач, луч, плащ, вещь, борщ, помощь, товарищ, овощ.

    __________________________________________________________________

    Карточка 7.

    С п и ш и т е . Вставьте вместо точек ь, где это следует. Укажите род существительных.

    Без знаний и утро – ноч.. . Без работы и печ.. холодна. Книжка – лучший товарищ.. . Короткую реч.. хорошо слушать. На безрыбье и мелоч.. рыба. Тот бригадир хорош, у которого хороша рож.. .

    __________________________________________________________________

    Карточка 8.

    С о с т а в ь т е  и запишите предложения с данными словами. Выделенные имена существительные ставьте в единственном числе, укажите их род.

    Хорошую, речи, слушать, приятно.

    Скупой, беднее, нищего, богачи.

    Не, печи, а нива, кормит.

    Мыши, не, проголодается, в, амбаре.

    На, востоке, лучи, блеснул, солнца.

    __________________________________________________________________

    Карточка 9.

    С п и ш и т е , вставляя нужные по смыслу слова (раскрывая скобки) с шипящей на конце.

    1) Колосится золотая ... (рожь). 2) Мой отец много лет работает на заводе. У него большой ... (стаж). 3) Именительный ... (падеж) – это начальная форма имени существительного. 4) ... (Кирпич) – хороший строительный материал. 5) Холодный ... (душ) полезен всем. 6) Лесной ... (ландыш) внесён в Красную книгу.

    __________________________________________________________________

    Карточка 10.

    З а м е н и т е  выражения одним словом и запишите. Укажите род имен существительных.

    1) Человек, который играет на трубе. 2) Человек, который выступает в цирке. 3) Очень сильный человек. 4) Человек, который играет на скрипке. 5) Житель Москвы. 6) Помещение, где стоят автомашины. 7) Колючее животное. 8) Место, где купаются и загорают. 9) Известный музей картин в Санкт-Петербурге. 10) Крупное морское северное животное с усатой мордой.

    __________________________________________________________________

    Карточка 11.

    П р о ч и т а й т е  предложения. Распространите их словами разных частей речи. Напишите. Вместо точек вставьте ь, где это необходимо, укажите род этих имён существительных.

    О б р а з е ц : Камыш.. шумит. У реки шумит высокий камыш (м. р.).

    Товарищ.. помог. Молодёж.. борется. Реч.. звучит. Ноч.. наступила. Ландыш.. расцвёл. Послышался плач.. . Луч.. осветил.

    __________________________________________________________________

    Карточка 12.

    Н а п и ш и т е  ответы в строчку через запятую.

    1) Суп со свёклой и другими овощами.

    2) Дикие птицы и животные как предмет охоты.

    3) Мягкая часть печёного хлеба.

    4) Женское украшение, прикалываемое на грудь, на воротник.

    5) Человек с большими усами.

    6) Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи.

    7) Способность говорить.

    8) Пролом в стене, в корпусе корабля, пробоина.

    9) Брусок из обожженной глины, используется для построек.

    10) Беспорядок, путаница.

    – Укажите род имён существительных.

    __________________________________________________________________

    Карточка 13.

    С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

    На рыбной ловле

    Д..рога шла через рож.. . Вот (про) б..жала мыш.. . (В) роще послышался плач.. – это сыч.. зат..нул песню. Вот и р..ка. Наступила ноч.., и ловля нач..лась. Кругом ст..яла тиш.. . Камыш.. ш..птался (с) р..кою.

    Скоро мне (по) пался ёрш.. , а (у) дяди (на) леске бился лещ.. . Вот и полноч.. . Мы сделали шалаш.. . Утром, тол..ко бл..снул луч.. солнца, мы были на н..гах.

                                                                                    По С. Аксакову.

    __________________________________________________________________

    Карточка 14.

    С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

    Знаешь ли ты?

    Морж.. – крупное северное м..рское ж..вотное. У него усатая морда с клыками. Морж.. – (пр..) крас..ный пл..вец.

    М..ржами стали называть людей, которые занимаются плаванием з..мой. Человек-морж.. тоже не б..ится л..дяной в..ды.


                                                             

                                                             

                                                        Литература:

    1.Дидактические карточки-задания по русскому языку. 3 класс. ID 3540920. Автор: О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Языки: Русский. Издательство: АСТ, Астрель. Серия: Мастерская учителя начальных классов.

    2.Издательство «Учитель» электронное пособие по русскому языку «Развивающие упражнения и задания.»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

    Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...

    Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

    Открытый урок русского языка  с применение технологии проблемного обучения...

    урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

    Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...

    Урок русского языка в 4 классе "Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих"

    Данный урок разрабатывался мной к УМК "Школа России", может быть использован и при работе с другими УМК....

    Конспект проблемно-диалогического урока по русскому языку в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

       Современное обучение направлено не только на обеспечение учащихся определенной суммой знаний, но и на развитие их интеллектуальных, познавательных и созидательных способностей. Как...

    Проект урока в 3 классе по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

    Технологическая карта урока, с указанием целей каждого этапа урока, форм, методов и приёмов работы на каждом этапе, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД. Презентация к уроку, так как урок ...

    Урок русского языка, 2 класс, "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

    Урок - путешествие, включает в себя мультимедийный тест на правописание мягкого знака в именах существительных после шипящих на конце слов. План - конспект урока включает гиперссылки на ресурсы, ...


     

    Комментарии

    Очень хорошие карточки, удобны в работе! Спасибо!