Урок по развитию речи 3 класс "Грач.Скворец"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (3 класс) на тему

САМОАНАЛИЗ УРОКА

 

Учитель: Печенкина Любовь Юрьевна

Дата: 26.04.13г.

Класс: 3

Предмет: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Тема:  Грач, скворец  - вестники весны.

Тип урока: урок  закрепления

Цель .  Обобщить и систематизировать знания  учащихся о перелётных птицах ( грач, скворец), формировать умения составлять описательный рассказ по плану, обогащать словарный запас учащихся. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей, в распознавании предметов, находить сходные и отличительные признаки;  зрительной  памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении, развитие воображения. Воспитывать желание познавать окружающий мир, бережное и заботливое отношение к природе, к птицам.

 

Структура урока соответствовала типу урока и его целям. Основным этапом было закрепление изученного материала. При закреплении использовала материалы, активизирующие познавательную деятельность младших школьников.

 На уроке использовались информационные компьютерные средства для повышения  познавательной активности.

 Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

             Создавала в начале урока ситуацию успеха.  На этом этапе дети вспомнили общее представление о птицах. Использовала задания на коррекцию зрительного восприятия на основе упражнения, (собрать  из осколков  птиц, о которых пойдёт речь на уроке),  дифференцированные задания ( для слабых – упрощённый вариант).

          Учитывались санитарно – гигиенические требования. Для предупреждения утомления и переутомления своевременно провела физкультминутку.

          Этап актуализации знаний состоял из трёх заданий. Первое  задание способствовало  развитию речи учащихся, умению грамматически правильно строить предложения и давать правильные и точные ответы.

Второе задание было направлено на расширение кругозора и обогащение словарного запаса. Третье задание развивало воображение  учащихся, где нужно было дорисовать незаконченный рисунок.

            Считаю, что задачи урока решены. Дети были не перегружены. Каждый этап урока оказывал всестороннее воздействие на детей.

   Время урока было организовано исключительно продуктивно за счет продуманной структуры его организации. Считаю, что на данном уроке соблюдались все требования, предъявляемые   к коррекционно-развивающим урокам, и урок полностью соответствовал теме сегодняшнего практикума, включал задания на формирование воображения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grach_skvorets.docx41.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :  «Грач , скворец,   – вестники  весны».

Цель .  Обобщить и систематизировать знания  учащихся о перелётных птицах ( грач, скворец), формировать умения составлять описательный рассказ по плану, обогащать словарный запас учащихся. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей, в распознавании предметов, находить сходные и отличительные признаки;  зрительной  памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении, развитие воображения. Воспитывать желание познавать окружающий мир, бережное и заботливое отношение к природе, к птицам.

Оборудование : иллюстрации птиц, слайды, карточки с заданиями, трудные слова ( скворечник, пересмешник), голоса птиц, фишки.

  1. Организация учащихся.

   а) психологический настрой.

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе — солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей — весеннее!

 – Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно!

                                Я раскрываю почки.

                                В зеленые листочки

                               Деревья одеваю,

                               Посевы поливаю

                               Движения полна

                               Зовут меня ... (Весна) (Приложение 1. Слайд 2)

      б) календарь погоды.

-Какое сейчас время года?

-Какие весенние месяцы вы знаете?

- Какой сейчас месяц? Какое сегодня число , день недели?

- Что можно сказать о погоде? ( ясно, солнечно, без осадков,  дует  прохладный ветерок) .

 - Кто  составит небольшой  прогноз погоды  на сегодня?

II.  Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы продолжим разговор об удивительном времени года, возвращении птиц домой и их весенних заботах. За каждые правильные ответы  вы будете  получать фишки, а в конце урока  вы  составите интересные композиции  из них, поэтому старайтесь  радовать себя и гостей своими ответами.

             – Вспомните отличительный признак птицы. (Птица - это животное, тело которой  покрыто перьями)

– По оперению мы обычно узнаем птиц.

 – А чем они еще отличаются? (Формой тела, клювом,  цветом, голосом …)

 – Каких птиц называют перелетными?

 – Каких птиц называют зимующими?

– Распределите картинки с изображением  птиц на две группы.

– Назови  зимующих птиц. (Воробей, снегирь, синица, голубь)  

 – Назови перелетных птиц. (Грач, скворец, ласточка, аист)

 Мы  будем беседовать не о всех перелётных птицах, а о каких вы узнаете из задания.

              - Первое задание, которое нам предстоит выполнить, это собрать осколки, которые лежат у вас на партах, чтобы получилась картинка.(дифференцированное задание слабым- упрощённый вариант  Юра Б. ,Настя К.)

- Скажите, изображение каких  птиц у вас получилось?

 - Правильно, у нас получились грач и скворец. Чем похожи эти птицы? Они перелетные или зимующие?

- Посмотрите на доску! ( на доске изображения зимующих птиц). 

-Каких птиц вы знаете? Чем они отличаются от грача и скворца?

Следующее задание, которое вам предстоит выполнить - составить

предложения, отобрав нужные слова.

(на доске)       

 ГРАЧ                            удивительный певец

ВОРОБЕЙ                     красногрудый красавец

 СКВОРЕЦ                       серый комочек скачет              

СНЕГИРЬ                         всех перелётных птиц черней

Необходимо провести стрелочку соответствия и полным ответом прочитать

предложение.

                                 Физминутка

Прилетели птицы с юга    (машут руками)

И расселись по ветвям       (присаживаются)

Солнце движется по кругу    ( вращение головы)

 И купается  в морях                     (мельница)

Пробежала в поле мышка  (  бег на месте ,наклон)

Из берлоги  вылез мишка  (движения медведя)

И сказал « Весна пришла» ( подпрыгнуть, руки вверх)

  1. Актуализация знаний.

 Грач и скворец – это вестники весны, и прилетели они не просто так.  Как называют  грача? Грач –разведчик. А почему его так называют?

  Вот и наш грач прилетел, как разведчик  с заданием , а с каким, мы сейчас узнаем.

1 задание :  «Расскажи, что ты обо мне знаешь?»   ( рассказ по плану о граче)

   План :

  1. Это …….  
  2. Почему  мы его не видим зимой?Когда он прилетает? Как его называют?
  3. Расскажи о форме, цвете ,размере  грача.
  4. Где он живёт?
  5. Чем питается?
  6. А летом он гостит у нас?

В награду за такие ответы  грач  порадует нас своим пением . ( прослушивание аудизаписи)

Скворец тоже хотел бы о себе узнать .

План :

  1. Это …….  
  2. Почему  мы его не видим зимой?Когда он прилетает? Как его называют?
  3. Расскажи о форме, цвете ,размере  скворца.
  4. Где он живёт?
  5. Чем питается?
  6. А летом он гостит у нас?

Как его называют в народе? Почему?

Он  вас тоже  хочет порадовать своим  пением .( запись)

            Песня у скворца громкая и по-весеннему веселая. По голосу скворца узнаешь не всегда, своей песни у скворцов нет, у них хорошая память и слух ,и скворцы перенимают чужие песни, т.е. подражают  песням других птиц.  В народе называют скворца пересмешником .

Кормятся скворцы чаще на земле, отыскивая жуков , гусениц. Скворцы охотно поедают также и растительную пищу. Скворца можно назвать санитаром леса, потому, что эта птица поедает вредных насекомых, гусениц, которые наносят вред в лесу, поедают листья деревьев.

2 задание : Давайте все вместе  расселим наших пернатых гостей по своим домикам

             Скажите, каким  первым делом начинают заниматься птицы, после возвращения из далекого путешествия. (Строят гнезда)

Давайте все вместе расселим наших пернатых гостей в домики.

               Грач                                               Скворец

             (гнездо)                                      (скворечник)

Скажите, гнездо какого размера строит грач, в каком месте? Почему он строит весной большое гнездо? Зачем? (Для выведения птенцов)

Гнездо – птичий дом. Каких только не бывает гнезд. Их лепят, плетут, складывают. А как вы думаете, из чего построено гнездо грача? (Из веток). Из чего еще можно построить гнездо? (Из мха, перьев, шерсти)

Когда грачи начинают строить гнезда, то между ними бывают ссоры из-за удобного места для гнезда или веток для строительства. Но в основном грач – миролюбивая и общительная птица. Наблюдались случаи, когда грачи коллективно строили гнездо запоздавшим со стройкой  птицам. Грачи строят из сучьев и ветвей грубые гнезда. Иногда в грачевниках бывают сотни гнезд . Вторым после грача прилетает скворец. Скворец же, подобрав скворечник, производит его чистку, выбрасывая прошлогоднее гнездо и мусор, а затем готовит новое. Носит туда мягкую подстилку.

       А вы знаете, великие художники  рисовали птиц.

 Посмотрите   на     картину    («Грачи   прилетели» Саврасова).  

-Грачи только   что   прилетели.  Они   худые и усталые, потому, что   им   пришлось долго   лететь. 

Ты   его       узнаешь   сразу:

Белоклювый, черноглазый

Он   по   полю   важно   ходит

Червячков,   жучков   находит.

Верный  страж   и   друг   полей,

Первый вестник   теплых   дней.

3 задание:

Но вот один художник не успел закончить свою картину и попросил вас её закончить.

Помогите художнику дорисовать картину и раскрасить её.

F:\Image773.gif

Дифференцированное задание ( упрощённый вариант : Настя К., Юра Б.)

  1. Подведение итогов урока.

-О ком был наш урок? О каких птицах?

-Что интересного вы узнали?

-А как мы должны относиться к птицам?

-Что может сделать человек для птиц? И чего он не должен делать?

                   Памятка по охране и заботе о птицах .

1.Вывешивать скворечники весной.

2. Нельзя разорять птичьи гнёзда.

3.Подкармливать птиц ранней весной.

4. Нельзя уносить домой здоровых птенцов.

5. Не надо подходить близко к гнёздам птиц.

Давайте  же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы цвели цветы и пели птицы.

 Я предлагаю закончить наш урок на такой прекрасной ноте и раскрасить наш урок яркими картинами. Вы получали за правильные ответы фишки , необычные фишки. Сложите из этих фишек свою весеннюю картину.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по развитию речи 1 класс

Не все дети умеют договариваться, учителю есть над чем подумать....

Открытый урок по развитию речи 3 класс. работа с деформированным текстом

Конспект урока по русскому языку в третьем классе, тема% " Работа с деформированным текстом"....

Урок по развитию речи. Мастерская. 4 класс. Тема: Родина.

Предлагаю конспект урока(мастерская), для проведения в 4 классе. Урок проводится по группам. На каждую ассоциацию(слуховую, зрительную, осязание, запах) ученики подбирают по 2-3 слова, которые заносят...

Разработка урока по развитию речи.

Представлена разработка урока по русскому языку. Тема:" Сочинение о зиме"...

Презентация к уроку по развитию речи в 4 классе

Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста...

Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.

Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития

Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...