"Пути работы над усвоением правописания словарных слов"
статья по русскому языку на тему

Корюкова Елена Владимировна

Представленный опыт работы над  правописанием словарных слов  поможет учителям начальных классов найти пути решения этой проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути работы над усвоением правописания словарных слов

  Е.В. Корюкова

Оричевская начальная школа

Актуальной проблемой начальной школы является поиск путей создания условий для обеспечения сознательного усвоения знаний. Этому во многом способствует обучение русскому языку, так как он содержит базовую основу всех учебных предметов.

Поскольку подлинным предметом грамматики выступает соотношение формы и значения слова, важную роль приобретает работа над словарными словами на уроках русского языка.

Правильное написание слова невозможно без последовательного выделения в нем значимых частей в соответствии с тем, как в его строении отражен словообразовательный процесс.

Словарная работа – одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный  момент жизни может его подвести.

Начальная школа – это важное время жизни для тех, кого мы называем будущими членами общества, то как происходит этот особый период развития детей, может существенно отразиться на их дальнейшие судьбы. Нерешенные проблемы в начальной школе естественно, превращаются в проблемы среднего звена.

Актуальность темы заключается в том, что элементарные знания написания словарных слов могут способствовать формированию мотивации деятельности на уроках русского языка, повышению интереса к тому, как пишутся слова родного языка, обогащению и активизации словаря.

Цель настоящей статьи – раскрыть необходимость и возможные пути проведения словарной работы в начальных классах с целью обеспечения преемственности между начальными классами и средним звеном школы.

Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоения ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение их написания достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой урока. Правильность написания слов в устной форме устанавливается устным комментированием, орфографическим произношением.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.

Процесс обучения школьника целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеет работа над словами с использованием карточек, картинные и словарные диктанты.

Словарные слова широко используются для грамматического разбора (фонетического, морфологического). При выполнении различных заданий включаются не только те слова, которые изучаются в этом учебном году, но и те, которые изучались ранее. Такая система обеспечивает прочное усвоение правописания всех слов, предусмотренных программой начального обучения. Эффективным источником для организации наблюдений за словарными словами является работа со школьным словарем Грушникова П.А. Эта работа в свою очередь, заставляет обращаться к толковым словарям Н. М. Неусыповой (для начальной школы), а также к словарю С. И. Ожегова в целях семантизации производных слов на уроках не только русского языка, но и чтении и развитии речи, что способствует активизации словарного запаса учащихся.

Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, которые являются более эффективными для прочного запоминания  словарных слов.

1. Данная работа может проводиться с использованием разнообразных приемов: загадки; письма по памяти или списывания, предполагающих опору на все виды памяти; кроссворда и пр.

2. Усвоение правописания словарных слов при изучении различных частей речи:

а) Имя существительное.

- Списать, объяснить значение слова, подчеркнуть безударные гласные:

Абажур-колпак, который надевается на лампу для защиты глаз от света.

Прогресс-движение вперед.

Биография – жизнеописание.

Вестибюль – передняя, прихожая.

- Спиши, подбирая родственные слова – имена существительные:

Дежурить – дежурство, командировать, побеждать, путешествовать, работать.

б) Имя прилагательное.

- Спишите, образуя прилагательные: кабинет – кабинетный, дисциплина, суббота, картофель.

 - Спиши, вставляя пропущенные буквы: ар…матный кофе, б…бли…течный, к…ртофельный.

в). Глагол.

- Записать слова в алфавитном порядке: дежурить, контролировать, колотить, стремиться, стараться, завтракать, интересоваться, сеять, путешествовать, желать, ужинать, рисовать.

- Составить и записать предложения с глаголами молотить, рисовать, сверкать, сеять, дежурить.

- Описать свою квартиру, используя слова –балкон, ванна, квартира, диван, телевизор, коридор.

3. Упражнения для формирования фонетических понятий.

Основной смысл фонетический упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все этот способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.

- Выписать слова, в которых есть мягкие согласные. (Бер.г, в.кзал, з.мл.ника, г.рох, пл.ток, .рех, к.пуста, уч.ник и т.д)

- Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение. (г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лот.)

- Приведите примеры слов, имеющих ударение на 1,2,3 слоге.

- Из каких слов выпали гласные?

Д.р.вн.                       п.ртр.т

М.л.т.к                       с.лют

К.ньки                        т.л.ф.н

- Игра «Угадай слово»

Учитель показывает карточки, на которых написан 1 слог нужного слова.

Го    (город, горох, гореть, горизонт)

Можно дать конец слова, а учащиеся придумывают начало слова.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начала откусили,

Из книжек в норку утащили.

(…суда, …реза, ..сква)

-Выписать из слов в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Овощи», «Птицы»…

4. Работа над составом слова.

В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли слова. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.

- Подбери слова к данным схемам.

 - Найди лишнее слово (научит различать однокоренные слова и формы одного и того же слова) - береза, березовый, березняк, подберезовик, березка, березонька, березки.

- Шарада. Узнай задуманное слово.

Задуманное слово однокоренное со словом красивый, приставка, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный (прекрасный)

5. Морфологические упражнения.

Данные упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

- Выпишите из словаря по 5слов 1,2,3 склонения.

- Списать противоречия, вставляя нужные слова из словарика, отвечающие на вопрос кто?

… на ухо наступил.

Слово – не воробей, вылетит не поймаешь.

- Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи.

(адрес – адресный, адресок, адресовать)

6. Синтаксические упражнения.

Данные упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по  синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми.

- Составить предложение с данными словами – ветер, капуста, осина товарищ.

- Заменить предложение одним словом, составить с этим словом свое предложение.

 (Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником. Край земли у водной поверхности.)

- Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст.( В гости иду к моему другу петуху. Встретил я лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка-сестричка!)

7.  Лексические упражнения.

На данных упражнениях дети учатся объяснять значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания ипредложения.

 - Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому признаку отобраны слова?

Автомобиль, урожай, трамвай, самолет;  

Капуста, помидор, солома, морковь;

Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

- По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему «Школа».

- Назовите одним словом:

Сентябрь, октябрь, ноябрь …

Понедельник, вторник, среда…

Крупное промышленное предприятие (завод)

-  Выбери наиболее подходящее слово. Запиши.

Из( ветхого, старого, древнего) ж…леза мы сделали ведро.

М…дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

- Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слова и к умению употреблять эти слова в собственной речи.

 ( У девочки короткие волосы. – У девочки короткая память. Ребята идут в парк. –Часы правильно идут. Кровать стоит на ножках. – Дело стоит.)

Использование всех данных путей способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

Словарная работа положительно влияет на грамотное письмо младших школьников: так, за время экспериментального обучения количество ошибок на правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова сократилось.

Таким образом, расширенное и углубленное содержание материала по теме «Словарные слова» с включением словообразовательных упражнений привело к значительным успехам в овладении школьниками морфемными, словообразовательными и орфографическими умениями и навыками. Изучение морфемной и словообразовательной структуры слова имеет исключительно важное значение в развитии не только лингвистических способностей детей, но и в их общем развитии.

На основе опыта использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей. Повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас

Анализ полученных результатов свидетельствует об обогащении словарного запаса, о повышении орфографической грамотности учащихся. Так, в начале опытного обучения ученики 2,3,4классов в количестве 84 человек показали следующий результат: на начало учебного года процент успеваемости составлял 81%, на конец учебного года составил – 96%. В итоге прослеживается динамика успеваемости по написанию словарных слов, которая составляет 15%.

Экспериментальное обучение подтвердило возможность:

-формировать на основе сведений о морфемах, верно вычленять все значимые части слова и определять их значение;

- толковать значение слова;

- разграничивать слова с омонимичными корнями;

- проводить аналогию в структуре слов при работе со словообразовательными моделями, научить подбирать одноморфемные слова;

- различать формо- и словообразование;

- познакомить и научить пользоваться толковыми словарями и словообразовательным словарем А.Н. Тихонова.

Литература

1. Н.Н. Романова. «Особенности русского слова». М.: Издательство «Высшая школа».1988

2. И.Г. Васильева. «Пишу без ошибок». М.: Издательство «Просвещение». 1999

3. М.Т. Баранов «Современный русский язык».М.: «Просвещение». 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр для отработки правописания словарных слов

В разработке представлен материал для проверки и отработки правописания словарных слов...

Тренажёр для отработки правописания словарных слов

В игровой форме отрабатывается знание правописание словарных слов...

О ФОРМАХ РАБОТЫ НАД УСВОЕНИЕМ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОВ, НЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ ПРАВИЛАМИ, НА ОДНОПРЕДМЕТНЫХ УРОКАХ

Программой начального обучения по русскому языку ддля каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение их написания достига...

Самостоятельная работа "Правописание словарных слов." 3 класс

Самостоятельная  работа  по  теме  "Правописание  словарных  слов"  3  класс УМК  "Школа   России"...

Мастер-класс " Творческие приёмы работы над правописанием словарных слов"

Мастер-класс " Творческие приёмы работы над правописанием словарных слов"...

Особенности логопедической работы по правописанию словарных слов

Вашему вниманию будут представлены упражнения,  применяемые на логопедическом занятии, включённом в блок, посвящённый словам с разной слоговой структурой, и направленные на запоминание правописан...