рабочая программа 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

тематическое планирование по предметам: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, занимательной математике, развитию речи и внеклассному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_4_kl.doc364 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Русский язык» составлена на основе государственной программы и требований к минимуму содержания сборника программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2009г, автор А.В. Полякова.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  • Полякова А. В. Русский язык: 4 класс. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2009г
  • Полякова А. В. Методические рекомендации по русскому языку для 3-4 класса. –М.: Просвещение, 2004
  • Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку. – М.: ЗАО ЦОР, 2010

Язык — духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка, средство становления всех форм общения — говорения, письма, слушания, чтения, средство познания окружающего мира и самого себя.

Содержание курса русского языка разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

В обучении и общем развитии младших школьников предмету «Русский язык» принадлежит очень важная роль. Обучение русскому языку влияет на качество обучения всем другим школьным предметам, становится базой развития интеллектуальных и творческих способностей, закладывает основы социально-личностного развития младших школьников.

Курс русского языка способствует развитию таких качеств, как коммуникативная компетентность, владение навыками самостоятельной деятельности, владение активными формами познания.

В целом курс русского языка 1-4 классов школы не является пропедевтическим, т.е.предусматривающим предварительный курс знаний, а рассматривается как начальная ступень обогащения школьников знаниями  посредством продвижения ребенка в общем развитии. Курс содержит сведения по морфологии и синтаксису, взаимодействующие с другими разделами языка - фонетикой и лексикой, словообразованием, орфоэпией и графикой, а также сведения, нацеленные на развитие устной и письменной речи, формирование орфографических навыков

Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.

Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе. Это предполагает:

  1. освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
  2. знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи — устной и письменной.

Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:

  • осознание (различение) детьми двух реальностей — окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;
  • поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;
  • дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям;
  • развитие (формирование) способности моделировать факты языка;
  • овладение    ведущими    методами   лингвистического анализа — действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.

Цели и задачи курса:

  • Формировать знания, умения, навыки  о главных и второстепенных членах предложения;
  • Развивать устную и письменную речь, раскрывать творческую инициативу ребенка, развивать интерес к самостоятельному написанию сочинений; орфографическую зоркость, наблюдательность, мышление, практические действия;
  • Усвоение понятия «словообразование», отличие его от понятия «словоизменение», введение понятия «сложные слова»; знакомство с частями речи как наречие и частица.
  • Учить выполнять различные разборы слов, словосочетаний, предложений;
  • Познакомить  

-с образованием различных частей речи (прилагательное, глагол, наречие);

-с различными разрядами наречий и видами обстоятельства (места, времени, образа действий) в предложениях.

  • Ведение систематической работы по установлению связи слов в предложении, выявлению главных членов предложения и словосочетаний, составлению предложений;
  • Овладение учащимися рядом орфографических навыков.

Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, детей между собой. Центральным звеном изучения является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь

Данная программа рассчитана на обучение  с учетом 5 часов в неделю.

Годовое количество часов на изучение курса составляет 170 часов.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса

Обучающиеся должны:

иметь представление:

- о предлогах перед личными местоимениями;

- о наречиях: значение наречий, правописание наречий;

знать:

- личные местоимения;

- склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;

- склонение имен прилагательных во множественном числе;

- правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;

- понятие о неопределенной форме глаголов;

- изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);

- глаголы I и II спряжения;

- правописание безударных личных окончаний глаголов;

- мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;

- изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;

- обозначение гласных и согласных в приставках;

- правописание частицы не с глаголами;

- правописание неопределенной формы глаголов (-ться, -тся);

- виды предложений;

уметь:

- ставить знаки препинания в предложениях простых, в простых с однородными членами;

- устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять главные члены предложения и словосочетания;

- распознавать местоимения, определять их род и число;

- правильно писать падежные окончания прилагательных;

- подбирать к прилагательных слова, близкие и противоположные по значению;

- определять время, число и спряжение глаголов;

- спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;

- распознавать неопределенную форму глаголов;

- писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;

- писать не с глаголами отдельно;

- писать –ться в неопределенной форме и –тся в 3-ем лице глаголов;

- писать диктанты различных видов;

-объяснять орфограммы по пройденному материалу;

- писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;

- писать сочинения повествовательного характера;

- различать члены предложения.

Содержание программы

Фонетика (10 часов), грамматика (100часов), правописание (30 часов) и развитие речи(30 часов)

Предложение. Сложное предложение. Союзы в сложных предложениях.

Обобщение сведений о видах предложений ( нераспространенные, распространенные, простые, с однородными членами).

Прямая речь. Кавычки перед прямой речью и после нее. Написание большой буквы в прямой речи.

Местоимение. Общее понятие о местоимениях.

Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений.

Предлоги перед личными местоимениями.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Суффикс –л в прошедшем времени.

Неопределенная форма глагола. Суффиксы глаголов неопределенной формы –ти, -ть и глаголы на –чь.

Понятие о частицах. Отрицательная частица не, правописание не с глаголами.

I и II спряжения глаголов. Глаголы – исключения. Правописание личных окончаний глаголов.

Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе.

Неопределенная форма – ться и 3-е лицо – тся глаголов.

Наречие

Значение наречий. Образование наречий от косвенных падежей существительных, от прилагательных с помочью суффиксов о и е.

Правописание наречий: о и е в конце наречий, на конце наречий  с приставками с-, из-, до-, о на конце наречий с приставками в-, на-, за-.

Второстепенный член предложения – обстоятельство.

Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода.

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Образование прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов –ск-, -н-, -ист-.

Связная речь

Устная речь

Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания.

Учебно-деловая речь. Правильное расположение пунктов плана, данных к научно-популярной статье.

Группировка предложений текста вокруг главных мыслей и членение текста на части.

Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.

Соответствие речи орфоэпическим нормам.

Письменная речь

Текст. Определение темы текста и основной мысли; смысловые связи между частями текста.

Структура построения текста: зачин, средняя часть, концовка. Расширение опыта построения текста. Термин «композиция текста». Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту. Письменные изложения.

Различные виды объявлений: почтовые бланки, инструкции, заявления.

Собственные сочинения учеников (репродуктивные, творческие).

Предварительный отбор материала для сочинения. Использование словарей, газет, журналов.

Составление плана к собственному сочинению.

Анализ детьми написанных работ. Редактирование сочинений.

Использование детских сочинений при изучении различных учебных дисциплин.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

Сложные предложения.

Усвоение новых знаний

УМК

№ 3

Союзы в сложных предложениях.

Комбинированный

УМК

№ 8

Сложные предложения и простые предложения с однородными членами.

Комбинированный

УМК

№ 10

Упражнение в распознавании сложных предложений и предложений с однородными членами.

Комбинированный

УМК

№ 12

Сочинение «Один день каникул».

Творческая работа

УМК

ЭОР

№ 13

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

№ 16

Местоимение. Общее понятие.

Усвоение новых знаний

УМК

№ 18

Личные местоимения.

Комбинированный

УМК

№ 22

Закрепление изученного по теме «Местоимения 1, 2, 3-го лица».

Закрепление

УМК

№ 24

Склонение местоимений 1-го и 2-го лица.

Усвоение новых знаний

УМК

№ 30

Склонение местоимений 3-го лица.

Комбинированный

УМК

№ 34

Обучающее изложение.

Творческая работа

№ 36

Предлоги перед местоимениями.

Комбинированный

УМК

№ 43

Правописание местоимений с предлогами.

Закрепление

УМК

№ 46

Контрольный диктант по теме «Правописание местоимений».

Проверка и оценка знаний

№ 47

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

№ 50

Правописание гласных в приставках.

Комбинированный

УМК

№ 53

Правописание согласных в приставках.

Закрепление

УМК

№ 56

Правописание гласных и согласных в приставках. Проверочное списывание.

Комбинированный

Слов.

Обучающее изложение.

Творческая работа

УМК

№ 59

Работа над ошибками.

УМК

№ 62

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем времени.

Комбинированный

УМК

№ 66

Личные окончания глаголов настоящего времени.

Комбинированный

Контрольный диктант по теме «Правописание приставок».

Проверка и оценка знаний

УМК

№ 72

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

№ 79

Будущее простое время глагола.

Усвоение новых знаний

УМК

№ 84

Личные окончания глаголов будущего времени.

Закрепление

УМК

№ 85

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

Комбинированный

№ 87

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Закрепление

УМК

№ 90

Закрепление по теме «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам».

Закрепление

УМК

№ 102

Обучающее изложение.

Творческая работа

УМК

№ 105

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

ЭОР

Связь слов в глагольных словосочетаниях.

Комбинированный

УМК

№ 107

Связь слов в глагольных словосочетаниях.

Проверка и оценка знаний

№ 108

Закрепление изученного по теме «Связь слов в глагольных словосочетаниях».

Комбинированный

УМК

№ 109

Сочинение «Осенний парашютист».

Творческая работа

УМК

№ 118

Работа над ошибками.

Закрепление

№ 119

Неопределенная форма глагола.

Комбинированный

УМК

№ 121

Проверочный диктант по теме «Изменение глаголов».

Проверка и оценка знаний

УМК

№ 125

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

№ 129

Основа глаголов неопределённой формы.

Комбинированный

№ 131

Роль глаголов неопределенной формы в предложении.

Комбинированный

УМК

№ 142

Образование глаголов в прошедшем времени.

Закрепление

УМК

№ 145

Контрольный диктант по изученным орфограммам.

Проверка и оценка знаний

УМК

№ 148

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

№ 150

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Усвоение новых знаний

УМК

№ 155

Спряжение глаголов.

Комбинированный

УМК

№ 157

Правописание личных ударных окончаний.

Комбинированный

УМК

№ 158,159

Упражнение в правописании глаголов с ударными окончаниями.

Комбинированный

№ 163

Спряжение глаголов. Закрепление.

Закрепление

УМК

Определение спряжения по неопределённой форме.

Комбинированный

Правописание окончаний глаголов.

Комбинированный

УМК

№ 164

Определение спряжения глагола.

Комбинированный

УМК

№ 169,170

Определение спряжения глагола.

Закрепление

УМК

№ 172

Глаголы – исключения.

Комбинированный

УМК

№ 176

Глаголы – исключения.

Комбинированный

УМК

ЭОР

№ 174

Спряжение глаголов. Закрепление.

Закрепление

УМК

№ 175

Контрольная работа по теме «Правописание окончаний глаголов».

Проверка и оценка знаний

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

№ 180

Обучающее изложение.

Творческая работа

УМК

№ 181

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

№ 184

Правописание безударных окончаний глаголов.

Комбинированный

УМК

№  189

Правописание безударных окончаний в настоящем времени.

Закрепление

УМК

№ 192

Правописание безударных окончаний в настоящем времени.

Закрепление

Правописание безударных окончаний в настоящем времени. Закрепление.

Закрепление

УМК

№ 194

Сочинение по картине В. Г. Перова «Тройка».

Творческая работа

УМК

ЭОР

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

№ 196

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний в настоящем времени».

Проверка и оценка знаний

УМК

№ 198

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

№ 205

Наречие как часть речи.

Комбинированный

УМК

№ 207

Наречие как часть речи.

Комбинированный

Наречие. Закрепление.

Закрепление

УМК

№ 208

Значение наречий.

Комбинированный

УМК

Значение наречий.

Комбинированный

УМК

№ 210

Значение наречий.

Комбинированный

УМК

№ 216

Наречие. Закрепление.

Закрепление

УМК

№ 218

Контрольная работа по теме «Наречие».

Проверка и оценка знанийй2

УМК

№ 221

Работа над ошибками.

Закрепление

Сочинение «Новогодняя сказка».

Творческая работа

УМК

№ 225

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

№ 228

Образование наречий.

Комбинированный

УМК

№ 233

Образование наречий с помощью приставок и суффиксов.

Комбинированный

УМК

№ 236

Образование наречий от имен существительных.

Комбинированный

№ 248

Обучающее изложение.

Творческая работа

УМК

№ 244

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

№ 256

Упражнение в нахождении наречий в тексте.

Комбинированный

УМК

№ 259

Образование наречий. Закрепление.

Закрепление

УМК

№ 264

Правописание наречий с шипящей.

Комбинированный

УМК

№ 269

Правописание наречий с приставками.

Комбинированный

№ 267

Правописание наречий.

Комбинированный

УМК

№ 274

Правописание наречий с приставками.

Комбинированный

УМК

№ 276

Закрепление по теме «Наречие».

Закрепление

№ 279

Контрольный диктант по теме «Наречие».

Проверка и оценка знаний

УМК

№ 280

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

№ 283

Второстепенный член предложения – обстоятельство.

Комбинированный

УМК

№ 287

Обстоятельства места, выраженные именами существительными.

Комбинированный

№ 289

Сравнение дополнений и обстоятельств.

Комбинированный

УМК

№ 293

Обстоятельства времени.

Комбинированный

УМК

№ 294

Обстоятельства времени. Закрепление.

Закрепление

УМК

№ 299

Обстоятельства образа действия.

Комбинированный

УМК

№ 301

Обучающее изложение.

Творческая работа

УМК

№ 302

Работа над ошибками.

Закрепление

Обстоятельства. Закрепление.

Закрепление

УМК

№ 303

Основы имен прилагательных.

Комбинированный

УМК

ЭОР

Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце.

Комбинированный

УМК

Упражнение в определении падежа имен прилагательных.

Комбинированный

УМК

№ 307

Ударные и безударные окончания имен прилагательных.

Комбинированный

УМК

№ 312

Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

Комбинированный

УМК

№ 314

Имена прилагательные мужского и среднего рода. Закрепление.

Комбинированный

УМК

№ 320

Контрольный диктант по теме «Склонение прилагательных мужского и среднего рода».

Проверка и оценка знаний

УМК

№ 326

Работа над ошибками.

Закрепление

№ 325

Склонение прилагательных женского рода с твердым согласным на конце.

Комбинированный

УМК

№ 333

Правописание безударных окончаний имен прилагательных с твердым согласным на конце основы.

Комбинированный

№ 334, 336

Обучающее изложение.

Творческая работа

УМК

№ 342

Работа над ошибками.

Закрепление

№ 340

Правописание безударных окончаний имен прилагательных с твердым согласным на конце основы. Закрепление.

Закрепление

УМК

№ 343

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Комбинированный

УМК

№ 348

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Закрепление

УМК

Правописание падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.

Комбинированный

УМК

№ 354

Сжатое изложение.

Творческая работа

УМК

№ 358

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

№ 362

Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.

Комбинированный

УМК

№ 363

Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный.

Комбинированный

УМК

№ 367

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный.

Комбинированный

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный.

Комбинированный

УМК

№ 373

Упражнение в написании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный.

Комбинированный

УМК

№ 376

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных».

Проверка и оценка знаний

УМК

№ 377

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

ЭОР

№ 383

Сочинение по картине А.К. Саврасова  «Грачи прилетели».

Творческая работа

УМК

№ 392

Работа над ошибками. Задания в форме теста.

Закрепление

УМК

№ 396

Склонение прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы.

Комбинированный

УМК

№ 399

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы.

Комбинированный

УМК

№ 401

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Закрепление

УМК

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Закрепление

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Комбинированный

УМК

Правописание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе.

Комбинированный

УМК

ЭОР

Обучающее изложение.

Творческая работа

УМК

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

Образование имен прилагательных.

Комбинированный

УМК

Образование имен прилагательных.

Комбинированный

УМК

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных».

Проверка и оценка знаний

УМК

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

Правописание глаголов с суффиксом – СЯ (-СЬ).

Комбинированный

УМК

Правописание глаголов с суффиксом – СЯ (-СЬ). Закрепление.

Комбинированный

УМК

Правописание глаголов с суффиксом – СЯ (-СЬ). Закрепление.

Комбинированный

УМК

Правописание мягкого знака в глаголах второго лица.

Комбинированный

УМК

Сочинение «Весна».

Творческая работа

УМК

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

Глаголы в неопределённой форме и в 3-ем лице.

Комбинированный

УМК

Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-ем лице.

Комбинированный

УМК

Упражнение в правописании глаголов в неопределённой форме и в 3-ем лице.

Комбинированный

УМК

Упражнение в правописании глаголов с возвратным значением.

Комбинированный

УМК

Закрепление по теме «Правописание глаголов с возвратным значением».

Комбинированный

УМК

Контрольное изложение.

Проверка и оценка знаний

УМК

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

Простое и сложное предложения. Закрепление.

Закрепление

УМК

Предложения с однородными членами.

Закрепление

УМК

Простое и сложное предложения. Нераспространенные предложения.

Закрепление

УМК

Предложение. Закрепление.

Закрепление

УМК

Сочинение «Школьные годы чудесные»

Творческая работа

УМК

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

Речь. Стили речи.

Закрепление

УМК

Текст. Фразеологизмы.

Закрепление

УМК

Прямая речь.

Закрепление

УМК

Прямая речь. Закрепление.

Закрепление

УМК

Речь. Закрепление.

Закрепление

УМК

Итоговая контрольная работа.

Проверка и оценка знаний

УМК

Работа над ошибками.

Закрепление

УМК

Олимпиада

УМК

КВН по русскому языку.

УМК

Словарные диктанты

1 четверть

Овёс, деликатный, путешествие, салют, около, привет, агроном, овца, беседа, гражданин, вежливый, волшебник, галерея.

2 четверть

        Аппетит, биография, веять, забава, интонация, карикатура, мякоть, негодовать, оттенок, печаль, профессия, сеять, шествовать, экипаж.

3 четверть

        Викторина, директор, очевидец, цитата, фиолетовый, честно, свобода, революция, равнина, орнамент, желать, деликатный, борозда, серебряный, обидеть, издалека.

4 четверть

Хозяйство, фантазия, недоросль, земледелие, торжественный, финиш, пароль, каталог, горизонт, доверие, живопись, сверкать, заповедник, бульдозер, слева.

Контрольные работы

По теме «Местоимение»

Скворец

        У меня был очень хороший скворец, назвал я его Колей. Я за ним ухаживал, кормил, играл, учил петь.

        Утром скворец садился на кровать и пел. Если я не вставал, он спрыгивал на подушку, щипал за ухо, дергал простыню.

        Время обеда он знал хорошо. Скворец первый занимал место рядом с моим. Ел он со мной из одной тарелки.

        Как только я приходил домой, скворец летел ко мне и трепал меня за ухо.

        В конце зимы я перевёл его в клетку. В клетке он чувствовал себя хорошо, но в комнате ему было интересней.

2. Подчеркнуть местоимения. Обозначить лицо, число и падеж.

По теме «Наречие»

Рождение реки

        В мелком кустарнике ярко сверкает маленькое окошко с чистой водой. Здесь бьёт ключ. Отсюда берёт начало крохотный ручеёк. Потом быстро он вытекает на широкий луг. Слева и справа спешат к шумному ручью потоки. Они наполняют его. И вот уже стал ручеёк речушкой. Течёт вода в ней медленно и спокойно. На зеркальной поверхности весело играют лучи летнего солнца.

        В речной заводи заходит стайка мелкой рыбёшки. Закачались дружно на водной глади жёлтые кувшинки. Появились на широком просторе лёгкие лодочки с рыбаками.

 Грамматическое задание.

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Указать падеж имён существительных.
  2. Разобрать по составу: справа, весело, легкие.
  3. К данным прилагательным записать противоположные по значению: мелкая (рыбка) -…, мелкая (река) -…

По теме «Имя прилагательное»

В бору

        По берегам тихой речки Волгуши раскинулся сосновый бор. В окрестности нет красивее леса. Летнее солнце освещает высокие сосны с гладкими стволами. Деревья качают вершинами в голубой лазури. Ничто не нарушает тишины соснового бора. В нём всегда стоит запах сосновой хвои. Мягким ковром лежит мох. Около корней старой сосны лисья нора. На моховой подушке краснеют гроздья поздней ягоды брусники. Что за красавец с темной головкой на крепкой ножке? Это съедобный гриб боровик. За ним вылезли маслята, рыжики, волнушки.

Грамматическое задание.

  1. Первое предложение разобрать по членам предложения и по частям речи.
  2. Определить падеж имён прилагательных в данных словосочетаниях: в голубой лазури, мягким ковром, с тёмной головкой, соснового бора. Выделить окончание.
  3. Записать ответ на вопрос одним предложением: «Почему гриб боровик так называется?»

По теме «Правописание глаголов»

Медвежья берлога

        От сильной бури повалилась старая сосна. Она лежала на лесной полянке. По обеим сторонам полянки толпились берёзки, ёлочки.

        В ельнике захрустели сухие ветки. Крупный бурый медведь бродил возле ёлок, искал ягоды брусники и черники. Топтыгин подошёл к красавице-сосне, осмотрел её. Заглянул под крону, залез и сидит под ветвями. Потом вдруг стал сметать лапой иголочки, мох. Облюбовал косолапый местечко для зимовки. Устроит под сосной берлогу и заснёт в мягкой постели.

Грамматическое задание.

  1. Определить спряжение глаголов: сметать, заснет, устроит.
  2. Подчеркнуть глаголы прошедшего времени.
  3. Выписать из текста слова, которыми автор называет зверя.

ДИКТАНТ «Обобщение изученных орфограмм»

Русские леса

        Хороши русские леса! Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зелёные вершины, метут синеву неба. Точно белые красавицы глядят в воду кудрявые берёзки. На залитых солнцем полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит осинка. Ярок осенний наряд деревьев. Высокие стройные ели вытянули острые макушки. На зелени хвои огнистыми парусами сверкают клёны, редеют осины. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши. Далёкий горизонт слегка окутан лиловой дымкой.

Грамматическое задание:

  1. Выписать сложное предложение, выделить основы.
  2. Указать части речи в предпоследнем предложении.
  3. Обозначить морфологические признаки глаголов.

ДИКТАНТ за I полугодие

Снежинки

Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полем, деревней. Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли на луг. Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.

Слова для справок: медленно, остановиться, здесь.

Грамматические задания

Вариант 1

1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в десятом предложении.

Вариант 2

1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в пятом предложении.

по теме «Правописание окончаний имён прилагательных»

        У старой сосны на солнце резвятся весёлые белки. Радуются они светлой весне. Белки к весне сменили пушистые шубки. Спинки, хвосты стали у них рыжими.

       Долгую зиму жили белки в высоком лесу. В ненастные дни грелись в глубоких дуплах деревьев. В хорошую погоду носились по лесу. На ёлках грызли они смолистые шишки.

       Много забот будет у белок летом. Нужно выкормить бельчат. На зиму белкам нужно запасти орехов, грибов.

       Мирные белки в лесу никому не делают вреда. Друг за дружкой гоняются они по деревьям.  Весело играет у старой сосны стайка белок.

Грамматическое задание

  1. Третье предложение разбери по членам предложения и обозначь части речи.
  2. В последнем предложении надпиши время и число глагола.
  3. Разбери по составу смолистые, шубки.
  4. Найди два предложения с однородными членами и подчеркни в них однородные члены

ДИКТАНТ за II полугодие по теме «Правописание изученных орфограмм»

Летняя прогулка

        Хорошо летом в лесу, в роще, в поле. Люблю ранним утром ходить в соседнюю рощу. Стройными рядами стоят белые берёзки. Сквозь листву заиграл на зелени травы золотой луч утреннего солнца. Идёшь по узкой тропинке. В густой траве краснеет самая сладкая ягодка. Рвёшь душистую землянику. В чаще распевают птицы. По всей окрестности разливаются их голоса.

        За рощей в глубоком овраге бьёт ключ. Сидишь на пенёчке у родника. Держишь в руках кружку и кусок чёрного хлеба. Приятно выпить в жару прохладной родниковой воды! Какие вкусные ягоды со свежим хлебом! Съешь завтрак и отправишься домой.

Грамматические задания

1. Над первым словом каждого предложения надпиши, какое это предложение: пр. (простое), с одн. чл. (с однородными членами).

2. Третье предложение разобрать по членам предложения.

3. Выписать из текста три словосочетания существительного с прилагательным. Указать их падеж, выделить окончания.

Контрольное изложение

Пёс и черепаха

        Однажды папа принёс домой черепаху нам в подарок. Черепаха лежала на полу, спрятав голову и лапы. Она была похожа на перевёрнутый тазик.

        Подошёл пёс. Он понюхал черепаху, потрогал лапой панцирь и залаял. Лаял он так долго, что у черепахи, наверное, заболели уши. Она  решила посмотреть, кто это вопит без передышки. Черепаха  глянула своим глазом, пёс умолк. Мама поставила для черепахи молоко. Пёс тут же выпил его. Папа отогнал пса, а черепахе опять дали холодного молока. Но та заковыляла под кровать, а пёс снова выпил её молоко.

        С тех пор он очень полюбил черепаху и лаял на тех, кто брал её на руки.

                                                        (по Ю. Хазанову)

Примерный план.

  1. Знакомьтесь, черепаха.
  2. Пёс и черепаха.
  3. В руки не брать!

Трудные слова: панцирь, тут же, заковыляла.

Тестирование по изученному материалу

А1.  Отметьте слово, в котором все согласные мягкие:

  1. Учишь;
  2. Соль;
  3. Мяч;
  4. Цель.

А2. Значение «Объявление о спектакле, концерте» имеет слово:

  1. Премьера;
  2. Плакат;
  3. Афиша;
  4. Постер.

А3. Укажите слово, в котором нет приставки:

  1. Заземленный;
  2. Замшевый;
  3. Закатился;
  4. Загородный.

А4. В каком ряду во всех словах пропущены буквы, обозначающие глухой согласный?

  1. Руба_ка, обло_ка, кни_ка;
  2. Хру_кий, к_замен, ко_зал;
  3. Промока_ка, малы_ка, сва_ьба;
  4. Про_ьба, ре_ьба, ко_ьба.

А5. Число и падеж верно определены у слова…

  1. В инее – ед,ч, род.п;
  2. Из стали – ед.ч., пр.п.;
  3. На рояле – ед.ч., в.п.;
  4. У лицея – ед.ч., в.п

А6. Чтобы не ошибиться в написании слова подъезд, нужно:

  1. Запомнить это слово;
  2. Определить часть речи;
  3. Подобрать проверочное слово;
  4. Разобрать слово по составу.

А7. Прилагательное в предложении Масленица – один из самых любимых праздников на Руси употреблено в форме:

  1. Именительного падежа;
  2. Творительного падежа;
  3. Винительного падежа;
  4. Родительного падежа.

А8. В каком ряду оба глагола стоят в неопределенной форме?

  1. Учить, познакомь;
  2. Беречь, вырасти;
  3. Мыть, узнаешь;
  4. Колоть, пойдем.

А9. Укажите простое предложение с однородными членами.

  1. Ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море.
  2. Пришла весна, разбудила природу.
  3. И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
  4. Темнеет лес вдали, и льдом сверкает река.

А10. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены верно.

  1. Земля полна былей и легенд о спрятанных в ней царями и разбойниками, купцами и пиратами сокровищах.
  2. Земля полна былей и легенд о спрятанных в ней царями, и разбойниками, купцами и пиратами сокровищах.
  3. Земля полна былей, и легенд о спрятанных в ней царями, и разбойниками, купцами и пиратами сокровищах.

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Александров А. М. Дидактический материал по русскому языку, 4 класс / А. М. Александров. – М.: 1981
  2. Бакулина Г. А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Часть вторая/ Г. А. Бакулина. – Киров: 1998
  3. Бакулина Г. А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Часть третья/ Г. А. Бакулина. – Киров: 1999
  4. Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы: Кн. для учителя/ Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. – М.: Просвещение, 1995
  5. Волина В. В. Учимся играя/ В. В. Волина. – М.: Просвещение, 1994
  6. Волина В. В. Русский язык .  («Учимся играя»)/ В. В. Волина – Екатеринбург, 1996
  7. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки/ Ю. Г. Круглов. – М.: 1990
  8. Максимук Н. Н. Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку: 2-4 классы / Н. Н. Максимук. – М.: ВАКО, 2010
  9. Ожегов С. И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов. – М.: А-ТЕМП, 1994
  10. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов/ А. В. Полякова. – Самара: Корпорация «Федоров», 1993
  11. Соловейчик М. В. Я иду на урок в начальную школу. Олимпиады и интеллектуальные игры. / М. В. Соловейчик. – М.: 2000
  12. Тикунова Л. И., Канакина В. П. Сборник диктантов и творческих работ. Пособие для учителя начальной школы/ Л. И. Тикунова, В. П. Канакин. – М.: 1992
  13. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. Уроки русского языка в 3 классе. / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: 2000
  14. Фефилова Е. П., Дмитриева О. И. Русский язык 4 класс. Поурочные разработки к учебнику А. В. Поляковой (М.: Просвещение)./ Е. П. Фефилова, О. И. Дмитриева. – М.: ВАКО, 2004
  15. Шукейло В. А. Мой родной русский язык./ В. А. Шукейло. – СПб, 1998
  16. Тесты за курс начальной школы: русский язык, математика, окружающий мир 4-5 класс. Под ред. Ф. Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону.: Издательсво «Легион», 2009

«Рассмотрено»                                   «Рекомендовано»                                      « Утверждено»

на заседании                                   к утверждению                                     к использованию      

Методического                               Директору                                            Директор      

объединения                                   МОУ- СОШ № 8                                 МОУ- СОШ № 8                                  

учителей начальных                            

классов.                                                                                                                                                                                                                                                  

--------------------------                        ----------------------------                          ------------------------                            

--------------------------                        ---------------------------                           --------------------------

--------------------------                        -----------------------------                        -----------------------

Протокол №                                 Зам. директора по УВР                       Калинина Е.В.

от _____2013 года

                                       

         

                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

   

Предмет         РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс              4 Б

Учитель         Гжехулко Елена Геннадьевна

Количество часов всего:     170

В неделю:                              5

Составлено на основе  (программа, автор программы, год):   Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова

А.В. Полякова «Русский язык»,

Самара, корпорация «Федоров» 2008 г.

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования                                    Российской Федерации.  

Учебники:

 А.В. Полякова «Русский язык» 4 класс, 1,2 части

Москва, «Просвещение»,  2009 год

2013 – 2014 учебный год

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Диктант

4 класс – 1 – 2 четверть – 58 – 77 слов.                      3 – 4 четверть – 76 – 93 слова.

«5» - без ошибок.  Работа написана аккуратно.

«4» - 1-2 ошибки.  Работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

«3» - 3-5 ошибок. Работа выполнена небрежно.

«2» - более 5 ошибок. Работа выполнена небрежно.

  Учёт ошибок в диктанте:

1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку.

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки.

  Ошибкой считается:

1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (словарные слова).

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой. Отсутствие точки в конце предложения не считается ошибкой, если следующее предложение написано с большой буквы.

  Примечание

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на оценку, за исключением контрольного списывания. Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивание работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивание работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.

 

Грамматическое задание

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее ¾ заданий.

«3» - правильно выполнено не менее ½ заданий.

«2» - правильно выполнено менее ½ заданий.

Контрольное списывание

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет  исправлений.

«4» - 1 ошибка или 1 – 2 исправления.

«3» - 2 – 3 ошибки.

«2» - 4 и более ошибок.

Словарный диктант            4 класс – 12 – 15 слов.

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» - 3-5 ошибок.

 Тест

«5» - верно выполнено более ¾ заданий.

«4» - верно выполнено ¾ заданий.

«3» - верно выполнено ½ заданий

«2» - верно выполнено менее ½ заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...