Урок русского языка в 3 «В» классе Тема урока «Что такое приставка? Как найти приставку?»
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Гавриленко Светлана Николаевна

На уроке русского языка  на тему "Что такое приставка? Как найти приставку?" учащиеся в игровой формк знакомятся с понятие "приставка", учатся находить приставку в слове. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное образование город-курорт Анапа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 с. Юровка

     Открытый урок русского языка

в 3 «В» классе

Тема урока «Что такое приставка? Как найти приставку?»

Учитель начальных классов

Гавриленко С.Н.

Дата проведения: 30.10.2013 года

          2013-2014 учебный год

Тема урока: Что такое приставка? Как найти приставку?

Цели:  

  1. Учить составлять алгоритм нахождения приставки в словах.
  2. Выделять признаки, придерживаться цели выбранного задания.

Задачи:

  1. Обучающая:  познакомить с приставкой как значимой частью слова;

 формировать умения выделять приставки в словах,

  1. Развивающая: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, устную и письменную речь, внимание, мышление.
  2. Воспитательная: воспитывать умение совместной деятельности при работе в парах, прививать любовь к родному языку.

Оборудование:

  • разрезные карточки (части слова);
  • разрезные карточки – словосочетания;
  • компьютер учителя, проектор.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

.

Структура урока:

1 этап. Мотивация.

     2 этап. Актуализация знаний.

3 этап. Обобщение.

4 этап. Вывод.

5 этап. Деятельностный метод обучения.

6 этап. Фиксация индивидуального затруднения.

Физкультминутка.

7 этап. Работа по теме урока.

8 этап. Исследование.

9 этап.  Итог на рефлексивной основе.

Ход урока:

  1. Мотивация.

-  Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Вы сосредоточились?

К уроку приготовились?

  1. Актуализация знаний.

- Откройте, пожалуйста, ваши тетради с домашним заданием.

Вам нужно было разделить слова из упражнения 152 на две группы. По какому признаку вы разделили эти слова? Прочитайте слова первой группы, второй группы.

- Какие слова мы называем однокоренными?

- Запишите в тетради число.

Чистописание

(Слайд 3)

Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, несколько раз встречается на рисунках. Что это за буква?

(Слайд 4)

- Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца (заглавная и строчная буквы Оо в каждой строчке увеличивается на одну).

Вторая строчка – буква о с верхним и нижним соединением.

о  ог  ор  ок  ос  оз  ол  ом  од

- Обратите внимание на наклон, высоту и ширину  буквы, размер и соединение букв.

-Сегодня мы с вами запишем словарное слово. Это слово обед. Запишите его несколько раз и запомните написание этого слова. Обозначьте орфограмму.

  1. Обобщение.

(Слайд 5)

Скоро в городе Сочи будет проходить Олимпиада. Олимпийский огонь путешествует по нашей стране. Он был зажжён в Греции на горе Олимп.

-    Перед вами предложения. Прочитайте их. Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? Какова основная мысль этого текста?

-    Ребята, а кто из вас знает, где сейчас находится Олимпийский огонь?  (В городе Санкт-Питербурге)

-    Найдите в этом тексте однокоренные слова.

-    Спишите эти слова и выделите в них корень.

Спишите в тетрадь второе предложение, найдите главные члены  и обозначьте части речи.

(Слайд 6)

-  Перед вами группы слов. По какому признаку подобраны эти слова?

 Запишите однокоренные слова , выделите в них корень..

Спорт, спортивный, спортсмен.

 Лыжник, лыжи, лыжные.

(Слайд 7)

Проверьте, правильно ли вы выполнили моё задание.

  1. Вывод.

- Выполняя мои задания, как вы определяли в слове корень? Почему корень мы называем главной частью слова?

  1. Деятельностный метод обучения.

(Слайд 8)

-   Жило-было слово ХОД,

В слове  выХОД, в слове вХОД,

В слове ХОДики стучало

И в поХОДе вдаль шагало.

-  Перед вами новая группа однокоренных слов. Спишите их и выделите корень.

Ход, выход, вход, поход.

 (Слайд 9)

-  Проверьте, правильно ли вы выполнили моё задание.

-  Объясните лексическое значение каждого слова.

-  Чем отличаются эти слова? Где стоит эта часть?

-  Как вы думаете, для чего нужна эта часть слова?

  1. Фиксация индивидуального затруднения.

-  У всех слов перед корнем стоит ещё одна часть слова.

Сейчас Даша прочитает нам стихотворение,  и мы узнаем, как она называется.

Ученик         У корня в недругах, представь-ка

Есть дама гордая – Приставка.

А злит она его одним –

Стоит всегда лишь перед ним!

-  Так как же называется новая часть слова, о которой вы узнали на этом уроке?

- Для чего она служит?

(Работа в парах).

- У каждого из вас на парте лежат конверты. В них - части слова. Составьте, пожалуйста,  из них слова. Познакомьте нас с этими словами. Назовите корень слова, приставку.

Физкультминутка. (Слайд 10)

-  Вы хорошо трудитесь, молодцы. А теперь физкультминутка!

Отдохнуть хотим немного.

Талисманы нам помогут!

Раз, нагнулись, два – нагнулись,

Вверх немного потянулись.

Мы запрыгаем, как Зайка.

Ну-ка, Мишка, помогай-ка!

С Леопардом пошагаем.

Вот как дружно отдыхаем!

  1. Работа по теме урока.

- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

-  Чему же вы должны научиться  на этом уроке?

– Ребята, вы все знаете, что для строительства дома нужны различные стройматериалы.   Так и в языке – слова строятся из определенных частей. В языкознании эти части слова называются  морфемами. Термин «морфема» придумал замечательный  ученый-языковед  Иван Александрович  Бодуэн дэ  Куртенэ.  

(Слайд 11)

Запишите предложение с этим словом  в тетрадь:

Морфема – это часть слова.

(Слайд 12)

-    Учимся находить и обозначать приставку в словах.

-    К слову подлетать  я  подобрала однокоренные слова летать и перелетать. Объясните, пожалуйста, как эти слова помогут мне определить приставку в словах. (Одно слово без приставки, а второе – с другой приставкой – поэтому они и помогут определить приставку).

Обратите внимание на выделение приставки в однокоренных словах.

(Слайд 13)

-  Спишите эти слова и выделите в них приставку.

Лететь – перелететь, подлететь.

  1. Исследование.

1. Работа с материалом учебника. ( с. 84. упр.153)

- Прочитайте задание к упражнению. Выполняем это задание.

Спишите слова. Выделите в них приставки. Объясните, как вы определили приставку в этих словах?

Правило Мудрой Совы на стр. 84.

2. Работа в парах. 

- На столе у вас карточки. Работаем в парах. Записываем в эти карточки недостающие приставки.

(Слайд 14)
Дописать недостающую по смыслу часть слова. 
бежал за угол, …бежал из дома, …бежал первым, …бежал через дорогу, …бежал от края. 

(Слайд 15)

Проверка.

  1. Итог на рефлексивной основе.

-  Я буду показывать только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать. Представьте, что перед вами лист бумаги и краски. Вам нужно  на листке  (Нарисовать). А если у нас приставка при-? (Пририсовать). Используем приставку  об- . (Обрисовать).

-  Какой вывод можно сделать из этой игры?  (У каждой приставки своё значение).

-  Что такое приставка?

-  Для чего служат приставки?

-  Как найти в слове приставку?

-  Оцените свою работу на уроке.

- Я тоже хочу вас оценить.  (Выставление оценок за урок).

(Слайд 16)

Домашнее задание.

с. 85, упр. 154.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город-курорт Анапа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 с. Юровка

Открытое  внеклассное мероприятие

          для учащихся 2 класса

        Праздник здоровья

Классный руководитель: Гавриленко С.Н.

2012-2013 учебный год

Сценарий проведения конкурса «Весёлые старты»

     для учащихся 2 «В» класса

Цели:    пропаганда здорового образа жизни, развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой, воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.

Место проведения:

               Соревнования проводятся на спортивной площадке школы.

Состав команд:

               В соревнованиях участвуют ученики 2»В» класса.  Класс разбит на 3  

               команды по 9 человек.

Определение победителей:

   Каждая эстафета оценивается по 6-и бальной системе(1 место-6  

   очков,2 место -5 очков,3 место-4 очка,4 место-3 очка, 5 место-2  

   очка, 6 место-1 очко).

Инвентарь:

               Мячи, эстафетные палочки, теннисные мячи, обручи, скакалки.

Награждение:

               Команды награждаются почетными грамотами.

Программа соревнований:


1. Разминка: каждая из команд защищает свою эмблему девизом и обращается с кратким приветствием к сопернику.

 1 команда                             Если хочешь стать умелым, 

   «Метеор»                           Сильным, ловким, смелым,
Научись любить скакалки,
Обручи и палки.
Никогда не унывай,
В цель мячами попадай.
Вот здоровья в чём секрет – 
Всем друзьям – физкульт-привет!

2 команда                               Спорт, ребята, очень нужен, 

«Ракета»                                Мы со спортом очень дружим.
Спорт – помощник!
Спорт – здоровье!
Спорт – игра!
Физкульт – ура!

3 команда                               В мире нет рецепта лучше,

«Энергия»                               Будь со спортом неразлучен,
Проживёшь 100 лет – 
Вот и весь секрет!

                                                 Мы праздник мира, дружбы открываем.
Спортивный праздник начинаем!
Мы спортом дух и тело развиваем,
Он наполнит силой каждого из вас!

2. Конкурсы.

  1. Передай мяч товарищу.

Капитан команды становится на некотором расстоянии от команды, поворачивается лицом к своим товарищам и передаёт мяч первому игроку. Тот возвращает ему мяч и становится в конце колонны. Затем мяч получает следующий член команды и т . д. пока мяч не получит последний игрок, который поймав мяч, поднимает его вверх. Игра закончена.

  1. Прыжки на двух ногах.

Участник команды прыгает на двух ногах до стула, обегает его и возвращается по команде. Затем это упражнение выполняет следующий игрок. Игра окончена, когда возвращается последний игрок команды.

  1. Ведение мяча одной рукой и бросок в вертикальную цель.

Участник команды ведёт мяч одной рукой до линии, затем бросает мяч в вертикальную цель. При попадании в круг он приносит команде дополнительное очко. Затем участник команды возвращается назад и отдаёт мяч своему товарищу. Тот повторяет упражнение. Это упражнение выполняют все участники команды.

  1. Бег парами.

Взявшись под руки, два игрока бегут к стулу, обегают его, возвращаются к команде. Когда они пересекают линию, выбегают два следующих игрока.

  1. Передача мяча в колонне.

Команда по сигналу поднимает руки вверх и передаёт мяч назад, последнему игроку. Затем все наклоняются вниз. Последний игрок передаёт мяч между ног впереди стоящему соседу. Мяч движется вперёд. Когда он оказывается у первого игрока, тот поднимает мяч над головой.

  1. Мячики-скакалки.

 Задание заключается в следующем: впереди стоящие игроки команд по сигналу должны допрыгать с мячиком, зажатым щиколотками ног, до финиша; поменять мяч на прыгалку и вернуться к команде, передвигаясь прыжками через прыгалку. Следующие игроки команд принимают эстафету и прыгают до финиша через скакалку. Далее меняют ее на мяч и возвращаются с мячом, зажатым между щиколоток. Побеждает команда, первой справившаяся с заданием.

  1. Праздничная.

      Добежать до противоположной стороны зала, взять 1 лист с буквой и вернуться обратно. Эстафета считается законченной, когда команда выстроилась, держа перед собой составленное слово.

      Использованные слова: СЧАСТЬЕ! КРАСОТА! ВЕСЕЛЬЕ!

  1. Комбинированная эстафета.

     Участник команды пробегает по скамейке, затем перепрыгивает через другую скамейку, берёт из обруча мячик, бросает его в корзинку. Затем бегом возвращается к команде. Упражнение повторяет вся команда.

3. Подведение итогов соревнования.

Жюри оценивает последнее задание и подводит общий итог соревнований. Объявляются победители. Сувенирами награждаются отличившиеся, а поощрительными -  сладкими призами – остальные участники соревнований.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

классного часа  «Здравствуй, Осень золотая!»

    для учащихся начальной школы (1-4 классы)

Разработку составила учитель начальных классов

Гавриленко Светлана Николаевна

Место работы:   МБОУ СОШ № 18 с. Юровка  г-к Анапа Краснодарского края

Оформление:   листья с деревьев, цветы, природный материал.

 Музыка – «Осенняя песня», муз. Р.Паулса.

Ход праздника.

  1. Конкурсы.

Ведущий                     В октябре, в октябре –

Все деревья золотые,

Частый дождик на дворе

Дни холодные такие.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

- Дорогие ребята!  Наступила золотая осень. Все деревья лиственные деревья меняют свою окраску и прощаются                со своими листочками.

Нынче дождик не простой,

Нынче дождик золотой –

Он совсем не водяной!

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят.

- Начинаем наш праздник. Прошу команды приготовиться для приветствия. Первый конкурс нашего праздника : приветствие соперникам.

1 команда                                  - Командам соперников кленовый привет! Мы желаем «Кленовые листочки»              победить!          

2 команда                                  - Наша команда – «Листва золотая»

«Золотая листва»                       всех победить вас желает!

3 команда                                  - Мы команда, мы едины, вместе мы непобедимы!

«Золотая осень»

4 команда                                  - Мы  - команда «Листопад». «Листопад»

Мы – гроза для всех ребят!

Ведущий                      - Второй конкурс – загадки. Каждая команда приготовила загадки своим соперникам.

(Команды  читают друг другу загадки)

Ведущий                       Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щёки горят.

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

-Третий конкурс. Рисуем Осень!

(Команды все дружно рисуют на листочках осеннюю природу).

Ведущий                       - Многие русские поэты восхищались осенью. Она вдохновляла их на новые произведения. На уроках литературного чтения мы с вами читали стихи К. Бальмонта, Ф.Тютчева, А. Плещеева,  С. Есенина и других знаменитых поэтов. Любил осень и наш Великий поэт А.С. Пушкин. Сегодня на празднике наши ребята тоже будут читать стихи. Четвёртый конкурс «Осенние стихи».

(Представители команд читают стихи об осени).

Ведущий                       Мы возьмём листочки,

Шишки мы возьмём,

Пластилин и палочки,

Жёлуди найдём.

Сделаем из них зверюшек,

Человечков и  игрушки.

-  Пятый конкурс – «Поделки из природного материала».

(Команды изготавливают  поделки из листьев, шишек, орехов и желудей)

Ведущий                       -  Нашим командам было дано домашнее задание. Нужно было придумать сценку. Шестой конкурс – «Сценка».

1 команда                       Сценка «Золотой наряд»

 «Кленовые листочки»

 Автор                                           Осень лесу каждый год

Платит золотом за вход.

Поглядите на осину –

Вся одета в золото,

А сама лепечет:  

Осина                                            - Стыну!

Автор                                           И дрожит от холода.

А берёза рада

Жёлтому наряду:

Берёза                                         - Ну и платье! Что за прелесть!

Автор                                          - Быстро листья разлетелись.

Наступил мороз внезапно.

И берёза шепчет:

Берёза                                          - Зябну!

Автор                                          Прохудилась и у дуба

Позолоченная шуба.

Спохватился дуб, да поздно!

И шумит он:

Дуб                                              - Мёрзну!

Все вместе                                 - Обмануло золото –

Не спасло от холода.

   

2 команда                         Сценка «Встреча зверят»

«Листопад»                      

 Автор                                        - Идёт по лесу грустный, грустный ёжик. Навстречу выбегают   другие зверята.     

Волчонок                                  - Ёжик, что грустишь?

Ёжик                                          - Лето кончилось, осень наступила. Теперь не погулять, не побегать.

Барсук                                       - Не грусти! Осень это тоже здорово!

Заяц                                           - Осенью созревают яблоки и груши!

Волчонок                                  - Осенью ребята идут в школу, встречаются с друзьями, которых не видели всё лето.

Бельчонок                                - Осенью можно погулять в резиновых сапогах.

Заяц                                           - Осенью мама варит варенье и компот.

Волчонок                                  - Да, а ещё огурцы солёные в банках.

Ёжик                                          - А я огурцы солёные не люблю.

Зверята                                      - Почему?

Ёжик                                          - У меня голова в банку не пролазит.  

3 команда                       Сценка «Лисички в лукошке»

«Золотая осень»          

Автор                                            Зайка скачет по дорожке

Скок-поскок, скок-поскок,

А за ним несутся стайкой

Любопытных пять сорок.

И стрекочут белобоки:

Сороки                                       - Ты, зайчишка, не спеши!

Что несёшь в своём лукошке?

Поскорее расскажи!

Автор                                            На пенёк присел зайчонок ,

Улыбнулся им в ответ:

Зайчонок                                      - Там прекрасные лисички,

Я собрал их на обед.

Автор                                            Испугались белобоки,

Прочь от зайчика летят:

Сороки                                        - Ой, что будет! Так зайчата

И волков в лесу съедят!

Автор                                           Ну а серенький зайчишка

Чуть от смеха не охрип:

Зайчонок                                     - Кто не знает, что лисичка –

Это вкусный рыжий гриб!

4 команда                       Сценка «Встреча грибов»

«Золотая листва»  

1 гриб                                           - Здравствуй гриб!

2 гриб                                           - Здравствуй!

1 гриб                                           - Куда идёшь?

2 гриб                                           - Иду на веточку сушиться. Меня белка сорвала. Буду её зимой выручать. Помогу  ей  перезимовать. А ты куда?

1 гриб                                           – А я к ёжику в норку. Он меня сорвал. Буду ему помогать перезимовать.

Вместе                                          - Вот какие мы молодцы!

Ведущий                       -  Седьмой конкурс. «Собери осеннюю картинку».

(Команды собирают разрезанную на части картинку)

Ведущий                       - Подводим итоги праздника. Слово жюри.

(Жюри подводит итоги конкурсов, поздравляет победителей)

Ведущий                       - Хоть и дождик за окном (Светит солнце за окном)

В сердце нет печали!

Мы сегодня классом всем

Праздник отмечали.

Так давайте же дружить,

Петь и веселиться:

В нашем классе детям всем

Радостно учиться!

Дети поют «Осеннюю песню» муз. Р. Паулса.

  1. Чаепитие, игры, конкурсы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс. Тема урока: "Разделительный мягкий знак"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"...

Олимпийский урок. Русский язык, 4 класс. Тема урока: "Склонение имён существительных".

Данный материал представляет конспект урока русского языка в 4 классе. Тема урока: "Склонение имён существительных". С целью актуализации информации о XXII  Олимпийских зимних играх и XI Пар...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Урок русского языка 4 класс Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».

Русский язык.4 класс УМК"Начальная школа ХХI в"Тип урока - «Урок изучения и первичного закрепления новых знаний».Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»....

Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")

Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....