Программа по русскому языку 4 класс УМК "Гармония" 2013-2014 учебный год
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Гаранжа Вера Владимировна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс из расчёта 5 часов в неделю УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_klass.doc930 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

                                                      Пояснительная записка    

  1. Место дисциплины в структуре стандарта

Рабочая программа по русскому языку  разработана в соответствии:

- с требованиями федерального государственного стандарта  начального общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089);

- с рекомендациями примерной программы по русскому языку для 4 класса (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 -3-е изд. – М.:Просвещение, 2010);

- с возможностями УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «Программа к курсу «Русский язык» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений» (2-е изд.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008)

  Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

  Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения. Усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

  Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей. В данном случае реализуется деятельный подход к изучению языка и дальнейшему овладению им.

  1. Цель освоения дисциплины: обеспечить систематизацию изученного в начальных классах, подготовить базу для

продолжения обучения в основной школе.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- непрерывное повторение различных вопросов;

- включение новых знаний в систему приобретенных ранее;

- выполнение заданий на выявление детьми «прироста» собственных знаний и умений, на комплексный анализ языковых единиц, например, на анализ того или иного слова со всех известных точек зрения.

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

 Исходя из общей цели, стоящей перед обучением по модели «Гармония», данный курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органический процесс.

3.  Структура и содержание дисциплины русского языка

    В Федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языка в  классе отводится 5 часов в неделю, всего 170 часа. Основное содержание обучения представлено крупными разделами.

  В четвертом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача — обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.

 Изучаемый материал группируется вокруг понятий: слово, словосочетание. предложение, текст.

  Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала обсуждается на уровне морфологии, а затем лексики; параллельно закрепляются знания учащихся о назначении, возможных значениях, особенностях использования и написания различных морфем.

Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имен существительных и прилагательных, спряжения глаголов, что сочетается с освоением правописания безударных окончаний всех частей речи (в традиционном объеме). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Поэтому, например, окончания трех склонений имен существительных в разных падежах осваиваются одновременно.

  Продолжается работа над правильным употреблением слов, в связи с ней предусмотрено использование справочника «Как правильно изменить слово? Словарь трудностей», включенного в учебник 4-го класса.

  Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, ее практической необходимостью учащимся. Правописание наречий специально не изучается — запоминание наиболее употребительных обеспечивается в словарном порядке.

 Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся продолжают осваивать постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»), уточняют назначение каждого из них (узнать падеж зависимого слова или понять значение), наблюдают за значениями словосочетаний. Работе над данным понятием придается большое значение с точки зрения развития речи детей — повышения ее правильности, точности, богатства и выразительности.

 Знания четвероклассников о предложении расширяются за счет знакомства с однородными членами и получения самого общего (на практическом уровне) представления о сложных предложениях.

 Спецификой реализуемого подхода к предложению является то, что оно рассматривается не только как самостоятельная синтаксическая единица, но и как компонент текста. Включение предложения в текст, выбор порядка слов, связь предложений друг с другом — вот некоторые направления проводимых наблюдений. Работа ведется без изучения теории, ее цель — помочь учащимся в накоплении положительного речевого опыта и его осмыслении.

 На этом этапе предусмотрено знакомство с построением несложного текста-рассуждения. Среди осваиваемых жанров — рассказ, сказка (сказочная история), объявление, дневниковая запись и др.

 В целом программа 4-го класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в основной школе.                      

4. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины русского языка

знания:

  • различие звуков и букв; характеристика звуков; правильное название букв; алфавит;
  • название значимых частей слов, способы их выделения;
  • название частей речи, способы их разграничения и грамматические признаки;
  • признаки предложения, виды предложений по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без их разграничения);
  • способы действия, необходимые для решения изученных вопросов орфографии;

умения:

речевые:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
  • самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них формацию в соответствии с полученной установкой;
  • обращаться к различным словарям учебника для решения возникающих языковых и речевых вопросов, достаточно быстро находить в них нужные сведения;
  • замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, пользоваться для ответа на вопрос толковым словарем;
  • правильно произносить, изменять, употреблять и писать слова, имеющиеся в словарях учебника;
  • понимать тему и главную мысль текста (последнюю — в ясных случаях), передавать их в заголовке; выделять части текста и составлять план; замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
  • письменно (после коллективного анализа, а также самостоятельно по памятке) пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания предмета, с предложениями оценки, тексты-рассуждения, сохраняя особенности оригинала;
  • создавать высказывания освоенных жанров (записку, письмо, поздравление, этюд, текст инструктивного характера, небольшой рассказ и др.); целенаправленно проверять и совершенствовать написанное с точки зрения как содержания, так и выбора языковых средств;
  • соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи;

языковые (фонетико-графические и грамматические):

  • выполнять звуко-буквенный анализ слов, обозначая звуковой состав с помощью элементарной транскрипции, давая характеристику всем звукам (при предъявлении слова на слух или зрительно); объяснять случаи несовпадения звуков и букв, их количества; правильно обозначать при письме твердость-мягкость согласных и звук [и'];
  • отличать однокоренные слова от слов с омонимичными корнями и изменений слова; осознанно действовать при выполнении морфемного анализа слов;
  • определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу изученных признаков; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями, конструировать основу предложения и словосочетания с учетом рода и числа главного слова; проводить морфологический анализ изученных частей речи: имен существительных, имен прилагательных, глаголов;
  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять главные и второстепенные члены (в двусоставных предложениях, в том числе с однородными членами); устанавливать связи слов в предложении, задавать от слова к слову смысловые и формальные вопросы;
  • разграничивать сложные предложения (ясной структуры) и простые с однородными главными членами, ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи, перед словами что, чтобы, потому что, поэтому;
  • проводить синтаксический анализ простого предложения: характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;

орфографические:

  • обнаруживать все известные типы орфограмм в любой записи;
  • верно определять правило, по которому следует действовать, решая ту или иную орфографическую задачу;
  • применять орфографические правила на месте следующих орфограмм:
  • большая буква в начале предложения и в именах собственных;
  • раздельное написание слов, в том числе предлогов с другими словами;
  • перенос слов;
  • ударные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • буквы безударных гласных звуков в разных частях слова, в том числе в окончаниях разных частей речи (в изученном объеме);
  • буквы парных по глухости-звонкости согласных на конце слов и перед другими согласными; обозначение мягкости согласного в положении перед согласным;
  • буквы на месте сочетаний звуков с непроизносимыми согласными;
  • удвоенные согласные;
  • сочетания цы-ци в корнях слов и в окончаниях (общее знакомство);
  • соединительные гласные в сложных словах;
  • суффиксы -ек, -ик;
  • суффиксы -е, -и, -я, -а в неопределенной форме глагола и в прошедшем времени;
  • ь после шипящих в начальной форме имен существительных;
  • ь в неопределенной форме глагола;
  • ь форме 2-го лица ед.ч. глагола;
  • частица не с глаголами;
  • обращаться к орфографическому словарю для выяснения букв на месте непроверяемых орфограмм;
  • выполнять необходимые действия при орфографической проверке написанного, аккуратно исправлять замеченные ошибки; правильно писать слова, включенные в орфографический словарь учебника;
  • списывать и писать под диктовку текст объемом до 80 слов.
  • писать слова с непроверяемыми орфограммами: аллея, аптека, бассейн, бросить, вверх, влево, вниз, вокзал, восток, волейбол, воскресенье, вперед, впереди, вправо, встретить, вторник, до свидания, ездить, запад, заметить, здесь, знакомиться, извините, исправить, календарь, комбайн, коричневый, коридор, кончить, красить, лазить, молоток, медленно, налево, направо, неделя, приветливо, помнить, понедельник, портить, прекрасный, прямо, пятница, пшеница, рано, растение, рюкзак, сверху, сегодня, сейчас, сзади, слева, снизу, снова, спокойно, справа, среда, топор, трактор, троллейбус, украсить, урожай, человек, четверг, фамилия, хозяин, хоккей, экскурсия, электричество, этаж.

5. Образовательные технологии:

 проблемная, ИКТ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающие, технологии критического мышления, технология педагогических мастерских, игровые.

 (Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы.В соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.         

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

        Для контроля за освоением  программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые контрольные работы. Текущие контрольные работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция  дальнейшего процесса обучения.

Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В  содержание итоговых контрольных работ входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).

 Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ: диктантов,

грамматических заданий, контрольных списываний, тестовых заданий.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) русского языка

а) основная литература:

1). Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: учебник русского языка. 4 класс. – Смоленск: Ассоциация    21 век, 2014г. (в двух частях);

2). Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетрадь-задачник по русскому языку. – 1, 2, 3 части. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013г.;

3). М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Методические рекомендации к учебнику - тетрадям – задачникам. – Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2013.

4). Электронные пособия по русскому языку, 3 -4 классы

б) дополнительная литература:

    Корешкова Т.В. Рабочая тетрадь для самостоятельных работ «Потренируйся!» (в двух частях). – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009г.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

   Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с примерной программой начальной школы с использованием авторской программы (авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»), которая соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта и откорректирована с учётом регионального компонента начального общего образования

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  Учебники, тетради-задачники, рабочие тетради, тетради для контрольных работ, дидактический материал, таблицы, интерактивная доска, компьютер, принтер, проектор

(Указывается материально-техническое обеспечение  данной дисциплины

.        


п/п

Тема

Час

Дата

пров.

Словарная

работа

Чистописа-

ние

Повторение

Региональный компонент

Задания

 в классе

Домашнее

задание

                                                                                    Знаем – повторим, не знаем – узнаем (20 час.)

1

Начинаем повторять («Перечитываем письмо»)

1

Строение слова

с.3, Т.з.с.5-6

упр.5

Упр. 6 с.6

2



3

4

Повторение основных грамматических понятий Обо всём понемногу»)

Систематизация орфографических правил 

Обо всём понемногу»)

3

Аллея

Аптека

бассейн

Аа  аа  ас

Бб бб бу бы

Вв вв ва ву

Суффиксы    

-ек, -ик

Безударные гласные

Составить предложение о селе

Упр.9,10



Упр.11

Упр.12, 13

Упр.8 с.7



Упр15 с.9

Упр.14 с.9

5

6

7

Повторение изученного о речи («Всё ли ты помнишь о речи?»)

3

Бросить

Вверх

влево

Гг гг го га

Дд дд ду до

Ее ее ев ен

Виды предложен.

Текст

Упр.16, 17,19,21

Карточки

Упр.21-23,25

Упр.23 с.11

Упр.21 с.11

Упр.25 с.11

8

Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению

(«Делаем дневниковые записи»)

1

вниз

Жж жж

Цы, ци

Упр 26, 27, 28, 29

Упр. 31. Составить страничку дневника

9

Обобщение известного о слове («Что ты знаешь о словах»)

1

вокзал

Зз зз зо зю

Непроизнос.

согласные

Упр.32-36

Упр. 36, с. 17





10


11

Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора («Как ты умеешь анализировать слова?»)

Звуки и буквы в слове: значение и строение слова.

Составслова и его значение

2

Волейбол

воскресенье

Ии ии ир из

Кк кк кр кт

Звуко-букв. разбор





Упр.37-41

Упр.43-48





Упр.42 с.20, с. 25.

Упр. 49 с.23

12



13

Разграничение слов по частям речи («Как ты умеешь анализировать слова?»)

Повторение изученного о формах глагола

2

Восток

впереди

Лл лл лт лс

Мм мм ма

Части речи

Сложные слова

Деформиро-

ванный текст о селе

Упр.50-53

Упр.56-59

Упр.54, 55. (по выб.) с.25,

Упр.60.  с.28






14

15

16

Совершенствование грамматических и орфографических умений («Готовимся к проверке своих умений»)  

Орфографические умения как правильные орфографические действия  

3

Вправо

Встретить вторник

Нн нн но ну

Оо оо ор ос

Пп пп па пв

Правописан

Приставок

Безударные гласные






Упр.61-62

Упр.64-65

Упр.68






Упр.63 с.30

Упр.66 с.32

Упр.67 с.32

17

Контрольная работа №1

 по теме «Повторение изученного в 3 классе»

1

М.п. с.57-58

18

Работа над ошибками

1

До свидания

Рр рр ра ри

Парные согласные

карточки

Упр 55 с.24



19


20

Учимся передавать рассказы других  и говорить о себе.

 Р.Р. Изложение: обучение пересказу от другого лица

Написание воспоминание «Летние встречи»

2

Ездить заметить

Сс сс са су

Тт тт ты

Двойные согласные




Упр. 69-70

Упр.73




Упр. 71. 72 с.34

Упр. 75 с.36

                                                                               Знакомимся со словосочетаниями (14 час.)

21




22

Знакомство с понятием «словосочетание»

(«Как предметы, признаки, действия назвать точнее?»)

Составление словосочетаний и включение их в предложение

2

Запад

здесь

Уу уу ум ул

Фф фф фа

Словосоче-

тания

Упр. 76-79, 82,83,86

Упр.87-90

Упр.84,85 (диф.) с.40

Упр.91 с.43

23

24

Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами

(«Наблюдаем за значениями словосочетаний»)

2

Знакомиться

извините

Хх хх ха хв

Цц цц ца цв

Главные  члены предложений

Записать текст о родном селе

Упр.92, 93, 94,

Упр.97-99

Упр.96 с.47

Упр.100, с.48

25

Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами

(«Наблюдаем за значениями словосочетаний»)

1

исправить

Чч чч ча чу

Сложные слова

М.п.с.81-83

Упр. 95, с. 47






26

27

Наблюдаем за связями слов в словосочетаниях 

Что может приказывать главный член словосочетания?

     Связь имени прилагательного с именем   существительным

(«Что приказывает имя существительное имени прилагательному?»)

2

Календарь комбайн

Шш шш ши

Щщ щщ ща

Окончания имён прилагател.






Упр.101-106

Упр.108-111






Упр.107. с.52

Упр.112. с.54

28

29


Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей

(«Кому и в чём подчиняются имена существительные?»)

  2

Кончить коридор

Ъ  ы  ь

Ээ ээ эв эл

Главное зависимое слово


Упр.113,117, 118

Упр.119-121

Выписать 7 слов

Упр.117, с.56

30

Контрольное списывание №1 по теме «Словосочетание»

1

31

Работа над ошибками

1

коричневый

Юю юю юл

Суффиксы

-ек, -ик

М.п.с.95-99

Составить словосочет.

32

Р.р. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

1

М.п.с.100-102

33

34

Работа над ошибками.

Обучение выбору падежной формы имени существительного

(«Учимся правильной речи»)

2

Красить лазить

Яя яя яб яв

Непроизнос. согласные

Упр.122-128

Упр.129-133

Упр.127 с.61

Упр.134 с.65

                                                                                        Представляем ещё одну часть речи (11 час.)




35


36

  37

Знакомство с особенностями наречия как части речи

Правописание наречий

Продолжение освоения наречия как части речи                                     

3

Медленно  молоток налево

Аа аа ап ар

Бб бб бс бл

Вв вв ва вс

Парные согласные Безударные согласные

Составить словосочета-

ния о школе




Упр. 13-140


Упр.142-144

Упр.146-149




Упр.141 с.69


Упр. 145,с.72

Упр.151 с.74

38

Р.р. Изложение «Гроза»

1

М.п.с.119-121

Упр. 150,с.74

39

40

Работа над ошибками

Повторение изученного

(«Проверяем себя»)

2

направо

Гг гг гл гш

Дд дд да дх

Строение слова

М.п. с.121-124

Упр.153-157

Отредактир.

Текст

Упр.156 с.76

41

Контрольная работа №2

по теме «Наречие»

1

М.п. с.131

42

Работа над ошибками

Словарный диктант терминов

1

пассажир

Зз зз зв зд

Падеж имён существит.

Упр.159-160

Упр.157 с.76


  43


44

45

(«Пишем объявления»)

Знакомство с особенностями построения объявлений.

Создание текстов-объявлений


3

Помнить

понедельник

Ии ии ин ия

Кк кк ку ке

Части речи

Сельская тематика (письмо с комментиров.)

Упр.158-162



Упр.164-167

Упр.168-169

Упр. 163,с.79



Упр. 167,с.81

Упр.170, с. 82

                                              Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных (33 час.)

46

Повторение изученного об именах существительных 

(«Что ты знаешь об именах существительных»)

1

портить

Лл лл лу ла

Состав слова

Упр.171-178

Упр.176 с.84

47

48





49

Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения («Открываем новый секрет имён существительных»)

Формирование умения определять склонение имени существительного

3

Прекрасный приветливо прямо

Мм мм мы

Нн нн но нр

Оо оо ос од

Безударные гласные

Парные согласные

Выписать предложения

о родном крае

Упр.179-182

Упр.183-185





Упр.186-188

Упр.184 с.88

Упр.187 с.90





Упр.189 с.90

50

Дополнение памятки анализа имён существительных сведениями о склонении  и роли этой части речи в предложении («Дополняем памятку»)

1

пшеница

Пп пп пр па

Строение слова

Упр.190-195

Упр.196-197 с.85

51

Р.р. Изложение повествовательного текста «Спасённый сад»

1

М.п. с.159- 160

52

Работа над ошибками

1

пятница

Рр рр ра ру

Виды текстов

М.п. с.160-163

Отредактир.

текст

53

Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)

1

рано

Сс сс са ск

Склонение существит.

Упр.198-207

Упр.208-209 с.98 (по выб.)

54

55

Освоение способа решения орфографических задач

в безударных окончаниях имён существительных 

Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных»)

2

Растение рюкзак

Тт тт ту

Уу уу ув ум

1-е склонение

Составить  этюд об осени

(с.Сотниковское)

Упр.210-216

Упр.218-224

Упр.217 с.101

Упр.225 с.103

56








57

58

Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных 

(«Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных»)

Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе

3

Сверху

сегодня

Фф фф фа

Хх хх хо хвв

Падежные окончания существит.

Упр.226-231








Упр.233-235


Упр.236, 239

Упр.232, с.105







Упр.237 с.108

Упр.238 с.99

59

Контрольная работа №3

по теме «Безударные окончания имён существительных»

1

Сборник диктантов

60

Работа над ошибками

1

сейчас

Цц цц цы ци

Непроизнос. согласные

Загадки о жизни и труде односельчан

61

62

63

Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного

(«Как не ошибиться в безударных окончаниях имён прилагательных?»)

3

Сзади слева снизу снова

Чч чч ча чу

Шш шш ши

Щщ щщ щу

Части речи

Определи падеж

Состав слова

Упр.240-244

Упр.246-251

Упр.253-256

Упр.245с.111

Упр.252 с.114

Упр.257с.116

64

Р.р. Изложение «Так приходит зима»

1

М.п.с.195-196

Упр. 258

Проверить работу

с.105

65

66

Правописание окончаний имён существительных и прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные  и имена прилагательные

 во множественном числе?»)

2

Спокойно

Справа

ъыь ыъь ьъы

Ээ ээ эр эн

Безударные гласные в корне

Упр.261-267

Упр.269-271

Упр.268 с.122

Упр. 272 с.125

67

Р.р. Этюд по картине А.А.Пластова «Первый снег»

1

М.п.с.197-199 Упр. 259

Упр.260 с.119

68

69

Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём трудностей

(«Поговорим об именах существительных в И.п. и Р.п. множественного числа»)

2

Среда

топор

Юю юю юг

Яя яя ян яд

Разделите-

льный Ъ, Ь

знаки

Составить рассказ

о закладке «Парка мечты»

Упр.273-278


Упр.280-283

Упр.279с.127

Упр.284, 285 с.131-132

(диф.)

70

71

Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем и тренируемся

 в правильном письме»)

2

Трактор

троллейбус

Аа ааа ар

Бб ббб бо

Сочетания    –оро-, -оло-

Упр.286-288

Упр.290-295

Упр.289 с.133

Упр.293 с.122

72

Контрольная работа №4

по теме «Правописание имён существительных»

1

М.п. с.218-219

73

Работа над ошибками

1

украсить

Вв ввв вы

Личные местоимения

М.п. с.219-222

Упр.296 с.136

74

75

76

Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных

(«Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)

3

Урожай

Фамилия

хозяин

Гг ггг гол

Дд ддд дом

Вв ввв вол

Разбор слов по составу

Упр.297-301


Упр.304-309

Упр.311-312

Упр.302, 303 с.140 (по выб.)

Упр.310 с.144

Упр.314, 315 с.145

77

Создание словесных этюдов («Размышляем, фантазируем, рисуем»)

1

хоккей

Ее еее ел

Парные согласные

Написать этюд о красоте родного края

Упр. 316-317

Упр.318

78

Р.р. Изложение с творческим заданием «Снежный городок»

1

М.п.с.233-235 упр.319

Упр.320 с.149

                                                                                        Части речи: что мы о них знаем? (15 час.)

79

Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении

(«Части речи – имена»)

1

человек

Жж жжж

Двойные согласные

Упр.321-323

Упр.324 с.5

80

Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения

1

Упр.-325-326

81

Работа над ошибками.

Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных

(«Части речи – имена»)

1

четверг

Зз ззз зуб

Сложные

слова

М.п.с.9-13

№327 с. 7




82

83-84

(«Секреты имён числительных»).

Изменение имён числительных по падежам.

Сложные числительные и особенности их изменения

Словарный диктант терминов

3

Экскурсия

Электричество

этаж

Ии иии ива

Кк ккк кол

Лл ллл лом

Род существит.

Падеж

Пословицы и поговорки Ставрополь

ских писателей




Упр.328-333

Упр.335-338


Упр.341-344




Упр.334 с.9

Упр.339, 340 с.11-12 (диф.)

Упр.345, 346 с.14

85

86

Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений

(«Учимся пользоваться личными местоимениями»)

2

Автобус

Автомобиль

Адрес

аккуратный

Мм ммм мак

Нн ннн нос

Непроизнос.

согласные

Местоиме-

ния

Упр.347-350


Упр.352-356

Упр.351 с.16


Упр.357 с.18



87






88


89

Повторение изученного о глаголе.

Неопределённая форма глагола: особенности, строение и написание

(«Что известно о неопределённой форме глагола?»)

Образование неопределённой формы глагола

Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать

3

Аллея альбом апельсин апрель аптека арбуз

Оо ООО оса

Пп ппп пол

Рр ррр рак

Начальная форма частей речи

Парные согласные




Упр.358-361





Упр.362. 364-366

Упр.367-368, 370




Упр.363 с.20





Упр. 369 с.22


Упр. 371с.23

90

91

Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания

(«О чем рассказывают глагольные окончания?»)

2

Балкон бассейн берёза библиотека

Сс ссс сок

Тт ттт

Число, род глаголов

Записать названия сёл Благодарненского района

Упр.372-375

Упр.377-378

Упр.376 с.26

Упр.379.

с.28-29

92

Контрольная работа №5

 по теме «Части речи»

1

Сборник диктантов

93

Работа над ошибками

1

Билет ботинки

Уу ууу ум

Сочетания

-оро-, -оло-

М.п. с.42-45

Упр.380 с.29

                                                                     Учимся писать личные окончания глаголов (20 час.)

94

Сочинение по картине К.Ф.Юона «Волшебница зима»

1

М.п. с.46-48

95

Введение понятия «спряжение»

(«Имена склоняются, а глаголы...»)

1

Бросить быстро

Фф ффф

Анализ глагола

Упр.381-388

Упр.389 с.31

96







97



98

«Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами

(«Склонений – три, а спряжений?»)

Определение спряжения

 по ударным окончаниям.

Закрепление определния спряжения по ударным окончаниям

3

Вагон валенки ванна варежки

Хх ххх хл

Цц ццц цы

Чч ччч ча

Анализ прилагател., существите-

льных

Записать названия улиц села

Упр.390-394







Упр.397-400



Упр.401-402

Упр.395 с.35







Упр.396 с.28



Упр.403 с.37

99

Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола

с безударным личным окончанием

(«Зачем и как узнавать спряжение глагола?»)

1

Вверх велосипед

Шш шшш

Имя числительное

Упр.404-410

Упр.411, 412 с.32 (по выб.)

100





101



102

Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме

(«Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?»)

Закрепление умения узнавать спряжение по неопределённой форме

Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия

 по определению спряжения глагола

3

Ветер веять видеть влево вниз вокзал

волейбол

Щщ щщщ

ъыь ыыы

ъъъ ььь ья

Состав слова

Безударные гласные

Упр.413-415





Упр.418-420




Упр.421-423

Упр.416 с.40





Упр.417 с.34




Упр.424 с.43

103

104





105

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов

(«Правильные действия – правильная буква»)

Совершенствование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов

3

Воробей ворона воскресенье

Восток вперёд

впереди

Ээ эээ Эля

Юю ююю

Яя яяя яма

Глагольные окончания

Спряжение

Форма глагола

Упр.425-430

Упр.433-436






Упр.439-442

Упр.431, 432 (по выб.)

с. 45-46

Упр.437, 438 ( по выб.)с.39



Упр.443 с.50

106

Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении

(«Дополняем памятку характеристики глагола»)

1

Вправо встретить

АА аа Аа

Непроизн. согласные

Упр.444-450

Упр. 451, 452 ( по выб.)с.53

107108

109

Совершенствование комплекса формируемых умений

(«Применяем знания, совершенствуем умения»)

3

Вторник гараж гладить горох двадцать девочка

ББ ббб бык

ВВ ввв вол

ГГ ггг гол

Правописание суффиксов

Правописание

-цы-, -ци-

Звуко-буквен.

разбор

Загадки, собранные в Ставропольском крае

Упр.453-455

Упр.457-459

Упр.461

Упр.456 с.54

Упр.460 с.56

Упр.462 с.47

110

Р.р. Подробное изложение «Бумага». Обучение деловому повествованию

1

М.п. с.92-94

Упр. 463

111

Работа над ошибками.

Применяем знания, совершенствуем умения

1

Декабрь деревня

ДД ддд дым

Разделительный ъ,ь знаки

Упр.464

Выполнить разбор слов как часть речи из упр. 464, с. 58

112

Контрольная работа №6

по теме «Личные окончания глаголов»

1

М.п. с.98-99

113

Работа над ошибками

1

Диван дорога

ЕЕ еее ель

Главные члены предложения

М.п. с.99-101

Карточки

                                                                                Новое о строении предложений (11 час.)

114

Общее знакомство с видами второстепенных членов предложения

(«Пополним знания о членах предложения»)

1

До свидания

ездить

ЖЖ жжж

Сложные слова

Писатели Ставрополья

Упр.465-471

Упр. 472 с.62

115





116



117

Знакомство с понятием «однородные члены предложения»

(«Члены предложения бывают однородными»)

Союзы и знаки препинания при однородных членах

Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами

3

Желать жёлтый жжёт животное жужжит

завод

ЗЗ ззз зуб

ИИ иии ил

КК ккк кол

Лицо глаголов

Правописание  –тся, -ться

Анализ глагола

Упр.473-474





Упр.476-478



Упр.481-484

Упр.475 с.64





Упр.479, 480 с.52


Упр.485, 486 с.68 (диф.)

118

Предупреждение ошибок и в построении предложений

с однородными членами

(«Члены предложения бывают однородными»)

1

Завтра завтрак заметить запад

ЛЛ ллл лом

ММ ммм

Безударные личные окончания глаголов

Упр.487-492

Свободный диктант

Упр.494-495 с.72

(диф.)

119




120

121

Общее знакомство со сложными предложениями

(«Предложения бывают сложными»)

Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?»

Словарный диктант терминов

3

Заяц здесь здоровье

здравствуй

земляника

знакомиться

НН ннн нос

ОО ООО оса

ПП ппп пол

 Сложные предложения

Однородные члены предложения

Составить сложные предложения о работе на полях колхоза

Упр.496-501




Упр.503-506


Упр.508-511

Упр.502 с.75




Упр.507 с.77


Упр.512 с.79

122

Совершенствование всех приобретенных грамматических и орфографических умений.

(«Закрепляем свои знания»)

1

Извините интересно

РР ррр рос

Род глаголов

М.п.с.128-131

Упр.504 с.61

123

Контрольная работа №7

по теме «Однородные члены предложения»

1

М.п. с.131-132

124

Работа над ошибками

1

Исправить календарь

СС ссс сок

Родовые окончания прилагательных

М.п. с.132-135

Подбор слов на то правило, в котором допущена ошиб.

                                                                                              Учимся рассуждать (7 час.)

125



126


127

Знакомство с построением рассуждения

(«Учимся рассуждать»)

Рассуждения – объяснения и рассуждения – размышления

Обучение написанию объяснительной записки

3

Каникулы капуста карандаш карман картина картофель

ТТ ттт ток

УУ ууу ус

ФФ ффф фокус

Разбор по составу

Безударные гласные

Двойные согласные

Упр.513-517



Упр.519-522


Упр.524-525, 528-529

Упр.518 с.82



Упр.523 с.84


Упр.530, 531 с.86-87

128



129

Обучение построению рассуждений

(«Учимся рассуждать»)

Р./р.  Изложение

2

Картошка касса кастрюля

кефир

ХХ ххх хлеб

ЦЦ ццц цапля

Правописание приставок, суффиксов

Весенние работы на полях Ставрополья

Упр.532-533


Упр. 534

М.п. с.147-150

Упр.535 с.88

Составить рассуждение, включив в него цитату

130

Контрольное списывание №2 «Летний дождь в лесу»

1

Сборник диктантов

Задания по выбору

131

Работа над ошибками.

Учимся рассуждать

1

Килограмм кипеть

ЧЧ ччч чай

Разделительный ъ,ь знаки

Упр.526

Упр.527 с.86

                                                                      И снова о главном работнике в языке – слове (22 час.)

132


133


134

Много ли слов в языке и почему появляются новые слова?

 О словах, которые выходят из уОбъясняем происхождение некоторых словпотребления

3

Класс клеить колбаса коллекция комбайн комната

ШШ шшш

ЩЩ щщщ

ъъъ ъъъ

Сочетания

-оро-, -оло-

Сложные слова

Ь знак после шипящих

Упр.536-540


Упр.542-543


Упр.545-551

Упр.541 с.92


Упр.544 с.93


Упр.550, 552 с.94

135

Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста

(«Поговорим о значении слов»).

1

Компот конфета

ыыы ыыы

Анализ прилагательных

Упр.553

Упр.554 с.95

136





137

Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться толковым словарём

(«Поговорим о значении слов»).

Синонимы и антонимы; выбор точного слова

2

Кончить коридор

Коричневый

корова

ььь ььь ььь

ЭЭ эээ Эля

Анализ существительных

История слов местного диалекта

Упр.555-559





Упр.562-565

Упр.560, 561 с.97




Упр.566, 567 (по выб.) с.99

138

Р. р. Изложение

«Как распускается мак»

1

М.п. с.171-172 Упр. 568

Упр.569, с.99

139





140


141

Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне

(«От значения слова –

к правильному написанию»).

История слова и непроверяемые безударные гласные в корне.

Рассказываем истории некоторых выражений

3

Котлета красиво красить кровать лазить лапша

ЮЮ ююю

ЯЯ яяя яяя

Синонимы антонимы

Различные виды разбора

Связь слов в предложении

Упр.570-575





Упр.577-579


Упр.581-584

Упр.576 с.101




Упр. 580 с.102

Упр.585 с.105

142

Контрольная работа №8

по теме «Слово»

1

143

Работа над ошибками.

1

Упр.583

с. 104

144


145

146

Слово с разных точек зрения

(«Что мы знаем о словах?»)

Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора

3

Лаять лестница лопата магазин

/// ррр///

Лм \\ лМ

млмл

Начальная форма частей речи

Глагол

Профессии людей, живущих в нашем селе

Упр.586-590


Упр.592-594


Упр.597-600

Упр.591 с.108

Упр.595, 596 (по выб.)

с.109

Упр.601с.111

147

148

Что надо уметь, чтобы писать грамотно? (систематизация умений)

2

Макароны мальчик мандарин математика

Ав оро Ва

Хо хл ох

Различные виды разбора

Упр.602-606


Упр.608-611

Упр.605, 610 с.112- 113

Упр.612-613 с.115

149

150

Проверяем свои умения

(«Проверяем себя»)

2

Машина мебель медведь медленно

Лл лм лак

Ссс сл слон

Связь слов в предложении

Глагол

Упр.614-615


М.п. с.199-201 Упр. 617

Упр.616 с. 116


151

Итоговая контрольная работа №9 по теме «Повторение изученного

в 4 классе»

1

М.п. с.201-202

152

Работа над ошибками

1

Месяц минута

ООО // ооо

Орфограммы в окончаниях

Записать 7 фамилий жителей нашего села

М.п.с.202-205

Упр. 607 с.113

153

Культура речи: повторение и обобщение

(«Знаешь ли, как правильно?»)

1

Молоко молоток

Уз уж ус

Сложные предложения

Упр.618-622

Упр.623. 624 с117

                                                                             Размышляем, рассказываем, сочиняем (14 час.)

154



155

Наблюдение за способами связи предложений в тексте

(«Предложение в тексте»)

Обучение связи предложений в тексте

2

Морковь мороз Москва налево

СсС // сСс

Сос /// соС

Лицо глаголов,

-ться, -тся в глаголах

Упр.625-629



Упр.631-633

Упр.630 с. 119


Упр.634 с.122

156

157

Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения

(«Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем»)

2

Направо неделя

Эээ // Эээ

Главные    члены предложения

Упр.635-638

Упр.

Упр.639 с.123

158

Р.р. Контрольное изложение «Петух»

1

Ноябрь обед обидеть

Пп // Тт

Звуко-буквенный анализ слов

Текст о реках Ставрополья

Упр.640-641

Упр. 642

с. 126

159

Работа над ошибками

1

Облако огород

РРР /// ррр

Разбор слов по составу

Упр.643

Упр.644 с.127

160

Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение

1

Огромный огурец

БББ /// ббб

Безударные гласные

Упр.646-647

Упр.648 с.129

161

Составляем собрание сочинений

1

М.п.с.225-227

Состав. словосочет.

162

Р/р Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок

1

Одиннадцать

октябрь

ЯЯЯ /// яяя

Парные согласные

Упр.649

Упр. 650

с. 132

163

Р /р  Составление сочинений-рассуждений

1

Упр. 651

Упр.652 с.134

164

Р /р  Составление рассказа

по сериям сюжетных рисунков

1

Отдых падать

ЮЮЮ //юю

Род глаголов

М.п. с.230-231

Упр. 653

Упр.654 с.135

165

Р /р. Сочиняем письма

1

Пальто пассажир

Рр /// Тт

Предлоги с местоимениями

Списывание текста о городе                    Благодарном

М.п. с.231-234

Упр. 655

Упр.656 с.136

166

Р /р Сочинение по картине И.И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем»

1

М.п. с.234-237

карточки

167

Работа над ошибками

1

Пенал печенье

ВВВ /// ввв

Правописание суффиксов

М.п. с.237-238

Отредактировать текст

                                                                                            Перелистаем учебник (3 час.)

168

Размышляем об уроках русского языка…

(«Перелистываем учебник»)

1

Пиджак пирог

ЗЗЗ /// ззз

Безударные гласные

М.п. с.238-242

Задания по выбору

169

Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды…

(«Перелистываем учебник»)

Словарный диктант терминов

1

Полотенце помидор

ППП///ппп

Анализ глагола

Сочинение – рассуждение о жизни в селе Сотниковском

М.п.246-250

Упр.649 с.109

170

Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды…

(«Перелистываем учебник»)

1

Помнить портить

ИИИ /// иии

Непроизносимые согласные

М.п.с.250-254-260

Карточки

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Русскому языку на 2013– 2014 учебный год 2 класс. УМК Гармония

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: поя...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель: Максимова О.В.

Планирование составлено на основе    Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания лич...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса УМК «Школа России» 2014-2015 учебный год

Рабочая учебная программа по русскому языку для 1  класса    УМК «Школа России»   2014-2015 учебный год...

Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 учебный год 4 класс

Авторская программа курса "Русский язык" 4 класс Л.Я.Желтовская,Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина.сборник  "Программы общеобразовательных учреждений.Начальная школа.УМК "Планета Знаний"...

Рабочая программа по русскому языку на 2015-16 учебный год.

Планирование на 2015 - 1 6 учебный год по русскому языку....

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...