Однокоренные слова. Корень слова.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Яланская Татьяна Григорьевна

Разработка урока русского языка в 1 классе по новым ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_odnokorennye_slova._koren_slova.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

ПО ТЕМЕ:  ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.  

КОРЕНЬ СЛОВА

УЧИТЕЛЬ ЯЛАНСКАЯ Т.Г.

ТЕМА: Однокоренные слова. Корень слова

Цели:

        -уточнить представление о признаках родственных (однокоренных) слов;

        - раскрыть сущность корня;

        -способствовать формированию у обучающихся умения определять лексическое значение корня. 

Формирование УУД:

- Личностные:

  • Установление связи между учебной деятельностью и мотивом;
  • Формирование нравственно-эстетических ценностей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
  • Регулятивные:
  • Находить наиболее рациональные способы выполнения  задания;
  • Учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
  • Учить работать по образцу;
  • Учить организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств.

.- Коммуникативные:

  • Развивать внимание обучающихся;
  •  Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;
  • Учить способам взаимодействия, учебного сотрудничества.

   -Познавательные (логические):

  • Формирование логических умений: анализа и синтеза, сравнения, доказательства.
  • Учить формулировке проблемы.

Ход урока.

      1. Мотивация.Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку.

        - Улыбнитесь друг другу. Пожелайте успеха. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо.  Садитесь.

       - Проверяем готовность к уроку, запись числа и классной работы.

       -Откройте тетрадь. Какую запись должны сделать? (Дату)

       -Какую запись должны сделать дальше? (Классная работа).

       -Какие орфограммы вы здесь нашли?.

       2. Чистописание

              Падают, падают листья,

              В нашем саду листопад.

              Желтые, красные листья

              По ветру вьются, летят                  (М. Ивенсен)

        -Когда это бывает? (Осенью)

        -Верно. Сколько букв и звуков в слове осень? Почему?

        -Как вы думаете, какую букву мы с вами будем прописывать? Что это за буква?

(о – гласная, обозначает звук [o].) Пропишем строчную букву о с верхним и нижним соединением.

        -На другой  строке напишем соединене букв.

       3. Актуализация знаний.  Повторение полученных знаний по теме «Предложение»

     -Прочитайте запись на доске. Что это? (предложение)

                Если листопад пройдёт скоро, жди крутой зимы.

    -Какое это предложение? (повествовательное, сложное)

    -Почему? (два простых предложения) назовите первое предложение, второе. Как они отделяются друг от друга? (запятой)

    -Сейчас мы подготовимся к записи этого предложения по памяти:

      а) прочитайте предложение про себя;

      б) шевеля губами;

      в) проговорите друг другу;

      г) громко, все вместе;

     д) индивидуально

 Далее дети записывают предложение по памяти.    (самооценка своей работы)

      4. Словарная работа

      -Сейчас мы запишем слова, которые характеризуют осень. Давай вспомним эти слова и запишем с комментарием.  Дети называют слова и проговаривают, какую гласную букву будут писать.(запись на доске)

      5. Физминутка. Зарядка для глаз

      6. Формулировка темы и цели урока.

      (Учитель читает сказку про корень ЛИСТ-)

        Давным-давно жило слово ЛИСТ. Люди  не знали, что с ним делать.  А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево.

        Посадили люди корень ЛИСТ, и стало оно расти, сначала один росток появился, потом второй, третий... Много ростков появилось от корня ЛИСТ. Стали появляться новые слова, похожие на слово «лист»..Вот какое дерево выросло.

        Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них одна общая часть ЛИСТ. И решили тогда люди общую часть родственных слов назвать корнем. И правильно решили: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова. (По ходу прочтения сказки заполняется дерево, на нём появляются слова: листок, листочек, листик, листопад, и т. д.)

     -Какова будет тема урока?

        7.Упражнения в нахождении корня слова

        -Прочитайте слова.

          Лес, лесник, лесной, лесистый.

        -Что общего у этих слов? (У этих слов есть общая часть — корень -лес-. Значение всех этих слов связано с лесом)

        -Что же такое корень?

        -У меня есть три утверждения, какое из них верное:

           Корень – общая часть слова.

           Корень – часть родственных слов.

           Корень – общая часть родственных слов.

         Дети  доказывают,  что третье утверждение верно.

         8. Работа с учебником

         Выполнение задания по вариантам. (выяснить, что не понятно в упражнении)

         Взаимная проверка.

         9. Речевая зарядка.

         -Мы писали, а теперь немного отдохнём. Итак, речевая зарядка. Проговаривание скороговорки:

                             Рябит от рябины в глазах у ребят.

         10. Комментированное письмо.

           Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке  греются. Водитель на гармошке наигрывает.

           -Кто же оказался чужаком среди родственников  «воды»?  Выделите корень.

          11. Итог урока Рефлексия.

         - Что у вас получилась лучше всего?

         - Удалось ли выполнить все задания?

         - В чём испытывали затруднения?

        

         12.Домашнее задание.

          Дети выполняют по выбору.

          - Составить список родственников ВОДЫ и дописать тех из её родни, кто не пришёл в гости. Помогите чужаку найти родственников.

          - Придумать сказку о  корне  слова.

Литература:

 1.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

 2.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk

3. Учебник «Русский язык», авторы:  С.В.  Иванов, А.О.  Евдокимова, М.И.  Кузнецова, Москва: «Вентана - Граф» , 2010 г

4. Рабочие тетради «Пишем грамотно», авторы:  М.И.  Кузнецова,    Москва:   «Вентана - Граф» , 2011 г

5. Рабочая тетрадь «Учусь писать без ошибок», авторы:  М.И.  Кузнецова,    Москва:   «Вентана - Граф» , 2010 г

6. Комментарии к урокам «Русский язык», авторы:   С.В.  Иванов, А.О.  Евдокимова, М.И.  Кузнецова,  Москва: «Вентана - Граф» , 2011 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс

Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....

Презентация к уроку по теме "Однокоренные слова. Корень слова"

Презентация к открытому к уроку по теме " Однокоренные слова. Корень слова"...

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова»

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс. Лаврова С.В.Раздел: Преподавание в начальной школе.В данной статье представлен урок русского языка во 2...

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"

Предмет: русский язык. Класс: 4 УМК: «Школа России» Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. Тип урока: урок развития умений и навыков.Основн...