Использование регионального материала при изучении грамматических значений прилагательных в начальной школе
статья по русскому языку (2 класс) на тему

Аркатова Ольга Павловна

В статье дается пример работы над закреплением грамматических значений прилагательных на основе текстов о Белгородской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Современное гуманитарное образование приобретает важное значение в плане формирования духовно-нравственных качеств личности. В связи с этим, приобщение детей к истории края, его культуры должно начинаться на первых этапах обучения родному языку – в дошкольном учреждении и начальной школе. Природа родного края, ее богатство и разнообразие, люди, живущие на Белгородчине – вот те важные темы, на которых нужно воспитывать детей в семье и школе. В начальной школе краеведческий материал можно использовать практически на всех уроках. Приведем примеры такой работы учителя на уроках русского языка.

По программе развивающего обучения Занкова Л.В. имя прилагательное изучается во втором классе. В этот период работа над именем прилагательным как частью речи не ограничивается лишь ознакомлением со значением этого разряда слов и вопросами, на которые они отвечают, а предполагается ознакомление и с некоторыми грамматическими значениями данной части речи. Дети знакомятся с изменением прилагательных по родам и числам, с родовыми окончаниями и окончаниями множественного числа.

Полякова А.В. в своем учебнике дает следующие определения:

Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Называются именами прилагательными.

Имена прилагательные изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного.

Прилагательные в каждом роде имеют свои окончания.

Имена прилагательные изменяются по числам.Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Во множественном числе прилагательные по родам не изменяются, отвечают на вопрос какие?

Для закрепления материала в данном учебнике предлагаются подобные упражнения:

  1. Добавь подходящее по смыслу существительные.

(Какой?) Большой, косолапый …

(Какая?) Рыжая, хитрая, ловкая …

(Какое?) Сухое, свежее, душистое …

(Какой?) Серый, хищный, жадный …

Запиши слова, обозначающие признаки предметов, вместе с существительными.

2. Определи род имен существительных. Поставь вопросы от существительных к прилагательным.

Молодой сад – молодая роща – молодое дерево. Интересный рассказ – интересная сказка – интересное стихотворение. Горячий чай – горячая плита – горячее молоко. Зеленый луг – зеленая калитка – зеленое яблоко.

Как изменяются прилагательные? Зависят ли они от рода существительных?

  1. Подбери прилагательные во множественном числе.

Реки, страны, звезды, руки, рощи, грибы.

Для закрепления грамматических понятий имени прилагательного предлагаем использовать тексты на тему: «Природа Белгородчины». Выполняя задания к данному тексту, учащиеся не только усваивают необходимую информацию, но и подробнее изучают природу родного края.

Текст №1.

Пруды

Белгородская область насчитывает много прудов. Располагаются они по небольшим балкам и малым речкам. Глубина их редко превышает два метра. Наполнение прудов происходит тогда, когда тает весенний снег. Пруды сильно зарастают водными растениями и покрываются илом.

Задания к тексту:

  • Расскажите о прудах Белгородской области.
  • Объясните значения слов балка, ил.
  • Прочитайте. Найдите выделенные имена существительные и имена прилагательные. Задайте вопросы от имен существительных к именам прилагательным. Выпишите парами имя прилагательное + имя существительное.

Текст №2.

Сады

Белгородская область богата садами. Много садов в Корочанском и Шебенкинском районах. Чаще встречаются яблоневые, грушевые, вишневые сады. На Белгородчине также выращивают малину, смородину, крыжовник, сочный виноград.

Задания к тексту:

  • Какие фруктовые деревья и кустарники растут в нашей области?
  • Перескажите текст.
  • Выпишите прилагательные, поставьте в них ударение. Запомните произношение слова «грушевый».

Текст №3.

В Белгородской области встречаются много растений.  Некоторые из них используются в народной медицине: тысячелистник, подорожник, зверобой, душица. Лекарственные вещества содержатся в корнях, коре, стеблях, листьях или цветках растений. Некоторые содержат масла, которые применяются при изготовлении кремов, духов и продуктов питания.

Задания к тексту:

  • Какие лекарственные растения вам известны?
  • Озаглавьте текст.
  • В именах прилагательных поставьте ударения. Назовите прилагательные с ударением на втором слоге.

Использование регионального материала при изучении различных грамматических тем позволяет расширить кругозор школьников, обогатить лексикон ребенка, помочь постичь красоту родного края.  

Список литературы

1. Полякова А.В. Учебник русского языка для второго класса. стр. 127-129; стр. 142-148.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование регионального материала на уроках в начальной школе»

Задача современной школы: воспитывать социально и культурно адаптированного, знающего и любящего свой край гражданина. Этому способствует включение в урок регионального материала. Задача современной ш...

Реализация учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей через литературное краеведение в начальной школе

В статье рассматриваются  возможности для обеспечения учета НРЭО на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности  через использование  комплекса методических и дидактических...

« Использование игровых методов обучения при развитии речевой культуры учащихся начальной школы в процессе изучения ими филологических дисциплин»

Опытно-экспериментальная работа была проведена на основе выдвинутой гипотезы: развитие речевой культуры в начальной школе будет проходить успешно, если:*...

Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники в процессе изучения слов из словаря в начальной школе"

По статистике: словарные слова или слова с непроверяемыми написаниями составляют 60-70% словаря человека в активном употреблении. И поэтому в настоящее время проблема словарной работы на уроках русско...

Использование дидактического материала при работе со словарными словами в начальной школе

Данный дидактический материал используется на уроках русского языка, который содержит занимательные задания.С их помощью закрепляется написание словарных слов, расширяется кругозор учеников....

Педагогические условия использования элементов проблемного обучения при изучении уравнений в курсе математики начальной школы

В данной статье рассматривается актуальная проблема использования элементов проблемного обучения в курсе математики начальной школы. В статье исследуются педагогические условия, которые способствуют э...

Использование комплексно-волновых уроков как эффективного метода исследовательской деятельности при изучении истории родного края в начальной школе Рождественская Е.Б. Учитель начальных классов, Шишкина С.В. Учитель музыки

В статье раскрывается значимость комплексно-волновых уроков, как инновационной методики, рассказывается о технологии проведения комлексно-волновых уроков в начальной школе....