Конспект проблемно-диалогического урока по русскому языку в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

     Современное обучение направлено не только на обеспечение учащихся определенной суммой знаний, но и на развитие их интеллектуальных, познавательных и созидательных способностей. Как сделать урок интересным для каждого ученика? Как каждого ученика из пассивного слушателя  сделать активным, творчески работающим участником учебного процесса? Наверное, эти и другие вопросы волнуют сегодня каждого учителя.   Использование традиционных методов и технологий не позволяет достичь тех результатов в полной мере в развитии личности, которые поставили перед школой новые ФГОС ООН. Вдалбливание силой готовых результатов в голову ученика вызывает негативное отношение к обучению. Совсем другое отношение в ученика к процессу обучения, когда он сам активно участвует в нем. Задача учителя в данном случае  не давать знания в готовом виде, а помочь ученику самому открыть новые знания. Решить эти задачи  возможно через проблемно-диалогическое обучение, которое развивает такие качества личности как умение увидеть проблему, быстроту умственной реакции, оригинальность мышления, интуицию и т.д. Через использование специальных дидактических средств оно ставит учащихся в условия, когда надо решать нестандартные задачи, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем, устанавливать причинно-следственные связи ,что способствует интеллектуальному развитию  учащихся, способности разрешать любые возникающие проблемы, иметь свою точку зрения и уметь грамотно и аргументированно отстаивать ее.      

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ООШ №8 г. Сыктывкара

Урок русского языка

3 класс

Тема: «Мягкий знак на конце существительных

                                 после шипящих»

Образовательная система «Школа России»

                              Выполнила работу

                                   учитель начальных классов              

                                   МОУ  ООШ №8г. Сыктывкара

                                   Республики Коми

                                   Бондаренко Надежда Ивановна

     Современное обучение направлено не только на обеспечение учащихся определенной суммой знаний, но и на развитие их интеллектуальных, познавательных и созидательных способностей. Как сделать урок интересным для каждого ученика? Как каждого ученика из пассивного слушателя  сделать активным, творчески работающим участником учебного процесса? Наверное, эти и другие вопросы волнуют сегодня каждого учителя.   Использование традиционных методов и технологий не позволяет достичь тех результатов в полной мере в развитии личности, которые поставили перед школой новые ФГОС ООН. Вдалбливание силой готовых результатов в голову ученика вызывает негативное отношение к обучению. Совсем другое отношение в ученика к процессу обучения, когда он сам активно участвует в нем. Задача учителя в данном случае  не давать знания в готовом виде, а помочь ученику самому открыть новые знания. Решить эти задачи  возможно через проблемно-диалогическое обучение, которое развивает такие качества личности как умение увидеть проблему, быстроту умственной реакции, оригинальность мышления, интуицию и т.д. Через использование специальных дидактических средств оно ставит учащихся в условия, когда надо решать нестандартные задачи, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем, устанавливать причинно-следственные связи ,что способствует интеллектуальному развитию  учащихся, способности разрешать любые возникающие проблемы, иметь свою точку зрения и уметь грамотно и аргументированно отстаивать ее.      

Проблемно-диалогический урок по русскому языку в 3 классе УМК «Школа России».

Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель: Путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что у

           существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется

           мягкий   знак

Задачи: 1. Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце

                   существительных после шипящих.

               2. Развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель,

                   выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи.

               3. Формировать умение договариваться, учитывать разные мнения,

                   приходить к совместному решению в совместной деятельности.

               4. Содействовать воспитанию культуры через парную и групповую работу,

                   коммуникативных умений, чувства взаимопомощи.

 Средства обучения: 

- раздаточный материал.

- мультимедийная презентация «Мягкий знак на конце существительных после   шипящих».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.1.Организация начала урока.  (Подготовка рабочего места. Эмоциональный настрой).

2.Минутка чистописания.

3. Актуализация.

- Ребята, готовы к уроку?

  На вас надеюсь я, друзья.

  Мы хороший дружный класс

  Всё получится у нас!

  Думаю, что у нас с вами всё получится, а для этого надо быть внимательными и старательными.

Слайд 1.

Вьюга,

голубь, ручьи,

крылья, тюльпан, тополь.

- Мы узнаем, какую букву будем писать, когда определим, что объединяет все эти слова

- Составьте цепочку букв для минутки чистописания по порядку записи слов.

- Сгруппируйте слова в соответствии роли мягкого знака в словах.

- Сколько групп получилось?

- Какие слова отнесли к первой группе?

- Какие слова отнесли ко второй группе?

Слайд 2.

Проверь себя!

Вьюга               голубь

ручьи                тюльпан

крылья              тополь

- Сделайте вывод, какую роль в данных словах выполняет мягкий знак?

- Сегодня мы узнаем ещё об одной роли мягкого знака.

Организуют рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

- Все слова-имена существительные;

- Во всех словах есть мягкий знак, значит, будем писать мягкий знак.

Дети составляют цепочку букв

ь ьь ььь

Работа в паре

Дети группируют слова.

- Две.

- С мягким разделительным знаком.

- С мягким знаком – показателем мягкости.

Учащиеся делают вывод.

II.Изучение нового материала.

1этап: постановка проблемы

- Осознание противоречия.

- Формулировка проблемы (учебной задачи)

2 этап: поиск решения проблемы.

Выдвижение и проверка гипотез (подводящий диалог).

3этап: выражение решений;

-выражение новых знаний научным языком.

4этап: реализация продукта, публичное представление продукта.

Контроль и оцен-

ка усвоения но-вых знаний.

Итог урока

Рефлексия

Слайд 3.

Дочь, врач, рожь, нож, мышь, шалаш.

- К какой части речи принадлежат слова?

- Понаблюдайте за ними.

- Что вас удивило? Почему?

- Какой возник вопрос?

Какие есть предположения по поводу написания ь знака на конце имен существительных после шипящих?

-Давайте проверим первую гипотезу.

Определите число имен существительных.

-Дает ли возможность эта гипотеза ответить на вопрос?

-Проверим вторую гипотезу.

Определите род имен существительных.

-Что заметили?

-Где мы  можем проверить правильность высказывания?

Откройте учебники на стр. 31 и прочитайте правило.

-Когда же пишется ь знак на конце существительных после шипящих?

-От чего зависит написание мягкого знака на конце существительных после шипящих?

-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока?

-А теперь  можем ответить на поставленный вопрос?

-Какое открытие мы сделали?

-Можем ли мы определить по наличию мягкого знака в существительных после шипящих род существительного?

Физминутка.

1.Постановка вопросов по данной теме классу.

-Поставьте вопросы классу по новой теме.

2.Составление схемы  правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце.

 

.-Теперь самостоятельно по группам составьте схему правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце.

.

Слайд 4.

Задания:(карточки)

1.Составление пословиц по группам. Объяснить их значение. Объяснить написание существительных с шипящим на конце.

1.группа: человек, не, лож(?), красит

(Ложь человека не красит).

2.группа: на, хороша, вещ(?), своем, всякая,

                 месте

(Всякая вещь хороша на своем месте).

3. группа: половина, товарищ(?), дороги, умный.

4 группа: лапти, реч(?), плести, не, вести

(Речь вести - не лапти плести).

2 Карточки..

Подобрать к существительным антонимы.

Записать слова парами. Объяснить написания существительных с шипящим на конце.

День – (ночь)

Старт – (финиш)  

Смех – (плач)

Шум – (тишь)

Полдень – (полночь)

Слайды 5,6,

Тест.

1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак

   А) пишется             Б)не пишется

2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак

      А) пишется             Б)не пишется

3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих  показывает, что

   это имена существительные

      А) мужского рода

      Б) женского рода

4. В какой строчке во всех существительных

    надо поставить  ь знак ?

     А)ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?)

     Б)калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?)

      В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?)

5. В каких словах допущены ошибки?

    А) моржь, б) молодеж, в) кирпич,

    г)брошь, д) чертежь

  Слайд  7

 Ответы: 1)-Б,  2)- А, 3)-Б, 4)-В, 5)- А,Б,Д

  7 баллов – «5»  

  6 баллов – «4»

  5 баллов – «3»

-Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

-О какой роли мягкого знака в существительных после шипящих узнали?

-Кто справился со всеми заданиями?

-Какие задания оказались трудными?

-Над какими вопросами еще надо поработать?

Оцените свои достижения сигнальными карточками.

              -Все понял. Со всеми заданиями справил  справился без затруднений.

        

                                                                                       

          Понятно, но есть некоторые вопросы

               сомнения .

                Много непонятного, неясного 

- Это имена существительные.

- В одних случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет.

- Почему в одних случаях в именах существительных на конце пишется мягкий знак, а в других нет?

-Возможно, написание мягкого знака зависит от числа имени существи-

тельного;

-А что если написание мягкого знака после шипящих зависит от рода имени существи-

тельного.

-Определяют число.

.-Нет.

Учащиеся определяют род.

-Существительные дочь, рожь женского рода. У них после шипящих ч и ж есть ь знак.

Существительные врач, нож мужского рода. У них на конце после существительных мягкого знака нет.

-В учебниках.

Учащиеся читают пра-

вило.

-На конце существитель-

ных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

-Написание мягкого зна-

ка на конце существительных после шипящих зависит от рода имен существительных.

-Почему в одних случаях на конце существительных после

шипящих пишется ь знак, а в других нет? 

-Да, можем.

-Узнали, что на конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода мягкий знак не пишется.

-Да, можем.

 

Работа в паре.

Учащиеся задают вопросы классу по правилу.

Работа по группам.

Каждая группа состав-

ляет схему правила.

Учащиеся демонстрируют свои схемы, затем сравнивают их со схемой на слайде..

Работа в группах.

Учащиеся составляют пословицы по группам, объясняют их значение,

объясняют написание существительных с шипящим на конце.

Работа в паре.

Учащиеся работают по карточкам.

Самопроверка по слайду. Самооценка.

Самооценка.


Литература: 1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками.                                                                 .Москва 2002

 2.В.П.Канакина В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс, ч.2. Москва 2012

3.Русский язык. Методические рекомендации. В.П. Канакина. Москва. Просвещение, 2012

Самоанализ  урока русского языка в 3 классе

учителя начальных классов Муниципального образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 8» г. Сыктывкара Республики Коми

Бондаренко Надежды Ивановны.

 Образовательная система «Школа России»

Предмет: русский язык; учебник «Русский язык» 3 класс, авторы В.П.Канакина,

                 В.Г.Горецкий.

Образовательная система: «Школа России»

Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Тип (вид урока): урок открытия нового знания.

Тип проблемной ситуации: с удивлением.

Тип противоречия: противоречия между двумя или более положениями.

Тип знания: правило. 

Цель: Путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что у

           существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется

           мягкий   знак

Задачи: 1. Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце

                   существительных после шипящих.

             2. Развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель,

                   выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи.

               3. Формировать умение договариваться, учитывать разные мнения,

                   приходить к совместному решению в совместной деятельности.

               4. Содействовать воспитанию культуры через парную и групповую работу,

                   коммуникативных умений, чувства взаимопомощи.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная.

Средства обучения: 

Для учащихся: раздаточный материал.

Для учителя: мультимедийная презентация «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

 На протяжении всего урока наблюдался плавный переход от одного этапа к другому. Через организацию мотивации в начале урока учащиеся эмоционально были настроены на рабочий лад. Парная работа, где учащиеся должны были сгруппировать существительные, определить количество групп и принцип группировки, дала возможность не только актуализировать знания о роли употребления мягкого знака в словах, но и способствовала  формированию у них умения договариваться, приходить к совместному решению, воспитывать чувство взаимопомощи

.Для открытия новых знаний была создана проблемная ситуация  с помощью предъявленных противоречивых фактов, которые вызвали ситуацию удивления. В ходе осознания противоречий с помощью побуждающего диалога от проблемной ситуации учащиеся сформулировали учебную задачу: «Почему в одних случаях в именах существительных после шипящих на конце пишется мягкий знак, а в других нет», которая была записана на доске.

На этапе поиска решения проблемы учащимися были выдвинуты следующие  гипотезы: возможно для этого нужно определить число в именах существительных; а может быть надо определить род в именах существительных. Через подводящий диалог проведена проверка правильности выдвинутых гипотез, в результате чего учащиеся пришли к выводу, что первая гипотеза проблему решить не может. Вторая гипотеза дает возможность сделать вывод, что в существительных женского рода после шипящих на конце мягкий знак пишется, а в  мужском роде нет. Подтверждение новых знаний научным языком дети находят в учебнике в виде правила. Возвращаясь снова к проблеме, учащиеся проговаривают, как решали проблему: с помощью имеющихся знаний и учебника.

Реализация и публичное представление продукта проходили через постановку вопросов учащимися по данной теме и составление схемы правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце. Для закрепления нового знания были использованы задания различной степени сложности, которые способствовали интеллектуальному развитию учащихся. Использование групповой работы и работы в парах было направлено на формирование коммуникативных компетенций (умение договариваться, учитывать разные мнения, приходить к совместному решению в совместной деятельности). На уроке были использованы различные виды контроля: ученик-ученик (при работе в группах и парах), самоконтроль, ученик-учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде). Применение различных видов работы, чередование устной и письменной речи, проведение физминутки- все это позволило снять утомляемость у учащихся, избежать перегрузки. .учащиеся работали на уроке активно, с интересом. увлеченно. План урока полностью реализован.  Поставленные цели и задачи достигнуты. Материал учащимися усвоен в полном объеме, об этом свидетельствуют результаты теста.  

   

 

       

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Проблемно-диалогический урок по русскому языку в 3 классе УМК «Гармония». Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» Цель: Путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что усуществительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсям...

Урок русского языка «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих» в 3 классе.

Урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учеников. С этой целью предлагается использовать дифференцированное задание (3 уровня сложноси). На уроке используется дополнительный материал по О...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мягкий знак на конце существительных после шипящих".

Урок предназначен для изучения нового материала и контроля. Содержание учебного материала урока соответствует программе и уровню знаний учащихся по предмету....

Конспект по русскому языку. Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих»,4 класс

.  Цели:Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;-  формировать осознание  у детей в  потребности работы с инфо...

Конспект урока по русскому языку. Тема: " Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Самоанализ урока русского языка в  классеУМК «Перспектива»Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих» Дата проведения: 21.01.20 годКласс...