Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Идрисова Оксана Ивановна

Изучение падежных окончаний имён прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Падежные окончания имен прилагательных женского рода единственного числа.

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных с твердой основой на ж, ш и с особенностями склонения имен прилагательных с мягкой основой на ч, щ.

Развивающие: развитие умения правильно подбирать падежные окончания имен прилагательных женского рода.

Воспитательные: формирование умения работать индивидуально, в малых группах; формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопросы); воспитание бережного и внимательного отношения к природе.

Оборудование: цветные карандаши, карточки с таблицей  падежных окончаний имен прилагательных, карточки с оценкой у каждого учащегося, тетради, учебники

                                 Ход урока

  1. Организационный этап

- Урок у нас сегодня необычный, мы отправимся с вами на прогулку. А куда, вы узнаете,

Отгадав загадку.

Город этот непростой,

Он дремучий и густой.

- Это – лес.

- Какой вы любите лес? Почему?

- В лес ходят летом по ягоды, осенью по грибы, а мы пойдем в лес за загадками. Что там грибы да ягоды! Найдешь, соберешь и успокоишься! А уж, коли, загадки разыщешь – покой потеряешь! Как нашёл загадку, так и отгадку её подавай. Пока отгадку ищешь, две новые загадки найдешь… Итак, в путь… в лес за загадками.

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач

  1.  Минутка чистописания

-Расшифруйте и прочитайте предложение, записанное цифрами.

13, 6, 9 – 15, 1, 26, 6   2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16.

  Ученики соотносят цифру и букву алфавита, составляют предложение.

Лес – наше богатство.

- Запишите предложение. Объясните смысл предложения. Объясните постановку тире, разберите его по членам.

  1. Орфографическая минутка

- Запишите в тетради, подчеркните «ошибкоопасные» места, т.е. орфограммы.

(Учитель диктует сочетания слов)

Лесные цветочки, посветлело в лесу, золотая осень, курлычут журавли,  осенние листья, земная красота, до весны хранит.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Оцените. Зеленый кружок – все отлично, желтый – есть недочеты, красный – тревога.

- Какие орфограммы встретились?

             3) Правописание окончаний имен прилагательных

               - Заполните пропуски.

                   Перед дальн… дорогой, из    горюч… смеси, на зелен… траве, в дружн… семье,  рыж… лисицу.

               - В какой части речи пропуски?

                  - В какой части слова?

                 - По какому признаку можно объединить эти словосочетания в одну группу? (Все женского рода)

         3. Постановка темы и задач урока

          - Какая тема урока? Какие задачи? Чем будем заниматься? Чему учиться?

          4. Актуализация знаний

           - Вспомним, что знаем о прилагательном. Задайте вопросы друг другу по теме «Имя прилагательное».

             - А, теперь я задам вам свой вопрос . Как определить окончание прилагательного?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d82bf54a-33f7-4789-8b67-1183585eb9db/%5BNS-RUS_3-24%5D_%5BTQ_043%5D.swf

Вставьте окончания  прилагательных.   Проверьте написание (самопроверка).   Проверка  проводится фронтально 

          5. Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности

            Заполнение таблицы на доске, за партами по карточкам, работа в парах

               

Падеж /основа

твердая

мягкая

Именительный

-ая

-яя

Родительный

-ой

-ей

Дательный

-ой

-ей

Винительный

-ую

-юю

Творительный

-ой

-ей

Предложный

-ой

-ей

                                           Физминутка  (быстро поморгаем, закроем глаза, представим на минутку, что мы в лесу, послушаем звуки леса)

          6. Оперирование знаниями, овладение способами деятельности в новых (измененных) условиях

           1) Склонение прилагательных с твердой основой на ж и ш

               - Просклоняем прилагательные пригожая и хорошая. Какая основа у этих прилагательных? Мы знаем, какие должны быть падежные окончания. (Дети склоняют в тетрадях: 1 вариант слово пригожая, 2 вариант слово хорошая)

                   - Что же получили? (Исключение из правила) Как вы думаете почему?

                - Сделайте вывод! Какая особенность в написании падежных окончаний этих прилагательных?

               2) Склонение прилагательных с мягкой основой на ч и щ

              - Откройте учебник с. 8 упражнение 9. Прочитайте прилагательные могучая и настоящая. Определите тип основы. Мы знаем какие должны быть падежные окончания.

                - Понаблюдайте, как склоняются прилагательные с мягкой основой на ч и щ.

               - В каких падежах у имен прилагательных с мягкой основой на ч и щ , окончания такие же, как у имен прилагательных с твердой основой?  (В именительном и винительном) Почему?

            7. Самостоятельное выполнение практической части работы

            1) Работа с текстом    (Упражнение 2, с. 7)

            У детей индивидуальные карточки с текстом.

            - Прочитайте, спишите текст, вставьте пропущенные окончания.

             

              Хорошо в березов… роще! Деревья покрыты ранн… листвой. Солнце проникает сквозь редк… сетку молод… листвы.

             Зеленеет свеж… травка.

           - Назовите прилагательные в именительном падеже, какие окончания?

             - Назовите прилагательные в винительном падеже, какие окончания?

             - Назовите прилагательные в предложном падеже, какие окончания?

               - Назовите прилагательные в творительном падеже, какие окончания?

             - Назовите прилагательные в родительном падеже, какие окончания?

          - Назовите прилагательные в дательном падеже, какие окончания? (нет)

         8. Обобщение и систематизация знаний и способов действий, полученных на уроке

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c01810eb-ca97-4267-8d9c-d612abd03bb9/%5BNS-RUS_4-12%5D_%5BIG_019%5D.swf

         9. Анализ и оценка итогов работы

        Игра «Пятый лишний». Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение просьбу.            

            зеленый                   лиса

        яркое                            лисий

        свежая                лисица

               берегите                лес

        березовые                лисёнок

- Получилось предложение Берегите лес!

- Запишите предложение самостоятельно, подчеркните орфограммы, объясните.

- Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей?

- Человек многое может. От человека, то есть от нас, зависит состояние природы.

        Оценивание урока и своей работы

- Вот и подошла к концу наша прогулка в лес за загадками, вы хорошо потрудились. А теперь постарайтесь оценить свою работу на уроке, в тетрадях, у доски. Помогут нам те же смайлики, раньше мы оценивали работу одноклассников, а теперь свою. Поставьте себе отметку.

- Что понравилось, интересно ли было на уроке, справились ли мы с задачами, которые поставили перед собой в начале урока?

- У вас на партах лежат карточки с оценками, оцените  наш сегодняшний урок. Соберем «урожай».

(в корзинку дети кладут свои «оценки» уроку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....