Урок русского языка "Правописание безударных гласных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Колкова Марина Владимировна

ТЕМА : Правописание безударных гласных в корне слова.

ПРЕДМЕТ: Русский язык

КЛАСС : 3 класс

УМК: «Школа России»

ЦЕЛЬ: развивать умения ставить ударения, различать ударные и безударные гласные звуки в корне слова; развивать умения находить в ряде однокоренных слов проверочное слово для слов с безударной гласной в корне слова;  формировать интерес к русскому языку; продолжить работу по формированию самооценки учащихся.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: учитель готовит для урока

  • Презентацию Power Point 2007 на тему «Правописание безударных гласных в корне слова»
  • Карточки для групповой работы
  • Карточки для индивидуальной групповой работы

ОБОБРУДОВАНИЕ:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

  • Презентацию Power Point 2007 на тему «Правописание безударных гласных в корне слова»
  • Карточки для групповой работы
  • Карточки для индивидуальной групповой работы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx2.13 МБ
Файл bezudarnye_glasnye-3.docx29.66 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx993.1 КБ
Файл kartochka_no1.docx48.9 КБ
Файл kartochka_no2.docx235.78 КБ
Файл kartochka_no3.docx11.32 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

Учитель: Колкова М.В.

ГОУ СОШ № 134 им. С.Дудко

Тема:

Цели:

Ход урока:

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

результат выносится на доску

Слайд №15

Слайд №16

На доску выносятся проверочные слова:

пляска

зимушка

снег

ходят

стрелы

Слайд №17

Слайд №18

Слайд №19

Слайд №20

Правописание безударных гласных в корне слова.

  • Усвоение особенностей проверочных и проверяемых слов.
  • Овладение способами проверки.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Развитие внимание, мышление, речь.

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнём же урок, не будем зря время терять.

- Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

  1. Психологический настрой.

- Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

  1. Чистописание.

- Откройте тетради, запишите число – сегодня:

Десятое декабря.

Классная работа.

- Какое сейчас время года?

- Какие зимние явления природы вы знаете?

- Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки. Что вы заметили?

- Какие буквы? Что вы можете о них сказать?

- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой и как Мороз на окне в тетрадях составим узор из букв и соединений.

____________________________________________________________________________________________________________________

- Ребята, а какой праздник у нас скоро?

- Я слышала, что Дед Мороз ко всем детям отправил своих помощников с приглашениями на Новогоднюю ёлку. А мне Дед Мороз позвонил по своему лесному телефону и сказал, что к нам тоже придёт гость. А кто к нам придёт, вы должны отгадать.

Что за нелепый человек

Пробрался к нам в 21 век.

Морковкой нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла.

- Правильно, это Снеговик. Он приглашает нас в путешествие к Новогодней ёлке. Но путь этот будет нелёгким. Вы ведь знаете. Что зимой бывают метели и вьюги.

  1. Словарная работа.

- Снеговик приготовил для вас загадки. Отгадаем и запишем в тетрадь.

НОЧЬЮ ОН, ПОКА Я СПАЛ,
ПРИШЕЛ С ВОЛШЕБНОЙ КИСТЬЮ
И НА ОКНЕ НАРИСОВАЛ
СВЕРКАЮЩИЕ ЛИСТЬЯ.

ЭТО ЧТО ЗА ЗВЕРЬ ЛЕСНОЙ
ВСТАЛ, КАК СТОЛБИК, ПОД СОСНОЙ!
И СТОИТ СРЕДИ ТРАВЫ  -
УШИ БОЛЬШЕ ГОЛОВЫ

ЗА ДЕРЕВЬЯМИ, КУСТАМИ
ПРОМЕЛЬКНУЛО БУДТО ПЛАМЯ,
ПРОМЕЛЬКНУЛО, ПРОБЕЖАЛО…
НЕТ НИ ДЫМА, НИ ПОЖАРА.

КТО, ЗАБЫВ ТРЕВОГИ,
СПИТ В СВОЕЙ БЕРЛОГЕ?
А ПРОСНУВШИСЬ БРОДИТ,
УЛЬЯ ВОРОШИТ.

ЧТО ЗА ЧУДО - СИНИЙ ДОМ!
РЕБЯТИШЕК ПОЛНО В НЁМ.
НОСИТ ОБУВЬ ИЗ РЕЗИНЫ
И ПИТАЕТСЯ БЕНЗИНОМ!

- Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными? Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

- А теперь проверим. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова, которые записаны на доске.

М…роз, за…ц, л…сица, м…дведь, …втобус.

- Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

  1. Постановка проблемы урока.

- Снеговик рассказал мне историю, она произошла с его друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.

« Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал автор записки?

- Как правильно записать это слово?

с  м…чом – мяч – с мячом

- Исходя из этой  проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

- Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

- В течение урока мы будем отвечать на вопросы:

Что

Где                                          надо проверять?

Как

Чем

  1. Повторение ранее изученного материала.

- Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме. Для этого ответим на вопросы.

- Ответим на первый вопрос:

Что надо проверять?

Гласные А, О, И, Е, Я в слабой позиции

- Ответим на второй вопрос:

Где надо проверять?

В корне слова

- Ответим на третий вопрос:

Как надо проверять?

Надо подобрать однокоренное слово , где гласная в корне в сильной позиции

- Ответим на четвёртый вопрос:

Чем надо проверять?

Проверяем ударением

  1. Работа над темой урока

- Как вы думаете, где ещё могут быть безударные гласные в слове?

- Чтобы ответить на этот вопрос Снеговик предлагает вам выполнить задание.

- Разберите слова по составу. Обозначьте ударение, подчеркните безударную гласную и узнайте в какой части слова она находится. (работа в группах)

походка

маленький

снежок

старенький

посадка

- А теперь проверим. Посмотрите внимательно и скажите, где ещё может встретиться безударная гласная в слове? (в приставке, в суффиксе и в окончании)

- Прочитаем, как проверить безударный гласный в приставке или в суффиксе

Если безударный гласный звук – в приставке или в суффиксе, вспомни, как пишется эта приставка или суффикс

по-, пере-, под-, про-, до-

-очк-, -ечк-, еньк-, -оньк-

- Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?

- А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной.

АЛГОРИТМ

  • Прочитай слово.
  • Поставь ударение.
  • Выдели корень.
  • Определи безударную гласную.
  • Подбери проверочное слово.

  1. Упражнения. Работа в группах.

- Используя алгоритм, выполните задания которые принёс Снеговик.

  • Какое слово является проверочным. Найдите и подчеркните.

плясать, пляска, плясун

зимушка, зима, зимовье

снег, снежок, снеговик

ходят, ходок, ходули

стрелок, стрелы, стрелять

- А теперь проверим.

- Можно ли назвать слова каждой группы однокоренными? Обоснуйте свой ответ.

- Как пишется корень в однокоренных словах?

- Назовите проверочные слова в каждой группе?

- Почему эти слова являются проверочными?

- Молодцы , ребята. С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.

  • Следующее задание Снеговика потребует от вас не только знание алгоритма но и внимания.

гр..за

мал…нький

дяд…нька

н…ходка

х…дьба

труб…чка

мам…чка

п…чтовый

пр…бег

д…леко

п…лезный

н…сильщик

- Прочитайте слова. Определите, в какой части слова пропущена безударная гласная. Спишите слова, в которых безударная пропущена в корне, вставьте пропущенные буквы, выделите корень.

Самопроверка.

гроза,  далеко, ходьба, почтовый, полезный, носильщик

- Подымите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

  1. Физкультминутка.

  1. Работа с текстом.

- Снеговик приготовил для вас новое задание – текст. Прочитайте. Ребята, ничего не пойму. Вы ничего не заметили, что не так?

- Восстановите текст и вставьте пропущенные буквы.

Проверка.

- Прочитайте первое предложение. Проверьте. Назовите проверочные слова.

- Прочитайте второе предложение. Проверьте. Назовите проверочные слова.

- Прочитайте третье предложение. Проверьте. Назовите проверочные слова.

- Прочитайте четвёртое предложение. Проверьте. Назовите проверочные слова.

- Что необычного вы заметили в этом тексте? Кто из вас знает, что это за знак -  многоточие?

- Давайте спросим у наших гостей, что этот знак обозначает?

- А это ваше домашнее задание: закончите текст, придумав 4 – 5 предложений.

- Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. Наше путешествие заканчивается у новогодней ёлки.

  1. Подведение итогов.

- Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке. Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

- Кто хочет задать первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?

- Кто хочет ответить?

- Где ещё встречается безударная гласная в слове?

  1. Рефлексия.

Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Правописание безударного гласного в корне слов» учитель начальных классов ГБОУ СОШ №134 им.С.Дудко Колкова Марина Владимировна

Слайд 2

Десятое декабря. Классная работа .

Слайд 4

Минутка чистописания

Слайд 6

НОЧЬЮ ОН, ПОКА Я СПАЛ, ПРИШЕЛ С ВОЛШЕБНОЙ КИСТЬЮ И НА ОКНЕ НАРИСОВАЛ СВЕРКАЮЩИЕ ЛИСТЬЯ.

Слайд 7

ЭТО ЧТО ЗА ЗВЕРЬ ЛЕСНОЙ ВСТАЛ, КАК СТОЛБИК, ПОД СОСНОЙ! И СТОИТ СРЕДИ ТРАВЫ - УШИ БОЛЬШЕ ГОЛОВЫ

Слайд 8

ЗА ДЕРЕВЬЯМИ, КУСТАМИ ПРОМЕЛЬКНУЛО БУДТО ПЛАМЯ, ПРОМЕЛЬКНУЛО, ПРОБЕЖАЛО … НЕТ НИ ДЫМА, НИ ПОЖАРА .

Слайд 9

КТО, ЗАБЫВ ТРЕВОГИ, СПИТ В СВОЕЙ БЕРЛОГЕ? А ПРОСНУВШИСЬ БРОДИТ, УЛЬЯ ВОРОШИТ.

Слайд 10

ЧТО ЗА ЧУДО - СИНИЙ ДОМ! РЕБЯТИШЕК ПОЛНО В НЁМ. НОСИТ ОБУВЬ ИЗ РЕЗИНЫ И ПИТАЕТСЯ БЕНЗИНОМ!

Слайд 11

Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем.

Слайд 12

/ / / С М…ЧОМ – М Я Ч - С М Я ЧОМ

Слайд 13

Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слов

Слайд 14

надо проверять? Что Где Как Чем

Слайд 15

Что Где Как Чем надо проверить а, о, и, е, я , подобрать однокоренное слово ударением в корне

Слайд 16

Если безударный гласный звук – в приставке или суффиксе , вспомните, как пишется эта приставка или суффикс: по-, пере-, под-, про-, до-, во- - очк -, - ечк -, - еньк -, - оньк -

Слайд 17

Алгоритм

Слайд 18

гр о за, д а леко, х о дьба, п о чтовый, п о лезный, н о сильщик

Слайд 19

Заискрился сн … жок цв … тными ог … ньками . Осв … тило п…ля и л… са . Выб …жали во двор р… бята … Выгл … нуло из-за облаков со… нце .

Слайд 20

Выгл я нуло из-за облаков со л нце. Осв е тило п о ля и л е са. Заискрился сн е жок цв е тными ог о ньками. Выб е жали во двор р е бята…

Слайд 21

- Кто считает, что он сегодня постарался и у него всё получилось? - Кто недоволен своей работой? - Что в работе показалось трудным? - Что вы выполнили с лёгкостью ?



Предварительный просмотр:

Плясать, пляска, плясунья

Зимушка, зима, зимовье

Снег, снежок, снеговик

Ходят, ходок, ходули

Стрелок, стрелы, стрелять



Предварительный просмотр:

Прочитайте слова. Спишите слова, в которых безударная пропущена в корне, вставьте пропущенные буквы, выделите корень.

гр…за

н…ходка

мам…чка

д…леко

мал…нький

х…дьба

п…чтовый

п…лезный

дяд…нька

труб…чка

пр…бег

н…сильщик




Прочитайте слова. Спишите слова, в которых безударная пропущена в корне, вставьте пропущенные буквы, выделите корень.

гр…за

н…ходка

мам…чка

д…леко

мал…нький

х…дьба

п…чтовый

п…лезный

дяд…нька

труб…чка

пр…бег

н…сильщик

Заискрился сн..жок цв…тными ог…ньками.

Осв…тило п…ля и л…са.

Выб…жали во двор р…бята …

Выгл…нуло из – за облаков со…нце.

_______________________________________________________________________________________________

Заискрился сн..жок цв…тными ог…ньками.

Осв…тило п…ля и л…са.

Выб…жали во двор р…бята …

Выгл…нуло из – за облаков со…нце.

_______________________________________________________________________________________________

Заискрился сн..жок цв…тными ог…ньками.

Осв…тило п…ля и л…са.

Выб…жали во двор р…бята …

Выгл…нуло из – за облаков со…нце.



Предварительный просмотр:

пляска

______________________________________________________________________________________________________

зимушка

снег

_____________________________________________________________________________________________________

ходят

стрелы

_________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова" 2 класс

Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: формировать навыки грамотного письма; систематизировать и углубить представления учащихся об однокоренных словах, о корне слова; об однокоренных слов...

Урок русского языка. Безударная гласная в корне слова.

Урок русского языка во 2 классе  коррекционной школе(VII вид,  третий год обучения)....

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова"

Этот урок я давала в этом году на семинаре, который проходил в школе. Урок прошёл на одном дыхании. Особенно урок оживила сценка. Советую использовать в своей работе различные сценки, онипозволяют дет...

Урок русского языка Безударные гласные Школа России

Урок по теме безударных гласных (один из первых)...

Урок русского языка "Безударные гласные, не проверяемые ударением".

Закрепить знания, умения, навыки правописания слов спроверяемыми и непроверяемыми орфограммами; совершенствованиетехники письма; развитие орфографической зоркости, внимания, устной vписьменной р...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...