Урок русского языка в 3 классе (УМК «Гармония»)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Филимонова Ольга Петровна

Урок русского языка в 3 классе (УМК «Гармония»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filimonovao.p.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе (УМК «Гармония»)

Тема: Учимся сочинять загадки.

Цели урока:

Образовательные:

  • Познакомить со структурой составления загадок;
  • Учить составлять загадки;
  • Повторить написание ранее изученных словарных слов.

Формирование УУД: познавательные логические (классификация), коммуникативные (умение работать в команде: высказывать свою точку зрения; прислушиваться к мнению одноклассников).

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость, через запись слов с «окошками»;

- развивать произвольное внимание, память, логическое мышление, через работу с загадками;

- развивать творческое мышление, через составление загадок.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучаемому предмету; доброту.

Ход урока

I этап   Организационный момент.

1 Учебное задание.

УЗ для учителя:  создание эмоционального настроя.

Организация:  ученики, проговаривая, выполняют действия.

Содержание: 

        Я тетрадочку открою

        И как надо положу.

        Я от вас не скрою:

        Ручку я вот так держу.

        Сяду прямо, не согнусь,

        За работу я возьмусь.

2 Учебное задание.

УЗ для учителя: создание положительной мотивации.

Учитель:  Ребята, посмотрите, пожалуйста, за окно. Какая погода на дворе? Какое  у нее настроение?

- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи  фишек разного цвета, которые лежат у вас на столе. Красная фишка – настроение отличное, желтая – хорошее, синяя – так себе.

И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель показывает фишку).

- Ребята, я вижу не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

Организация: ученики сидят правильно, в тетрадях записана дата, вид работы (классная работа) и отмечено настроение в виде значка.

II этап  Подготовка к восприятию нового материала.

1 учебное задание.

 Вид работы: работа над словарными словами.

Организация: Учитель загадывает загадку. Вызванный ученик выбирает отгадку (словарное слово) из разложенных на столе учителя карточек и прикрепляет на доску. Если картинка выбрана правильно, дети хлопают в ладоши и записывают словарное слово в тетрадь, не правильный выбор класс реагирует молчанием. Затем отгадки произносятся хором.

Содержание:

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдает.

Он и чертит и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

                                                (карандаш)

На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь,

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я …

                                            (пенал)

Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке,

А живут в доме том

Книжки, ручки и альбом.

                                               (портфель)

Что копали из земли, жарили, варили,

Что в золе мы испекли, ели да хвалили.

                                         (картошка)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

                                                 (огурец)

Растут на грядке:

Зеленые ветки,

А на ветках –

Красные детки.

                                           (помидор)

2 Учебное задание.

Вид работы: классификация слов по группам.

Учитель: ребята, на какие группы можно распределить эти слова?

Ученик: в первую группу войдут слова – овощи (картошка, огурец, помидор), во вторую группу – школьные принадлежности (карандаш, портфель, альбом).

Ученик: Можно разбить слова и по – другому. Первая группа – слова, которые начинаются с согласной буквы (карандаш, портфель, пенал, помидор), вторая группа – слово огурец, начинается с гласной буквы.

Ученик: по количеству букв в слове;

Ученик: по количеству слогов в слове.

Учитель: ребята, какие вы молодцы, запишите любую классификацию в тетрадь.

К-О компонент: взаимопроверка.

3 Учебное задание.

Вид работы: беседа.

Учитель: Что общего у всех этих слов?

Ученик: это словарные слова.

Учитель: Правильно. Значит, написание этих слов мы должны запомнить. Есть еще сходные признаки у всех этих слов?

Ученик: все эти слова – отгадки, ответы на загадки (можно ученикам предложить загадать загадки, а остальные ребята – отгадывают их).

Учитель: Может, кто-нибудь назовет тему нашего урока?

Ученик: Загадки! Мы будем загадывать их друг другу и отгадывать!

Учитель: Правильно! А еще мы будем сами их придумывать. Итак, тема урока: Учимся сочинять загадки. (запись на доске).

III. Восприятие нового материала.

Учитель: Спасибо. Теперь посмотрите, пожалуйста, на доску.

На доске:

  1. Сговорились две ноги

Делать дуги и круги.

                                         (циркуль)

  1. Лоскуток на лоскутке –

Зеленые заплатки,

Целый день на животе

Нежится на грядке.

                                          (капуста)

  1. Как вы думаете, собака – это друг человека?

Учитель: Понравились вам ребята загадки?

Ученик: А разве про собаку это тоже загадка?

Учитель: А вы как думаете? Какие отличительные особенности есть у загадки?

Ученик: Так здесь и не нужно находить отгадку. Ведь предмет уже назван – собака. Надо только высказать свое мнение, считаем мы  собаку другом или нет. Это просто вопрос.

Учитель: Ребята, мы согласны с таким мнением?  (Дети сигналят согласие).

Ученик: А еще должна быть рифма.

Учитель: Какие вы у меня молодцы, не попались в ловушку, а показали свою эрудицию и умения мыслить. Действительно, у загадок есть свои особенности. Давайте наши ответы сравним с правилами составления загадок. А для этого откроем учебник на стр.78.

- Ребята, давайте ответим на вопросы учебника и сделаем общий вывод.

Ученик: Называется ли в загадке предмет, о котором придумана загадка?

Учитель: давайте ответим на этот вопрос.

Ученик: В загадке не называется предмет, т.к. мы его должны отгадать. Это и будет отгадка.

Учитель: хорошо, читаем следующий вопрос и отвечаем на него.

Ученик: Назван ли другой предмет на него похожий.

Учитель: верно. Следующий вопрос и сразу отвечаем.

Ученик: Указаны ли в загадке признаки. По которым можно догадаться. О чем идет речь?

Ученик: я считаю, что в загадке должны быть названы отличительные признаки предмета, по которым мы и сможем догадаться, о каком предмете идет речь?

Учитель: Умница! И последний вопрос.

Учитель: Как вы думаете, какой речью мы пользуемся в загадках?

Ученик: Я думаю, что деловой, так как мы называем новое слово.

Ученик: Я не соглашусь с этим мнением. Мы пользуемся картинной речью. Так как называем отличительные признаки предмета, который мы загадали.

Учитель: Просигнальте! Хорошо! Вот так. Ребята, и устроены загадки.

Физкультминутка.

Учитель: Ребята, а сейчас мы немножко отдохнем.

Предлагаю вам объединиться в группы по 4-5 человек.

(Ученики делятся на несколько групп по 4-5человек и выбирают себе карточку с заданием. В задании загадка, которую они должны в группе обсудить, выразительно прочитать и представить в действии).

Содержание:

Муравей.

Живет в лесу малыш изящный,

Пусть ростом мал. Но работящий.

Весь день без устали снует –

То прут, то бревнышко несет.

Паук.

Из тонких нитей

Сплел ловушку.

Сидит и поджидает

Мушку.

Ежик.

Колючий клубочек

Под елкой лежит.

Взять пожелаешь –

Вмиг убежит.

Кукушка.

Всего две буквы знает,

В лесу их повторяет.

Кошка.

Острые ушки,

На лапках подушки,

Усы – как щетинка

Дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.

Зайка.

Друг пушистый умывается,

Видно в гости собирается,

Вымыл хвостик, вымыл ухо.

Вытер сухо.

IV.Закрепление нового материала.

Цель: Закрепить умение записывать загадки по правилам.

1 учебное задание.

      Вид работы: работа в тетради на печатной основе.

      Организация: (дети открывают тетрадь на печатной основе, стр.49).

      Содержание:

      Учитель: ребята, перед нами два текста. Нужно определить являются ли эти тексты    загадками.

  1. У стола четыре ножки,

По две с каждой стороны,

Но сапожки и калошки

Этим ножкам не нужны.  (С. Маршак)

Ученик: это не загадка, а стихотворение, которое написал Самуил Яковлевич Маршак.

Учитель: Докажи свое мнение.

Ученик: В этом стихотворении называется предмет, о котором идет речь, а значит не выполнено первое требование составления загадок.

Учитель: Ребята, вы согласны?

(Дети сигналят карточками)

Учитель: Молодцы! Давайте прочитаем второй текст.

  1. Эти яблочки румяные

Дружат с зимними полянами

И поют среди берез,

 Невзирая на мороз.   (В. Мусатов)

Ученик: Снегири! Перед нами загадка. Все требования выполнены.

Учитель: какие вы молодцы, не попались в «Ловушку». Вам интересна такая работа?

Дети: Да!

Учитель: Давайте сами поработаем над составлением загадок.

2 учебное задание.

  Учитель:  а для выполнения следующего задания, предлагаю вам, ребята, объединиться в две группы. Группу нужно найти: каждый выбирает кусочек пазла. Так и собирается группа. В первой группе – картинка лопаты. Во  второй – картинка ножниц.

  1. Задание для первой группы:

  Что это за предмет? Зачем он нужен? Из какого материала сделан? На что похож? Может быть на ладошку? Если тебе понравилось это сравнение назови признаки этой « ладошки», подбери рифму и постарайся сочинить загадку. Запиши ее (по памятке 4, записываем с окошками, чтобы работу не испортить ошибками!).

  1. Задание для второй группы:

Об этом предмете ты знаешь загадки, но попробуй придумать свою. Можно сказать, что  он из половинок? Если да, то какие они? Что могут делать? Получится загадка – запиши ее (по памятке 4, записываем с окошками, чтобы работу не испортить ошибками!)

V. Домашняя работа.

Учитель: Ребята, дома вы можете потренироваться составлять загадки о других предметах. Запишите их (по памятке 4). Захотите – можно красиво оформить на отдельном листе. И на следующем уроке мы создадим свою книжку загадок.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель:

- Ну что, ребята, покажем наше настроение снова? Молодцы!

- Как вы думаете, урок прошел успешно?

- Что нового узнали?

- Всем спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 1 класс УМК "Гармония"

Тема урока "Собственные имена"Цель урока:  На практическом материале подвести учеников к понятию «имена собственные», к их написанию с большой буквы.Задачи:  Создать ситуации для выяснения с...

методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"

Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" Тема: "От значения слова к правильному написанию"

На уроке работа направлена на развитие у учащихся навыков грамотного письма, основанные на значении слова. В урок включены новые педагогические технологии: технология сотрудничества(работа в малых гру...

музыка к уроку русского языка 4 класс УМК "Гармония"

Музыка к уроку русского языка в 4 классе используется во время проведения работы в малых группах...

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" Тема: От значения слова к правильному написанию"

Работа на уроке организована в малых группах, используется метод сотрудничества, формы работы на уроке позволяют повысить самоконтроль  и взаимоконтроль учащихся, развивают критическое ртношение ...

Урок русского языка 2 класс УМК "Гармония"

Тема урока:Уточняем как решать орфографические задачи в корне слова....