Главные вкладки

    Урок русского языка.Конструирование словосочетаний и предложений.2 класс.
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

     

    Урок учит понимать и читать схемы слов и предложений, конструировать сочетания слов и предложений с опорой на схемы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Краснодарский край, Красноармейский район, станица Ивановская

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа №18.

    План-конспект урока русского языка во 2 классе 

    Учитель: Дручевская Татьяна Васильевна.

    Тема: Конструирование сочетаний слов и предложений.

    Цели: понимать и читать схемы слов и предложений, конструировать сочетания слов и предложений с опорой на схемы.

    Познавательные УУД

    1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

    2. Представлять информацию в виде схемы.

    3. Выявлять сущность, особенности объектов.

    4. На основе анализа объектов делать выводы.

    5. Обобщать и классифицировать по признакам.

    6. Ориентироваться на развороте учебника.

    7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

    Регулятивные УУД

    1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

    4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Коммуникативные УУД

    1. Развиваем умение слушать и понимать других.

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

    3. Оформлять свои мысли в устной форме.

    4. Умение работать в паре.

    Личностные результаты

    1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

    2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

     

    Ι. Актуализация знаний.

    Откройте тетрадь.

    – Что надо записать? (Дату.)

    Комментированная запись числа.

    – Какую запись должны сделать дальше?

    – Напишите слова «Классная работа».

    1.Минутка чистописания

    У Уу ууу У Уу ууу

    Уч…ник, учит…ль, удоч(…)ка, ур…жай.

    Ученики нашего класса помогали колхозникам убирать урожай овощей.

    2. Прочитайте предложения (представлены на слайде).

    Уборка овощей.

    Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах начали овощи убирать. Сначала убрали огурцы. Потом – лук в бумажных рубашках. Потом сняли яблоки. Убрали репу, морковку... Одна капуста осталась. Она холода не боится.

    (По Э. Шиму)

    – Какое предложение здесь лишнее? Почему? (5-е предложение. Оно о фруктах, а в тексте говорится об уборке овощей.)

    – Можно ли теперь назвать это текстом? Докажите.

    – Напишите название тематической группы слов, которых здесь больше всего. (Овощи.) Правописание этого слова надо запомнить. Прочитайте слово три раза.

     Слова какой ещё тематической группы есть в этом тексте? (День, ночь – время суток).

    – Выпишите из текста названия овощей. Подчеркните те, правописание которых надо запомнить.

    – Какие ещё знаете овощи? Подберите сравнения: во что бы они могли быть одеты (огурцы-голыши, яблоки-матрёшки…).

    Звуко-буквенный анализ овощи

     

    – На какой вопрос отвечают слова тематической группы «овощи»?

    3. Распределите слова на тематические группы:

    1. Растения, 1группа

    2.Животные, 2группа

    2. Люди, 3 группа

    Ландыш, медведь, Пушкин, девочка, сирень, лось, тополь, ученики, одуванчик, Маршак, волк, подорожник, библиотекарь, роза, мышь, сестра.

    Назовите группы слов, которые отвечают на вопрос: кто?, затем на вопрос: что? Какие ещё названия к ним можно добавить?

    II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

    На доске (слайде) схемы:

    __________ и |_______ _____ ______.

    – Чем они отличаются? (Схема слова и схема предложения.)

    Появляются другие схемы:

    (кто?) и (что?)

    |(Кто?) (что?).

    – Что вы можете сказать об этих схемах? (В схемах слов и предложений есть слова, отвечающие на вопрос: что? или кто?)

    – Какие схемы помогают придумать похожие друг на друга предложения?

    – Чем мы будем заниматься на уроке? Какая у нас будет цель?

    (Придумывать слова, предложения к схемам, в которых есть слова, отвечающие на вопросы: кто? или что?)

    – Составим план урока.

    План (примерный).

    1. Соотносить слова с вопросами.
    2. Читать схемы слов.
    3. Составлять предложения по схемам.

    – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

    ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

    Работа по учебнику.

    Упр. 54 – развивается умение соотносить названия книг и их авторов с вопросами: кто? или что? (выполняется устно).

    – Какие слова в названиях книг отвечают на вопрос: кто? Почему? А на вопрос: что? Докажите.

    Упр. 55 – развивается умение читать схемы слов и составлять сочетания слов по схемам.

    – Из скольких слов состоит первое сочетание? (Из трёх.)

    – На какие вопросы отвечают 1-е и 3-е слова? (На вопрос: кто?)

    Значит, о ком нужно говорить? (О животных, людях.)

    – С какой буквы они написаны? (С большой.)

    – Какие это должны быть слова? (Это клички животных, имена людей.)

    – Подставьте подходящие слова. Что получилось? Запишите. И т.д.

    Можно на доске составить алгоритм рассуждения при составлении сочетаний.

    Количество слов.

    Вопросы.

    Большая или строчная буква.

    Запись сочетаний. Составление схем.

    Чуковский и Барто, берёза и осина, Шарик и шарик, сказки, рассказы и басни.

    – Подберите к 3-й схеме сочетание, в котором будут одинаковые по звучанию слова, но разные по написанию (с большой и маленькой буквы).

    – Можно ли на слух определить, где слово с маленькой буквы, а где с большой? Что может помочь? (Предложение, из которого будет ясен смысл.)

    Упр. 57 – развивается умение составлять предложение по схемам.

    Можно прокомментировать с помощью одного из учеников второе предложение, затем дети работают самостоятельно, после чего возможна взаимопроверка.

    Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

    – Что тебе нужно было сделать?

    – Удалось тебе составить предложение по схеме?

    – Ты записал все предложения?

    – Ты записал слова сам или с помощью товарища?

    – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

    – Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил свою работу.

    – Что мы сейчас делали?

    – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией)

    ΙV. Итог урока.

    – Что надо знать, чтобы правильно составить сочетания слов или предложение по схеме? (К каким словам можно задать вопрос: кто? или что? Какие слова пишутся с большой буквы?)  

    – Что у вас получалось сегодня лучше всего?

    – В чём испытали затруднения?

    – Кто сегодня получил отметку в дневник?

    – За что?

    V. Домашнее задание.

    Упр. 39, 41 по вариантам («Дидактический материал»). Подберите загадку об овоще.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока русского языка "Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", 4 класс, "Школа 2100"

    Урок  представляет  собой мини-исследование  традиций  и  обычаев русского  народа.  На  материале  публицистических  статей  учащиеся  полу...

    Урок русского языка (обучение письму) в 1 классе на тему: «Объединение слов в предложения. Выделение предложения из текста»

    Тип урока: урок применения предметных ЗУНовЦель:Формирование  у учащихся умения распознавать предложения и группы слов; выделять предложения из текста.Задачи:1. Развивать речь учащихся, вни...

    Урок русского языка "Правописание словосочетаний с типом связи согласование"

    На данном уроке обучающиеся учатся  осознавать  практическую  значимость сочетаний с типом связи согласование...

    Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»

    Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

    Презентация урока по русскому языку: Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

    1. Зна      зна мство с новым словарным словом;                    2. Закре...

    Урок русского языка "Конструирование предложений со словами кто? что?"

    Учить понимать и читать схемы слов и предложений, конструировать сочетания слов и предложений с опорой на схемы....