Урок-мастерская по русскому языку во 2-м классе "Что такое доброта."
статья по русскому языку (2 класс) по теме

На уроках я часто использую технологию- мастерская.Буду рада, если коллеги тоже начнуть использовать новые технологии в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок- мастерская39.22 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя образовательная школа № 534 с углубленным изучением английского языка имени Героя России Тимура Сиразетдинова Выборгского района Санкт-Петербурга

Тема: Использование современных образовательных технологий. «ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА» Урок-мастерская по русскому языку во 2-м классе 

Работа выполнена учителем начальной школы, Высшей категории, Почетным работником образования Российской Федерации
Яковлевой Еленой Александровной

Сегодня всё чаще в своей жизни мы видим безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость встречаемся с безответственными и безнравственными людьми. Человек стал интеллектуально мощным, но духовно бедным. Чтобы школа не утратила суть духовности и радости, чтобы основы наук проходили через душу и сердце ребёнка, необходимо построение воспитательной системы по принципу толерантности: обучение детей способам выхода из конфликтных ситуаций, развитие социальной восприимчивости учащихся, социального воображения, доверия, доброты, вежливости, умения выслушивать другого человека, развитие коммуникативных навыков, обучение межкультурному пониманию. Добро — это одно из главных направлений в работе, так как исключительной ценностью для развития личности выступают нравственное начало в ребёнке: доброжелательность, вежливость, способность к сопереживанию, снисходительность и терпение. Проект «Что такое доброта» направлена на обогащение духовного мира ученика и формирование светлых образов и мыслей.

  1. Цели и задачи мастерской

Цели мастерской:

  • коснуться глубинных слоев духовной жизни личности;
  • развивать потребность в общении, желание поделиться своими мыслями;
  • формировать положительные качества личности;
  • учить правильно выражать свои мысли в письменной речи.

Задачи:

  • создать условия для самовыражения;
  • разбудить желание ценить различия в каждом человеке;
  • развивать творческие способности детей;
  • обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
  • умение анализировать свой успех и неуспех, свое состояние, мысли, чувства, миропонимание;
  • воспитание культуры взаимоотношений.

2. Техническое обеспечение

  • мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор, экран,
  • используется музыкальный канал сопровождения.

3. Оборудование: сердечки,

  • цветные карандаши, цветные мелки,
  • полоски с разрезанными пословицами,
  • карточки с пословицами,
  • рабочий лист «Доброта» (Приложения 1-1,1-2)

К уроку подготовлена презентация, которую учитель использует на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент (слайд 1)

Настрой на позитивные мысли (слайд 5, слайды 2-4 отражают цели и задачи мастерской)

Звучит спокойная музыка из к/ф «Титаник»

Учитель: Мир. мир, мир везде.

Мир в тебе, мир во мне.

Свет, свет, свет везде.

Свет в тебе, свет во мне.

Любовь, любовь, любовь везде.

Любовь в тебе, любовь во мне.

2. Работа со словарем

На экране появляется слово «Мастерская — это... » (слайд 6)

Учитель: Сегодня у нас не просто урок, а мастерская. Как вы думаете, что такое мастерская?

Идет беседа по картинкам, изображенным на экране. Учащиеся: — Мастерская это место, где что-то делают.

  •  Делают руками, чинят что-то.
  •  Мастерят, рисуют.

Учитель: Вы правильно дали определение этому слову. А что нам расскажут словари об этом слове?

Словарь С. И. Ожегова дает такое толкование слова:

  1. помещение в котором работает живописец, скульптор;
  2.  производственное или ремонтное помещение.

Толковый словарь В. И. Даля:

1) мастерская — ремесленная комната, где работают ремесленники, мастера художники.

Советский энциклопедический словарь:

Мастерская народной графики...

Учитель: А вы знаете как называют людей, которые трудятся в мастерской?

Учащиеся: Мастера, труженики высокого класса, которые очень хорошо выполняют работу, умельцы, люди с «золотыми» руками.

Учитель: Оказывается вы очень много знаете о мастерах. А теперь вновь обратимся к нашим помощникам — словарям.

Словарь С. И. Ожегова:

мастер — специалист, который достиг высоких результатов, квалифицированный работник (Мастер на все руки. Мастер своего дела. Дело мастера боится. На вкус и цвет мастера нет)..

3. Обсуждение правил поведения на мастерской

Учитель: Ребята, в каждой мастерской существуют свои правила поведения, которые помогают мастерам хорошо выполнять работу. Какие они, как вы думаете?

Учащиеся:

  •  Работать тихо, не мешать другим;- работать творчески;- помогать;- не мешать;
  •  помогать главному руководителю мастерской;
  •  слушаться старшего мастера;
  •  стараться выполнить задание.

На экране последовательно появляются правила поведения в мастерской (слайд 7).

Учитель: Это правила поведения в нашей мастерской. В Мастерской говорит каждый, никого не стесняясь.

4. Сообщение темы мастерской

Учитель: Ребята, а как вы думаете, как будет называться наша Мастерская? Давайте попробуем догадаться.

На экране появляется под музыку (Yiruma — красивая музыка без слов.mp3») стихотворение «Почувствуйте вкус слова доброта!» (слайд 8).

Учащиеся читают по очереди стихотворение на слайде. Почувствуйте вкус слова доброта!

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе

А скажут лишь доброе слово

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти.

Чтоб справиться другу с тоскою.

Невзгоды осилить в пути,

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того.

Но, редко, друзья мои, всё же

Мы вслух произносим его.

Учитель: Ребята, здесь зашифровано название нашей Мастерской. Давайте отгадаем.

На экране появляется слайд 9 «Отгадай слово».Когда учащиеся отгадывают, появляется слайд с разгадкой — слово «Доброта» (слайд 10)

5. Поиск смысла слова «Доброта»

Учащимся раздается рабочий лист «Доброта» (Приложение 1-1, 1-2)

Учитель: Ребята, а что такое «доброта»?

Учащиеся: — солнышко — любимый — великодушный — милосердный — доброжелательный — отзывчивый -красота — радуга — цветочек -ласковый — легко

Учитель: Да, это и человек и его поступки, и все, что связано с хорошими поступками. Доброта — она везде, вокруг нас и в нас.

Давайте посмотрим, что об этом слове нам скажет словарь С. И. Ожегова.(слайд И)

Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Добро — все положительное, полезное, хорошее.

Доброволец — добровольно взял на себя какую-либо работу.

Доброжелатель — доброжелательно относящийся к кому- нибудь.

Добронравие — хороший нрав.

Добросердечность — ласковое, доброе сердце.

Доброхот — доброжелатель.

Добряк — добрый человек.

Учитель: Подберите однокоренные слова к корню «добр».

Учащиеся: — доброта — добро — добрячок — добродушный — добрый — добросердечный.

Запишите слова, которые вы нашли на наш рабочий листок в рамочку «Слова». (Приложение 1-1).

Учитель: А теперь вспомните самые приятные слова, которые согревают вашу душу, ваше сердце. Запишите их тоже на рабочий листок в ту же рамочку «Слова». (Приложение 1-1).

Учащиеся: — будьте добры -сердце — любовь — солнышко — радость, доброе утро — тепло — умница — молодец — отлично — ты очень красивая — на сердце становилось легко — спасибо -очень приятно — если ты скажешь врагу доброе слово, он тебя не убьет — помощь — друг — красота.

6. Создание ассоциативного ряда со словами «добрый человек».

Учитель: Без сомнения в вашей жизни встречались добрые люди. Какими словами можно их охарактеризовать?

Учащиеся: — с большим сердцем — любимый — вежливый — дружелюбный — милосердный

- отзывчивый — счастливый — честный — помогает другим — трудолюбивый — не жадный — душевный — добросовестный — делает хорошие дела.

Учащиеся записывают свои суждения на рабочий лист (Приложения 1-1)

Учитель: Скажите эти слова друг другу.

Учащиеся: работают в парах.

Учитель: Какие вы услышали слова?

Учащиеся: — здравствуй — любимый — друг — доброжелательная — сердечная — мамин человечек — молодец — милая — будьте здоровы — великодушный.

Учитель: Что вы чувствовали, когда говорили добрые слова и слушали их в свой адрес?

Учащиеся: — на душе тепло, приятно, — теплая мелодия в сердце, — на душе радостно, — легко, — радость и тепло, — было спокойно и легко, — мне нравится говорить такие слова другу.

7. Работа с текстом.

Учащиеся: читают хором стихотворение (слайд 12)

Добрым быть совсем — совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

Обсуждение стихотворения.

8.  Создание ассоциативного ряда со словами «доброе сердце».

Учитель: Какой человек может называться добрым? С каким сердцем должен быть такой человек? ( слайд 13)

Учащиеся: — у того, чье сердце большое и яркое — с добрым сердцем — с горячим, отзывчивым сердцем,

Учащиеся записывают слова на рабочем листе (Приложение 1-1)

  •  Человек, у которого есть сердце, милосердный.
  •  Хороший, помогает, у него добрая душа.
  •  Вежливый, милый, послушный, с добрым сердцем.
  •  Помогает маме.
  •  Веселый, без камня на сердце.
  •  Всегда придет на помощь.
  •  Человек, который совершает добрые поступки, добродушный.
  •  Миролюбивый.

9. Творческое задание.

Учащимся раздаются сердечки из бумаги.

Учитель: Возьмите сердечки, раскрасьте их и напишите на раскрашенных лепестках добрые слова.

На экране появляется цветок из сердец (слайд 14)

Учащиеся выполняют творческое задание под музыку (Мелодия — Красивая (audiopoisk.com).mp3).

10. Афиширование работ.

Учитель: Ребята, покажите и прочитайте друг другу, какие сердечки у вас получились.

Учащиеся показывают друг другу свои «произведения», зачитывают вслух и вывешивают в виде цветка на доске.

Учитель: Молодцы! Как радостно, что у всех получились очень добрые, яркие, теплые сердца.

11. Работа с текстом. Чтение притчи.

Учитель читает притчу.

Некий отшельник вышел из своего уединенения и спрашивает у прохожих: «У тебя есть сердце?» Один прохожий ему отвечает: «Почему ты не спрашиваешь о душе, о разуме, а именно о сердце?»

Как вы думаете, что ответил отшельник?

Учащиеся:

-Если у человека злое сердца, то и все его дела будут злые.

  •  Злое сердце — холод, беда.
  •  Человек без сердца не человек.
  •  Нет сердца — нет доброты, нет любви.

Учитель: Правильно! «Было бы сердце, а все остальное приложится!»

 12. Релаксация.

На экране слайд 15 «Посидим в тишине». Под мягкую спокойную музыку (Мелодия — очень красивая музыка для любителей романтики (audiopoisk.com).mp3) дети слушают слова учителя.

Учитель: Медленный вдох — медленный выдох.

Сидим спокойно. Руки спокойно лежат на коленях.

Делаем вдох — вспоминаем доброе и приятное, выдыхаем — освобождаемся от беспокойства. В сердце лежит цветок. Вот он раскрывается, лепесток за лепестком — это мир, доброта, любовь.

13. Актуализация личного опыта учащихся о проявлении доброты в жизни.

Учитель: Заглянем в себя. Закроем глаза и попробуем подумать о добрых поступках.

Какие добрые поступки совершали вы?

Учащиеся:—- помогаю другу в беде — заступаюсь за младших — помогаю маме по дому — мою пол, чищу картошку — всегда бегу на помощь — помогаю стареньким — помогаю друзьям и семье, если у них беда — утешаю, когда другим плохо.

Учитель: Запишите ваши добрые поступки на рабочем листе (Приложение 1-1).

14. Ищем ключ понимания. Работа с пословицами.

Соберем пословицы. (Работа проводится в парах.) Детям раздаются листы с перепутанными частями пословиц. (Приложение 2).

При солнышке тепло, на добрые дела.

Не хвались серебром, при матери добро.

Добрые дела, хвались добром.

Жизнь дана красят человека.

 15. Беседа с учащимися о смысле собранных пословиц.

Учитель: Как вы думаете о чем эти пословицы?

Учащиеся: — доброму человеку везде рады — около мамы

всегда хорошо — человек в жизни должен делать добрые дела и не делать зла другим.

 16. Беседа с учащимися о смысле собранных пословиц.

На экране появляется слайд 17 « Народная мудрость»

Учащиеся по очереди читают пословицы и высказывают свои мысли об их смысле.

Учитель: Понравившиеся пословицы запишите на рабочем листе (Приложение 1-2).

Учитель: Прочитайте пословицу, которая больше всего пришлась по душе. Почему вы выбрали именно эту пословицу?

Учащиеся:

За доброе жди добра, за худое — худа. — Когда делаешь доброе, тебе тоже хотят сделать добро.

Доброе слово лечит, а злое калечит. — И словом можно сделать больно человеку.

17. Восприятие позитивной лексической окраски слова.

Учитель: А теперь создадим словесный портрет Доброты.

Учащиеся записывают свои мысли о доброте на рабочем листе (Приложение 1-2)

Примеры работ.

—  Доброта — это вроде любви, но совсем другое. Это как маленький праздник.

—  Доброта — это очень хорошие слова, хорошие дела. Это все хорошее.

—  Доброта — это красота, счастье. Доброта с большим красным сердцем.

—  Доброта — это маленькое облачко, которое летит над горизонтом и не дает земле покрыться темной тяжелой тучей.

— Доброта — это частичка твоего сердца. Даже у самого плохого человека есть добро. Добро очень похоже на любовь.

— Мне очень нравится дружить с добрыми людьми. Я очень хочу, чтобы все были добрыми. Чтобы миром правили любовь, дружба и, конечно, доброта.

18. Творческое задание.

Учитель: Вы нарисовали доброту словами, а теперь попробуйте цветными мелками.

19. Подведение итогов.

Учитель: Наш урок-мастерская подходит к концу. А сейчас давайте вспомним, о чем мы с вами размышляли сегодня, о чем задумались. Чему мы сегодня научились? Что запомнилось нам больше всего?

Учащиеся: — было приятно говорить о доброте — вспоминать добрые поступки — улыбаюсь, когда вспоминаю урок — хорошо бы, чтобы было побольше добрых людей.

На экране слайд 18- Звучит песня «Дорогою добра». Песню поют все участники Мастерской.

«Волшебный сундучок» выносит Мастер.

Дети выбирают добрые сердечки из волшебного сундучка, чтобы подарить их своим друзьям с добрыми словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка «Секреты русского языка» в 4 «в» классе .Тема: Удивительный мир слов. (Исследование слова «Доброта»)

Этот материал поможет молодым педагогам в работе исследовательской деятельности:         исследовать слово в разных разделах языкознания.     формировать такие ...

Урок русского языка в 3 «В» классе Тема урока «Что такое приставка? Как найти приставку?»

На уроке русского языка  на тему "Что такое приставка? Как найти приставку?" учащиеся в игровой формк знакомятся с понятие "приставка", учатся находить приставку в слове....

Конспект урока по русскому языку по теме :Текст-рассуждение "Что такое доброта?"

В 4 классе дети изучают типы текстов. Самым трудным по структуре построения является текст - рассуждение. В этом уроке показана работа над этим типом текстов. Тема текста очень актуальна и интересна д...

Классный час в 3 классе "Что такое доброта?"

Материал содержит сценарий классного часа в 3 классе...

урок русского языка 4.8. 4 класс УМК Перспективная начальная школа. Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы.

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексииЦель урока– Повторить союзы «и», «а», «но» и вспомнить  разницу их значений. . Добиться понимания того, чем п...

Урок русского языка во 2-ом классе по теме: «Что такое главные члены предложения?» УМК: «Школа России»

Тема урока: «Что такое главные члены предложения?»Тип урока: введение нового материала...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Работа над ошибками. Что такое текст-рассуждение?" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности: ознакомление с текстом – рассуждение; развитие умения отличать его от других видов текста.Планируемые результаты:Предметные:Знать: чем отличается текст-рассуждение от других в...