Рабочая программа "Русский язык" 2 кл Бунеев
календарно-тематическое планирование (русский язык, 2 класс) по теме

Бурмистрова Светлана Ивановна

Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 2 класса "Школа 2100" Бунеев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruskiy_pr-ma_2_kl.doc484 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Рузаевского муниципального района РМ

Рассмотрена и одобрена                 Согласовано                                Утверждена

на заседании МО                             с зам. директора                          директором

Председатель МО                            по УВР                                         МБОУ «СОШ № 7»

____/Г.А.Мадяева/                          ______/Е.А.Пилюгина/              _______/И.В.Строкова/

Протокол № 1                                   «29»08. 2013 г.                            Приказ № 11

От «29»08. 2013 г.                                                                                  От «30»08. 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса русского языка

( 2 класс)

по учебнику Р.Н.Бунеева., Е.В.Бунеевой «Русский язык»

Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Баласс, 2012 г.

Образовательная система «Школа 2100».

                                 

                                                        Составитель:

                                                                С.И. Бурмистрова,

                                                             учитель высшей

                                                                                        квалификационной категории

Рузаевка, 2013 г.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа  по русскому языку составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе авторской программы «Русский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой, Баласс, УМК «Школа 2100», 2011г.

Описание места в учебном плане школы

 Рабочая  программа предназначена для обучения учащихся 2-го класса МБОУ «СОШ № 7» г. Рузаевки. По учебному плану начального общего образования на 2013-2014 учебный год во 2 классе отведено 5 часов в неделю, что составляет 170 часов в год.

Цели  изучения учебного предмета

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цели:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;

– формирование коммуникативной компетенции.

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
  2. Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.
  3. Формирование у детей чувства языка.
  4. Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.
  5. Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»: 
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники («Русский язык» 2 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку»).

Разделы «Предложение» и «Текст»

Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Во 2-м классе происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.

Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Во  2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
  • делить слова на части для переноса;
  • производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
  • писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
  • видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  • писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
  • обращать внимание на особенности употребления слов;
  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
  • составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Контрольные

работы

Самостоятель

ные

Развитие речи

1.

Слово.

7

1

2.

Предложение.

12

1

3.

Текст.

        12

1

4.

Какие слова отвечают на вопросы кто? что?

8

5.

Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?

12

1

6.

Слова, которые отвечают на вопросы что делал? что сделал?

8

1

1

7.

Связь слов в предложении.

8

1

1

8.

Слова, к которым нельзя задать вопрос.

11

1

   9.

Части слова. Корень.

3

10.

Части слова. Суффикс.

       4

         1

        1

11.

Части слова. Приставка.

       5

         1

12.

Алфавит. Написание большой буквы в словах.

      13

       1

        2

13.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

      14

       1

14.

Правописание ь и ъ.

      15

       1

15.

Безударная гласная в корне слова.

      12

       1

         1

16.

Правописание звонких и глухих.

      13

       1

       2

17.

Повторение.

      13

       2

       1

Итого:

      170

       7

        10

       8

Основное содержание учебного предмета

Слово (введение) (5 ч)

Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.

Звуки, части слова, слово, предложение, текст.

Предложение (12 ч)

Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.

Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.

Текст (12 ч)

Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).

Формирование типа правильной читательской деятельности – умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.

Слово (продолжение) (128 ч)

1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.

Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их – без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.

2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии).

Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.

3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах.

Умение подбирать однокоренные слова.

Суффикс (определение). Суффиксы ок, ик, ушк, юшк, онок, ёнок, ат, ят, тель, ищ, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).

Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.

4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.

5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й’] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.

Орфограмма. Знакомство с орфограммами:

  1. Буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ.
  2. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я.
  3. ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах.
  4. ь и ъ разделительные.
  5. Буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов).
  6. Проверяемые буквы согласных на конце слова.

Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.

Повторение (13 ч)

Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:

  1. Обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов).
  2. Развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний).
  3. Развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой).
  4. Обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.

                   Календарно – тематическое планирование

.

 №

п/п

Наименование раздела и тема

урока


Кол-во

час.


Кол-

во

к/р

с/р

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

план

факт

1.Слово 

7

Знакомиться с  новым учебником (обложка, условие, знаки, оглавление и т.д.

Толковать значение слова (находить в слове, подбирать синонимы).

Узнавать слово по лексическому значению.

Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь.

Производить звуко- буквенный разбор характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение, состав слова и однокоренные слова, звуковой и буквенный состав, грамматические признаки, на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом.

Находить опасные места в словах.

1.1

Вводный урок знакомство с новым учебником «Русский язык»

1

1.2

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова).

1

1.3

Что мы знаем о слове. (Лексическое значение. Состав слова.)

1

1.4

Как устроен наш язык?

1

1.5

Опасные места в словах русского языка.

1

1.6




1.7

Опасные места в словах русского языка. Обобщение по разделу I. Проверочное списывание.

1






1

2. Предложение.

12


Находить в предложении (тексте)  слова выражающие различные чувства.

Характеризовать их роль в речи.

Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова , выражающие чувства, ноне называющие их.

Находить в предложении предлоги.

Писать предлоги раздельно.

Наблюдать за однокоренными словами.

Анализировать однокоренные слова, называть общее лексическое значение корня.

Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем(горе, гора, гореть).

Выделять суффикс и приставку в доступных словах.

2.1

Признаки предложения.

1

2.2

Составление предложения по схемам.

1

2.3

Признаки предложения. Оформление предложений на письме.

1

2.4

Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме.

1

2.5

Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой.

1

2.6

Конструирование предложений.

1

2.7

Знаки препинания в конце предложения.

1

2.8

Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией.

1

2.9-

2.10

Что мы знаем о предложении? (Обобщение).

2

2.11

Проверочная работа №1.

1

2.12

Пишу правильно (работа над ошибками).

1

3. Текст.

12

3.1

Признаки текста.

1

3.2

Роль заглавия в тексте.

1

Называть  признаки текста.

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.

Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.

Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев.

Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.

3.3,4

Связь заглавия и главной мысли текста.

2

3.5,6

Озаглавливание текстов.

2

3.7,8,9

Конструирование текстов.

3

3.10

Резервный урок.

1

3.11

Проверка знаний и умений. Проверочная работа №2.

1

3.12

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

4.Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

8




4.1

Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

1


Вести диалог с автором при чтении текста.

Ставить к словам  вопросы кто? и что?

Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Классифицировать слова по вопросу.

Объединять слова в тематические группы.

Конструировать словосочетания в предложения.

Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.

4.2

Слова  которые называют одушевленные и неодушевлённые предметы.

1

4.3

Объединение слов в тематические группы.

1

4.4

Восстановление текста с пропущенными словами по Г. Скребицкому  и В. Чаплиной «Ёлка в лесу"

1

4.5

Работа над ошибками, конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?

1

4.6,7

Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам.

2

4.8

Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам.

1

5. Слова, которые отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?.

12

5.1,2,3

Наблюдение над словами – названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы.

3



Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов.

Ставить к словам вопросы какой?, какая?, и т. п. и что делает? что делал? и т. д.

Ставить вопросы от слова к слову (кто? какой? кто? что делает?)

Устанавливать в предложении действующее или предмет.

Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

Группировать слова по вопросам.

Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

5.4,5

Как связаны между собой слова – названия предметов и слова – названия признаков.

2

5.6,7

Развитие умения находить в предложениях слова,  которые отвечают на вопросы кто? что? и какой?  какая?

2

5.8,9

Развитие умения подбирать слова –названия признаков.

2

5.10

Закрепление и повторение изученного.

1

5.11

Проверочная работа №3.

1

5.12

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

6. Слова, которые отвечают на вопросы что делал? что делает? что сделал?

8

6.1

Наблюдение над  словами обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить к ним вопросы.

1

Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.







Группировать слова по вопросам.



6.2,3

Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета.

2

6.4

Развитие умения находить в предложениях пары слов отвечающих на вопросы кто? что делает?

1

6.5,6

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения.

2

6.7

Р/р.Изложение текста по вопросам. «Снеговик» №1

1

6.8

Работа над ошибками.

1

7.Связь слов в предложении.

8

7.1

Как связаны слова в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

1

Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.

7.2

В предложении к слову можно задавать вопрос.

1

7.3

Обучающее изложение текста по вопросам на тему «Синичка» №2

1

7.4

Работа над ошибками. Устанавливать действующее лицо или предмет в предложении.

1

7.5.6

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

2

7.7

Проверочная работа №4.

1

7.8

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

8.Слова, к которым нельзя задать вопрос.

11

8.1

Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи.

1


Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи.

Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их.

Находить в предложении предлоги.

Характеризовать роль предлогов в речи.

Писать предлоги раздельно.


8.2

Сравнение слов – названий, слов – действий и слов признаков, которые выражают чувства.

1

8.3

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

8.4

Составление рассказа по серии картинок и по вопросам на тему «Друзья птиц» (обучающее сочинение ).

1

8.5

Работа над ошибками. Упражнения в раздельном написании предлогов с другими словами.

1

8.6

Роль предлогов в предложении.

1

8.7

Роль предлогов в предложении.

1

8.8

Упражнения в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов.

1

8.9

Упражнения в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов.

1

8.10

Проверочная работа №5

1

8.11

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

9. Части слова. Корень.  

3

9.1

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слов.

1


Наблюдать за однокоренными словами.

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов,  подбирать однокоренные слова.


Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем.

9.2

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.

1

9.3

Упражнения в распознавании однокоренных слов.

1

10. Части слова. Суффикс.

4

Выделять суффикс и приставку в доступных словах.

Характеризовать роль суффикса и приставки в слове.

Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.

Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок.

Группировать слова по заданному признаку.

10.1

Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса.

1

10.2

Развитие умения находить в словах суффиксы.

1

10.3

Р/р.Обучающее изложение по обобщающим вопросам по теме «Лиса».

1

10.4

Работа над ошибками. Разбор слов по составу. Проверочное списывание.


1

11. Части слова. Приставка.

5


11.1

Наблюдение над  ролью приставки в слове. Определение приставки.  

1

Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово.

Различать одинаково пишущееся приставки и предлоги (под, за, по, на и т. п.)

11.2

Развитие умения образовывать слова с помощью приставки и находить приставки в словах.

1

11.3

Значение приставок. Слитное написание приставок. Развитие умения различать приставки и предлоги.

1

11.4

Проверочная работа №6  по теме «Части слова».

1

11.5

Работа над ошибками.

1

12. Алфавит. Написание большой буквы в словах.

13



12.1

Закрепление знаний порядка букв русского алфавита.

1

Называть правильно буквы в алфавитном порядке.


Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.


Расставлять заданные слова в алфавитном порядке.


Писать заглавную букву в именах собственных, географических названиях.


Различать и объяснять написание типа пушок и Пушок .




Писать сочинение по картинке, проверочный диктант.



Проверять письменную

работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена).



Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.




12.2

Развитие умения писать большую букву в фамилиях и именах людей.

1

12.3

Развитие умения писать большую букву в отчествах людей.

1

12.4

Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев.

1

12.5

Р/р.Изложение текста по опорным словам. (По Б. Житкову «Храбрый утёнок»).

1

12.6

Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сёл, деревень.

1

12.7

Большая буква в названиях рек и морей.

1

12.8

Большая буква в географических названиях. Запись этих слов в алфавитном порядке.

1

12.9

Почему одно и тоже слово написано и с большой и маленькой буквы.

1

12.

10

Р/ р. Сочинение по рисунку.

1















Проверять письменную

работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена).




12.

11

Работа над ошибками. Краевединие.  Люби и знай свой край. Большая буква в именах собственных. Географические названия.

1

12.

12

Проверочный диктант по теме «Написание большой буквы» №1.

1

12.

13

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Упражнения в правописании имён собственных.

1

13. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

14



13.1

Написание букв и, у,а после шипящих.

1

Наблюдать за изменением слов. выявлять закономерность, формулировать  орфографическое правило с помощью учителя.


Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы буквы в словах.

Обозначать графически выбор написания.


Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку.




Слушать и выделять в словах звуки, которые  помогают обнаружить в слове орфограмму: (й),(ж), (ш),(ч), (щ).


Писать графический диктант.



Писать свободный диктант после предварительной подготовки.


Писать подробное обучающее изложение текста-повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки.

13.2

Что такое орфограмма. Орфографическое правило.

1

13.3,4

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши.  Графическое обозначение орфограмм.

2

13.5

Наблюдение за написанием буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений.

1

13.6,7

Упражнения в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений.

2

13.8

Наблюдение за написанием буквосочетаний чу-щу.

1

13.9

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями чу-щу.

1

13.10

Упражнение в написании буквосочетаний чу-щу. Развитие орфографических умений.

1

13.11,12

Упражнения в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.

2

13.13

Диктант по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу» №2.

1

13.14

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

14. Правописание букв ь и ъ.

15

14.1

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме.

1

Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь,ъ,е,ё,ю,я.

14.2

Буква ь на конце и в середине слова. Упражнение в переносе слов с ь в середине.

1

14.3

Развитие умения писать ь для обозначения мягкости согласных  на конце и в середине слова.

1

14.4

Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква ь.

1

14.5

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн,щн.

1

14.6

Упражнение в написании слов ь, буквосочетаний чк, чн. щн.

1

14.7

Звук[й] и его обозначение на письме.

1

Наблюдать за изменением слов, выявлять закономерность, формулировать  орфографическое правило с помощью учителя.

14.8

Разделительный ь. Правописание  слов с разделительным ь.

1

14.9

Развитие умения писать слова с разделительным ь.

1

14.

10

Правописание слов с разделительным ь и с ъ для обозначения мягкости согласных звуков на письме.

1

14.

11

Упражнения в написании слов с ь.

1

14.

12,

13

Развитие умения писать слова с разделительным ъ.

2

14.

15

Диктант по теме «Правописание букв ь и ъ» №3.

1

14.

16

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

15.Безударные гласные в корне

12

15.1

Развитие умений делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение.

1

Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.



Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова.


Подбирать проверочные слова, контролировать правильность


15.2

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.

1

15.3

Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах.

1

15.4

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.

1

15.5


Упражнение в подборе однокоренных, проверочных слов, проверочных слов. Графическое обозначение орфограммы.

1


15.6

Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне.

1

















Проверять письменную

работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена).


15.7

Проверочная работа №7 по теме

«Безударная гласная в корне».

1

15.8

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.

1

15.9

 Проверочный диктант по теме «Безударные гласные в корне»№4.

1

15.10

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

 15.11

  Свободный диктант.

1

15.12

Обобщение по разделу «Безударные гласные в корне» (в форме игры «Счастливый случай».

1

16. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

13

16.1

Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова.

1

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант)

16.2

Знакомство с орфограммой «Звонкие и глухие согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограмм.

1

16.3

Развитие умений писать слова с изученной орфограммой.

1

16.4

Р/р.Изложение по коллективно составленному плану и опорным словам (по С.Баруздину «Страшный клад».

1

16.5

Упражнение в подборе проверочных слов.

1













Проверять письменную

работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена).

16.6

Упражнение в написании парной согласной на конце слова.

1

16.7

Свободный диктант.

1

16.8

Упражнение в написании парной согласной на конце слова.

1

16.9

Р/р.Изложение на основе зрительного восприятия текста.

1

16.

10

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

16.

11

Обобщение по разделу «правописание звонких и глухих согласных на конце слова».

1

16.

12

Проверочный диктант по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова»№5.

1

16.

13

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

17. Повторение.

13

17.1

Повторение по теме «Текст». Краеведение. Сочинение -  описание .

1

Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта.

17.2

Повторение по теме «Предложение».

1

17.3

Контрольное списывание.

1

17.4

Повторение по теме «Состав слова. Однокоренные слова».

1

17.5

Свободный диктант.

1

17.6

Повторение изученных орфограмм.

 Правописание слов с изученными орфограммами.

1

17.7

Р/р. Обучающее изложение.

1

17.8

Работа над ошибками.

1

17.9

Итоговая контрольная работа.

1

17.

10

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

17.

11

Контрольный диктант №6.

1

17.

12

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

17.

13

Заключительный урок.

1

Итого :


170

пр /р-7ч.

к/д -6 ч.

пр/сп-2ч.

К/сп-1

итог./р-1

р/р-8 ч.

Содержание практической деятельности

График проведения контрольных работ

Номер  контрольных работ

Включает материал следующих тем

Страницы тетради

Диктант № 1

Алфавит

16-17

Диктант № 2

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

18-19

Диктант № 3

Правописание букв ъ и ь

20-21

Диктант № 4

Безударные гласные в корне

22-23

Диктант № 5

Написание букв согласных в конце слова

26-27

Диктант № 6

Итоговый контрольный диктант за год

32

Контрольное списывание

Итоговое контрольное списывание за год

                      31

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа за год

                     28-29


Итого: диктанты-6, контрольное списывание-1, контрольная работа -1

График проведения проверочных работ

Номер  проверочных

работ

Включает материал следующих тем

Страницы тетради

Проверочное списывание

Слово

1

Проверочная работа № 1

Предложение

2-3

Проверочная работа № 2

Текст

4-5

Проверочная работа №3

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какое? какие?

6-7

Проверочная работа № 4

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал?

8-9

Проверочная работа № 5

Слова, к которым нельзя задать вопрос

10-11

Проверочное списывание

Части слова. Суффикс

12-13

Проверочная работа № 6

Части слова. Корень. Суффикс. Приставка

14-15

Проверочная работа № 7

Буквы безударных гласных в корнях слов

22-23


Итого: проверочных работ-2, проверочных списываний -7

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд

Авторская программа «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, М. Баласс, 2011 г

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, «Русский язык 2 кл.,

М.:Баласс, 2012 г.

Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы 2 кл»; М.:Баласс.,2012 г.

Л.Ю. Комиссарова «Дидактическое пособие 2 кл»; М.:Баласс.,2012 г.

Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы.

Н.А.Исаева «Рабочая тетрадь по русскому 2 класс», М.:Баласс, 2012 г.

Методические рекомендации для учителя, Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева.,М.:Баласс,2013 г.

Д


Д


К



К



К

Печатные пособия

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

Наборы сюжетных (предметных ) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку.

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку

Д

Д

Д

Д


Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронный образовательный комплекс на DVD –диск. Игры 1-4 классы.

       Д

Технические средства обучения

Классная доска

Магнитная доска

Экспозиционный экран

Персональный компьютер


Мультимедийный проектор

Д

Д

Д

Д


Д




Оборудование класса



Ученические столы  двухместные с комплектом стульев


Стол учительский с тумбой

 Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий


Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.


Д

Д


Д

Д



Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по

темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит»)

П

Ф

Список литературы

1. Примерные программы начального общего образования [Текст]. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2008.- 232с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–020462 -0.

2..Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки  Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-1.7.

.

3. Образовательная система «Школа 2100».Авторская программа «Русский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой, Баласс, 2011г.

4.  «Дидактический материал по русскому 2 кл», Л.Ю. Комиссарова

            5..«Контрольные и проверочные работы по русскому языку 2 кл» Р.Н. Бунеев, Е.В.      

 Бунеева, Баласс, 2012 г.

            6. .«Русский язык 2 кл»,учебник, Е.В. Бунеева, Р.Н.Бунеев, М.:Баласс, 2012 г.

7.  «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя. Е.В. Бунеева,    Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева, Баласс, 2013 г

 8. Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс, Н.А.Исаева., М.:Баласс, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку .Р.Н.Бунеев.2 класс.

Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...

Рабочая программа по литературе .Р.Н.Бунеев.2 класс.

Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...

Рабочая программа по русскому языку Бунеев 1 класс

Рабочая программа по русскому языку Бунеев 1 класс включает в себя: пояснительную записку, календарно - тематическое плнирование......

Примерная рабочая программа по Литературному чтению для 4 класс (Е.В.Бунеева,Р.Н.Бунеев)

В программе представлено примерное тематическое планирование из расчёта 3 часа в неделю, цели,задачи курса....

Рабочая программа курса "Чтение" Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 2 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо-вания и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл...