Разработки уроков русского языка для 2 класса к разделу «Парные согласные в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Акулова Лариса Анатольевна

УРОК  №  1. ТЕМА: «Имя существительное. Парные согласные. Проверка написания согласных».

УРОК № 2. ТЕМА: «Проверка написания согласных. Парные согласные в конце и в середине слов».

УРОК  №  3. ТЕМА: «Правописание парных согласных на конце и в середине слова».

УРОК  № 4. ТЕМА: «Парные согласные. Закрепление».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_._blok_ur._parnye_sog._akulova.docx47.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 66 ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ДОРОША

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 по теме:

«Разработки уроков русского языка для 2 класса

к разделу «Парные согласные в корне слова»

Урок 1. Имя существительное. Парные согласные. Проверка написания согласных.

Урок 2. Проверка написания согласных. Парные согласные в конце и в середине слов.

Урок 3. Правописание парных согласных на конце и в середине слова.

Урок 4. Парные согласные. Закрепление.

Автор:
Акулова Лариса Анатольевна,

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 66

г. Краснодар

2012– 2013 уч. год

УРОК  №  1.

ТЕМА: «Имя существительное. Парные согласные. Проверка написания согласных».

ЦЕЛИ: 1. Упражнять в проверке парных согласных в конце  слов.

              2. Повторить пройденное об имени существительном.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

- запись числа

- постановка общей цели урока

II.        Чистописание. (на второй строке запишите пару согласному звуку)

 б       в      г     д     ж      з

п       ф     к     т    ш      с

сапог  зубы   пруд   суп   шкаф   мороз   штраф   мазь

- Какое слово лишнее?

- Зубы.

- Почему?

- Оно стоит в форме множественного числа, а остальные слова – в форме единственного числа.

III. Словарь: ягода, малина, смородина, крыжовник, арбуз, земляника.

На электронной доске поочерёдно появляются картинки, дети произносят слово, записывают в тетрадь, ставят ударение и подчёркивают безударную гласную.

      IV. Работа по теме урока.

  1. Ребята, прошу вас внимательно послушать сказку о парных согласных.

«Сказка о парных согласных»

Жили – были в стране Русского Языка парные согласные:

б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с.

         Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были весёлыми, голосистыми, а вот глухие – немножко сердитыми. Чуть что – сразу начинают шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово.

         Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит: «Помогите мне!» Буквы  б и п  начали громко спорить о том, кому быть в этом слове.

СТОЛ(Б)? (П)?

         Рядом был фруктовый сад. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать саду буквы д и т, но заспорили – кто лучше с этой работой справится.

СА(Д)? (Т)?

          Недалеко строился дом. Последний этаж остался незаконченным. Решили взяться за дело буквы ж и ш , но тоже не могут договориться, кто из них будут стоять в этом слове.

ЭТА(Ж)? (Ш)?

          Тем временем буквы з и с отыскали на грядке спелый арбуз, но никак не поделят его. Каждому хочется встать в это вкусное слово. Буквы в и ф не разделят улов, который отдал им рыбак. Буквы г и к разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся, кому из них быть в этом слове.

АРБУ(З)?  (С)?                   УЛО(В)?  (Ф)?                     СТО(Г)?  (К)?

         Шёл мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал он на помощь гласные буквы и сказал: «В этих словах в конце поставьте гласную букву, она и укажет, кто из вас будет стоять в слове».

Так и сделали: столбы – столб, сады – сад,

                               этажи – этаж, арбузы – арбуз,

                               уловы – улов, стога – стог.

Всё стало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь гласные, чтобы проверить написание слова.

  1. Вот и сказке конец!

-Ребята, что вы узнали из этой сказки?

-Как проверять парные согласные в конце слова.

-Запишите слова в тетрадь, подчеркните парную согласную.

-Попробуйте самостоятельно сделать вывод. Как проверить парную согласную в слове.

Вывод: чтобы проверить парный согласный, нужно подобрать родственное слово или изменить форму слова так, чтобы после согласного оказался гласный звук.  Гласный звук поможет  точно определить нужный согласный.

  1. А теперь, посмотрите на словарные слова, которые вы записали. Есть ли слова с парным согласным звуком, которые нужно проверять?

- Слово – арбуз парный согласный з, проверяю арбузы – арбуз.

-Молодец!

       4.  Физкультминутка. Игра «Хор».

            Хоровое упражнение выполняется стоя возле парт. Каждый вариант в ряду получает свой звук для пения: А – О – И – У – Е – Э. Учитель  дирижирует: сближает ладони рук или удаляет их друг от друга, тем самым, задавая громкость звучания. Заканчивается игра тихим пением.

  1.  Работа по учебнику.

Запиши слова. Пиши сначала проверочное, а потом проверяемое слово.

Тор(т), тру(т), гри(п), су(п), но(ш), каранда(ш), утю(к), зна(к), моро(с), но(с), шка(ф), рука(ф), пру(т) (водоём), пру(т) (с дерева).

  1. Работа над предложением.

           прил.                 сущ.                          гл.                      пр.         сущ.  

Морские волны плескались   о   берег.

Найдите слово с парной согласной на конце. Докажите, что здесь надо писать именно эту согласную. Спишите предложение и подчеркните парную согласную. Обозначьте части речи.

  1. Домашнее задание. Упражнение в тетради «Пишем грамотно» №1.
  1. Итог урока:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему вы научились?

УРОК № 2.

ТЕМА: «Проверка написания согласных. Парные согласные в конце и в середине

               слов».

ЦЕЛИ: 1. Учить проверять парные согласные в конце и в середине слова,

                  подставляя гласный звук и сонорные звуки.

              2. Повторять пройденное.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

- запись числа

- постановка цели урока

II.        Чистописание.

         б_п      д_т    в_ф      з_с      г_к      ж_ш

                   сугроб            снег              рукав               шубка

- Что общего у этих слов?

- Все имена существительные, стоят в форме единственного числа, отвечают на вопрос  что?, относятся к теме «Зима».

- Подумайте, какое слово здесь лишнее?

- Шубка.

- Почему?

- Парная согласная стоит в середине слова.

- Правильно. «Опасное» место в середине слова. Необходимо проверить, правильно ли написаны слова.

Ребята проверяют устно слова.

Сугробы – сугроб, снега – снег, рукава – рукав, шубы – шубка.

Вывод: если после согласной стоит гласная, то значит парная согласная  стоит в сильной позиции, т. е. мы её чётко слышим. Если нет гласной – в слабой позиции. И мы должны подбирать проверочное слово.

III.      Словарь.

-Выпишите все слова из словарика в конце учебника с парными согласными на конце слова,

-подчеркните безударную гласную,

-поставьте ударение,

-парную согласную подчеркните двумя чёрточками, устно проверьте.

Дети пишут: багаж, завод, запад, назад, огород, остров, пирог, сапог,  шоколад, мороз, город.

-В какой позиции стоит парная согласная?

-В слабой.

-Почему?

-Рядом нет гласной.

-Поставьте слово в сильную позицию, дети подбирают проверочные слова.

Вывод: если слово стоит в слабой позиции, его надо проверять.

       IV.      Работа по теме урока.

  1.    Постановка проблемного вопроса. Наблюдение.

Ребята, проверять парный согласный звук нам помогает гласный звук. Или другие звуки тоже могут помочь? Давайте найдём ответ.

б – п             зубы – зуб                                               шуба – шубка – шубный

в – ф           шарфы – шарф                                     трава – травка – травинка

г – к            снега – снег – снежный                     лёгок – лёгкий – легонько

д – т          дедушка –дед                                        соседи – соседка – соседний

ж – ш       ножи – нож – ножны                        сторожи – сторожка

з – с           морозы – мороз – морозный          глаза – глазки – глазной

Парные согласные в конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласной или перед сонорным согласным звуком в родственном слове.

По таблице видно, что звук [н] помогает поставить слово в сильную позицию, т. е. подобрать проверочное слово. Значит все сонорные звуки

              могут нам помочь при проверке слова. Ребята, назовите сонорные звуки.

              - Звуки     [л] ,    [ м ] ,    [н] ,    [р] ,    [ й,].

              -Молодцы.

       2.   Сейчас поиграем в игру «Спрячь букву». Я показываю вам карточку со

              словом с парной согласной на конце, а вы «прячете» эту согласную в

              середину слова, например: дуб – дубки, зуб – зубки и др.

              Я показываю карточку, а дети отвечают:

             

Дуб

- дубки

Гриб

- грибки

Голубь

- голубка

Хлеб

- хлебцы

Сказ

- сказка

Указ

- указка

Глаз

- глазки

  1. –Молодцы! Буквы спрятали хорошо! Но мы слышали спор букв. Давайте позовём на помощь гласные и сонорные буквы и прекратим спор.

- Дети подбирают проверочные слова.

Дубки – дубок, дубы, дубрава;

Грибки – грибок, грибной, грибы;

Голубка – голуби, голубок;

Хлебцы – хлеба, хлебный;

Сказка – сказочка, сказать;

Указка – указать, указы, указочка;

Глазки – глаза, глазной.

  1. Физкультминутка.

Упражнения: «Пчёлка», «Бабочка», «Самолёт», «Дерево», «Верёвочка».

  1. Работа с  учебником: с.94, упр.1.

(Запишите слова парами. Вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание.)

Гладить – гла…кий, сказочка – ска…ка, скользить – сколь…кий, низина – ни…кий, близость –бли…кий, крепость – кре…кий, узенький – у…кий, коротенький – коро…кий, реденький – ре…кий, мягонький – мя…кий, жиденький – жи…кий.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Выполняют взаимопроверку.

  1. Работа над предложением.

Дети записывают под диктовку с комментированием. (объясняют правило написания, проверочные слова)

Резвые ножки бегут по дорожке.

Бодрой походкой идут дети на площадку.

  1. Домашнее задание: с.94, упр.2. (объяснить задание)
  1. Итог урока.

-Над какой темой мы работали сегодня?

-Что нового узнали на уроке?

-Как надо проверять парную согласную на конце и в середине слова?

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

- Какие звуки ещё помогают поставить в сильную позицию парный согласный?

            - Сонорные звуки:  [л] ,    [ м ] ,    [н] ,    [р] ,    [ й,].

УРОК  №  3.

ТЕМА: «Правописание парных согласных на конце и в середине слова».

ЦЕЛИ: 1. Упражнять в проверке и нахождении слов с парными согласными в

                   конце и в середине слова.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

- запись числа

- постановка цели урока

II.        Чистописание.

    кк           сс           пп            тт            шш          фф      ________________

- Что необычно в нашем чистописании сегодня?

- Мы написали только глухие согласные.

- Правильно.  На второй строке мы пишем:

    суп             луг          нос         шарф           лук          ___________________

- Найдите лишнее слово.

- Луг.

- Почему оно лишнее?

- На конце в слове «луг» стоит звонкая согласная, а в остальных словах – глухая.

- Молодцы!

- Объясните, почему в двух словах одинаковых по звучанию стоят разные звуки на конце?

- Слова луг и лук  имеют разное смысловое значение.

- С учётом смыслового значения составьте два предложения с данными словами.

- Утром зелёный луг покрыт росой.

- На  грядке  растёт лук.

- Молодцы!

III.       Словарь.

Я  диктую словарные слова с парными согласными на конце, а дети придумывают  словосочетание и записывают их.

Колхоз, медведь, язык, тетрадь, ученик, город, мороз, завод, класс, сапог.

- Дети записывают:

Лучший колхоз, белый медведь, русский язык, моя тетрадь, хороший ученик, большой город, сильный мороз, передовой завод, светлый класс, папин сапог.

- А сейчас устно проверим словарные слова, подбирая проверочные.

Колхоз – колхозы, колхозный; медведь – медведи; язык – языки; тетрадь – тетради, тетрадный и ; ученик – ученики; город – города; мороз – морозы, морозный; завод – заводы; класс – классы, классный; сапог – сапоги.

IV.        Физкультминутка.

Выполнение упражнений под музыку.

V.         Работа по теме урока.

            1.    Чтоб меньше было случаев неясных

                    И чтоб ответов не было плохих,

                    Прислушайтесь к звучанию согласных,

                    Чтобы не путать звонких и глухих.

- Ребята, что нужно сделать для того, чтобы написать правильно согласную?

- Подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стояла гласный или сонорный звук.

- Как вы подбираете проверочные слова?

- 1) Нужно изменить форму слова;

- 2) Или подобрать родственное слово.

- Молодцы!

              2. Сейчас я буду читать вам предложения, а вы должны выбрать и записать слова, в которых услышите парный согласный звук.

  • Кукурузные початки и питательны и сладки.
  • Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко.
  • Красуйся не улыбкой сладкой, а трудовой ухваткой.

       - А теперь проверим, что же вы записали. Называйте слово и доказываете, почему вы написали именно этот согласный звук.

         Сладки (сладенький), гладко (гладенький), улыбкой (улыбается), ухваткой (ухватить).

  1.  Работа по учебнику.

К данным словам подобрать слова с противоположным значением.  

стар –    __________________________                                  дёшев – _______________________________

храбр – __________________________                                  лжив –   _______________________________

болен – __________________________                                  груб –    _______________________________

Слова для справок: вежлив, правдив, молод, здоров, дорог, труслив.

                4.    Закрепление.

                       Работа над предложением по вариантам:

                      Восстановите и запишите предложения. Вставьте пропущенные

                      буквы. Подчеркните главные члены предложения.

I вариант: нас, л___сная, кудрявой, к, доро___ка, прив___ла, берё___ке.

IIвариант: р___няла, др___жащая, п___хучие, берё___ка, землю, на, серё___ки.

- Проверка выполненного задания. Оценивание.

               5.    Домашнее задание (зачётная тетрадь В. Т. Голубь с.66, №7)

               V.    Итог урока.

- Чему мы учились на уроке?

- Какие задания вам были интересны и почему?

     

УРОК  № 4.

ТЕМА: «Парные согласные. Закрепление».

ЦЕЛИ: 1. Закрепить умение находить и проверять парные согласные в конце и в

                  середине слова.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

- запись числа

- постановка цели урока

II.        Чистописание.

        б/п          в/ф         г/к         д/т         ж/ш           з/с______________

- Отгадай загадку и запиши ответ.

Одна нога и шапка, а головы нет.

                                                Что это такое?              (гриб)

     *   *   *

                                                 Два брюшка, четыре ушка.

                                                 Что это такое?             (подушка)

 *   *   *

                                                 Четыре ноги, а рыло свинячье,

                                                 Сто иголок несёт, а шить не умеет. (ёж)

     *   *   *

                                                  Шёл долговяз, в землю увяз.  (дождь)

- Дети  записывают слова на второй строчке.

        гриб         подушка          ёж          дождь_________________________

III         Словарь.

Запись слов под диктовку с проговариванием по слогам.

Огород, овощи, помидор, огурец, капуста, морковь, картофель.

- Есть ли слова с парной согласной? Подчеркните их. Назовите проверочные слова.

- Огород – огороды, морковь – морковный.

- В первом слове помог гласный звук, во втором – сонорный звук.

IV.        Работа по теме урока. Закрепление.

  1. Игра «Не подведи товарища».

- По  желанию  к доске выходят дети с одной парты. Один ученик записывает слово, названное учителем, а другой – рядом записывает проверочное слово. Все записывают в свои тетрадки.

Грядка – грядочка, травка – травушка, канавка – канавы, будка – будочка, кружка – кружечка, детка – деточка, резкий – резок, сказка – сказы, шубка – шубы, лошадка – лошади.

  1. Самостоятельная работа по вариантам.

               

                     I  вариант                                                                 II вариант

Выпишите слова, в которых надо              выпишите слова, в которых надо

писать букву З, рядом запишите                писать букву Д, рядом запишите

проверочное слово.                                            проверочное слово.

Наве[c], расска[c], коло[c], моро[c], карапу[c], термо[c], тормо[c], воло[c], арбу[c], насо[c].

Отря[т], виногра[т], стар[т], обе[т], парохо[т], наря[т], самока[т], салю[т], компо[т], заря[т], наро[т],

 

  1. Физкультминутка.

Дети под музыку выполняют упражнения: «Пчёлка», «Бабочка», «Самолёт», «Дерево», «Верёвочка».

  1. Работа по учебнику.

От данных глаголов образовать и записать имена существительные.

Посадить – посадка                          доставить – доставка

упаковать – упаковка                     разведать – разведка

поливать – поливка                        диктовать – диктовка

рубить – рубка                                   отгадать – отгадка

Подчеркните парные согласные, которые вы проверили.

  1. Работа над предложением.

На доске записаны пословицы. Закончите пословицу, подставив слово с парной согласной, и запишите.

а) Береги нос в сильный ………. .      /мороз/

б) В зимний холод каждый ………. .    /молод/

в) Майский мороз не выдавит ………… .   /слёз/

г) Белый наряд радует …………. .     /взгляд/

            Дети выполняют проверку друг у друга.

  1. Домашнее задание. (Зачётная тетрадь В. Т. Голубь, с. 68, № 7)

V.     Итог урока.

- Какую тему мы закрепили сегодня на уроке?

- Скажите правило, как проверить парную согласную?

Список литературы.

  1. С. В. Иванова, учебник Русский язык, часть1. (2 класс) Москва «Вентана – Граф», 2011г.
  2. М. И. Кузнецова, рабочая тетрадь №1 «Пишем грамотно»(2 класс). Москва Вентана – Граф», 2012г.
  3. С. Н. Лысенкова «Методом опережающего обучения». Москва «Просвещение», 1988 г.
  4. Н. Н. Бобкова, Н. В. Лободина и др. Русский язык «Диктанты». Волгоград «Учитель», 2011 г.
  5. В. Т. Голубь Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. (2 класс) Воронеж, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 2 класс. "Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление.".

Конспект урока русского языка. 2  класс. Программа "Начальная школа 21 века". Тема урока: Учимся писать  буквы согласных в  корне  слова. Закрепление....

Урок русского языка 2 класс.По теме:" Парные согласные в корне слова".

Урок русского языка.Форма урока освобождение снежного барса из плена.Цель урока:  расширить знания детей о проверочных словах при проверке безударных гласных и парных согласных в корне, учит...

русский язык 2 класс Тема: «Проверка парных согласных в корне слова»

русский язык 2 класс Тема: «Проверка парных согласных в корне слова»...

русский язык 2 класс Тема: «Проверка парных согласных в корне слова»

русский язык 2 класс Тема: «Проверка парных согласных в корне слова»...

Конспект урока русского языка 2 класс "Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласной"

УМК :Школа РоссииКласс 2Тема: Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласнойЦель: через исследование познакомить со способами проверки и правилом правописания парных согласных на ко...