Активизация речевой и мыслительной деятельности младших школьников.
статья по русскому языку на тему

Абрамова - Буеракова Ольга Николаевна

Описание педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл описание педагогического опыта89.04 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №1 Тема: «Активизация речевой и мыслительной деятельности младших школьников»

I Актуальность. Слайд №2

Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребностей к овладению знаниями и способами действия с ними в соответствии с познавательными установками.

Одно из основных условий решения этой задачи - хорошо развитая речь каждого человека общества. Но речь невозможна без мысли, без опережающего внутреннего процесса. Мысль и слово находятся в диалектическом единстве. Мысль не может ни возникнуть ,ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Слайд №3

Проблема развития речи и мысли находилась и находится в центре внимания многих наук, изучающих деятельность человека: педагогики, психологии, филологии, методики. О проблеме соотношения языка, речи и мысли говорится в истории лингвистических учений В. Гумбольдта. В психилого - педагогических науках этот процесс рассматривался такими учеными как Л. С. Выгодским, Н. И. Житниковым, Р.

С. Немовым. И все же проблема создания речевой ситуации, побуждающей ученика к познавательности, остается весьма актуальной и во многом определяет пути методического поиска.

Опираясь на анализ научных источников и на свои собственные наблюдения, я пришла к убеждению, что начинать работу по активизации речевой и мыслительной деятельности надо с первых дней пребывания ребенка в школе, на уроках обучения грамоте и в дальнейшем на уроках русского языка и литературного чтения и специальных уроках по развитию речи.

Известный писатель В. Белов говорил:

« Каждый ребенок хочет жить творчески, ведь творчество помогает ему выражать свои мысли и раскрывает его индивидуальность».

Все более очевидной становится необходимость включения в работу по развитию речи учащихся новых методов и приемов, основу которых составляет творчество учащихся.

Слайд №4

  1. Цель исследования: создание условий для развития творческой активности в речевой и мыслительной деятельности младших школьников.

Слайд №5

  1. Объект исследования: учебный процесс на уроках в начальной школе.

Слайд №6

  1. Предмет исследования: содержание, методика создания условий для формирования творческой активности учащихся в речевой и мыслительной деятельности.

Слайд №7

  1. Задачи исследования:
  1. Изучение теоретической основы развития творческой активности в речевой и мыслительной деятельности в контексте современной методики, лингвистики, педагогики, психологии.
  2. Отбор творческих заданий.
  3. Разработка авторских творческих заданий.
  4. Определение условий творческой активности учащихся в речевой и мыслительной деятельности.

Слайд №8

  1. Гипотеза исследования:

Речевая и мыслительная деятельность учащихся будет наиболее действенной, если создать условия для формирования творческой активности учащихся на основе разнообразных творческих заданий.

Слайд №9

На современном этапе существования и развития методики преподавания языка большое внимания уделяется развитию речи школьников. Создаются программы, пишутся новые учебники, содержащие весьма качественные разработки по развитию речевых навыков ребенка.

Пособие по развитию речи - одни из широко разрабатываемых на сегодняшний день.

Программа 1 -4 по русскому языку ставит основной целью, развитие устной и письменной речи школьников в единстве с развитием их мышления, нравственным, трудовым, творческим воспитанием. Программа обучения не ставит перед собой задачу определить, какой максимум знаний, умений и навыков может быть усвоен младшими школьниками, поэтому содержание курса русского языка разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развития учащихся, и является составной частью целостной дидактической системой развивающего обучения.

Ведущий специалист в области развития речи Т.А. Ладыжинская выделяет несколько уровней в организации речевой работы: произносительный, словарный, морфологический, текстовый, а эффективным условием развития речи детей младшего школьного возраста является активное включение в процесс обучения детского словесного творчества.

Изучая психилого - педагогические механизмы развития творчества в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.C. Выгодской, Ш.А. Амонашвили, я обнаружила, что они, с одной стороны, тесным образом связаны с такими процессами, как ощущение, восприятие, представление, с другой стороны творчество связано, с вниманием, памятью, мышлением речью.

Активная мысли речевая деятельность формирует понятия, переходящие в систему знаний, умений, навыков, которые составляют опыт, а накопленный опыт - основа творчества. Значит, необходимо развивать комплекс свойств личности. В этом мне помогают уроки психологического развития Н. Локаловой, содержащие упражнения « Мозговой гимнастики», курс Н.К. Винокуровой, включающий логико - поисковые задачи, методика И.Б.Иванова да и наши учебники содержат богатейший материал по развитию творчества, речевой и мыслительной деятельности учащихся.

Замечательный филолог, методист Д.Н. Ушаков в своей статье отмечал, что « школа должна научить ученика читать, писать, говорить, мыслить и творить.

Эффективность речевой и мыслительной деятельности должна строиться наследующих принципах.

Слайд №10

1 .Принцип интеграции

2.Принцип развивающего обучения

3 .Принцип гуманизации

4.Принцип сотрудничества и сотворчества

Слайд №11

Интеграция может носить вертикальный и горизонтальный характер. Например сочетание музыки, живописи, поэзии - это и есть принцип интеграции, помогающий увидеть целостную картину мира.

Работая с детьми, убедилась, что необходимо учить ребёнка самостоятельно добывать знания, то есть мыслить не репродуктивно, а творчески.

Определений творчества много, но практически все они схожи в одном — творчество — это создание чего-то нового. Именно фактор новизны является главным в творчестве. Отсюда можно дать следующее определение творчеству — это создание нового в любом из проявлений жизни.

Слайд №12

Используя на уроке элементы развивающего обучения я стремлюсь к тому, чтобы у

детей развивались не только отдельные психологические процессы : внимание, память,

мышление, воображение , но и общее развитие личности - развитие воли, ума и чувств. Человеческий

язык - сложная система, и обучение языку должно быть организовано таким образом, чтобы ученик привыкал искать связи между различного уровня языковыми единицами, мог рассматривать слово с разных точек зрения (фонетики, графики, словообразования, лексикологии, грамматики), тем не менее осознавая неповторимое единство всех этих сторон в одном слове, восхищаясь удивительным даром - языком.

Слайд №13

В основе гуманизации лежит истинная любовь к своим воспитанникам. Ведь педагог без любви, что музыкант без слуха.

Гуманистический принцип я понимаю так:

  • Учитель, признавай приоритет личности перед коллективом! Не дели детей на «Слабых» и «Сильных», а помогай вырабатывать собственную траекторию образования и развития.
  • Ученик ты полноправная личность! Уважай же и личность других. Учись решать проблемы 3-х «само», самообразование, самообучение, самовоспитание. А я буду помогать тебе в этом.

Убеждена, что в отношениях с детьми нужна душевность, искренность в союзе с сотрудничеством и сотворчеством. Благодаря этому приходит слияние ребят в единое целое.

Совместная работа приносит наслаждение, увлечённость, вызывает активность и способствует проявлению лучших человеческих качеств. Для осуществления данного принципа я руководствуюсь следующим:

  • Перехожу от формулы «Я тебя учу» к алгоритму «Мы с тобой учимся», ведь ученик и учитель растут вместе.
  • Я равноправный участник учебного процесса, но с направляющей функцией. И моё мнение одно из многих.

Сочетаю фронтальную работу с работай в группах.

Слайд №13

Сотворчество - счастливое состояние духа. Мой урок, который готовит не для школы, а для жизни - мастерская творческих свершений ученика и учителя.

Я согласна с Мишелем Монтенем:

Нам без отдыха жужжат в уши разнообразные знания, а я хотела бы, чтобы сообразуясь с душевными склонностями ребёнка, учитель предоставил возможность ему самому изведать вкус вещей и отыскать дорогу к знаниям..».

Значит учитель должен так организовать урок, чтобы ученик сам додумался до решения ключевой проблемы и ощущал радость от самостоятельного поиска.

Для этого урок - монолог должен уступить место уроку - диалогу. Познавательно- диалоговый поиск - вот главная примета современного урока, который вкладывает в себя примеры побуждающего и подводящего диалога, прием «яркое пятно».

Эффективность такого обучения доказана теоретиками и хорошо познается практиками. А мне оно помогает дать не только глубокие знания, но и поднимать своих учеников на более высокую ступень развития. Творческая активность благоприятно влияет на здоровье. Поиск здоровье сберегающих технологий привёл меня к упражнениям на релаксацию, валеологическими минутками, приёмом самовнушения и природотерапии.

Слайд №14

Способствовать развитию устной речи есть, без сомнения, одна из важнейших обязанностей учителя. Никто, конечно, не сомневается, что устная речь развивается единственно от упражнений. Следовательно, учитель, дав задание должен руководить. Это - едва ли не главная его обязанность и потому, наконец, что устная речь основана на мышлении: следовательно, учитель обязан дать детям упражнения, возбуждающие мысль и вызывающие выражение этой мысли в слове. Но чем можно возбудить мысль ребёнка и вызвать из него самостоятельное слово, как не показом, ему какой ни будь предметной картинки? Вот почему я помещаю наглядное обучение в число обязанностей учителя и ставлю это занятие прежде двух других - обучение письму и чтению, хотя все эти занятия, конечно должны идти одновременно.

активизировать спонтанную речь детей; перед играющими же становится отвлекающая, не учебная цель - добиться победы команды, причём победы, которую можно завоевать языковыми средствами.

Игра мимики и жестов.

Предлагаю произнести слово или фразу с разной эмоциональной окраской, для выполнения такого игрового задания необходимо создать речевую ситуацию помогающую вызвать нужное эмоциональное состояние например:

а)        вам преподнесли подарок, выразите своё удовольствие.

б)        вы на берегу реки — выразите радость.

в)        вы видите котёнка он вызывает чувство нежности, выразите это.

Можно предложить детям слово, фразу, сопровождая их разними жанрами, например «Всё было очень хорошо:

а)        приложите руку к сердцу (подтекст «Спасибо».)

б)        приложите обе руки к груди (подтекст « Я говорю от всей души».)

Сюда же можно отнести и ролевые игры (диалоги, инсценировки, драматизацию) предлагающие исполнения различных ролей в воображаемых, но обязательно приближённых к практике ситуациях. Большой эффект даёт такая форма работы, когда учащимся приходится изменять реплики, быстро отвечать на неожиданные вопросы, самим формулировать их. Можно предложить заменить фамилярные (разговорные) обращения вежливыми, официальными, ввести новых действующих лиц. Предлагаю провести конкурс инсценировку возможного вежливого диалога, такие конкурсы вносят оживление в учебный процесс, позволяют детям раскрыть свои актёрские данные). Здесь же проводятся работы на подстановку голоса учащихся, мимикой, жестами использованием театральной педагогики. Думаю, что принятие заданий с игровыми моментами является надежной основой обучения мыслеречевой деятельности и обеспечивает творческий переход к обучению.

Творческое сочинительство. Слово в моем представление - живое существо оно, подобно человеку, может радоваться, грустить, обижаться. Слово может быть или Приведу простой пример : Учу ребенка, каким - нибудь пяти неизвестным словам, а он будет долго и напрасно мучиться над ними, но связываю с картинками, двадцать таких слов и ребёнок усвоит их налету. А попробуйте одно и то же происшествие рассказать двум детям, одинаково способным: одному по картинкам, другому без картинок, - и вы оцените тогда все значение картинок для ребёнка.

Понимать и жить сложнее, чем жить не думая. Последнее проще. Зачем же мы стремимся всё-таки понять? Как сделать процесс обучения доступным и увлекательным, эффективным и творческим? Каждый учитель ищет ответы на эти вопросы. Мучают они и меня. Когда сегодня говорят о катастрофическом падением интереса к русскому языку, думается, выход из этого положения в поисках использования нетрадиционных форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка основа которых закладывается в начальных классах.

Свою деятельность строю на продуманной мотивационной основе, ясно представляя конечные цели. В результате творческого поиска и осмысления научные идей обогатились собственными подходами, методическими решениями с учётом личных проффесиональных способностей и возможностей, мотивации обучения, а также с учётом мыслительной деятельности моих учащихся.

Хочу подробней остановиться на основных направлениях активизации мыслеречевой деятельности младших школьников, рассматривая конкретные формы и методы, связанные, прежде всего с развитием детского творчества.

Первое - игра, т.к это естественная деятельность, требующая речевых и мыслительных действий.

Приведу примеры:

Эстафета - рассказ: Провожу эстафету двух команд: кто за определённое время удачнее напишет коллективный рассказ. Каждый участник игры имеет право добавить только одно - два предложения к уже написанному. Цель данной игры - Бесспорно, что для учителя именно сочинение позволило в полной мере определить эффективность методики по развитию речевой и мыслительной деятельности учащихся.

Отмечу, что тематика творческих работ определяется моей целевой установкой: пробудить к рассуждению, выражению позиций ребенка, его точки зрения.

Эффективным условием для развития речевой и мыслительной деятельности у младших школьников при работе над сочинением т описанием является использование тематических рисунков. Рисунки помогают описывать предметы, чтобы было легче вспомнить детали и описание получалось более подробным.

Создание рисунков способствует так же развитию мелкой моторики.

Необходимо сказать, что успех выполнения выше перечисленных заданий обеспечивается систематической, целенаправленной словарной работой на уроке и дома, высоким уровнем владения творческим материалом, непредусмотренным программой начальных классов. Младших школьников очень привлекает и радует такая работа, и она пробуждает их творческую мысль, рождает буйство фантазий и вдохновения, подталкивает к самостоятельности, а главное является эффективным средством, побуждающим к выполнению.

Слайд №15

Большую помощь в развитии ребенка могут оказать родители. Ведь умственный труд нельзя втиснуть в 3-4 часа, которые дети проводят в школе.

Дома они должны выполнять такие упражнения, которые позволят глубже осмыслить материал. Дети любят дома не только рисовать, некоторые готовятся к каким-то сочинениям, с желанием учат наизусть понравившиеся стихи. Родителям нужно только не отбивать эти желания у детей, а идти к ним навстречу. Совместные походы оставляют у детей яркие воспоминания. Придя, домой после встречи с природой, ребенок может захотеть нарисовать то, что видел, написать об этом, сложить стихотворения. Конечно, можно сходить на экскурсию или в поход всем классом. Но ведь ребенку еще хочется прийти в школу и рассказать всем о том, как он ходил на лыжах по зимнему лесу вместе с мамой и папой, или написать сочинение «Как я добрым или злым, т.е. внутри себя содержать или положительный или отрицательный заряд. Выражаясь языком математики, слово может быть со знаком «+» или «-». После объяснения этого говорю «Ребята, произнесите любое слово. Ответьте, доброе оно или злое. Определите его знак. А теперь представьте себе, что это слово выступает в качестве магнита. Назовите возможные слова способные притягиваться к данному слову. Подумав дети называют. Образуется своеобразное магнитное поле слов, происходит непроизвольное наращивание лексики, мотивированной внутренними мыслительными эмоциями ребёнка. На основе этого следует задание: составить текст, определить его тип.

Например слово мир (+) солнце, счастье, радость, небо голубое, дружба, мама.

Все люди .на земле мечтают о мире. Мир - это голубое небо, доброе солнце, дружба народов. Это счастье людей, смех ребенка. Счастливое детство и материнство.

Развитие связанной устной и письменной речи детей, развитие их мыслительного и речевого творчества обеспечивается выполнением разнообразных типов речевых задач.

Простором для речевого и мыслительного творчества является работа с творческими тетрадями, которые мы назвали «Тетрадь любви, добра и света». Данная деятельность предусматривает свободное сочинительство (стихи, песни, загадки, частушки юмористические рассказы) и его художественное оформление. Именно через эту работу ребёнок шаг за шагом открывает свои творческие и эмоциональные способности.

И все же особо важное место в системе развития речи и мыслительной деятельности школьников занимает сочинение. Ему в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Сочинение - высшая форма проявления творческих способностей ребенка, требующая от него высокого напряжения, особенно на начальной степени обучения. добрым или злым, т.е. внутри себя содержать или положительный или отрицательный заряд. Выражаясь языком математики, слово может быть со знаком «+» или «-». После объяснения этого говорю «Ребята, произнесите любое слово. Ответьте, доброе оно или злое. Определите его знак. А теперь представьте себе, что это слово выступает в качестве магнита. Назовите возможные слова способные притягиваться к данному слову. Подумав дети называют. Образуется своеобразное магнитное поле слов, происходит непроизвольное наращивание лексики, мотивированной внутренними мыслительными эмоциями ребёнка. На основе этого следует задание: составить текст, определить его тип.

Например слово мир (+) солнце, счастье, радость, небо голубое, дружба, мама.

Все люди .на земле мечтают о мире. Мир - это голубое небо, доброе солнце, дружба народов. Это счастье людей, смех ребенка. Счастливое детство и материнство.

Развитие связанной устной и письменной речи детей, развитие их мыслительного и речевого творчества обеспечивается выполнением разнообразных типов речевых задач.

Простором для речевого и мыслительного творчества является работа с творческими тетрадями, которые мы назвали «Тетрадь любви, добра и света». Данная деятельность предусматривает свободное сочинительство (стихи, песни, загадки, частушки юмористические рассказы) и его художественное оформление. Именно через эту работу ребёнок шаг за шагом открывает свои творческие и эмоциональные способности.

И все же особо важное место в системе развития речи и мыслительной деятельности школьников занимает сочинение. Ему в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Сочинение - высшая форма проявления творческих способностей ребенка, требующая от него высокого напряжения, особенно на начальной степени обучения.

Все это приводит к мысли, что методическая система обучения, дающая учащимся дополнительные психологические стимулы в своем развитии, привлекательна и интересна и в дальнейшем целесообразна.

Методика «Активизации речевой и мыслительной деятельности младших школьников показала эффективность, практическую значимость, дающую в работе с детьми высокий результат. В результате чего:

  • у детей развился интерес к языку, внимание к слову;
  • были созданы условия для саморазвития и творческого характера речи при построении связанного высказывания;
  • проделанная работа привела к повышению не только речевого уровня, но и умственного и творческого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизации мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике

Активизации мыслительной     деятельности    младших    школьников     в процессе обучения    математике. Вариатив...

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка и математики средствами дидактических игр по УМК «Планета знаний»

В результате изучения методической литературы по УМК «Планета знаний» становится понятно, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвист...

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль , как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Раз...

"Активизация мыслительной деятельности младших школьников через применение технологии развития критического мышления"

В данной презентации представлен материал по теории развития критического мышления, а также показаны примеры применения приёмов и стратегий на уроках в начальной школе, в частности, в 1-2 классах....

Система работы «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики".

Система работы по теме «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики» представлена Е.В.Бушуевой через информационно - педагогические модули (ИПМ)....

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка с применением ИКТ

Наши дети – это уже члены информационного общества. И использование ИКТ на уроках русского языка, позволяет активизировать познавательные интересы обучающихся....

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики...