Русский язык. 3 класс. "Школа России".Технологическая карта темы "Главные и второстепенные члены предложения".
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Колганова Нина Анатольевна

Тема ( 2 урока ) разработана с использованием следующих технологий: 1. ТРИИК (технология развития информационно- интеллектуальной компетентности, автор Л.Панфилова); 2. Проектная деятельность; 3. Разноуровневая дифференциация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_i_vtrost._chleny_predlozh.chlpredl.docx32.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                          3 класс

                                                                                           УМК «Школа России»

                                                                                                      Русский язык

                                                                                                Технологическая карта

Тема

Главные и второстепенные члены предложения

Цели

Обобщить и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения

Научить распространять предложение второстепенными членами

Научить использовать алгоритм разбора предложения по членам, разбирать предложения по членам

 

Основное содержание темы

Актуализация знаний о предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенное и нераспространенное предложение. Алгоритм разбора предложения по членам. Составление рассказа на тему «Как звери готовятся к зиме».

Термины и понятия                        

Главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения, грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое, разбор предложения по членам.

                                                                                                 Планируемые результаты

Личностные умения

- осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения

Метапредметные умения

Познавательные умения:

-раскрывать значение понятий «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения»,

«распространенное  предложение», «нераспространенное предложение» и включать эти определения в активный словарь;

- разбирать предложения по членам, используя алгоритм;

- использовать приобретенные знания для составления связного текста;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью  и алгоритмом;

- определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с выработанными совместно с учителем критериями оценки;

-соотносить учебные действия с алгоритмом;

 Коммуникативные умения:

--формулировать высказывание, используя термины и понятия в рамках учебного диалога и в проектной деятельности;

-

Предметные умения

- читать и составлять модели предложений;

 - обозначать главные и второстепенные члены предложения графически;

 - устанавливать с помощью вопросов  и оформлять графически связь слов в предложении;

- составлять  и записывать связный текст.

                                                                           Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Литературное чтение. Тема: Составление рассказа на тему по вопросам, опорным словам.

Окружающий мир

Тема: Сезонные изменения в жизни животных.

Ресурсы

Информационный материал

Учебник «Русский язык» ч.1, рабочая тетрадь №1;

Демонстрационный материал

Электронная презентация (приложение);

Раздаточный материал

Карточки с учебными заданиями.

Формы работы

индивидуальная, парная, групповая

                                                                                               Технология изучения темы

                                                                                      I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

- Мотивировать учащихся к изучению темы

-стимулировать эмоционально- ценностное отношение к возникшей проблеме

Учитель. Я попросила группу детей составить рассказ о том, как животные готовятся к зиме, и раздала им карточки со словами. Некоторые карточки ребятам не пригодились (запасы, шустрая,  место, дупло, укромную норку, под корнями, ели, для берлоги,  теплый мох).  Вот, что  получилось.

Ежик нашел.

Медведь ищет.

Тащит белочка.

Ящерица зарылась.

Ребята, вы узнали, как животные готовятся к зиме? Почему?

Личностные умения:

-проявлять интерес к изучению темы;

- желание разрешить создавшуюся проблему

                                                                                   II этап.  Учебно - познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

  Блок А. Главные члены  и второстепенные члены предложения. Распространенные и    нераспространенные предложения.

Цели:

актуализировать знания детей о главных и второстепенных членах предложения, о распространенных и нераспространенных предложениях;

- учить детей:

- определять главные и второстепенные члены предложения и обосновывать свое мнение;

- определять связь слов в предложении с помощью вопросов;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

-

Задание 1(З):

Назовите главные признаки предложения. Какова роль второстепенных членов в предложении?

Слайд 1.

Задание 2 (П):

Можно ли эти группы слов назвать предложениями?  Но, вам понятно, как звери готовятся к зиме? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Задание 3(У):

Расставьте карточки так, чтобы получились  распространенные предложения.  Обоснуйте с помощью вопросов.

Задание 4(П): Можно ли назвать эту группу предложений текстом? Обоснуйте.

Слайд 2.

 Шустрая белочка тащит запасы в дупло. Медведь ищет место для берлоги. Ежик нашел укромную норку  под корнями ели. Ящерица зарылась в теплый мох.

Задание 5(У): Назовите главные члены  в каждом из предложений. Обоснуйте.

Слайд 3.

Задание 6 (П) Что мы сделали для того, чтобы предложения соответствовали теме текста?

Задание 7(У): учебник, упр.37.  Расставьте знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Взаимопроверка.

Задание 8 (П). Учебник, упр.38. Работа в парах. Рассмотрите

схему «Члены предложения». На какие вопросы может дать ответы эта схема? Сформулируйте вопросы и ответы к ним.

Задание 9(П). Учебник, упр. 39.Дайте характеристику  предложениям по наличию в них второстепенных членов.

Задание 10(У). Письмо распространенного предложения под диктовку. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Обозначьте схематически связь главных и второстепенных членов, поясняющих их, с помощью вопроса.

Задание 11 (У). Рабочая тетрадь. Упр.28. самостоятельная работа с выборочной проверкой.

Задание 12 (П). Распространите предложения второстепенными членами. Назовите, какие из них поясняют подлежащее, сказуемое, друг друга. Обоснуйте.

Задание 13 (У). Домашнее. Рабочая тетрадь, упр.29

Диагностические задания:

Рабочая тетрадь. Упр.27

Познавательные умения:

-распознавать в предложении главные и второстепенные члены;

-устанавливать связь слов в предложении;

распространять предложения второстепенными членами.

Регулятивные:

составлять сообщение по информации, представленной в таблице.

Коммуникативные.

-формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения.

- составлять и писать распространенные и нераспространенные предложения;

-выделять графически основу предложения и связь слов в предложении.

                                                                              Блок Б. Разбор предложения по членам

Цели:

- развивать умение устанавливать связь слов в предложении;

-учить:

 разбирать предложение по членам;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

- осуществлять проектную деятельность в группе;

Задание 1(П). Взаимопроверка домашнего задания. Как выполняли последнее задание?

(разными способами)

Сообщение учителя. Будем учиться разбирать предложения по членам по порядку, который сами составим. Это станет результатом нашего нового проекта. 

Слайд 4.

Слайд 5.

(Читает, дети вставляют хором пропущенные слова).

 Слайд 6.

    Хочу о предложении создать сюжет и интересный защитить проект.

     О главных и второстепенных членах

разузнать и роль их в нашей речи описать.

И, наконец, я правило разбора предложения представлю здесь на обсуждение.

Задание 2(У). Назовите тему, цель и результат нашего проекта (продукт).  («Главные и второстепенные члены предложения»;

« научиться разбирать предложение по членам»;  «порядок разбора предложения»). 

Задание 3(З).  Назовите  правила работы в группе.  (1.Умей выслушать!  2. Не согласен: обоснуй и предложи! 3.Помоги создать связное  высказывание с доказательством и примерами).

Деление на группы, распределение ролей (командир, секретарь, критик).

 Выбор задания.

Задание 3.1.(У)

  1. Составьте правила последовательного разбора предложения, используя информацию: упр.38, 39(учебник), упр.27(рабочая тетрадь).

Предложение: Седые туманы плывут к облакам.  Разберите по членам предложения из упр.43;

  1. Запишите любое из предложений упр. 43 по памяти и обозначьте  графически связь слов в предложении.
  2. Представьте продукт своей работы в форме сообщения.

Задание 3.2 (У)

  1. Продолжите  правила последовательного разбора предложения, используя информацию: упр.38, 39(учебник), упр.27(рабочая тетрадь).

Правила разбора ( начало):

-Прочитайте предложение: Пролетело лето красное.

-Найдите подлежащее. Обоснуйте свой выбор.

  1. Разберите по членам предложение:
  2. Журавли улетели в теплые страны Запишите  предложение и обозначьте  графически связь слов в предложении.
  3. Представьте продукт своей работы в форме сообщения.

Задание 4(У). Представьте результаты своей работы. Сравните их с памяткой на стр.144 (учебник).

Слайд 7.

 Задание 5(У). Упр. 43, 44(учебник).

 

Диагностические задания

Упр.32 (рабочая тетрадь)

 Познавательные умения:

-выполнять задания учебника, помеченные специальными значками;

Регулятивные:

создавать сообщение по информации в рамках проектной деятельности;

- Коммуникативные:

строить конструктивный диалог в рабочей группе;

 Предметные умения: 

-разбирать предложения по членам, используя алгоритм;

- устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов;

          Блок С. Диагностика качества освоения темы

Цель:

- установить степень усвоения темы:

 разбирать предложение по членам;

- выполнять задания учебника, помеченные специальными значками.

Контрольное задание с самопроверкой.

Учебник, упр.46,47

Регулятивные умения:

- планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе созданного  алгоритма;

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-выполнять самопроверку задания;

Предметные умения:

- выполнять разбор предложения по членам;

- находить по моделям предложения в тексте;

- оформлять графически связь слов в предложении.

                                                                       III этап. Интеллектуально - преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат деятельности

-формировать внутреннюю мотивацию учащихся;

- учить:

- планировать свою деятельность в соответствии с учебным заданием;

- использовать приобретенные знания при выполнении задания;

- представлять результат своей деятельности.

Этап интеллектуально - преобразовательной деятельности включает:

- выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

- выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

- самоорганизацию по выполнению задания:

— планирование деятельности;

— выполнение задания;

— представление результатов деятельности.

Информативный вариант.

Распространите предложения второстепенными членами и составьте рассказ на тему «Как звери готовятся к зиме». Графически оформите связь слов в предложениях. Подчерните главные и второстепенные члены предложения.

            Как звери готовятся зиме

Медведица вырыла берлогу.

Слова для справок:  под корнями, ель, заботливая, старая.

Мышка набивает норку.

Слова для справок: трудолюбивая, усердно, запасами.

Белка складывает в дупло.

Слова для справок: орехи, желуди, и, шустрая.

Барсук устилает нору.

Слова для справок: осторожный, листья, осенние.

Импровизационный. 

Распространите предложения второстепенными членами    и составьте рассказ на тему «Как звери готовятся к зиме». Графически оформите связь слов в предложениях. Подчерните главные и второстепенные члены предложения.

    Как звери готовятся зиме

Медведица вырыла берлогу. Появятся медвежата .Мышка набивает норку. Белка складывает в дупло. Барсук устилает нору.

Эвристический.

Составьте и запишите рассказ о том, как  готовятся к зиме медведица, белка, мышка, барсук. Графически оформите связь слов в предложениях. Подчерните главные и второстепенные члены предложения.

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

-осознавать значимость личных качеств для успешности в освоении темы;

 Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания для выполнения задания;

- понимать значимость алгоритма разбора предложения по членам;

Регулятивные умения:

- понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;

- выполнять поставленную учебную задачу в соответствии с планом;

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства, модели предложения для представления результата деятельности;

 Предметные умения:

- распространять предложение второстепенными членами;

- устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов и графически;

- составлять связный текст на основе приобретенных знаний.

                                                                                        IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Учить:

- соотносить результат с поставленной целью;

-адекватно оценивать результат своей деятельности.

Задание на самоанализ.

Закончи предложения.

1. Мне важно знать роль главных и второстепенных членов в предложении, потому что……

2. Чтобы написать интересный рассказ, нужно….

Задание на самооценку.

Подчеркни смайлик, соответствующий твоему настроению  на уроке

Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности;

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

соотнести результат с поставленной целью;

- оценить результат своей деятельности.

Цели темы: 

- обобщить и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения;

научить распространять предложение второстепенными членами;

научить использовать алгоритм разбора предложения по членам;

- разбирать предложения по членам.

Заполняется по окончании изучения темы

                                                                                              Итоговые умения темы

Личностные

           Метапредметные

Предметные

- осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

- проявлять интерес к изучению темы;

-осознавать значимость личных качеств для успешности в освоении темы;

- оценивать результат собственной деятельности.

Познавательные умения:

-раскрывать значение понятий «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения»,

«распространенное  предложение», «нераспространенное предложение» и включать эти определения в активный словарь;

- разбирать предложения по членам, используя алгоритм;

- использовать приобретенные знания для составления связного текста;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью  и алгоритмом;

- определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с выработанными совместно с учителем критериями оценки;

-соотносить учебные действия с алгоритмом;

 Коммуникативные умения:

--формулировать высказывание, используя термины и понятия в рамках учебного диалога и в проектной деятельности;

 - адекватно использовать речевые средства, модели предложения для представления результата деятельности;

 

- обозначать главные и второстепенные члены предложения графически;

 - устанавливать с помощью вопросов  и оформлять графически связь слов в предложении;

 - распространять предложения второстепенными членами;

- составлять  и записывать связный текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс с использованием ЭОР "Главные и второстепенные члены предложения"

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, актуализировать умение правильного написания словарных слов; умение определять главные члены предложения, мотиви...

Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

Проект урока по русскому языку в 4 классе на тему " Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения."

Проект урока по русскому  языку  на тему "Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." (составлен  в соответствии с рабочей программой  УМК "Школа России"( 1 - ...

Урок русского языка в 4 классе на тему "Главные и второстепенные члены предложения"

Урок русского языка в 4 классе на тему "Главные и второстепенные члены предложения"...

Презентация по русскому языку на тему:" Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения"

Презентация по русскому языку для 3 класса на тему : "Закрепление главных и второстепенных членов предложения"....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Что такое второстепенные члены предложения?» (УМК «Школа России»)

Урок по русскому языку во 2 классе по теме "Что такое второстепенные члены предложения?"...

УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку русского языка для 3 класса на тему "Главные и второстепенные члены предложения"

Цели деятельности учителя: научиться определять второстепенные предложения, составлять и доказывать;  закреплять умения находить в предложении второстепенные члены предложения; совершенствование ...