Главные вкладки

    Урок по развитию речи в 1 классе по теме "Практическое ознакомление с синонимами".
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Захарова Оксана Николаевна

    урок по развитию речи в 1 классе по теме "Практическое ознакомление с синонимами"

    практическое ознакомление детей с выразительными средствами русского языка : синонимами

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл урок в 1 классе266.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по развитию речи в 1 классе

    Тема: « Практическое ознакомление с синонимами»

    учитель :Захарова Оксана Николаевна

    Цель урока: 

    1. образовательные:
    • Практическое ознакомление  детей с выразительными средствами русского языка: синонимами.
    • закрепить знания учащихся об изученных буквах;
    • закреплять умения проводить звукобуквенный анализ слова;
    • продолжить формировать умения работать с текстом;
    • формировать творческую активность учащихся
    1. воспитательные :
    • воспитывать аккуратность, усидчивость,
    • любовь и уважение к русскому языку;
    1. развивающие: 
    • развивать каллиграфические навыки,
    • развивать орфографическую зоркость,
    • развивать и обогащать речь учащихся;
    • способствовать развитию эмоциональной сферы.

    Оборудование: доска, рабочая тетрадь,  карточки со словами, деформированное предложение,

     интерактивная доска,  проектор.

    Словарь Ожигова, Красная книга, презентация «Подснежники»

    Ход  урока

    1. Целеполагание.

    Приветствие

    Мы пришли сюда учиться,
    Не лениться, а трудиться.
    Работаем старательно,
    Слушаем внимательно.

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

    2. Актуализация знаний 

    - Мы отправляемся на прогулку в сказочный  лес . А в какой лес? Ответив на этот вопрос, мы сможем, отгадав загадку

    Она приходит с ласкою,
    И со своею сказкою.
    Волшебной палочкой,

    Взмахнет,
    В лесу подснежник,
    Расцветет
    .                  Весна

    - Что такое весна?                                (на интерактивной доске –слово весна )

    -Назовите слоги с мягкими согласными звуками.

    - Какие гласные  буквы указывают на мягкость предшествующего согласного?

    1 группа детей записывает слоги со звуком  ( в)

    2 группа детей записывает слоги со звуком ( н)

    - В ходе нашего путешествия  мы  составим весеннюю картину.

    Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

    -Запишите слово ВЕСНА, поставьте ударение, разделите на слоги

    -образуйте однокоренные слова (веснушки, весняночка, вёсны)

     Запись слова с проверочным и  выделение корня.

    -О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад).

    -«Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река).

    Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро)

    -Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).

    -Молодцы, а на нашей картине ярко засияло солнышко.

    3.Организация деятельности по достижении цели 

          -Назовите весенние месяцы :

     -    Да! С марта весна открывается .

    Март          Апрель                 Май

    -Найдём каждому слову подходящую табличку.

    - На Руси у месяцев  были свои названия

    - Подумайте и объедините пары слов по общему признаку.

    МАРТ-                      ПРОТАЛЬНИК, КАПЕЛЬНИК

    АПРЕЛЬ-                   ЦВЕТЕНЬ, РУЧЕЙНИК

    МАЙ-                       ТРАВНИК

    - А почему так называли месяцы?

    - Это слова близкие по значению, а  называются  - СИНОНИМАМИ                   

    -В ходе нашей работы во время урока мы должны ответить, 

                Для чего в нашей речи нужны СИНОНИМЫ?

    - Вот и проталинки появились на картине.

    4. Физминутка

    На весеннюю лужайку

    Дружно дети выбегайте

    По дорожке прыг да скок

    С бугорка на бугорок

    Развернулись влево, вправо,

    Вот фиалка засинела.

    Повернулись все кругом,

    Под подснежник под кустом.

    Наклонились до земли,

    Гиацинты мы нашли.

    Помахали все цветами

    И бегом вернулись к маме.

    б) Отгадайте загадку:

    Из под снега расцветает,

    Раньше всех весну встречает                     (ПОДСНЕЖНИК)

                       

    - Что вы знаете об этом цветке?

    Значение слова по СЛОВАРЮ  ОЖИГОВА  ПРЕЗЕНТАЦИЯ (показ картин подснежников)

    -  Подснежники  занесены в Красную книгу, их надо охранять, оберегать.(показ красной книги)

    -Запишите слово подснежники , выделите опасные места,   подберите             родственные слова , ( снег, снеговик, )

    - какие части слова помогли в образовании слова подснежник?

    -Выделите их.

    -А как называю первые  весенние цветы? .

    ПЕРВОЦВЕТЫ

    ПЕРВОВЕСТНИКИ                                        

    ПРОТАЛЬНИКИ

    -Как называются слова близкие по значению?

    - Кто уже догадался,  для чего в нашей речи нужны  СИНОНИМЫ?

    5. Деформированное предложение

    - Ребята, а чем слово отличается от предложения?  ( Слова связаны по смыслу, законченная мысль)

    Составьте из слов предложение. У каждого на партах  листочки.

    -Составить предложения и списать с печатного текста,

    ПОДСНЕЖНИКИ ЗАЦВЕЛИ НА ПОЛЯНКАХ ГОЛУБЫЕ   (Слайд)

    - И на нашей картине появились подснежники.

    6.  Итоги урока.

    -Вот мы и составили весеннюю картину                                                  

       ВЕСНА

       ранняя

    т

    тёплая

    ТЁПЛАЯ ЛАСКОВАЯ ДОБРАЯ

    Здравствуй солнышко лучистое,
    Здравствуй лучик золотой
    Здравствуй ты, здравствуй я,
    Здравствуй, Родина моя.

    - Мы составили один из уголочков  нашей Родины.

    -Подберите синонимы к слову Родина.

    -Какие слова называются  синонимами?

    - Для чего мы используем в нашей речи СИНОНИМЫ?

    - Составьте  предложения по нашей картине,  используя  эти  слова.

    Оцените свою работу на уроке?  Перед вами 3 цвета подснежников . Если у вас всё получалась на уроке, то выберите цветок – жёлтый. Если не всегда всё получалось – белый, а  испытывали трудность – голубой.

    -  Чем    запомнился  урок?

    - Большое спасибо за работу на уроке. Я очень рада, что у меня есть такие хорошие и умные помощники.

    И последнее задание . Из букв составьте  слово, которое относится к каждому из вас.

    - Спасибо! Я благодарю вас за работу на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по развитию речи 1 класс

    Не все дети умеют договариваться, учителю есть над чем подумать....

    Открытый урок по развитию речи 3 класс. работа с деформированным текстом

    Конспект урока по русскому языку в третьем классе, тема% " Работа с деформированным текстом"....

    Урок по развитию речи 2 класс, программа 8 вида.Тема: Транспорт "Машины-помощники"

    Урок содержит материал для учащихся, обучающихся по программе 8 вида коррекционной школы....

    Урок по развитию речи.2 класс Перспективная начальная школа.

    Данная презентация разработана к уроку по развитию речи для 2 класса по программе Перспективная начальная школа .Цели: познакомить учащихся с творчеством Рылова А....

    Урок по развитию речи 3 класс "Грач.Скворец"

    САМОАНАЛИЗ УРОКА Учитель: Печенкина Любовь ЮрьевнаДата: 26.04.13г.Класс: 3Предмет: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.Тема:  Грач, скворе...

    Конспект урока по развитию речи в классе со сложной структурой дефекта (7 класс)

    Уроки развития речи является наиважнейшими для слабослышащих учащихся вспомогательных классов....

    Конспект урока по развитию речи 3 класс. Изложение .

    Развитие письменной речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Развитие речи - часть содержания начального курса русского языка и...