Строчная буква ф.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Арянова Мария Александровна

Обучение грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_po_fgos.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока по русскому языку (обучение грамоте - письмо)

учителя  начальных классов Аряновой Марии Александровны.

Тема урока: Строчная буква  ф.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель:

Ознакомление с написанием строчной буквы ф и умением применять её в письменной речи.

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания детей о необходимости изучения письменных букв.
  2. Составить план действия по изучению строчной буквы ф.
  3. Формировать умение писать строчную букву ф.
  4. Обсудить возможные способы написания соединений с буквой  ф с последующим написанием слов.
  5. Организовать самооценивание обучающимися работы на уроке.

Формы организации деятельности: парная, индивидуальная.

Оборудование  к уроку: тетрадь по письму №3, листочки для проверки умений обозначать звук буквой, дидактический материал.

УМК «Школа России», пропись в 4-х частях В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова.

Этапы урока

Задачи этапов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.






















2.Актуализация знаний учащихся.










Гимнастика для пальчиков

















Пробное учебное действие (задание, которое пока выполнить не можем) и фиксация затруднения.















3.Целеполагание.
















4. Открытие нового знания.


Построение проекта выхода из затруднения.




























Реализация построенного проекта.












































Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.














Физминутка.



















Физминутка для глаз «Буратино».










5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.




























Гимнастика для пальчиков.










































6.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

























7. Рефлексия учебной деятельности.



































8. Итог урока.



Формировать положительную учебную мотивацию

Развивать доброжелательное отношение друг к другу

















Вспомнить написание изученных букв.


























Выявление и фиксация места и причины затруднения.















Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи, смоделировать план урока.











Формирование умений составлять план урока.

Выявить умения, необходимые для активной деятельности учащихся,

Формировать умение оценивать себя.




























Формировать умение работать по плану.





Формирование умения получать информацию со страницы тетради, работать по алгоритму.


































Развивать умения наблюдать, обобщать и делать простейшие выводы.





















Формировать умения работать в парах.





















Формирование первичных умений на основе самоконтроля.













Формировать умения работать с моделью слова.

























Формировать умения адекватно оценивать работу согруппника.











Формировать умения применять новое знание на основе самоконтроля.












































Формировать умение оценивать себя.










Пропедевтика изучения последующей темы.





Послушайте такое предложение: «С  маленькой удачи начинается большой успех!»

- Как вы понимаете эти слова?




-В чём сейчас заключается ваш успех?




- Назовите критерии хорошей учёбы


- Кто хочет быть успешным учеником?

- Что пожелаем друг другу для успешности?  Пожелайте!


Возьмите листочки. Я буду называть вам слова, а вы записывать букву, которой обозначается первый звук в слове.







На двери висит замок –

Кто его открыть бы смог?

Повертели-повертели,

Покрутили-покрутили,

Постучали-постучали,

Потянули-потянули-

И-и-и…открылся замок!


Проверьте посадку и положение листочка на столе, обратите внимание на правильность держания ручки





Диктую: дом, река, крот, урок, фонарь

Что случилось, почему не пишите?


Как справиться с этим затруднением?

Значит, какой будет тип урока?

Отложите пока листочки в сторону.


Дети, может мне сразу вам показать, какой буквой обозначается этот звук?




Сформулируйте тему урока


Назовите цель урока





Какие задачи вы предлагаете решить, чтобы реализовать эту цель?







Составим план урока (на доску помещаются схемы-модели плана урока), предлагайте!





Какие умения необходимо проверить для успешной работы
















Как вы думаете, по какому критерию сегодня нужно себя оценить?




Спрогнозируйте результат этого критерия при помощи волшебной линеечки внизу странички.


Приступаем к 1 пункту плана урока.

Что узнали на уроке чтения про букву ф?



Рассмотрите элементы буквы ф, зажгите фонарики под необходимыми элементами.



Кто желает показать написание элементов буквы ф на доске?


Куда теперь отправимся и для чего?



Кто попробует написать самостоятельно?


Давайте напишем вместе  

(учитель под счёт показывает написание буквы) –и раз и два

               и раз и два

Теперь в воздухе-взяли ручки-и под счёт.


Проверьте наклон тетради, свою посадку и выполните задание в первой строке, под самой красивой зажгите фонарик.


Найдите теперь её место в алфавите и назовите рядом стоящие буквы

Посмотрите, справились с первым пунктом плана? Для чего?



Прочитайте первые два слога. Как буквы о и е присоединяются к букве ф?

Прочитайте следующие два слога. Как идёт присоединение от буквы ф?


Выполните задание этой строчки-вам помогут пунктиры.

Оцените себя в конце строки- +,?,-


Вспомните, какая цель урока?


Физминутка:

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Как пружины все присели

И тихонько разом сели.


Назовите следующий этап.

Поработайте в парах, определитесь, кто первый будет отвечать, кто обобщит работу?

Какой вывод сделаете?





Физминутка для глаз «Буратино»:

Нарисуйте глазами солнышко с лучиками-пусть будет 6 лучиков, тучка на небе, дождик пошёл сверху вниз, а мы пишем букву ф.






Какой следующий пункт?

Почему мы уже можем работать с этим пунктом?



Прочитайте первую пару слов, чем они похожи и в чём различие?









Прочитайте следующую пару слов.

Найдите слово, которое соответствует данной схеме

ф и л м  ,устно проведите звуко-буквенный анализ , почему несоответствие?

 Обведите это слово по кальке, напишите в тетрадь и проверьте калькой.



Гимнастика для пальчиков:

Кто приехал?Мы, мы, мы!

Мама,мама,это ты?Да,да,да!

Папа,папа,это ты?Да,да,да!

Братец,братец, это ты?

Да-да-да!

Ах, сестричка, это ты?

Да-да-да!

Все мы вместе?Да-да-да!


Прочитайте и поработайте самостоятельно со словами третьей строки, запишите любое слово.


Поменяйтесь тетрадями и словесно оцените друг у друга этот вид работы.











Все задания в тетради выполнили, а пункты плана?

Для чего нам необходим этот пункт?



Посмотрите на карточки (*ея, ли*т, шка*), как вы думаете, какое будет задание?

Работаем в свободной строке.


Проверьте по образцу (на доске слова-фея, лифт, шкаф)Кто не ошибся?

(карточки на доске, где выделены вставленные буквы и слоги в словах для проверки).


Дети, кто напомнит нам цель урока?

Посмотрите на план. Все пункты выполнены?






Все ли учебные задачи решены?

Решение каких задач у вас вызвало затруднения? Почему?

Над чем ещё тогда предстоит поработать?



Какое новое знание мы сегодня открыли?

Для чего мы её изучали?

Пригодится ли нам это знание?




Оцените свою деятельность на уроке по данной схеме

(я научился писать строчную букву ф,

мне ещё нужно поработать по…

……(образец на доске)), а я в тетрадях рядом с вашей прогнозируемой отметкой поставлю свою.


А сейчас послушайте небольшой фрагмент из произведения Л.Н.Толстого

   Был мальчик. Звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: - Куда ты, Филиппок, собрался?

 - В школу.

-Ты ещё мал, не ходи, -и мать оставила его дома.


Как звали мальчика?

Что ему больше всего хотелось? Почему?




Как вы думаете, будет ли связано слово Филиппок с темой следующего урока?



Встаньте те дети, кому сегодня улыбнулась удача!




Спасибо вам за сотрудничество и стремление к познанию!





Удача-это когда у нас что-то получается…

Успех состоит из маленьких удач.


Наш успех заключается в хорошей учёбе, в стремлении познать новое и это знание уметь применять.

Это желание учиться, старание, трудолюбие….



Я желаю тебе, …., удачи! (успеха!)




Приготовили листочки.











Выполняют действия-движения для активизации моторики кисти рук.






Сравнивают свою посадку. Положение листочка и держание ручки с образцом на плакате





Записывают, кроме последнего слова.


Не изучали!


Изучить!


Урок открытия новых знаний!




Нет, нам хочется самим провести исследование и открыть написание новой буквы!



Строчная буква ф.


Научиться писать строчную букву ф и применять её в письменной речи.


Выяснить, из каких элементов состоит новая буква,

как соединяется с другими буквами,

научиться писать с ней слоги и слова.



1.Элементы буквы

2.Слоги.

3. Работа со схемами.

4.Слова.

5.Самостоятельная работа (Я сам (а))

6.Оценка


Умение слушать и слышать учителя и одноклассников

Умение работать в паре

Умение работать с текстом тетради

Умение правильно и аккуратно работать в тетради

Умение работать по образцу

Умение работать самостоятельно

Умение удерживать цель деятельности

Умение правильно оценивать


Научусь ли я писать строчную букву ф. 





Дети чертят волшебную палочку и оценивают себя на ней крестиком.





Вспоминают характеристику звуков ф , ф

(мягкого и твёрдого).

Дети работают на странице  тетради по письму




1 ученик пишет-все проверяют по тетради.



На страницу прописи, чтобы исследовать написание буквы под счёт.










Выполняют движения по написанию в воздухе.


Самостоятельно пишут букву, учитель ведёт счёт.





У,Х



Справились . Этот пункт был необходим для того, чтобы мы могли научиться писать слоги с буквой ф.


оф,еф

Присоединяются, как к о, д, а.

фо,фи

Присоединение идёт как от буквы о.


Дети пишут слоги.



Дети ставят знак.



Называют цель урока.




Выполняют движения для отдыха.






Работа со схемой.

Работа в парах.

Звуки в словах разные, а обозначаются одной буквой, так как буква ф служит для обозначения твёрдого и мягкого звука.




Дети выполняют действия глазами.











Будем писать уже слова

Повторили буквы, писали новую букву и применили её в слогах.


5 букв, 2 слога, второй слог одинаковый, начинаются с одной и той же буквы (фокус, фикус).

Различаются первыми звуками-твёрдый и мягкий, зависит это от гласной, которая следует за ними.



Фильм, флаги


Фильм-5 букв, 4 звука, мягкий знак звука не обозначает.



Обводят на кальку, пишут в тетради, накладывают кальку и проверяют на правильность написания.


Тренируют пальчики.










Самостоятельно работают со словами.




Настя написала правильно, красиво, все задания выполнила.

Даниилу ещё нужно поработать над аккуратностью.

Никите нужно ещё потренироваться в написании буквы ф, но у него очень аккуратно и правильно выполнены задания.


Нет, у нас ещё осталась самостоятельная работа.

Чтобы проверить умение применять букву ф в письменной речи.


Вставить в слова букву ф.



Пишут слова самостоятельно без предварительного разбора.


Самостоятельно проверяют.







Называют цель.


Все выполнены, но нужно вернуться к листочкам и написать букву, которой обозначается первый звук слова фонарь-это строчная буква ф.


Все.




Ответы детей.


Ответы детей.



Научились писать букву ф.

Без неё не получилось бы многих слов, она нам необходима и в устной и письменной речи.



Я научился писать букву ф.

Я научилась писать не только букву, но и слова с ней и могу помочь другим.

Мне ещё надо поработать над элементами буквы ф


















Филиппок.

Больше всего ему хотелось учиться, потому что без учения ничего знать не будешь…


Мы на следующем уроке будем писать прописную букву Ф, так как Филипп-это имя.


Встали все дети-ведь они научились писать строчную букву ф, разве это не успех?

Личностные

(готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к учебной деятельности)

Коммуникативные

(умение вести диалог, слушать собеседника)














Предметные

(умение обозначать звук буквой)

Регулятивные

(умение выбирать действие с поставленной задачей, выполнять учебное действие)











Личностные

(самостоятельность и личная ответственность, установка на сохранение здоровья)




Регулятивные

(умение удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную)







Личностные

(готовность и способность к саморазвитию)



Регулятивные

(определение темы, постановка цели и задач урока)













Регулятивные

(умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, планирование действий)


Личностные

(готовность и способность к саморазвитию)

Коммуникативные

(формулировать собственное умение)












Личностные

(способность к самооценке на основе критерия успешности учебного действия)


Регулятивные

(умение предвосхищать результат и предвидеть уровень своих знаний)




Познавательные

(поиск и извлечение информации, обобщение)

Познавательные

(самостоятельно выполнять задание)

Регулятивные

(удерживание учебной задачи)





Познавательные

(поиск информации для решения задачи, применение и представление информации)


Регулятивные

(умение работать по алгоритму)



Личностные

(принятие образа успешного ученика)







Познавательные

(поиск и выделение необходимой информации)





Познавательные

(сравнение, анализ, умение делать вывод)








Регулятивные

(оценка)


Регулятивные

(удерживание цели)










Коммуникативные

(взаимодействие, сотрудничество)



Познавательные

(вывод)
















Регулятивные

(применять установленный план в решении задачи)


Познавательные

(анализ, сравнение,вывод)

Коммуникативные

(сотрудничество,монологическое высказывание)





Познавательные

(моделирование, анализ,умение применять изученные инструкции)



Регулятивные

(сравнение своего способа действия с результатом)












Регулятивные

(выполнение учебного действия)



Регулятивные

(устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели)

Коммуникативные

(формулирование собственного мнения)






Регулятивные

(удерживание плана урока)




Познавательные

(моделирование)






Регулятивные

(самоконтроль)







Регулятивные

(удерживание цели урока, применение нового знания в проблемной ситуации, разрешение возникшего затруднения)




Регулятивные

(внесение коррективов)








Личностные

(компетентности в учебной деятельности)





Личностные

(способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)







Познавательные

(информация)













Коммуникативные

(монологические высказывания)




Регулятивные

(планирование)




Личностные

(внутренняя позиция)











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Разработка урока "Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами".

Данный материал содержит разработку урока обучения грамоте в 1 классе с применением ЭОР...

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...